История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

Борьба с потрясавшими империю мятежами и вторжениями варваров сопровождалась ужесточением внутренней политики. При энергичной поддержке Феодосия  ортодоксальное христианское течение взяло верх над арианской ересью12 . Вместе с тем император нанес окончательный удар по языческим культам.   Победа христианства сопровождалась разрушением уцелевших храмов и античных библиотек. Так в Александрии толпа сожгла храм Сераписа, где погибли остатки александрийской библиотеки (391 г.). В 394 г. Феодосий запретил проведение Олимпийских игр.

После разгрома войск Арбогаста и Евгения, Феодосию удалось объединить под своей властью империю, но спустя четыре месяца, по пути из Рима он занемог в Медиолане и умер 17.01.395 г.

Согласно его завещанию империя была разделена между его сыновьями: Августом Запада стал одиннадцатилетний Гонорий (провозглашенный цезарем в Константинополе 23.11.393 г.), Августом Востока  - восемнадцатилетний Аркадий.

Таким образом, в 395 г. произошло окончательное разделение империи на два государственных образования: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Хотя во главе той и другой стояли родные братья и сыновья Феодосия, а в юридической теории сохранялась идея единой империи, управляемой двумя императорами, де-факто это были два самостоятельных государства со своими столицами и своими императорскими дворами. Интересно отметить, что ни люди того времени, ни сам Феодосий не соединяли с делением  империи на две половины представления о существовании двух самостоятельных государств. Орозий13 по этому поводу писал: «Аркадий и Гонорий начали сообща держать империю, имея только различные резиденции» [4].

Наибольшее влияние на судьбы евреев и Эрец-Исраэль оказали события, произошедшие на Востоке некогда единого государства. Августа Востока Аркадия античные авторы описывали такими словами: «Малого роста, сухощавый, слабосильный, он имел смуглый цвет лица; вялость его души обличал характер его речи и свойство глаз, которые смыкались сонливо и болезненно» [5]. Опекуном слабосильного Аркадия Феодосий оставил Руфина, занимавшего с 393 г. пост префекта претория, уроженца г. Элуза в Южной Галлии. Это был человек с большим самомнением, представительной наружности и с бойкой речью. Властный характер Руфина вызвал вражду к нему в придворных кругах. Заклятым врагом Руфина стал евнух Евтропий, хранитель священной опочивальни. Активное участие в заговоре принял и Стилихон (опекун Августа Запада  - Гонория), который рассчитывал таким образом взять в свои руки власть в обеих империях. Но его мечтам не суждено было сбыться. Когда Руфина убили во время проведения смотра войск, власть захватил евнух Евтропий.

Отличавшийся склонностью к коррупции, евнух благосклонно относился к евреям. Именно под его влиянием император принял ряд законопроектов, оказавших существенное влияние на судьбу евреев. Эдиктом 395 г. императорским чиновникам под страхом тюремного заключения запрещалось устанавливать цены на рыночные товары, доставляемые евреями.  Право регулирования цен предоставлялось самим евреям. Кроме того, в законе есть упоминание об иммунитете евреев перед эдиктом Диоклетиана о максимальных ценах14. Иммунитет евреев подтверждался и в другом эдикте Аркадия: «Достаточно известно, что секта евреев не ограничена никаким законом в правах своих» (ibidem XVI. 8,9). В 396 г. Аркадий приказал комиту15 Востока Клавдиану ограждать Наси Йехуду IV от любых притеснений. В 397 г. он предписал префекту Иллирии не допускать ущемления прав евреев и охранять их синагоги от любых посягательств «за их обычное миролюбие»[14]. Более того, Наси и руководство еврейских общин пользовались теми же привилегиями, что и христианское духовенство, и были освобождены от уплаты куриальных налогов16. В этом отношении Аркадий руководствовался законами, изданными Константином I, Констанцием II, Валентом и Валентинианом  I. В 404 г. Аркадий вновь подтвердил привилегии Наси и прочих должностных лиц еврейских общин, ссылаясь на пример отца своего, Феодосия. Все указанные законы помещены в хронологическом порядке в разделе «Дигест»17 озаглавленном «De judaeis coeliiolis et samaritanis». В феврале 398 г. Аркадий постановил, что евреи имеют право по соглашению с противной стороной избирать в качестве судей своих или других должностных лиц. Но исполнение приговоров оставили в компетенции специально назначенных лиц. Во всех вопросах, не касавшихся религии, евреи подчинялись требованиям римского права. В 399 г. был издан эдикт, согласно которому евреи, в том числе и руководство еврейских общин, должны были платить куриальные налоги. Действие эдикта распространялось на всех евреев (quicundue ex judaeis), за исключением служителей синагог (Corpus XII, I. 165). Этот закон не противоречил другим эдиктам Аркадия. Так называемый  «судовой» эдикт 390 г., регулировавший взаимоотношения евреев и самаритян в Александрии, неоднократно подтверждался как императорами Валентинианом  II и Феодосием  I,  так и впоследствии Аркадием. Из других эдиктов Аркадия, принятых под влиянием Евтропия, следует отметить эдикт, предостерегающий от крещеных евреев, из нечистых побуждений стремящихся в лоно церкви.

