История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И РИМ. КРУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ

Очевидно, что известие о начале восстановительных работ привело к расколу среди евреев. Семья Наси, чье главенствующее положение в общине могло быть необратимо подорвано в случае восстановления Храма, явно не испытывала большого энтузиазма. Кроме того, следует принять во внимание, что налоговые послабления, проводились Юлианом за счет сужения полномочий Патриарха, а оглашение математических правил исчисления календаря в 358 г. н. э. Наси Гиллелем II привело к прекращению многовековой зависимости диаспоры от решений Санхедрина, в результате чего влияние Патриарха на диаспору, и без того ослабленное, еще более умалилось. С другой стороны имеются многочисленные свидетельства о воодушевлении широких масс еврейского населения Святой Земли, с радостью воспринявшего начинания императора25. Несмотря на начавшуюся войну с персами, работы по восстановлению Храма шли полным ходом. Некоторые затруднения вызвала расчистка строительной площадки от развалин, однако уже к 19.05.363 г. строители смогли приступить непосредственно к возведению Храма. Но непредвиденные обстоятельства помешали ведению дальнейших работ. Аммиан Марцеллин пишет: «(2)И хотя его [т. е. Юлиана] волновала мысль о предстоящих ему разных неожиданностях, и он со страстью и рвением торопил всевозможные приготовления к походу, тем не менее, распределяя свое внимание между всеми делами и горя желанием упрочить память о своем правлении великолепием построек, он намеревался  восстановить, не считаясь с расходами, некогда великолепный Гиеросолимский Храм, который после многих кровавых сражений, выдержав осаду Веспасиана, а затем Тита, насилу был взят штурмом. Дело это для скорейшего исполнения он поручил антиохийцу Алипию, который прежде управлял Бриттанией как наместник. (3)Но когда тот бодро взялся за дело и правитель  провинции [т.е. Палестины] помогал ему, странные клубы пламени, вырываясь толчками один за другим из-под фундамента, не раз сжигали рабочих, превратив это место в недоступное, и так-то  из-за упорного сопротивления стихии прекратилось это начинание» (Римская История. XXIII, 1, 2-3).

Война Юлиана с персами, стоившая ему жизни, продлилась с весны до лета 363 г. В январе Юлиан отказался вести переговоры с персидскими послами, и 5.03.363 г. он покинул Антиохию, чтобы начать кампанию. Очевидно, что вторгнувшееся в Вавилонию римское войско прошло через земли плотно заселенные евреями. Судя по воспоминаниям Аммиана Марцеллина, планы Юлиана по восстановлению Храма практически не оказали никакого влияния на лояльность евреев Вавилонии по отношению к их персидскому властителю и  они не перешли на сторону  римских  захватчиков: «(1)В этих землях [был] город, покинутый иудеями из-за его низких стен, и отряд разгневанных воинов предал его пламени. После этого император двинулся дальше, еще больше укрепившись в решимости из-за благосклонной (как он полагал) помощи божества. (2)Подойдя к Майозамалхе, городу большому и окруженному могучими укреплениями, разбив палатки, он предусмотрительно позаботился о защите лагеря от внезапного и сокрушительного набега персидской конницы, чей натиск на открытых пространствах внушал ужас стольким народам» (Римская История. XXIV, 4, 1-2).

Поначалу Юлиану удалось одержать несколько побед и дойти до столицы Сасанидов города Ктесифон, под стенами которого он нанес поражение персидскому полководцу Сурене. Однако римляне не предприняли попыток захвата Ктесифона и отступили к северу.  В следующем сражении, которое произошло 26.06.363 г., Юлиан встретил свою смерть. По мнению Либания, смертельную рану императору нанес копьем один из римских воинов, который был христианином.

Гибель Юлиана положила конец всем его нововведениям и нанесла тяжкий удар по евреям, однако подтвердила сомнения некоторых законоучителей по поводу возможности достижения избавления с помощью римлян.

П Р И М Е Ч А Н И Я 

1 Наси – глава рода, племени, клана. Этот титул носил глава Санхедрина. Возможно, что титул Наси в этом значении вошел в употребление со времени Йехуды ха- Наси, а деятели более ранней эпохи не назывались так при жизни. Другая версия гласит, что титул Наси впервые был применен около 30 г. н. э.  во времена Гиллеля.

Аврелиан Луций Домиций (9.09.214 – авг.-сент. 275) – римский император с     270 г. Иллириец из незнатной семьи в Паннонии, провозглашенный императором дунайскими легионами. Восстановил единство империи и отразил нашествия варваров. Во внутренней политике пытался утвердить неограниченную императорскую власть. Убит заговорщиками.

