История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Переи

III

Неизвестно, относились ли именно к Иродиаде слова Иисуса, тогда как по поводу слов Иоанна Крестителя никаких неясностей нет. Согласно Марку, он прямо сказал Антипе, что у того нет права жениться на жене брата. Марка поддерживает Лука независимой и более полной информацией о семье Ирода: Антипа, как он пишет, был осужден Иоанном "за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу".
Иосиф Флавий также описывает заключение и казнь Иоанна, хотя и не упоминает осуждения Иоанном этого брака. Он описывает Иоанна как "праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен."
Содержащиеся в недавно найденных религиозных текстах из Кумрана (Qumran) пролило свет на упоминание Иосифом Флавием идеи Иоанна о крещении. Согласно Марку, хотя Антипа и схватил Иоанна, он крайне неохотно применил более жестокие меры против последнего, так как испытывал страх перед личностью, подобной Илие. Он полагал, что "он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его." (Прим. перев. Здесь текст синодального перевода явно не совпадает с английским текстом. He liked to listen to him, although the listening left him greatly perplexed "Он (Антипа) любил слушать его (Иоанна) , хотя это и приводило его в замешательство".) Но Иродиада не чувствовала подобного трепета, она стремилась получить голову Иоанна за то,   что тот осудил ее замужество. Возможность удовлетворить свое желание (а также, вероятно, желание обезопасить свой статус, так как  этот влиятельный проповедник убеждал народ в том, что ее брак ничтожен) вскоре представилась.

Марк сохранил красочный рассказ о пиршестве по случаю дня рождения Антипы, следствием которого стала казнь Иоанна.

«Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.»

Марк не указывает, где проходило пиршество. На первый взгляд, оно было там же, где и содержался в заключении Иоанн, поскольку танцевавшая дочь Иродиады просит голову Иоанна немедленно и получает ее на блюде, очевидно, пока пир еще продолжается. В таком случае торжество проходило во дворце в Махареусе, где, как говорит Иосиф Флавий, Иоанн находился в заключении. И он несомненно прав, поскольку Иоанн действовал в Перее и нижней Иорданской долине, но (насколько известно) не в Галилее.

Но  дальнейшее впечатление от версии Марка говорит о том, что пиршество происходило в Галилее: на нем присутствовали начальники и командиры, подчинявшиеся Антипе - его магнаты и килиархи (magnates and chiliarchs) - и главные лица Галилеи. Нет упоминаний о верхушке Переи, присутствие которых могло ожидаться на пиру по случаю дня рождения в Махареусе. В целом, наиболее вероятным кажется, что пир был в Тверии, и это впечатление, благодаря яркости повествования Марка, подтверждается тем, что голова Иоанна была доставлена девушке на блюде, пока гости еще присутствовали.

Шервин-Вайт (Mr. Sherwin-White) обнаруживает в описании Марком пира четкое проявление стиля второстепенных сирийско-палестинских правителей того времени. Магнаты составляли «внутренний круг» правительства Антипы; килиархи составляли иерархию его тетрархии: «Его гости числом только около батальона. Поскольку римский термин speculator начинает применяться в отношении правления Ирода, все в общих чертах его и напоминает. Изображается двор и правящие круги мелкого еврейского правителя под сильным влиянием Рима.»

Остается единственная проблема: идентификация танцующей девушки. Обычно из этой истории делают вывод, что, будучи дочерью Иродиады, она не была ее дочерью от Антипы. Единственная дочь Иродиады от первого мужа, ее дяди тетрарха Филиппа, известная как Саломея (Salome). Танцующая девушка из повествования Марка была, таким образом, отождествлялась с Саломеей. Но была ли это Саломея? Иродиаде было по меньшей мере тридцать пять лет в тот момент (поскольку ее отец был казнен в 7 г. до н.э.). Если обе они, она и ее дочь, как остальные женщины семьи Иродианов, выходили замуж примерно в шестнадцать лет, то Саломея вполне могла бы быть в позднем отрочестве и уже женой Филиппа-тетрарха к моменту смерти Иоанна Крестителя. Но Марк описывает девочку, достаточно маленькую и наивную, чтобы побежать спросить у матери, как ответить на щедрое предложение тетрарха. Таким образом, девочке было (с учетом рано созревающих женщин этой семьи) не больше двенадцати лет, а, может быть, и сильно меньше. Можно предположить, что принцесса нигде не упоминается, возможно, потому, что, как предполагает одна из трактовок Евангелия от Марка 6:22, дочь Антипы и Иродиады носила то же самое имя, что и мать.

