![]() |
||||||||
|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и ПереиV Когда Иисуса привели на суд Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, в начале апреля 30 г. н.э. (Прим. переводчика - датировка, видимо, исходит из исторических данных о том, что Ирод Великий умер в 4 г. до н.э., но до этого уже знал о рождении Иисуса), его обвинители утверждали, что он подстегивал недовольство властями на всем пути из Галилеи в Иерусалим. Пилат спросил, значит ли это, что он был жителем Галилеи, и, когда ему сказали, что это так, он отправил его к Антипе, который также присутствовал в Иерусалиме по случаю Пасхи. Единственным авторитетным источником по этому вопросу является Лука, который ссылается на этот факт в Части I своего повествования и дает повторную ссылку в Части II. Из дальнейшего можно понять, что Лука имел какой-то особый доступ к информации об Иродианах, не только об Антипе. Согласно Луке, Пилат «... спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.» Есть вероятность того, что Пилат вовсе не был обязан отослать Иисуса к Антипе, но сделал этот любезный жест, когда узнал, что некоторые из преступлений, в которых обвиняли Иисуса, были совершены на территории Галилеи. Антипа мог унаследовать некоторые особые права экстрадиции, пожалованные его отцу Августом, но прежде, чем ими воспользоваться, следовало получить разрешение. В любом случае, если жест Пилата был любезностью, то Антипа его оценил, но был достаточно мудр, чтобы не рассчитывать на это. Он признавал верховную власть римского наместника и, после безуспешных попыток заставить Иисуса сказать или сделать что-нибудь из того, слухи о чем достигли ушей Антипы, отослал его обратно к Пилату. Антипа очевидно позволил любезности Пилата смыть обиду, которую он имел когда-то на прокуратора, возможно, из-за того, что войска Пилата были чрезмерно жестоки по отношению к некоторым местностям управляемой Антипой Галилеи полугодом или годом ранее во время паломничества в Иерусалим, когда «их кровь смешалась с кровью жертвенных животных» во дворе Храма. Римский гарнизон постоянно находился в крепости Антипы, которая была расположена в северо-западной части храмового комплекса. Оттуда просматривался внутренний двор, соединенный с крепостью двумя лестничными пролетами. Когда что-либо похожее на восстание готовилось произойти на примыкающей к Храму территории, войска гарнизона могли его мгновенно подавить. Наверное, примерно так и было в тот раз. Пилат же, со своей стороны, мог испытывать неприязнь к Антипе из-за того, что последний вместе с членами семьи встал на сторону императора и против Пилата в ситуации с позолоченными табличками, описанной Фило (Philo). Пилат установил покрытые золотом таблички во дворце Ирода в Иерусалиме. На них не было запрещенных изображений, только надписи - того, кто посвящает, и того, кому посвящено. Когда евреи узнали об этом, хотя оно и не скрывалось особо, собрали представителей и направили к нему с требованием убрать таблички, как оскорбляющие религиозные чувства иудеев. Пилат был упрям. С одной стороны, он не желал убирать то, что установил, с другой боялся гнева императора, к которому евреи собрались обратиться напрямую. Затянувшейся вражде между Пилатом и Антипой этим обменом любезностями был положен конец, и Пилат мог теперь сам произвести суд и признать Иисуса виновным, не нанеся при этом оскорбления Антипе, объявив, что тот не нашел свидетельств в подтверждение выдвинутых против Иисуса обвинений. VI Разозленный тесть Антипы выжидал до 36 г. н.э., чтобы отомстить за бесчестье, причиненное его дочери. В том году он воспользовался возможностью вторгнуться в Перею и нанести сокрушительное поражение войскам Антипы. Иосиф Флавий повествует, что некоторые евреи видели в этом поражении божественное возмездие Антипе за преследование Иоанна Крестителя. Они действительно могли так думать, но невозможно сделать заключение, что казнь Иоанна должна была, таким образом, произойти раньше, чем сказано у евангелистов - примерно в 35 г. н.