История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Надпись Хирбет-Кейафы. Первые сведения.

Арен Майер

Здесь приводятся некоторые моменты, обсуждавшиеся на собрании в Еврейском университете на специальной сессии, посвященной надписи из Хирбет Кейафы.

Первый, Саар Ганор (Sa’ar Ganor), партнер Йоси Гарфинкеля (Yossi Garfinkel) на раскопках в Кейафе, представил обновление о раскопках в этом месте, в том числе последнего сезона. Он показал слайды о находках с различных участков, в том числе впечатляющую стену эскарповой галереи (casemate wall), двое ворот и другое. По всему раскопу есть слой раннего Железного века IIA (или, возможно, позднего Железного века I), который часто покрыт Эллинистическим слоем. Кроме некоторого количества Византийского материала в середине участка других стратифицированных материалов из других периодов нет (полное отсутствие Железного века IIb-c). Основываясь на углеродном анализе (а также на сравнительной типологии керамики), они датируют слой Железного века концом 11-го – началом 10 века до н.э. Наконец, он повторил их предположение об идентификации этого места как Шаараима (Shaarayim), упомянутого в Библии поблизости от Сохо (Socho) и Азека (Azekah).

Я бы добавил, что несомненно (увидев лично находки самых последних сезонов и посетив раскопки в этом и предыдущем сезонах) слой Железного века датируется поздним Железным веком I / ранним Железным веком IIA (конец 11-го – начало 10-го века до н.э.).

В следующей презентации Хагай Мисгав (Hagai Misgav) представил свое прочтение надписи. Принимая во внимание то, что прочитать надпись КРАЙНЕ трудно, он предположил следующее:

אל תעש [ ] ועבד א[ת]

שפט בואלמ [ ]אל?ט

א?ל? ובעלל

א[ ]מ ונקמ יסד מלכ ג[ת]?/פ[?]

סרנ? ע[...] מג/דרת

Итак, Хагай учитывает, что есть множество проблем и вопросов, но указывает на несколько моментов:

1) Исходя из наличия терминов типа אל תעש, язык надписи – иврит (а не финикийский);

2) По его мнению, есть некое повествование;

3) Он отмечает наличие царя - mlk (king), судьи - shofet (judge), раба/слуги - eved (servant/slave), возможно, филистимлянского царя - seren (philistine king);

4) Он твердо уверен (как и я), что так называемый протоханаанское письмо (которое он предпочитает называть ханаанским, а я – «архаичным алфавитным» (“Archaic Alphabetic”) продолжается в 9-ом веке, особенно в южном Ханаане параллельно с началом использования ранне-финикийского письма (как в надписи Зайит (Zayit)).

Хотя я должен предупредить, что данное прочтение является предположительным, это просто изумительно! Есть упоминания разных титулов, имен, возможно, богов (ba’al). Еще более интересно упоминание “YSD, king of Gath” – «YSD, царь Гата» (примечание: YSD – один из царей Экрона (Ekron) в царской надписи Экрона)

Это я еще не упомянул о более безумных реконструкциях, которые возникли у меня в голове, когда я увидел это прочтение.

Прорисовка надписи на найденном в Хирбет-Кейафе остраконе. При нажатии откроется  немного побольше.

После доклада Хагая было трое выступающих:

1) Выступила Ада Ярдени (Ada Yardeni) с несколько отличным прочтением, впрочем, согласующимся по многим (если не по большинству) пунктов с прочтением Хагая. Она прочла «шофет» дважды – в начале и в конце второй строки. У нее было множество комментариев о различных словах и прочтениях. Она полагает, что данная надпись являлась «черновиком» более монументальной.

2) Аарон Демски (Aaron Demsky) утверждал, что это некий вид списка наименований различных титулов в обществе – царь, бог, судья и т.д., и сравнивает его с аналогичными списками других культур. Полагает, что это упражнение в письме.

3) Шмуэль Ахитув (Shmuel Ahituv) был настроен более критично по отношению к прочтению Хагая и, например, не согласен со словом “seren”.

Заседание окончилось краткими ответами Хагая на некоторые комментарии.

Включая все, Хагай должен быть награжден аплодисментами за очень трудную работу и весьма интересное прочтение этого текста. Поскольку я уверен, что будет еще множество различных мнений о нем, несомненно, что бы текст ни значил, расположение, дата, контекст места и различные слова, которые можно прочесть, предоставляют ОЧЕНЬ важные новые данные о переходе от Железного века I к IIA в Иудее и Шфеле (Shephelah) и определенно требуют переосмысления многих твердо отстаиваемых мнений (и это верно для людей с обеих сторон «забора»).

