История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И РИМ. КРУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ

Александр Эльяшов

С приходом к власти в Риме императоров-христиан, положение евреев в Эрец- Исраэль и других провинциях Римской империи резко осложнилось. Это объясняется тем, что в основу государственной идеологии была положена   религия не только оспаривающая у евреев право на толкование Библии, но и напрямую обвинившая их в Богоубийстве. При этом надо иметь в виду, что в ранних евангельских текстах не наблюдается  острой враждебности. Распятие рассматривалось, прежде всего, как дело рук самих римлян.  Но по мере развития традиции Нового Завета место споров с фарисеями, мудрецами и Первосвященником заняла полемика против евреев и иудаизма, а представление об отдельных евреях как врагах Иисуса сменилось демонизацией всего еврейского народа в целом.

Какие же события происходили в те далекие годы, как отразились они на судьбе евреев?

 Серьезные социально-экономические  изменения в римском обществе, которые произошли в  III  в. н. э., стали причиной ослабления императорской власти, политической анархии, растущего произвола со стороны военных и бюрократии. Произошедшие события можно охарактеризовать как глубокий политический кризис, вызванный  общей деградацией рабовладельческого общества, исчерпавшего все потенциальные возможности своего дальнейшего развития. В свою очередь охвативший империю политический хаос сопровождался невиданным по своему размаху экономическим кризисом.

Число занятых непосредственно в производстве сократилось из-за эпидемий и мобилизаций в армию,  требовавшей все больше и больше солдат. В запустение пришло сельское хозяйство, разорялись ремесленные мастерские. Эти причины привели к упадку торговли, усугубившемуся расстройством денежного обращения.

 Наиболее тяжелым для евреев был период между 235 и 260 гг. н. э., когда последствия кризиса охватившего империю проявились и в Эрец-Исраэль. Инфляция, обесценивание денег и рост налогов привели к обострению отношений между различными группами населения  Святой Земли, что вылилось в недовольство народа по отношению к Патриархату. Постепенно Наси1  все теснее объединялись с богатыми, а мудрецы с бедными слоями населения Святой Земли.

С 260 по 273 гг. Эрец- Исраэль  находилась под властью Пальмиры, что породило у части евреев тщетные надежды на изменения к лучшему, но войны, которые вели ее властители с персами, и последующее вторжение в Пальмиру войск римского императора Аврелиана2 положили им конец.

С приближением римлян войско Пальмиры практически без боя оставило Малую Азию.  Только близ Антиохии и Эмесы, были сделаны безуспешные попытки, дать отпор римлянам. Затем армия Аврелиана через пустыню двинулась к Пальмире3. Осада огромного города велась с невиданной ожесточенностью и сопровождалась большими потерями с обеих сторон. Падению  Пальмиры в немалой степени способствовало бегство властительницы Зенобии4 и ее сына. Не выдержав ужасов осады, они пытались бежать за Евфрат, но были настигнуты и взяты в плен римской кавалерией. Гарнизон Пальмиры сдался Аврелиану. Император пощадил город, а Зенобию и ее сына отправил в Рим.

Капитуляция Пальмиры означала, что Эрец-Исраэль, Египет и Месопотамия опять попали под власть империи. Но еще до возвращения императора в Рим, местное население вновь восстало против ненавистного римского ига. Аврелиан вернулся в Сирию и неожиданно появился под стенами Пальмиры, где царем провозгласили некоего Антиоха. На этот раз город ждала беспощадная расправа.  В 273 г. римляне стерли с лица земли мятежную Пальмиру, а на ее развалинах развернули военный лагерь. Из Сирии император направился в Египет, где огнем восстания была охвачена Александрия. Возмущение возглавил богатый купец и промышленник Фирм.  Александрия оказала римскому войску упорное сопротивление, за что император приказал разрушить городские стены и лишить ее части территории. Вне всяких сомнений, произошедшие события обернулись для евреев, составлявших значительную часть населения города, большими бедствиями и лишениями. Уже в который раз надежды евреев на освобождение завершились кровавой развязкой. Эрец-Исраэль так и не оправилась от последствий разрухи, вызванной сотрясавшими всю империю мятежами и внешними войнами. Под гнетом тяжелых податей, взимаемых римскими властями, народ влачил жалкое существование, а многие угодья оставались необработанными. Не восстановились и леса, выжженные во время боевых действий. Римские власти выжимали из страны все что могли, не заботясь о восполнении природных ресурсов.  В сложившихся условиях Наси Йехуде II, Гамлиэлю  IV5 и их преемникам  удавалось на протяжении десятилетий  сохранить в Эрец-Исраэль развитую общеобразовательную систему. Немалую поддержку  Наси в этом деле оказал весь еврейский народ. 