Возражение, что принцесса царской крови не могла танцевать на пиршестве по случаю дня рождения Антипы для увеселения гостей, не стоит воспринимать всерьез. Нет данных, что в этом танце была какая-либо непристойность. Предположение о том, что это был т.н. «танец семи покрывал" не имеет обоснования в документах. От женщин из семейства Иродианов, разумеется, могли ожидать нестандартного поведения, но от них же всегда ожидали постоянного представления о том, чего требует честь семьи.
Выражения, в которых Антипа дал столь щедрое обещание девочке, подобны тем, в которых император Калигула на роскошном пире, куда Агриппа пригласил его, предложил исполнить желание Ироду Агриппе, на что Агриппа ответил просьбой о том, чтобы Калигула отказался от идеи поставить собственную статую в иерусалимском Храме. В обоих случаях подчеркивается факт того, что обещание было дано в присутствии множества свидетелей. Перечисление обстоятельств, при которых человек может быть освобожден от выполнения опрометчивого обещания здесь не обсуждается; не религиозные убеждения заставили Антипу сдержать слово, а то, что оно было в столь однозначном виде дано в присутствии его высокопоставленных гостей. Если бы он не выполнил обещание (в первую очередь для спасения жизни Иоанна Крестителя) , то упал слишком низко в их глазах, чего не мог допустить.
Вряд ли мнение Марка основывается на свидетельских показаниях. Просто упоминается, что казнь Иоанна неким образом стала следствием пира по случаю дня рождения Антипы в том году (29 г. н.э.). Лука, который знает о семействе Иродианов больше, чем любой другой автор Нового Завета, тоже пишет, что Антипа заключил Иоанна в тюрьму и обезглавил его, но опускает сцену пиршества.

IV

Точность и относительно богатые знания Луки о семействе Иродианов могут быть следствием его знакомства с некоторыми людьми, которые находились в близком контакте с Иродианами. Он упоминает Иоанну (Joanna) , жену одного из чиновников Антипы, среди состоятельных женщин, которая поддерживала Иисуса и его апостолов во время скитаний. Более важно в текущей связи с упоминанием Манаэна ‘Manaen, συντροφος of Herod the tetrarch' в качестве одного из ведущих учителей и пророков церкви Сирийской Антиохии (Syrian Antioch) примерно в 47 г. до н.э. Хотя συντροφος здесь значит «молочный брат» или, в более широком понимании, «компаньон» или «льстец», Лука, который сам был уроженцем Антиохии, вероятно нашел лице в Манаэна ценного информатора по поводу контактов Антипы и его родственников в раннехристианском сюжете.
Незначительная часть информации, которую Лука сохраняет - то, что Иисус был предупрежден некоторыми дружественными фарисеями о необходимости покинуть владения Антипы: «В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.» Это последнее замечание может показаться странным в свете того, что недавно был обезглавлен Иоанн Креститель, известный Иисусу в качестве пророка и даже более, вдалеке от Иерусалима и Иудеи. Но есть ирония в словах Иисуса: он знал, что не умрет, пока не выполнит свою задачу, а когда она будет выполнена, то умрет не на подвластной Антипе территории.
Тем не менее, факт того, что Антипа должен был отнять жизнь Иисуса, не удивляет. Если деятельность Иоанна Крестителя вызывала у него беспокойство, то объявление нового царства Иисусом и его пророками должно было обеспокоить еще сильнее. «И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое?» Он имел все основания для беспокойства и желания увидеть этого нового пророка, когда Иисус «призвав двенадцать, начал посылать их по два» по городам и селениям Галилеи, они возвещали о пришествии святого царства скорее со рвением, а не с осмотрительностью. А когда они вернулись обратно к Иисусу рассказать о сделанном, он немедленно повел их через восточную часть Галилейского моря, чтобы покинуть подконтрольную Антипе территорию. Но за ними следовали толпы возбужденных жителей Галилеи, которые были настроены заставить Иисуса стать их царем и вести их против Рима и его союзников. С большим трудом Иисус убедил их, что не собирается стать царем царей, как они хотели, но уже было совершено более, чем достаточно, для того, чтобы возбудить подозрения Антипы против него.
Совершенно не удивляет, что Иродианы были настроены к Иисусу враждебно как в Галилее, так и в Иерусалиме. Кем именно были Иродианы - вопрос спорный, но наиболее разумная точка зрения полагает их ярыми сторонниками династии, основанной Иродом. В особенности сам Антипа, который продвигал интересы династии в Палестине и надеялся однажды увидеть всю страну возвращенной под власть одного из Иродианов - и почему бы не его самого? - как это было во времена Ирода Великого.
Два раза Марк упоминает, как Иродианы и фарисеи невероятным образом объединились против Иисуса; этому вполне соответствует факт, что когда он пересекал Киннерет, ему было сказано, чтобы он предостерег своих апостолов от «закваски фарисейской и закваски Иродовой».
Однако, ни Антипа, ни его последователи не преуспели в преследовании Иисуса, только один раз Антипа имел возможность увидеть его ненадолго.

