![]() |
||||||||
|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Деревня разрушена, восставший обезглавлен![]() Как Адриан подавил Второе иудейское восстание в Хорват ЭтриБоаз Зиссу (Boaz Zissu) Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г. Представляем статью, опубликованную в журнале Biblical Archaeology Review (сент./окт. 2007 г.) Римский историк второго-третьего века Кассиус Дио (Cassius Dio) объявил, что римляне разрушили 985 еврейских деревень во время подавления так называемого Восстания Бар-Кохбы, или Второго Восстания. Я полагаю, что мы обнаружили одну из таких деревень в месте, известном теперь в качестве Хорват Этри (Horvat 'Ethri), всего в 15 милях к юго-западу от столицы восставших Бетар (Bethar). В конце восстания деревня Этри была безжалостно разрушена и сожжена. Мужчины, женщины и дети были похоронены в общей могиле. Изучение остатков костей указывает на то, что некоторые из жертв были обезглавлены. Меч оставил рубленые отметки на их шейных позвонках.
Может быть, что наиболее важно, наши раскопки Хорват Этри извлекли из безвестности типичную еврейскую деревню, испытавшую на себе военную мощь Рима и во время Первого Восстания (66-70 г.г. н.э.), когда был разрушен Храм, и во время Второго Восстания под руководством Бар-Кохбы (132-135 г.г. н.э.). До наших раскопок не было известно даже древнее название деревни. В упоминаниях этого места в течение последних нескольких сотен лет его называют по-разному - Хорват Шуа (Horvat Shu‘a), Хирбет Умм Эс-Сувейд (Khirbet Umm es-Suweid), Хорват Хоа (Horvat H.oah) и, как сказано в разрешении на раскопки, выданном Управлением Древностей (Israel Antiquities Authority), Хирбет эль-Хи (Khirbet el-Hih), что, вероятно, является опечаткой. При любом раскладе все эти названия ошибочны. Мы обнаружили то, что могло быть древним названием этого места, на остраконе, глиняном черепке с нанесенной на нем надписью. Он был в яме, наполненной сотнями разбитых кувшинов и горшков для приготовления еды, вероятно, сброшенными туда евреями, которые пытались восстановить деревню после ее разрушения во время Первого Восстания. Среди этих черепков мы нашли 28 с надписями характерным квадратным еврейским письмом, которое используется до сих пор. На большей части черепков было по одной букве или числу, возможно, для записи какой-то системы управленческой классификации или погрузки. Но на одном из них было название Этри (‘Ethri). Хорват Этри значит всего лишь «развалины Этри». В результате наших раскопок оно стало официальным названием этого места, что подтверждено Комиссией по официальным наименованиям (Israel Official Names Commission).
Название, возможно, отсылает к еврейскому историку Иосифу Флавию, который оставил длинное и подробное описание Первого Восстания. Он говорит о сожженной римлянами деревне, которая географически соответствует этому месту. Мы обнаружили пепел там, где предположительно была точка римской атаки во время Первого Восстания, по-видимому, в подтверждение описания Иосифа Флавия. Название, которое дает он, - Кафетра (Caphetra) или Кфар Этри (Kfar ‘Ethra), деревня Этра, название которой теперь восстановлено. Авторитетный английский перевод Иосифа Флавия в сноске к упоминанию Кафетры указывает, что это место еще не идентифицировано. В следующем издании эта сноска должна быть изменена. Богатые археологические свидетельства рассказывают, как жители Этри добывали средства к существованию до момента разрушения деревни во время Первого Восстания, и, несомненно, позже. Каменные винные прессы, чаны фильтрации (filtration vats) и сборные чаны (collecting vats) являются свидетельством виноделия. Маслодавильни для оливок указывают на дополнительную сельскохозяйственную культуру. На остраконе написаны сокращения для сушеных фиг, что предполагает еще один сельскохозяйственный продукт. Вырезанный в камне колумбарий, или голубятня, говорит о том, что жители деревни разводили голубей. Ткацкие принадлежности и веретена свидетельствует о прядении и ткачестве. Дома были скромными - никаких излишеств. Центральный внутренний двор был окружен рядами квадратных помещений, построенных из грубо отесанных булыжников. Только углы, дверные и оконные косяки были более тщательно обработаны. Архитектурный орнамент практически отсутствует - даже стены не окрашены. Только одно помещение было покрыто белой штукатуркой. Остальные каменные стены, вероятно, были обмазаны глиной. Полы были из утоптанной земли, положенной на плиты из известняка или на отесанный камень. Табун (tabun טַבּוּן) (печь для приготовления еды) в углу комнаты была сложена из толстой грубой глины и покрыта керамическими черепками и землей. В дополнение к воде из колодцев дождевая вода с крыш и с каналов на уровне земли наполняла общественные и частные резервуары. Однако, дома обладали одной особенностью как во время Первого, так и Второго Восстания. Под многими из них были строения, высеченные в скале. Вход в подземную часть каждого из этих