3 Пальмира – город-государство на территории современной северо-восточной Сирии. Крупный центр караванной торговли и ремесла. Входя в состав римской провинции Сирия, пользовалась автономией, представляя собой олигархическую республику. В 260 –      270 гг. (при правителе Оденате) де-факто независимое государство. В 273 г. разрушена римлянами.

4   Зенобия Септимия – вторая жена правителя Пальмиры Одената. После убийства Одената в 267 г. провозгласила независимость Пальмиры. Была регентшей при своем сыне Вабаллате. Расширила пределы владений Пальмиры до Малой Азии, Египта и Аравии.   Отличалась веротерпимостью по отношению к христианам и евреям. В 271г. приняла титул Августы.  В 272 г. Зенобию пленили римляне. Остаток жизни она провела в поместье в Тибуре (совр. итальянское Тиволи).

5 Йехуда II Несиа (230 – 270 ). Сын Гамлиэля III и внук Йехуды I. В Галахе известен тремя декретами, изданными им и его академией. Один из них посвящен реформе процедуры развода. Другой разрешает употребление масла, изготовленного язычником. Этот закон был признан и в Вавилонии сначала Шмуэлем, а впоследствии и Равом. Заслуживает особого внимания высказывание Йехуды III: «Город, не имеющий школы, обречен на разрушение».      Гамлиэль IV (270 – 290). Сын и преемник Йехуды II. И отец Йехуды III. В Иерусалимском Талмуде приводится вопрос религиозного содержания, который Гамлиэль передал на рассмотрение Аббагу. По этой причине Иерусалимский Талмуд называет Гамлиэля человеком менее знающим (Адам катан) чем Аббагу.

6   Максимиан Марк Аврелий Валерий (ок 240  – 307) – римский император (286 – 305 гг; с 307г.). Сын крестьянина-поденщика из Паннонии. Отличился особой жестокостью при подавлении восстания багаудов. В 305 г. вместе с Диоклетианом отрекся от власти, но в 307 г. вновь объявил себя Августом. Был убит (по официальной версии покончил жизнь самоубийством) в ходе борьбы за власть.

7  Багауды – галльские крестьяне, рабы и колоны, поднявшие восстание в 283 г. Несмотря на поражение в 286 г. от войск Максимиана, движение багаудов продолжало шириться и развиваться, распространилось на Испанию, где они в течение  150 лет вели вооруженную борьбу против Рима.

8  Галерий, Гай Валерий Максимиан (242 – 05.311). Цезарь с 1.03.293 г. Август с 305 г. Родом из Дакии. С переменным успехом вел войны с персами. Один из инициаторов начатого в 303г. преследования христиан. В 311 г. незадолго до смерти отменил антихристианские эдикты. 

    Констанций Хлор, Марк Флавий Валерий (264 – 25.07.306). Цезарь с 1.03.293 г. Август с 305 г. Отец Константина I. Вновь присоединил к империи отпавшую в результате мятежа Караузия Британию. Умер после победы над племенами пиктов.

9   Лактанций, Луций Целий  Фирмиан (ок. 250 – ок. 350) – христианский богослов один из  отцов церкви.  Автор ряда богословских, исторических и грамматических сочинений, в том числе – «О смертях гонителей», «О гневе Божьем», «О творчестве Божьем» и других, в которых проводил идеи превосходства христианства над язычеством.

10    Йехуда III (290 – 320). Наси, сын Гамлиэля IV, внук Йехуды II. Так как Талмуд не делает различий между Йехудой I, Йехудой II и Йехудой III, и все они пользовались титулом Наси, приходится с большим трудом разбираться, кого имеет ввиду  та или иная сентенция. Принадлежность их может быть установлена только путем сопоставления с рядом размещенными именами. Учителем Йехуды был рабби Иоханан. По поручению Йехуды III, ученики Иоханана,  Амми и Асси, управлявший академией в Твери после кончины Элиэзера бен Педата, основали в городах Эрец- Исраэль множество школ (Иер. Хаг., 76 в; Песик 120 б). Предположительно похоронен в Циппори.

11   Гаруспицина – гадание по внутренностям жертвенных животных и толкование различных природных явлений, считавшихся чудесными (удар молнии, гром, затмения и другие).

