История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

Борьба с потрясавшими империю мятежами и вторжениями варваров сопровождалась ужесточением внутренней политики. При энергичной поддержке Феодосия  ортодоксальное христианское течение взяло верх над арианской ересью12 . Вместе с тем император нанес окончательный удар по языческим культам.   Победа христианства сопровождалась разрушением уцелевших храмов и античных библиотек. Так в Александрии толпа сожгла храм Сераписа, где погибли остатки александрийской библиотеки (391 г.). В 394 г. Феодосий запретил проведение Олимпийских игр.

После разгрома войск Арбогаста и Евгения, Феодосию удалось объединить под своей властью империю, но спустя четыре месяца, по пути из Рима он занемог в Медиолане и умер 17.01.395 г.

Согласно его завещанию империя была разделена между его сыновьями: Августом Запада стал одиннадцатилетний Гонорий (провозглашенный цезарем в Константинополе 23.11.393 г.), Августом Востока  - восемнадцатилетний Аркадий.

Таким образом, в 395 г. произошло окончательное разделение империи на два государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Хотя во главе той и другой стояли родные братья и сыновья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой империи, управляемой двумя императорами, де-факто это были два самостоятельных государства со своими столицами и своими императорскими дворами. Интересно отметить, что ни люди того времени, ни сам Феодосий не соединяли с делением  империи на две половины представления о существовании двух самостоятельных государств. Орозий13 по этому поводу писал: «Аркадий и Гонорий начали сообща держать империю, имея только различные резиденции» [4].

Наибольшее влияние на судьбы евреев и Эрец-Исраэль оказали события, произошедшие на Востоке некогда единого государства. Августа Востока Аркадия античные авторы описывали такими словами: «Малого роста, сухощавый, слабосильный, он имел смуглый цвет лица; вялость его души обличал характер его речи и свойство глаз, которые смыкались сонливо и болезненно» [5]. Опекуном слабосильного Аркадия Феодосий оставил Руфина, занимавшего с 393 г. пост префекта претория, уроженца г. Элуза в Южной Галлии. Это был человек с большим самомнением, представительной наружности и с бойкой речью. Властный характер Руфина вызвал вражду к нему в придворных кругах. Заклятым врагом Руфина стал евнух Евтропий, хранитель священной опочивальни. Активное участие в заговоре принял и Стилихон (опекун Августа Запада  - Гонория), который рассчитывал таким образом взять в свои руки власть в обеих империях. Но его мечтам не суждено было сбыться. Когда Руфина убили во время проведения смотра войск, власть захватил евнух Евтропий.

Отличавшийся склонностью к коррупции, евнух благосклонно относился к евреям. Именно под его влиянием император принял ряд законопроектов, оказавших существенное влияние на судьбу евреев. Эдиктом 395 г. императорским чиновникам под страхом тюремного заключения запрещалось устанавливать цены на рыночные товары, доставляемые евреями.  Право регулирования цен предоставлялось самим евреям. Кроме того, в законе есть упоминание об иммунитете евреев перед эдиктом Диоклетиана о максимальных ценах14. Иммунитет евреев подтверждался и в другом эдикте Аркадия: «Достаточно известно, что секта евреев не ограничена никаким законом в правах своих» (ibidem XVI. 8,9). В 396 г. Аркадий приказал комиту15 Востока Клавдиану ограждать Наси Йехуду IV от любых притеснений. В 397 г. он предписал префекту Иллирии не допускать ущемления прав евреев и охранять их синагоги от любых посягательств «за их обычное миролюбие»[14]. Более того, Наси и руководство еврейских общин пользовались теми же привилегиями, что и христианское духовенство, и были освобождены от уплаты куриальных налогов16. В этом отношении Аркадий руководствовался законами, изданными Константином I, Констанцием II, Валентом и Валентинианом  I. В 404 г. Аркадий вновь подтвердил привилегии Наси и прочих должностных лиц еврейских общин, ссылаясь на пример отца своего, Феодосия. Все указанные законы помещены в хронологическом порядке в разделе «Дигест»17 озаглавленном «De judaeis coeliiolis et samaritanis». В феврале 398 г. Аркадий постановил, что евреи имеют право по соглашению с противной стороной избирать в качестве судей своих или других должностных лиц. Но исполнение приговоров оставили в компетенции специально назначенных лиц. Во всех вопросах, не касавшихся религии, евреи подчинялись требованиям римского права. В 399 г. был издан эдикт, согласно которому евреи, в том числе и руководство еврейских общин, должны были платить куриальные налоги. Действие эдикта распространялось на всех евреев (quicundue ex judaeis), за исключением служителей синагог (Corpus XII, I. 165). Этот закон не противоречил другим эдиктам Аркадия. Так называемый  «судовой» эдикт 390 г., регулировавший взаимоотношения евреев и самаритян в Александрии, неоднократно подтверждался как императорами Валентинианом  II и Феодосием  I,  так и впоследствии Аркадием. Из других эдиктов Аркадия, принятых под влиянием Евтропия, следует отметить эдикт, предостерегающий от крещеных евреев, из нечистых побуждений стремящихся в лоно церкви.