э. - более, чем на шесть лет. Фарисеи и многие другие евреи верили, что мельницы Б-га мелят медленно: так, когда Помпей (Pompey) был убит в Египте в 48 г. до н.э., некоторые в Иудее вспомнили, как пятнадцатью годами раньше он кощунственно ворвался в святая святых в Иерусалиме, и увидели в его смерти знак божественного отмщения. В момент поражения Антипы от Ареты Иоанн был мертв всего половину того срока. Когда новость о вторжении Ареты в Перею достигла Рима, Тиберий приказал Люцию Вителлию (Lucius Vitellius) , легату Сирии в 35-39 г.г. н.э., немедленно выступить и покарать Арету за акт агрессии против союзника Рима. Вителлий сделал соответствующие приготовления и выступил из Птолемеи (Ptolemais, Акко) в начале 37 г. н.э. с двумя легионами и множеством вспомогательных сил, направляясь в Петру (Petra) , столицу Ареты. Чтобы не оскорбить чувства евреев, он послал войска по южному пути вдоль моря, а сам с Иродом Тетрархом отправился в Иерусалим, где в это время был еврейский праздник, для принесения жертвы Б-гу. Во время этого визита (вероятно после пасхальных церемоний) Вителлий сместил Ионатана (Jonathan) сына Аннаса с поста первосвященника и назначил его брата Теофилия (Theophilus). (Tacitus, Annals vi 50.) Но на четвертый день после приезда в Иерусалим Вителлий получил известие о смерти Тиберия. Поскольку император умер 16 марта, то праздник, если задаться таким вопросом, был Пасхой, которая приходилась в 37 г. н.э. на полнолуние 17 или 18 апреля. Новости о смерти императора, таким образом, потребовалось около пяти недель, чтобы достичь Иерусалима. Новости такой важности посылались самым быстрым из доступных способов. В этом случае расстояние примерно в две тысячи миль (3200 км) проходилось со скоростью около шестидесяти миль (96 км) в день. В том году был Второй (добавленный для согласования с солнечным календарем) Адар. О смерти Гальбы (Galba) , как известно, стало известно в Александрии через 27 дней. (WILCKEN, Griecbische Ostraka, i 802). Письмо Гая Калигулы Петронию (Petronius) с призывом совершить самоубийство шло в Сирию три месяца из-за плохой погоды. Известие о смерти Калигулы (24 января 41 г. н.э.) прибыло на 27 дней раньше (Josephus, BJ ii 203). Неизвестно, насколько позже, чем письмо Калигулы, оно было отправлено. Имеется очень подробная информация о прибытии в Карнунтум (Carnuntum) на Дунае (Danube) новостей об удачной ставке Дидия Юлиана (Didius Julianus) на наследника империи 29 марта 193 г. н.э.. Они прибыли вовремя, чтобы Септимия Севера (Septimius Severus) объявили императором в Карнунтуме 9 апреля, преодолев 735 римских миль за одиннадцать дней. Способ - сушей или морем - практически не влиял на время доставки, так как в нормальных условиях средняя скорость античных судов была между четырьмя и пятью узлами, а имперская почта на суше могла развивать скорость около пяти римских (сухопутных) миль в час. Как только Вителлий узнал о смерти Тиберия, он отозвал экспедицию против Ареты. Тиберий мог беспокоиться о благополучии лояльного Антипы, но Вителлий уже мог иметь основание знать, что новый император не разделяет этого беспокойства. Кроме того, у Вителлия имелась личную обиду на Антипу, и не было большого желания таскать для него каштаны из огня. Тацит в шестой книге своих Анналов (Annals) рассказывает, как в 35 г. н.