12  Евсевий Кесарийский (ок.260 – ок. 340) – видный римский историк церкви. Был епископом Цезареи (с 315). Один из отцов церкви. Его произведения являются важным источником информации об истории Святой Земли. Наиболее значительные произведения:

а) «Хроникон» -  сочинение, первая часть которого содержит изложение всемирной истории, а вторая – сводную таблицу истории по годам (в виде параллельных столбцов); дошла до нас в латинском и армянском переводах;

б) «Церковная история» - сочинение,  посвященное истории христианства с момента возникновения и до его признания  Константином I;

в)  «О палестинских мучениках» - рассказ о гонениях на христиан во времена Диоклетиана и его наследников (303 – 311);

г)    «Жизнь Константина» - полная восхвалений биография Константина.

13 По повелению императора Адриана Иерусалим был превращен в римскую колонию и получил наименование Элия Капитолина. 

14 Созомен родился в деревушке неподалеку от Газы. Его сочинение «История церкви» охватывает период с 323 по 425 гг. При изложении материала ссылается на своего старшего современника Сократа Схоластика. Информация, которую он приводит относительно истории Эрец-Исраэль,  носит достоверный и полный характер.

15 Колоны – арендаторы земли, главным образом мелкие. Выплачивали землевладельцу денежную аренду или выполняли повинности, а взамен получали право обрабатывать арендованный участок земли. Наличие экономически самостоятельного хозяйства сближало их с средневековыми крепостными, а в классовом отношении их положение более походило на положение рабов.

      Куриалы – привилегированный слой городского населения в Римской империи. Во времена поздней империи лично и всем своим имуществом отвечали за исправное поступление налогов.

16 Аврелий Виктор, Секст – римский историк IV века. Его труд «О цезарях» содержит биографии императоров, начиная с Августа до Констанция II включительно (361 г.) и краткие характеристики в духе стоической морали. Некоторые сведения нигде больше не повторяются.

17 Аммиан Марцеллин (ок.330 – ок. 400). Римский историк, грек по происхождению. В 353 – 363 гг. участвовал в боях с германцами и персами. Затем жил в Антиохииохватывает период . Переселившись в Рим, написал «Деяния», задуманные как продолжение «Анналов» и «Истории» Тацита. Его труд в 31 книге охватывает период от императора Нервы (96 – 98 гг.) до 378 г. До нас дошли книги с 14 по 31, описывающие период с 353 по 378 гг.

18    Сократ Схоластик (ок. 380 – после 439). Родился и провел большую часть своей жизни в Константинополе. По-видимому принадлежал к состоятельному сословию и занимался адвокатурой. Его «Церковная История» охватывает период с 306 по 439 гг.  и является ценным источником, описывающим события, происходившие в период с начала IV в. до конца первой четверти   V вв.

19    Александрийский пресвитер Арий (ум. В 325 г.)  утверждал, что сын Божий Христос не истинный Бог, а лишь превосходнейшее  творение Бога-отца. Это учение вызвало ожесточенные богословские споры в христианской церкви (IV в.). В 325 г. Никейский собор признал арианство еретическим учением и отлучил Ария от церкви. Несмотря на это арианство, получило широкое распространение, как среди римлян, так и среди германских племен.

20  Ритор – оратор и (с V в. до н. э. ) учитель красноречия в Древней Греции. После завоевания Древней Греции Римом (в146 г. до н. э.)это название стало применяться к ораторам и преподавателям красноречия и в Древнем Риме.

21  Либаний (311 – 393) – древнегреческий софист и ритор. Родился в Антиохи, получил образование в Афинах. Преподавал риторское искусство в Константинополе (с 340 г.), Никомедии (с 344 г.) и Антиохи (с353 г.). Принадлежа к муниципальной знати Антиохии, он в своих речах и письмах выступал выразителем интересов сословия куриалов и ревностным сторонником императора Юлиана. Его учениками были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский и Аммиан Марцеллин.

22 По свидетельству Аммиана Марцеллина, Юлиан отправил еще одно письмо, секретное. В этом письме он подверг Констанция порицанию и едким нападкам.

23 Упоминаемый Юлианом Иул должен быть Гиллелем II, который хоть и не упомянут в Талмуде, хорошо известен в восходящей к Гаонам средневековой традиции. Известен как десятый патриарх (Наси) династии Гиллелей. Сын Йехуды III. Еврейская традиция приписывает Гиллелю II оглашение  тайных математических правил вычисления еврейского календаря и датирует это событие 670 г. Селевкидской эры (358 – 359 гг. н. э.) – так утверждается в сочинении испанского еврейского астронома XII в. Абрахама бар Хия.