Судьба императорского сановника, оставившего заметный след в истории еврейского народа, сложилась трагически. В 396 г., упрочив свое положение, Евтропий добился возведения в сан патриция, до тех пор недоступный для евнухов. В 398 г., встав во главе императорских войск, он изгнал гуннов из Армении. После этого Евтропия провозгласили консулом, что вызвало раздражение на Западе (по установившейся традиции одного консула провозглашали в Константинополе, а второго в Риме; Западная империя не признала провозглашения консулом евнуха). Своекорыстие и властолюбие всесильного временщика вызвали ненависть многих, и в 399 г., Евтропия по настоянию императрицы Евдоксии отправили в ссылку, а в 409 г.  казнили.

После смещения Евтропия, Аркадий попал под сильное влияние императрицы Евдоксии. По-видимому он очень сильно любил ее, так как не пережил ее ранней смерти и умер вскоре после нее на тридцать первом году жизни и на тринадцатом году самостоятельного правления. Смерть Аркадия наступила 1.05.408 г. В своем завещании он написал лишь имя своего сына Феодосия, как законного наследника и преемника верховной власти.

Не замирала в эти годы и жизнь в Эрец-Исраэль, где в период между 375 и 400 годами, и методов, напряженный труд амораев18 увенчался окончанием работы над Иерусалимским Талмудом (Талмуд Йерушелми). Согласно традиции наиболее весомый вклад в редактирование Иерусалимского Талмуда внес рабби Иоханан, крупнейший аморай Эрец-Исраэль. Косвенным образом влияние рабби Иоханана подтверждается тем, что Галаха19 в Иерусалимском Талмуде почти всегда следует его мнению.  Иерусалимский Талмуд представляет собой фундаментальный труд, в котором суммировалось все то,  что было изучено и обновлено в течение 150 – 200 лет после завершения редактирования Мишны. Иерусалимский Талмуд построен в форме комментария к Мишне с частыми отступлениями от основной темы. В нём приводятся решения разных проблем, выяснение галахических норм и методов, а так же дополнения к Мишне, отвечающие на запросы действительности. Значение Иерусалимского Талмуда состоит в его решающем влиянии, как на образ мыслей, так и на жизненный уклад евреев Эрец-Исраэль. Тем не менее он не получил широкого признания вне Святой Земли. Причиной тому стало резкое ослабление связей между евреями Эрец-Исраэль и диаспорой.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что побудило амораев Эрец-Исраэль ускорить работу по редактированию Иерусалимского Талмуда. Большинство исследователей связывают активизацию творческой работы амораев с резким ухудшением политического положения в Эрец-Исраэль. По мнению ученых именно политическая напряженность вынудила мудрецов поспешить с редактированием и завершить его, пока еще действуют центры изучения Торы, и продолжается галахическое творчество. Амораи опасались, что дела пойдут совсем плохо и Учение, созданное в Эрец-Исраэль, будет забыто. Дальнейший ход истории подтвердил обоснованность их опасений.

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

23.02.2010, 26363 просмотра.

Читать дальше:
2 3 4 5 6 7



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

18.08.2009 15:34:04

ЕВРЕИ И РИМ. НАКАНУНЕ ВЕЛИКОГО КРИЗИСА

 Убийство последнего представителя династии Антонинов, императора Коммода, последовавшее 31 декабря 192 г. н. э., стало зловещим предзнаменованием надвигавшегося на Римскую империю кризиса.

Александр Эльяшов

ИудеяиудаизмРиммишна 

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

16.03.2008 20:03:54

Могила Ирода Великого

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме, археолог Эхуд Нетцер (род. 1934г) на протяжении 35 лет своей профессиональной деятельности изучал всё, что связано с деятельностью Ирода. Заветной мечтой ученого было найти могилу царя. Ведь о месте его погребения было известно довольно точно — Иродион.

Аркадий Таль

ИзраильИродионИродианыраскопкинаходкиИудея 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

13.07.2008 23:48:42

В Израиле обнаружен морской амулет от сглаза: уникальной находке 2500 лет

Израильский спасатель Давид Шалом обнаружил на дне Средиземного моря в районе пляжа Пальмахим древний амулет, датируемый 5-4 веком до нашей эры. Об этом сообщило в воскресенье, 13 июля, Управление древностей Израиля. Спасатель совершал свой ежедневный заплыв, когда случайно заметил на дне моря необычный предмет. Нырнув, он достал мраморный диск диаметром около 20 сантиметров.

По словам археологов, Давид Шалом нашел древний амулет против дурного глаза — такие амулеты закрепляли на судах, чтобы оградить их от зла. Диск с одной стороны выпуклый, в его центре — отверстие, вокруг которого видны остатки двух нарисованных окружностей. Амулет изображал радужную оболочку глаза, он был укреплен на борту древнего военного корабля или грузового судна.

Израильнаходки 

07.10.2008 10:17:53

Севернее Иерусалима обнаружена могила сына Великого коэна

На территории Эрец-Биньямин, севернее Иерусалима, известной в еврейской истории как место проживания священников-коэнов (граничащей с Модиином, связанным с героями праздника Ханука, священниками-хасмонеями) , обнаружена могила сына одного из Великих коэнов.

При археологических раскопках, проводимых вдоль так называемого «кав-а-тефер» (линии раздела) , отделяющей территории, переданные по соглашению Осло под контроль арабской администрации, был обнаружен каменный саркофаг, на украшенной орнаментом крышке которого выбита надпись «Сын Великого коэна».

ИзраильИерусалимнаходкираскопки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100