 Центром еврейской общины по-прежнему оставался Санхедрин, а Наси пользовался огромным авторитетом не только у евреев Израиля, но и всей диаспоры. Только он имел исключительное право рукополагать раввинов и устанавливать еврейский календарь.

В 275 г. Аврелиан отправился в новый поход на Восток, но по дороге около Византия он пал жертвой военного заговора. Его гибель повлекла за собой ослабление центральной власти, и после череды мятежей и войн с варварами, в 284 г. трон захватил Гай Валерий Аврелий Диоклетиан. Его карьера типична для императоров III – IV вв. н. э. Он родился в Далмации и имел происхождение настолько незнатное, что многие считали его сыном простого писца. Другие утверждали, что новый император был вольноотпущенником сенатора Ануллиана. По имени своей матери и родного города Диоклеи, он именовался Диоклом. Несколько иную версию предлагают талмудические источники, согласно которым будущий император был свинопасом, и происхождение его имени связано именно с этой малопочтенной профессией (Иер. Тер. 46 б; Bereschit rabba LXIII, 2). Далее в талмудических источниках утверждается, что юность Диоклетиана прошла в Эрец-Исраэль, где он не раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны своих сверстников – евреев. Следует отметить, что когда он стал императором,  евреи решили впредь не издеваться ни над одним, хотя бы и самым ничтожным римлянином (ib.).

Впоследствии Диоклетиан поступил на военную службу, где венцом его карьеры стала должность начальника императорской охраны, а после убийства юного императора Нумериана, ловко воспользовавшись возмущением легионеров, захватил верховную власть в империи.

Став Августом, Диоклетиан бесповоротно упразднил республиканскую внешность императорской власти и откровенно заимствовал восточные обычаи, требуя беспрекословного подчинения себе как богу и господину. Но блеск золота и показная сторона власти не затмили его трезвого рассудка. Диоклетиан быстро понял, что в одиночку он не в силах удержать власть в империи, раздираемой междоусобицами и окруженной со всех сторон рассвирепевшим миром варваров. 1.04.285 г. он провозгласил цезарем своего старого товарища Максимиана6, а ровно через год возвел его в сан Августа, возложив на него защиту западных провинций. Максимиан избрал своей резиденцией Медиолан (совр. Милан) и в 286 г. подавил движение багаудов7 в Галлии, но ему долго не удавалось подавить восстание начальника флота Караузия, который узурпировал власть в Британии.

Гораздо удачнее шли дела у Диоклетиана, избравшего своей резиденцией Никомедию.  В 285 г. он успешно воюет на Дунае. В 287 г. император предпринял победоносный поход против персов, а в 290 г. очистил Сирию от арабов.