24  Имеется ввиду налог взимаемый в пользу Наси.

25  Возможно, что в этой связи следует рассматривать надпись, обнаруженную недавно в пятнадцатом слое западной стены Храмовой Горы, под аркой Робинсона: «И увидите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут  как молодая зелень». Хотя точные данные относительно времени создания данной надписи отсутствуют, ее можно отнести к периоду мессианского энтузиазма, которым сопутствовал началу восстановления Храма.

БИБЛИОГРФИЯ

1. А.Н. Бадак и др. История древнего мира. Древний Рим. Минск. 2000 г.

2. А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. Москва. 1990 г.

3. Е.В. Федорова. Люди императорского Рима. Москва. 1990 г.

4. Л. Шиффман. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. Москва. 2000 г.

5. Краткая Еврейская Энциклопедия. Т3. Иерусалим. 1986 г.

6. Еврейская Энциклопедия. ТТ. IV, VI, VII,VIII, IX. Репринтное издание. Москва 1991 г. 

7. История еврейского народа. Восстание Бар-Кохбы. Земля еврейского народа в II – IV вв. Сайт: www.school.ort.spb.ru

8. Юлиан. Сайт: www.krugosvet.ru

9. Под правлением ранних императоров. Сайт: www.chassidus.ru

10. З. Рубин. Иерусалим в веках. Ч.4. Иерусалим в византийский период.Тель-Авив 1997 г.

11.Сократ Схоластик. Церковная История. Москва. 1996 г.

12. К. Рыжов. Все монархи мира. Греция, Рим, Византия. Москва. 2002 г.

13. Магненций (350 – 353) сайт: www.rome.webzone.ru

14. Cесил Рот. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну. Сайт: www. pedclub.ru

15. По тропам еврейской истории. Сайт:www.ieru.org.il/history

16. Лактанций. О смертях преследователей. (De mortibus persecutorum). СПБ. 1998 г.

17. К. Крист. История времен римских императоров от Августа до Константина. Ростов- на-Дону 1998 г.

18. С. Ковалев. История Рима. Ленинград. 1948 г.

19. Я. Бурхард. Век Константина Великого. Москва. 2003 г.

20. Ю. Кулаковский. История Византии. Т. 1 Спб. 1996 г.

21. М. Штерн. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме Т.II, Ч. 2. Москва 2002 г. Иерусалим 56762 г.

22. Аммиан Марцеллин. Римская История. СпБ. 1997 г.

23. М. Грант. История Римской империи. Москва. 2003 г.

24. В. Гладкий. Древний Мир. ТТ. 1,2 Донецк. 1996 г.

иудаизмхристианствоИудеярелигияРим 

03.11.2009, 29900 просмотров.

Читать дальше:
3 4 5 6 7 8



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

20.06.2009 15:28:29

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ "СЫНА ЗВЕЗДЫ"

Борьбу против римлян возглавил Шимон бар-Косева, получивший впоследствии арамейское прозвище «Бар-Кохба», т.е. «Сын Звезды». Он появился как ниспосланный Небом предводитель.

Александр Эльяшов

ИудеяБар-КохбавосстаниеРимАдриан 

16.03.2008 20:03:54

Могила Ирода Великого

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме, археолог Эхуд Нетцер (род. 1934г) на протяжении 35 лет своей профессиональной деятельности изучал всё, что связано с деятельностью Ирода. Заветной мечтой ученого было найти могилу царя. Ведь о месте его погребения было известно довольно точно — Иродион.

Аркадий Таль

ИзраильИродионИродианыраскопкинаходкиИудея 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

06.11.2008 13:16:40

В Израиле нашли могилу шамана

Скелет шамана из культуры Натуфиан, чей возраст достигает 12.000 лет, был обнаружен на севере Израиля археологами из Еврейского университета в Иерусалиме.

Речь идет об одном из самых ранних из известных археологам погребений, и о единственной могиле шамана во всем этом регионе.

Израильнаходкинеолит 

04.08.2009 09:55:11

В Иерусалиме найден сосуд эпохи Второго Храма

Археологи в Иерусалиме обнаружили редкие образцы глиняных изделий, возраст которых составляет около 2000 лет. Среди находок исследователи выделяют округлый керамический сосуд, полностью исписанный неизвестными на сегодняшний день символами.

Группа ученых из американского Университета Северной Каролины сообщает, что находка была сделана во время последних раскопок на территории национального парка Ган Собев Хомот Йерушалаим, недалеко от Сионских ворот Старого города.

Иерусалимнадписинаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100