Судьба императорского сановника, оставившего заметный след в истории еврейского народа, сложилась трагически. В 396 г., упрочив свое положение, Евтропий добился возведения в сан патриция, до тех пор недоступный для евнухов. В 398 г., встав во главе императорских войск, он изгнал гуннов из Армении. После этого Евтропия провозгласили консулом, что вызвало раздражение на Западе (по установившейся традиции одного консула провозглашали в Константинополе, а второго в Риме; Западная империя не признала провозглашения консулом евнуха). Своекорыстие и властолюбие всесильного временщика вызвали ненависть многих, и в 399 г., Евтропия по настоянию императрицы Евдоксии отправили в ссылку, а в 409 г.  казнили.

После смещения Евтропия, Аркадий попал под сильное влияние императрицы Евдоксии. По-видимому он очень сильно любил ее, так как не пережил ее ранней смерти и умер вскоре после нее на тридцать первом году жизни и на тринадцатом году самостоятельного правления. Смерть Аркадия наступила 1.05.408 г. В своем завещании он написал лишь имя своего сына Феодосия, как законного наследника и преемника верховной власти.

Не замирала в эти годы и жизнь в Эрец-Исраэль, где в период между 375 и 400 годами, и методов, напряженный труд амораев18 увенчался окончанием работы над Иерусалимским Талмудом (Талмуд Йерушелми). Согласно традиции наиболее весомый вклад в редактирование Иерусалимского Талмуда внес рабби Иоханан, крупнейший аморай Эрец-Исраэль. Косвенным образом влияние рабби Иоханана подтверждается тем, что Галаха19 в Иерусалимском Талмуде почти всегда следует его мнению.  Иерусалимский Талмуд представляет собой фундаментальный труд, в котором суммировалось все то,  что было изучено и обновлено в течение 150 – 200 лет после завершения редактирования Мишны. Иерусалимский Талмуд построен в форме комментария к Мишне с частыми отступлениями от основной темы. В нём приводятся решения разных проблем, выяснение галахических норм и методов, а так же дополнения к Мишне, отвечающие на запросы действительности. Значение Иерусалимского Талмуда состоит в его решающем влиянии, как на образ мыслей, так и на жизненный уклад евреев Эрец-Исраэль. Тем не менее он не получил широкого признания вне Святой Земли. Причиной тому стало резкое ослабление связей между евреями Эрец-Исраэль и диаспорой.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что побудило амораев Эрец-Исраэль ускорить работу по редактированию Иерусалимского Талмуда. Большинство исследователей связывают активизацию творческой работы амораев с резким ухудшением политического положения в Эрец-Исраэль. По мнению ученых именно политическая напряженность вынудила мудрецов поспешить с редактированием и завершить его, пока еще действуют центры изучения Торы, и продолжается галахическое творчество. Амораи опасались, что дела пойдут совсем плохо и Учение, созданное в Эрец-Исраэль, будет забыто. Дальнейший ход истории подтвердил обоснованность их опасений.

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

23.02.2010, 25553 просмотра.

Читать дальше:
2 3 4 5 6 7



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

08.07.2010 22:12:43

Храмовая гора

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней. 

Натали Палант

ИерусалимбиблияхристианствоверсииХрамиудаизмпрогулкаэкскурсия 

02.07.2011 22:49:16

Трилогия о Via Dolorosa.

Улица Via Dolorosa, она же путь страданий, она же Крестный ход - самая популярная аттракция для паломников всех мастей в Иерусалиме. Когда то давным-давно, лет 10 назад, первый раз оказавшись в Старом городе, я знала только о существовании двух мест: о Стене плача возле Храмовой горы и о Храме Гроба на Виа Долороса. Стену плача мне удалось найти довольно легко. А вот с Виа Долороса вышла заминка. С одной стороны, я ее вроде нашла, с другой стороны, я ее сразу потеряла.

Натали Палант

ИерусалимпрогулкаэкскурсиябиблияСтарый городхристианство 

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

16.02.2008 23:14:37

Землетрясение раскололо Храмовую гору

В пятницу, незадолго до традиционной молитвы мусульман на Храмовой горе, на территории комплекса мечетей, недалеко от мечети Купола Скалы (мечеть Золотого Купола, Кипат а-села) образовался провал в почве величиной два на полтора метра, примерно метровой глубины.

Xранители мечети Аль-Акса заявили, что гору разрушают проводимые Израилем в этом районе археологические раскопки. Мусульмане уверены, что в ходе раскопок евреи нарочно роют туннели и подкопы под Храмовую гору, чтобы разрушить мечеть Аль-Акса и другие святыни ислама.

ИерусалимХрамовая гора 

31.03.2008 17:25:27

Клинописная табличка зафиксировала падение астероида

Два британских ученых предложили оригинальное прочтение ассирийской круглой клинописной таблички VIII века до нашей эры: они полагают, что в ней упомянута траектория полета астероида, виновного в образовании кратера близ австрийского города Кофельс в конце IV тысячелетия до нашей эры.

Круглая табличка, ныне находящаяся в собрании Британского музея, была найдена в середине XIX века крупнейшим британским ассирологом Остином Генри Лейардом при раскопках Ниневии. На ней изображены некоторые созвездия, и рисунки снабжены комментариями. Табличка является поздней ассирийской копией шумерского оригинала. Ее прочтение породило многочисленные гипотезы.

Месопотамия 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100