В 293 г. становится ясно, что и двум Августам трудно справится с внешними и внутренними угрозами. Поэтому было решено, что каждый из них изберет себе младшего соправителя – цезаря. В один и тот же день 1.03.293 г., Диоклетиан в Никомедии назначил своим соправителем Гая Галерия Валерия Максимиана – сына простого пастуха, а Максимиан в Медиолане провозгласил цезарем человека знатного происхождения – Марка Флавия Констанция Хлора8. Для придания системе (получившей название тетрархия) устойчивости, Августы усыновили своих цезарей и женили их на своих дочерях. Таким образом, государство оказалось фактически разделенным на четыре части. Диоклетиан непосредственно управлял Фракией, Азией и Египтом; Галерий – Балканским полуостровом (за исключением Фракии); Максимиан – Италией, Испанией и Африкой; Констанций Хлор – Галлией и Британией. По замыслу Диоклетиана такая система должна была дать гарантию от появления узурпаторов и твердый порядок престолонаследия. Предполагалось, что каждый Август по истечении 20 лет правления сложит свои полномочия, уступив трон своему цезарю, в свою очередь избравшему себе младшего соправителя и наследника, но дальнейший ход событий показал несостоятельность его замыслов. Стремясь восстановить мощь государства, Диоклетиан предложил ряд реформ, охвативших все сферы жизнедеятельности империи, вызвавших недовольство в широких кругах населения Рима: «Всю землю он как алчностью, так и боязнью своей довел до погибели. Он назначил трех соучастников своего правления, разделив страну на четыре части и, умножив войска, при этом каждый из соправителей стремился иметь гораздо больше войск, чем прежние принцепсы, управлявшие государством в одиночку. Число взимающих [налоги] стало столь же огромно, как и число дающих, так что колонами, поскольку силы их были истощены чрезвычайными поборами, оставлялись земли, и некогда ухоженные пашни превращались в леса. И чтобы никого не покидал страх, провинции были рассечены на куски, бесчисленные наместники и чиновники, в каждом округе  и без того уже управляющие государством, были умножены бесчисленными казначеями, магистрами и викариями префектур, которые гражданской деятельностью занимались весьма редко, часто производили лишь обвинения и осуждения; судебные процессы стали не просто часты, но беспрерывны, во взимании налогов царила невыносимая несправедливость. И не всякий мог выдержать, глядя на приходящих к нему солдат. При этом ненасытная жадность императора никогда не спешила уменьшать сокровищницу, напротив, постоянно собирались экстраординарные средства и принимались щедрые дары, чтобы то, что уже было сокрыто в казне, сохранялось безукоризненно и неприкосновенно. » (Лактанций9. О смертях преследователей. VII, 2, 3, 4, 5).

иудаизмхристианствоИудеярелигияРим 

03.11.2009, 19995 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4 5 6



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

12.11.2008 14:05:31

Неизвестная Саломея

Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей. Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Ее имя......

Кеннет Аткинсон (Kenneth Atkinson)

ИудеяХасмонеибиографии 

20.06.2009 15:28:29

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ "СЫНА ЗВЕЗДЫ"

Борьбу против римлян возглавил Шимон бар-Косева, получивший впоследствии арамейское прозвище «Бар-Кохба», т.е. «Сын Звезды». Он появился как ниспосланный Небом предводитель.

Александр Эльяшов

ИудеяБар-КохбавосстаниеРимАдриан 

04.11.2010 16:58:56

Набатеи - от Эллады до Византии

В 4 веке до нашей эры, когда Александр Македонский завоевал половину обитаемого мира, в необитаемом мире начали происходить странные вещи. На необитаемых бескрайних просторах великой пустыни, куда даже кочевые племена заглядывали редко-редко, стали возноситься вверх белоснежные каменные города. Спустя 1000 лет большое землетрясение поставило последнюю точку и в без того угасающей жизни, и города канули в лету. Опустели шумные городские рынки, высохли колодцы, засохли виноградники, разрушились бани, упали колонны, сгорели ворота и засыпался пылью мозаичный пол церквей... Никогда ни до, ни после не было городов в пустыне. Только в этот тысячелетний отрезок времени. Может инопланетная цивилизация гостила на нашей планете или искривление времени в пространстве тысячелетия? Они пришли из ниоткуда и исчезли в никуда...

Натали Палант

ИудеяИсториянабатеиРим 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

08.05.2009 09:16:01

Обнаружен уникальный древнееврейский свиток

Написанный на иврите от руки на папирусе около 2000 лет назад, свиток представляет собой документ о передаче имущественных прав, оформленный на имя вдовы по имени Мирьям Бен-Яаков. Как отмечают специалисты, он был составлен в период, когда народ Израиля был изгнан из своей страны, и в этом районе оставалось очень мало евреев.

В начале документа указана дата: "4-ый год от разрушения Дома Израилева". По всей видимости имеется в виду или 74-ый год н. э. - если считать от года разрушения Второго Храма, или 138 год н.э - от года разрушения еврейских поселений после восстания Бар-Кохбы.

Израильнаходкинадписи 

30.07.2009 23:42:36

Под Дамаском найден римский гарнизон

Археологи, работающие в Сирии, нашли то, что, по их словам, представляло собой место дислокации крупнейшего римского гарнизона на Ближнем Востоке.

находкиСирияРим 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100