э. по наущению Вителлия подданные Артабана III (Artabanus III) , царя Парфии, восстали против него и перешли под покровительство Тиридата III (Tiridates Ill). Артабан был вынужден искать убежища на границе со скифами (Scythian border-lands). Но вскоре после этого он вернулся, воспользовавшись помощью скифских союзников, и Тиридату вместе с его сторонниками в свою очередь пришлось спасаться бегством. Иосиф Флавий в восемнадцатой книге «Древностей» подытоживает эту цепь событий, более полно отраженную Тацитом, и продолжает повествованием, которое показывает, насколько полезным Антипа смог стать Риму: «При известии об этом Тиберий пожелал заключить с Артабаном дружественный союз. Получив приглашение в этом смысле, старик охотно принял предложение. Тогда Артабан и Вителлий встретились у берегов Евфрата. На реке был сооружен мост, и посредине этого моста они сошлись, сопровождаемые каждый отрядом своих телохранителей. После того как они обо всем условились, тетрарх Ирод угостил их в роскошной палатке, которую он с большими расходами велел для этой цели соорудить на самой средине моста. Вскоре после этого Артабан послал Тиберию в качестве заложника своего сына Дария и отправил императору богатые дары. В числе последних находился также некий иудей Элеазар, человек семи футов роста, прозванный за это гигантом. После того Вителлий вернулся в Антиохию, Артабан же в Вавилон. Желая, чтобы император от него первого узнал о получении заложников, тетрарх Ирод отправил к нему посланных с письмами, где все было в точности донесено, так что консуляру (Вителлию] не приходилось ничего прибавить к этому. Когда император известил Вителлия, что он уже все знает из донесения Ирода, Вителлий страшно рассердился, видя в этом поступке [Ирода] большее оскорбление, чем-то было на самом деле. Однако он подавил в себе гнев до тех пор, пока власть не перешла к Гаю Калигуле.» Согласно Светонию (Suetonius) и Дио Кассию (Dio Cassius) , Калигула уже стал императором, когда было заключено это соглашение между Римом и Парфией. Описывая царствование Тиберия, Тацит об этом соглашении не упоминает;, а упоминает ли он о нем в рассказе о царствовании Калигулы остается неизвестным, потому что часть рукописи утрачена. Можно подумать, что эта сделка была заключена после смерти Тиберия, но до того, как весть о ней достигла Сирии. Это исключает, однако, с точки зрения Иосифа Флавия, получение письма Тиберием от Антипы. Другой вариант может допускать, что история, рассказанная у Иосифа Флавия, относится к более ранней встрече Вителлия и Тиридата, и именно он ошибся, упоминая о ней, как о первой встрече для заключения сделки между Вителлием и Артабаном. Но в том, что не касалось личных интересов Иосифа Флавия, с учетом случайных деталей, настолько сильно говорящих в пользу его точки зрения, нет причины сомневаться в его точности. Д-р Е. Мэри Смолвуд (Dr. E. Mary Smallwood) возражала с высокой вероятностью, что вся часть, касающаяся Парфии, в том числе встречу на Евфрате, у Иосифа Флавия находится хронологически до его рассказа о более раннем визите Вителлия в Иерусалим (с последующим отзывом Пилата в Рим) , который, как она доказывает, был скорее в конце 36 г. н.э., а не во время Пасхи, как это сказано у Иосифа Флавия. VII Восшествие Калигулы стало началом конца Антипы. Это произошло благодаря в основном враждебности его племянника Агриппы и в меньшей мере из-за неблагоразумия его жены Иродиады. Вителлий также нашел способ удовлетворить свою неприязнь к Антипе. Со смертью Тиберия фортуна повернулась к нему лицом: Калигула освободил его из тюрьмы, в качестве компенсации наградил золотой цепью, равной по весу железной, которой Агриппа был скован и отдал ему территорию, которой его дядя Филипп правил в качестве тетрарха до самой смерти в 34 г. н.