История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Как из иероглифов родился алфавит

Статья из журнала Biblical Archaeology Review

Орли Гольдвассер (Orly Goldwasser)

Врезка:  Надпись из Вади-эль-Холь: более ранняя, чем в Серабите?

Врезка:  Клинописный алфавит в Угарите 

Перевод © JUDAEA.RU - 2010 г.  

Для азиатов, как их называли, покрытая буйной растительностью дельта Нила с ее болотами, полными рыбы и грязи, были настоящим Райским садом. С древнейших времен ханаанцы (Canaanites) и другие азиаты приходили и селились здесь. Очевидно, это является одной из причин библейской истории про голод в Ханаане, который привел Иакова в Египет (Бытие 46:1-7)

МЕСТО ПЕРЕВОРОТА. Посреди диких, продуваемых ветрами холмов южного Синая находятся руины Серабит-эль-Хадема. От руин храма Хатхор чередой тянутся стеллы и камни с написанными именами и молитвами бесчисленных чиновников, рабочих и вечных скитальцев, которые работали на богатых бирюзой шахтах во времена египетского Среднего царства (примерно 1950-1800 г.г. до н.э.). Хотя многие из сообщений были высечены загадочными египетскими иероглифами, некоторые были (впервые!) написаны в ханаанской, простой, но оригинальной, системе алфавитного письма, состоящей всего из нескольких дюжин знаков, созданных на основе иероглифов. Это изобретение, сделанное простыми рабочими в бирюзовых шахтах на Синае, навсегда изменило человеческую цивилизацию

Эрих Лессинг (Erich Lessing)

МЕСТО ПЕРЕВОРОТА. Посреди диких, продуваемых ветрами холмов южного Синая находятся руины Серабит-эль-Хадема. От руин храма Хатхор чередой тянутся стеллы и камни с написанными именами и молитвами бесчисленных чиновников, рабочих и вечных скитальцев, которые работали на богатых бирюзой шахтах во времена египетского Среднего царства (примерно 1950-1800 г.г. до н.э.). Хотя многие из сообщений были высечены загадочными египетскими иероглифами, некоторые были (впервые!) написаны в ханаанской, простой, но оригинальной, системе алфавитного письма, состоящей всего из нескольких дюжин знаков, созданных на основе иероглифов. Это изобретение, сделанное простыми рабочими в бирюзовых шахтах на Синае, навсегда изменило человеческую цивилизацию.

К началу периода Среднего царства в Египте (несколькими годами позднее 2000 г. до н.э.) давление иммигрантов в восточной дельте Нила было настолько сильным, что египетские власти построили ряд крепостей в стратегических местах для «противостояния азиатам», как рассказывает история Синухе (Sinuhe).

 Однако, спустя более, чем столетие, египетская политика по отношению к азиатам изменилась. Вместо попыток предотвратить их проникновение египтяне развили тесные отношения с сильными ханаанскими городами-государствами на средиземноморском побережье и позволили избранным представителям азиатов селиться в восточной дельте Нила. Последние из великих фараонов XII Династии, Аменемхет III (Amenemhet III) (примерно 1853–1808 г.г. до н.э.) и Аменемхет IV (Amenemhet IV) (примерно 1808–1799 г.г. до н.э.) даже создали для них новый город. 

После XII Династии последовала более слабая XIII. Тысячи иммигрантов из Сирии, Ливана и Ханаана хлынули в восточную дельту Нила, образуя большое ханаанское поселение, которое стало Аварисом (Avaris) (современный Тель-эль-Даба) (Tell el-Daba), столицей знаменитого Гиксоса (Hyksos). Гиксосы были ханаанцами, которые захватили власть у египетских фараонов и правили Египтом на протяжении более ста лет (примерно 1638–1530 г.г. до н.э.)

ПРАВЯЩЕЕ МЕНЬШИНСТВО. Это красочное, но обветшалое панно Бени Хассана из могилы (Beni Hassan) египетского чиновника XII династии изображает семью «азиатских» кочевников, входящих в Египет со своими животными и пожитками. В период Среднего царства подобные группы азиатов-семитов из Сирии и Ханаана просачивались сквозь границы Египта и расселялись в плодородных районах восточной части дельты Нила, библейской земли Гошен (Goshen). К концу периода выходцы из Азии были вовлечены практически во все сферы египетского общества и даже на время приобрели политический контроль над большей частью Египта.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ПРАВЯЩЕЕ МЕНЬШИНСТВО. Это красочное, но обветшалое панно Бени Хассана из могилы (Beni Hassan) египетского чиновника XII династии изображает семью «азиатских» кочевников, входящих в Египет со своими животными и пожитками. В период Среднего царства подобные группы азиатов-семитов из Сирии и Ханаана просачивались сквозь границы Египта и расселялись в плодородных районах восточной части дельты Нила, библейской земли Гошен (Goshen). К концу периода выходцы из Азии были вовлечены практически во все сферы египетского общества и даже на время приобрели политический контроль над большей частью Египта.