домов осуществлялся через шахту или по лестнице, за которыми следовал извилистый туннель, который вел в одно или два помещения. Некоторые из этих систем туннелей были более сложными и протяженными, с частями, соединенными подземными ходами. В мирное время эти подземные сооружения могли использоваться в качестве хранилищ. А во время восстаний они были пещерами-убежищами, где жители деревни могли спастись во время римских атак. Но эти пещеры были большим - тайными местами, где еврейские бойцы могли прятаться, а затем быстро напасть из засады на римлян. Кассиус Дио ярко описывает ситуацию: «Они (евреи) не смели состязаться с римлянами на открытом пространстве, но заняли выгодные позиции на местности и укрепились шахтами и стенами, чтобы у них было место спрятаться всякий раз, когда окажутся атакованы, и собраться вместе незамеченными под землей; и они проделали отверстия сверху в этих подземные ходы через промежутки, чтобы был воздух и свет.» Можно задать вопрос, откуда известно, что Этри была еврейской деревней. Отчасти это география. Известно, что в этом районе, Иудейской Шфеле (the Judean Shephelah), жили евреи. Но есть и более серьезное археологическое свидетельство. Во-первых, конечно, были многочисленные бассейны для ритуальных омовений, миквы (mikva'ot). Во избежание утечек они были выложены водостойкой штукатуркой. Каждый из них соответствует религиозным требованиям. Вода должна поступать туда естественным путем, не из запасов. Каждый содержит не менее 40 сеа (seahs) воды, достаточно чтобы обеспечить глубину для полного погружения. Другой признак этнической принадлежности жителей деревни - множество фрагментов каменных чаш и других сосудов. Эти сосуды сделаны из белого известняка и были либо обработаны на токарном станке, либо обтесаны вручную, а иногда и то, и другое. Эти каменные сосуды типичны для мест, где жили евреи, так как, в отличие от обожженной глиняной керамики, на каменные сосуды, согласно еврейским законам (Mishnah Kelim 10:1; Mishnah Betzah 2:9; Mishnah Parah 3:1), не распространялось понятие «нечистоты». Похоронные обычаи жителей также указывают на то, что они были евреями. Как и иерусалимцы в тот же период непосредственно перед Первым Восстанием, жители деревни хоронили умерших в специальных высеченных в скале пещерах. Погребальные пещеры были расположены на склонах снаружи деревни. В них ведут квадратные отверстия, изначально закрытые запирающим камнем. Внутри находится квадратная камера, в центре которой - углубление. По краям и сзади - по пояс высотой похоронные скамьи. Иногда в стене выбиты перпендикулярные ниши (loculi или на иврите kochim); в каждую помещалось тело. Так же, как в Иерусалиме, спустя год или что-то около этого, когда плоть высохла, кости помещались в специальные ящики из известняка - оссуарии. Хотя в Этри могилы были разграблены, мы обнаружили фрагменты разбитых оссуариев. Другое свидетельство «еврейскости» более тонкое: полное отсутствие привозных сосудов, в том числе банальных штампованных ручек от амфор с Родоса (Rhodes) и других мест греческого мира. Эти широко распространенные штампованные ручки остаются от амфор с вином. Отсутствие этих сосудов в Этри предполагает, что жители этой деревни не желали вина, сделанного неевреями. Согласно строгим еврейским законам, евреям разрешено пить вино, произведенное только евреями (Между прочим, отсутствие родосских винных сосудов также отмечено и в Иерусалиме). После Первого Восстания поселение на короткий период было заброшено. Затем жители деревни (или, может быть, другие евреи) пришли, чтобы восстановить ее. Новая деревня была примерно в половину старой - около 1,5 акров вместо 3. Однако, когда деревня была отстроена заново, новое общественное здание было сооружено на открытом месте. Мы его обозначаем просто М1. Я полагаю, что это было общее здание всей деревни или синагога. М1 - простое прямоугольное строение с единственным входом, расположенным в длинной стене. Это то, что археологи называют «главной комнатой» (broad room), как противоположность «длинной комнате» (long room). В нашей реконструкции крышу поддерживали три колонны, состоящие из стержня колонны и дорической капители наверху. Мы обнаружили один стержень колонны и капитель, использованную повторно, в другой комнате. Два квадратных пьедестала и основание третьего были на своих местах. Фрагменты покрытого плесенью каменного карниза были найдены снаружи, поэтому в нашей реконструкции мы поместили его сверху на стену прямо под потолком. Иначе выглядело бы, что там вообще не было никаких внутренних украшений. Снаружи здания был длинный узкий нартекс или вестибюль. На обоих концах были входы. Перед одной частью нартекса был длинный узкий внутренний двор или атриум. С одной стороны двора ступени вели вниз к большой микве; вероятно, это была публичная миква. Вторая, меньших размеров миква была расположена около одного из входов в нартекс. Мы обнаружили каменные солнечные часы в этой микве.