Лично для меня, как «Гиттит» (“Gittite”, эти раскопки и надпись ОЧЕНЬ интересны и важны! Близость места раскопок, и, возможно, упоминание царя Гата (автор заметки - руководитель раскопок в Гате - JUDAEA.RU) и других аспектов в надписи превращает это в очень критичное сравнение с ситуацией в Гате этой фазы.

Я не буду разбирать все различные варианты, проистекающие из этой надписи из-за очень большого разнообразия тем. Я уверен, что по этому поводу будет много дебатов и дискуссий в следующие годы!

Короче, теперь нужно найти надпись из Гата, которая была отправлена в ответ на надпись Кейафы…

Дополнение. Перевод прочтения Мисгава

Пожалуйста, имейте в виду, что это ОЧЕНЬ грубый перевод. Учтите также невнятный перевод разных вещей, проблематичное прочтение, буквы, читающиеся несколькими способами и т.д.

Это определенно не должно рассматриваться как мое окончательное мнение. Это ВСЕГО ЛИШЬ очень грубый перевод общепринятого прочтения Мисгава!

אל תעש [ ] ועבד א[ת]

שפט בואלמ [ ]אל?ט

א?ל? ובעלל

א[ ]מ ונקמ יסד מלכ ג[ת]?/פ[?]

סרנ? ע[...] מג/דרת

(Очень) Грубый перевод прочтения Мисгава

Do not do [ ] and servant a[…]

Judge ….. [ ] El(?)…

El(?) and Ba’all

Pe[rso]n will revenge, YSD king (of) G[ath(?)]

Seren(?) a[…] from Gederot (?)

Не делай [ ] и раб/слуга а[…]

Судья …. [] Эль (?)…

Эль(?) и Ваал

[кто-то] отомстит, YSD царь Г[ата(?)]

Серен(?) a[…] из Гедерот (?)

 

 Арен Майер

О  раскопках в Хирбет-Кейафе

Сообщение и фото найденного остракона с надписью

палеоивритХирбет-Кейяфанадписирасшифровкаверсии 

21.10.2009, 5348 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

17.04.2012 22:44:08

На последней неделе

В первый день страстной недели христиане вспоминают о событиях, произошедших с Иисусом из Назарета во время его последнего пребывания в Иерусалиме. Я предлагаю вашему вниманию одну из возможных версий развития этих событий. Она сложилась у меня на основании анализа текстов Ветхого и Нового Заветов, а также некоторых исторических трудов и художественных произведений. Не судите слишком строго: я всего лишь попытался представить, что могло произойти с человеком, которого звали Иисус из Назарета в Иерусалиме почти две тысячи лет назад в дни еврейского праздника Песах.

Юрий Полторак

ИерусалимПасхаИисусбиблияПонтий Пилатверсии 

02.03.2009 09:40:22

Нелегкая победа Адриана

Внимательное изучение короткого упоминания у Кассия Диона в связи с давно и недавно обнаруженными надписями показывает, что Второе Восстание бросило серьезный вызов римской военной мощи и нанесло постыдную рану римскому самолюбию и гордости. Малочисленный народ в небольшой провинции осмелился восстать во второй раз против могущественного Рима. Евреи, причиняя огромные потери римским силам, оказались в состоянии заставить защищаться империю на протяжении почти четырех лет.  Кроме того, анализ фактов наводит на мысль, что восстание распространилось за пределы Иудеи в Аравию  и, возможно, в Галилею. По словам Ханны Коттон из Еврейского университета в Иерусалиме, «Второе Восстание потрясло самые основы Римской империи».

Вернер Эк (By Werner Eck)

надписиИудеявосстаниеБар-КохбаАдрианРим 

13.01.2009 18:09:25

Хирбет-Кейафа: Шаарим

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)  

раскопкиИзраильнаходкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

21.12.2009 14:50:40

В Нацерете раскопали домик эпохи Иисуса

Археологам управления древностей, работающим на раскопках в старом городе Назарета, впервые удалось обнаружить сохранившееся жилое здание римского периода – I-II века новой эры.

Здание было обнаружено возле церкви Благовещения, построенной в 1969 году на останках трех древних церквей, старейшая из которых относится к ранневизантийской эпохе и датируется четвертым веком новой эры. Согласно библии, на том месте, архангел Гавриил сообщил деве Марии об ожидаемом рождении Христа.

Израильнаходкибиблия 

13.08.2008 09:40:34

Археологи нашли римский храм на севере Израиля

Экспедиция Института археологии иерусалимского Еврейского университета нашла остатки храма римского времени на раскопках в национальном парке Циппори (Нижняя Галилея). Храм, был скрыт фундаментом древней византийской церкви. Предположительно, он был посвящен греческому Зевсу и Тихе (Тюхе), богине случая и судьбы. Размеры помещения составляют 24 на 12 метров.

ИзраильраскопкиЦипори 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100