э. После смерти Филиппа его тетрархия была присоединена к провинции Сирия, но теперь она была дарована Агриппе вместе с территорией, расположенной севернее, которая раньше была тетрархией Лисания (Lysanias). С этими территориями Калигула даровал Агриппе титул царя. Его сестра Иродиада теперь уговаривала своего мужа Антипу просить Калигулу поменять ему титул с тетрарха на царя. Более сорока лет Антипа правил Галилеей и Переей в интересах Рима, навлекая на себя злобу соседей и действуя как преданный агент и информатор в этой части мира. Получение Антипой на закате жизни титула царя могло бы быть небольшим вознаграждением за столь долгую и неблагодарную службу, которую он нес на благо Рима. Если новый император с такой готовностью пожаловал этот титул своему собутыльнику моту Агриппе, разумеется, он откликнется на куда более обоснованную просьбу Антипы на получение такой же почести. Так советовала Иродиада, но Антипа, кого не зря называли «тот лис», сказал ей, что наиболее разумным будет оставить все, как есть. Но она настаивала, и, в конце концов, он отказался от своего, куда более хорошего замысла, в пользу поездки в Рим, чтобы обратиться с просьбой. Этим решением он обрек себя на гибель. Вместо получение того, о чем просил, он потерял все, что имел. Агриппа послал Калигуле письмо, в котором настроил его против Антипы. Там было написано, что Антипа был сообщником Сеяна (Sejanus) до того, как-то т в 31 г. н.э. потерял власть, а теперь он вместе с Артабаном из Парфии организует заговор против Рима. Более того, в арсенале Антипы в Тверии есть запасы оружия для семидесяти тысяч человек. Когда Антипа предстал перед Калигулой в Бае (Baiae) , тот как раз читал письмо Агриппы. Он поднял глаза и спросил Антипу, правда ли сказана об оружии в арсенале. Антипа не мог этого отрицать. Он был немедленно приговорен к ссылке в Лион (Lugdunum) в Галлию, его собственность и территории были конфискованы и вручены Агриппе (39 г. н.э.). Что касается Иродиады, то император сказал ей, что предлагает следующее: он может относиться к ней, как к сестре своего друга Агриппы, а не как к жене врага Антипы. Она могла сохранить собственность и продолжить жить так, как привыкла. Но недостатки женщин семейства Иродианов были их достоинствами. Иродиада вскинула голову и сказала: «Нет, спасибо. Я отправлюсь в ссылку вместе с моим мужем.» Так она сделала - и изгнанники Антипа и Иродиада вместе исчезли из истории. F.F. Bruce, "Herod Antipas, Tetrarch of Galilee and Peraea," The Annual of Leeds University Oriental Society 5 (1963/65): 6-23 Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г. 24.09.2008, 20269 просмотров. Читать дальше:
1
2
3
Также читайте:12.11.2008 14:05:31
Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей. Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Ее имя...... Кеннет Аткинсон (Kenneth Atkinson) 21.10.2008 14:40:26
На звук! Как встретились строители туннеля Езекии. ![]() Путешествие по туннелю - первый шаг в воду, наклон для продвижения под менее чем 5-ти футовым потолком, обнаружение места встречи двух бригад, исследование «ложных» туннелей, осмотр места, где была высечена знаменитая Силоамская надпись, взгляд на потолок примерно в 17 футах над полом, выход к древнему Силоамскому бассейну - может быть одним из самых захватывающих приключений во время поездки в Иерусалим. При длине более 1700 футов (533 метра) он был самым длинным туннелем, сооруженным в то время без промежуточных шахт искусственного происхождения. Гершель Шанкс (Hershel Shanks) 02.03.2009 09:40:22
![]() Внимательное изучение короткого упоминания у Кассия Диона в связи с давно и недавно обнаруженными надписями показывает, что Второе Восстание бросило серьезный вызов римской военной мощи и нанесло постыдную рану римскому самолюбию и гордости. Малочисленный народ в небольшой провинции осмелился восстать во второй раз против могущественного Рима. Евреи, причиняя огромные потери римским силам, оказались в состоянии заставить защищаться империю на протяжении почти четырех лет. Кроме того, анализ фактов наводит на мысль, что восстание распространилось за пределы Иудеи в Аравию и, возможно, в Галилею. По словам Ханны Коттон из Еврейского университета в Иерусалиме, «Второе Восстание потрясло самые основы Римской империи». Вернер Эк (By Werner Eck)
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|