Под зданием были три более ранних убежища, каждое из которых состояло из входной шахты, коридора и небольшого помещения. Они были соединены двумя длинными проходами, которые также вели к двум большим подземным резервуарам с водой. Часто первая реакция людей на предположение о том, что это здание было синагогой: «А где ниша для Торы?». Они имеют в виду ковчег, где хранится Святое Писание.
Поскольку является общепризнанным тот факт, что синагога была установившимся институтом еще до разрушения римлянами Храма в 70 г. н.э., ковчег для Торы был принят значительно позже. Археологические свидетельства, важные древние надписи, а также древние тексты подтверждают существование этих древних синагог. И Иосиф Флавий, и раввинистические тексты, и Новый Завет - все упоминают их. Новый Завет упоминает синагоги в Назарете (Nazareth) (Марк 6:2, Лука 4:16-30), Капернауме (Capernaum) (Марк 1:21-29, Лука 4:31-38; 7:5, Иоанн 6:59), в других местах Галилеи (Марк 1:39; 3:1; Матфей 4:23; 9:35; Лука Luke 4:15; 13:10-21; Иоанн 18:20) и в Иерусалиме (Деяния 6:8-9; 22:19; 24:12; 26:11). Известная надпись, т.н. Надпись Теодота (Theodotus Inscription), обнаруженная во время раскопок в Иерусалиме в начале 20-го века, написана на дощечке из синагоги, построенной по крайней мере за сотню лет до разрушения Храма. Примеры действовавших синагог периода до разрушения Храма были найдены в Масаде (Masada) и Иродионе (Herodium) в Иудейской пустыне, в Гамле (Gamla) на Голанских высотах и в хасмонейском Иерихоне (Jericho). Ни в одной из них не было ниши или ковчега для Торы. В то время футляр для Торы был переносным, и его приносили в синагогу, когда было надо. Поэтому отсутствие ниши или ковчега для Торы в Этри не должно быть удивительным. Почему я полагаю, что это была синагога? Во-первых, размер зала - 42 на 23 фута - делает его самым большим сооружением в деревне. Дополнительное указание на это - расположенная рядом миква. Еще один момент - ориентация здания. Входящий в него оказывается обращенным лицом к Иерусалиму. Иерусалимский Талмуд гласит: «Молящиеся вне пределов Страны Израиля, повернитесь лицом к Земле Израиля [для молитвы]... Молящиеся в Земле Израиля, повернитесь лицом к Иерусалиму... Молящиеся в Иерусалиме, повернитесь к Храмовой Горе» (Berakhot 4:6).
К тому моменту, когда это было написано, молитва была основным предназначением синагоги, но многие ученые сомневаются, что в период до разрушения Храма в синагогах молились. Надпись Теодота (Theodotos Inscription) упоминает много вариантов использования синагоги - в качестве места изучения Святого Писания и даже пристанища для приехавших в город, но как место молитвы - нет. В период до разрушения Храма синагога функционировала как общинный центр, особенно для изучения и сбора милостыни. В период между Первым и Вторым Восстаниями, когда Этри была восстановлена, раввины уже перенесли в синагогу многочисленные религиозные и литургические функции, осуществлявшиеся обычно в Храме: основные молитвы, псалмы, благословения и трубление в шофар (бараний рог) в шабат на Новый Год.