биографииИродианыИудея 

24.09.2008, 20271 просмотр.

Читать дальше:
1 2 3



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

21.10.2008 14:40:26

На звук! Как встретились строители туннеля Езекии.

Путешествие по туннелю - первый шаг в воду, наклон для продвижения под менее чем 5-ти футовым потолком, обнаружение места встречи двух бригад, исследование «ложных» туннелей, осмотр места, где была высечена знаменитая Силоамская надпись, взгляд на потолок примерно в 17 футах над полом, выход к древнему Силоамскому бассейну - может быть одним из самых захватывающих приключений во время поездки в Иерусалим. При длине более 1700 футов (533 метра) он был самым длинным туннелем, сооруженным в то время без промежуточных шахт искусственного происхождения.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ИерусалимЕзекияИудеябиблия 

02.03.2009 09:40:22

Нелегкая победа Адриана

Внимательное изучение короткого упоминания у Кассия Диона в связи с давно и недавно обнаруженными надписями показывает, что Второе Восстание бросило серьезный вызов римской военной мощи и нанесло постыдную рану римскому самолюбию и гордости. Малочисленный народ в небольшой провинции осмелился восстать во второй раз против могущественного Рима. Евреи, причиняя огромные потери римским силам, оказались в состоянии заставить защищаться империю на протяжении почти четырех лет.  Кроме того, анализ фактов наводит на мысль, что восстание распространилось за пределы Иудеи в Аравию  и, возможно, в Галилею. По словам Ханны Коттон из Еврейского университета в Иерусалиме, «Второе Восстание потрясло самые основы Римской империи».

Вернер Эк (By Werner Eck)

надписиИудеявосстаниеБар-КохбаАдрианРим 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

16.02.2008 23:14:37

Землетрясение раскололо Храмовую гору

В пятницу, незадолго до традиционной молитвы мусульман на Храмовой горе, на территории комплекса мечетей, недалеко от мечети Купола Скалы (мечеть Золотого Купола, Кипат а-села) образовался провал в почве величиной два на полтора метра, примерно метровой глубины.

Xранители мечети Аль-Акса заявили, что гору разрушают проводимые Израилем в этом районе археологические раскопки. Мусульмане уверены, что в ходе раскопок евреи нарочно роют туннели и подкопы под Храмовую гору, чтобы разрушить мечеть Аль-Акса и другие святыни ислама.

ИерусалимХрамовая гора 

13.03.2008 17:28:30

В Иерусалиме найдена печать, принадлежавшая Нетаниягу

Израильские археологи, ведущие раскопки в Старом городе Иерусалима, к северо-западу от Стены Плача, обнаружили печать времени Первого храма. На ней хорошо видно имя владельца.

Владельцем печати был человек по имени Нетаниягу Бен-Яуш. Археолог Шуламит Векслер-Бдолах сообщила радиостанции «Коль Исраэль», что никаких других сведений об этом человеке в настоящее время нет. Имена «Нетаниягу» и «Яуш» известны по другим источникам, относящимся к эпохе Первого храма (разрушенного войском Нововавилонского царства в VI веке до н.э.).

Иерусалимраскопкипечатибуллы 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100