М1 - явно общественное здание еврейской деревни во время, когда у каждой еврейской общины была синагога. Я утвердился в своем предположении о том, что М1 было синагогой, по результатам раскопок в других еврейских деревнях этого периода. Подобные М1 простые строения были недавно обнаружены в еврейских деревня того же периода в Кирьят Сефере (Qiryat Sefer) и Хирбет Умм-эль-Умдане (Khirbet Umm el ‘Umdan.). После тщательных раскопок археологи, их проводившие, пришли к выводу, что эти здания были синагогами. В конце Второго Восстания Этри была безжалостно разрушена. Слой пепла покрывал пол здания в центре поселения. На полу одной из комнат мы обнаружили денарий Бар-Кохбы (перечекан на римской монете) с обожженным пятном. Две серебряных монеты, найденный в другом месте раскопа, были сплавлены огнем вместе. Стеклянные фрагменты были деформированы жаром пламени. Большая миква снаружи синагоги была использована в качестве общей могилы. Черепа и кости, как минимум, 12 людей были туда сброшены - мужчины, женщины и дети. Одна из женщин была предположительно беременна - были найдены кости плода. Д-р Йоси Нагар (Dr. Yossi Nagar), археолог Израильского Управления Древностей, осмотрел кости. Он сделал заключение, что они были на какое-то время оставлены на месте гибели людей и только позднее собраны и захоронены в микве. Он также исследовал рубленые отметины на шейных позвонках одного из мужчин. Тот был обезглавлен. В общем, наши раскопки говорят в пользу достоверности описания Дио. Он мог преувеличивать, но похоже, что в главном он был точен: «50 из [еврейских] наиболее важных форпостов и 985 их наиболее известных деревень были сровнены с землей. 585 000 человек были убиты в различных вылазках и битвах, а также множество тех, что погибли от голода, болезней и огня было обнаружено позднее. Таким образом, почти вся Иудея обезлюдела» Этри никогда больше не была заселена евреями. Боаз Зиссу (Boaz Zissu) Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.
Дополнение 1. Окапывание для победы: современная тактика как эхо древней.На протяжении истории гражданское население и партизаны рыли подземные ходы, чтобы спасаться или получать тактическое преимущество перед более сильными врагами. В Израиле подземные тоннели и пещеры, датируемые временами Великого Восстания (66-70 г.г. н.э.) были обнаружены в Галилее, а другие, относящиеся ко времени восстания Бар-Кохбы (132-135 г.г. н.э.), похожие на найденные в Хорват Этри, - около Бейт Гурвина (Beit Guvrin) и Лахиша (Lachish). В другом месте на века раньше н.э. жители Каппадокии (Cappadocia) (которая сейчас является юго-восточной частью Турции) выкопали сеть из 150-200 подземных жилищ ,которые служили убежищами во вермя войн. (В некоторых из больших подземных городов, таких, как Деринкую (Derinkuyu), тысячи людей могли жить несколько месяцев.) Некоторые из них были позднее использованы ранними христианами, спасавшимися от рук римлян. Во время монгольского вторжения в Афганистан (1221 г. н.э.) афганцы прятались от захватчиков в рукотворных ирригационных шахтах и туннелях (называемых на местном наречии karez). Спустя века в 1979-1989 гг. афганские моджахеды прятались от преследовавших их советских войск в тех же karez. Моджахеды также пользовались горными пещерами естественного происхождения как командными постами и подготовительными площадками для своих операций. Многие из них использовались боевиками Талибана и аль-Каеды во время вторжения США в Афганистан в 2001. Во время войны во Вьетнаме (1963-1975) Вьетконг построил в Южном Вьетнаме разветвленную сеть туннелей для защиты от американской огневой мощи и для проведения оттуда атак. Два примера этого - подземная деревня Винх Мок (Vinh Moc) (жилище 400 человек в течение 6 лет) и участки печально известных туннелей в Ку Чи (Cu Chi) (крупный комплекс, состоящий из туннелей общей протяженностью более 75 миль) - живы до сих пор в качестве туристических достопримечательностей. Майкл Эйзенштадт, Вашингтонский институт Ближневосточной Политики(Michael Eisenstadt, The Washington Institute for Near East Policy)
14.02.2009, 9404 просмотра.
Также читайте:12.11.2009 22:20:10
![]() На фестивале археологических фильмов в Роверето итальянские ученые, братья-близнецы Анджело и Альфредо Кастильони (Alfredo e Angelo Castiglioni), представили результат своей работы, который моментально был объявлен сенсационным. Кастильони заявили, что нашли в пустыне Сахара останки погибшей армии древнеперсидского царя Камбиса II, покорителя Египта, сына Кира II Великого. О походе 50 тысяч воинов в африканские оазисы писал Геродот, однако, так как раньше никаких следов войска найти не удавалось, эти события считались легендарными. Выводы итальянских археологов, напротив, полностью подтверждают версию древнегреческого историка. Кирилл Головастиков 30.11.2007 17:49:27
![]() Когда мы полгода назад переезжали в Модиин, главным аргументом было местоположение: двадцать минут на машине до Иерусалима, и примерно столько же — до Тель-Авива. Евгений Озеров 19.10.2007 23:33:46
Иерусалим. Как рождаются великие открытия. ![]() Там, в захоронении времён Первого Храма, нашим проводником была сделана одна из самых выдающихся находок в археологии Святой Земли, которую можно по значимости сравнить, пожалуй, лишь с Кумранскими рукописями. Я предвкушала его рассказ несколько недель! Зоя Брук
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|