Но до этого, в конце правления XII Династии, во время царствования Аменемхета III и Аменемхета IV, Египет был в расцвете мощи. Велась активная торговля с Нубией (Nubia) на юге. Импорт из Леванта шел в Египет по суше и по морю. Золото и драгоценные камни добывались в восточной пустыне. Также регулярно предпринимались широкомасштабные кампании для поиска бирюзы в высоких горах Южного Синая, в том месте, которое сейчас называется Серабит-эль-Хадем (Serabit el-Khadem).

В этих горах далеко в Синайской пустыне с безжалостными ветрами и убийственной жарой находятся остатки древнеегипетского храма богини Хатхор (Hathor), «Повелительницы бирюзы» (“The Mistress of Turquoise”). Созданный Сесострисом I (Sesostris I), вторым царем XII Династии (примерно 1953–1908 г.г. до н.э.) храм просуществовал с небольшими перерывами до конца Нового Царства – примерно 800 лет.

На основе созданного Сесострисом I фараоны Аменемхет III и Аменемхет IV разрабатывали богатые бирюзой шахты Серабита. Ценный сине-зеленый камень был наиболее продаваемым за все время предметом роскоши в царских кругах. При правлении одного только Аменемхета III зафиксировано не менее 28 экспедиций в бирюзовые шахты Серабита.

РЕКОНСТРУКЦИЯ СВЯТИЛИЩА В СЕРАБИТЕ. Хотя Храм в Среабите сегодня представляет из себя груду развалин, в течении почти 800 лет он функционировал и расширялся фараонами Среднего и Нового царств Египта. Площадка была окружена серьезной стеной, пройти сквозь которую можно было через небольшие ворота. Входящие в храмовый комплекс молящиеся проходили по дороге, вдоль которой располагалось множество молелен, стен и внутренних двориков, которые были украшены стеллами и надписями предыдущих поколений. В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы.

Жан-Клод Голвэн (Jean-Claude Golvin)

РЕКОНСТРУКЦИЯ СВЯТИЛИЩА В СЕРАБИТЕ. Хотя Храм в Среабите сегодня представляет из себя груду развалин, в течении почти 800 лет он функционировал и расширялся фараонами Среднего и Нового царств Египта. Площадка была окружена серьезной стеной, пройти сквозь которую можно было через небольшие ворота. Входящие в храмовый комплекс молящиеся проходили по дороге, вдоль которой располагалось множество молелен, стен и внутренних двориков, которые были украшены стеллами и надписями предыдущих поколений. В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы.

Чтобы заручиться благословением богов, более ранний храм был значительно увеличен Аменемхетом III и Аменемхетом IV. По пути к храму в честь Хатхор, богини бирюзы, были возведены многочисленные мемориальные стеллы с иероглифическими надписями.

Откуда пришли все те люди, которые высекли эти надписи? Большинство, вероятно, были из дельты Нила. Экспедиции за бирюзой свели вместе высоких чиновников, писцов, жрецов, архитекторов, врачей, фокусников, заклинателей скорпионов, переводчиков, проводников караванов, погонщиков ослов, рудокопов, солдат и моряков.

В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы. Многие стеллы в Серабите украшены изображениями богини и ее характерной завитой прически

З. Радован(Z. Radovan)

В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы. Многие стеллы в Серабите украшены изображениями богини и ее характерной завитой прически.

И многие из участников экспедиций оставили надписи в окрестностях храма. Некоторые содержат только имя или рисунок. Все искали благословения богов на удачу в их опасном предприятии – также, как на благополучный путь домой. Эти надписи рассказывают о сотнях рудокопов и камнетесов, работавших в сезоны разработок, наряду с теми, кто трудился над постройкой храма.

Были ли эти горняки и рабочие египтянами? Ханаанцами? Или же и теми, и другими?

ЕГИПЕТСКИЕ УКРАШЕНИЯ «ОТ ТИФФАНИ». В период Среднего царства египетские фараоны, такие, как Аменемхет II и те, кто за ним следовал, отправляли экспедиции в горы южного Синая в поисках бирюзы, полудрагоценного сине-зеленого камня, который стал ценимым предметом потребления в царских кругах в Египте и на Ближнем Востоке. На этих золотых ожерельях и браслетах, которые некогда носила дочь Аменемхета II, Хнумет, есть подвески в форме иероглифов и деталями из бирюзы

Юрген Льепе (Jürgen Liepe)

ЕГИПЕТСКИЕ УКРАШЕНИЯ «ОТ ТИФФАНИ». В период Среднего царства египетские фараоны, такие, как Аменемхет II и те, кто за ним следовал, отправляли экспедиции в горы южного Синая в поисках бирюзы, полудрагоценного сине-зеленого камня, который стал ценимым предметом потребления в царских кругах в Египте и на Ближнем Востоке. На этих золотых ожерельях и браслетах, которые некогда носила дочь Аменемхета II, Хнумет, есть подвески в форме иероглифов и деталями из бирюзы

Египетское общество того времени было относительно терпимым, поэтому чужеземцы быстро адаптировались и становились его частью, если, конечно, не были политическими врагами государства. Некоторые из высоких чиновников, которые оставили надписи в храме Серабита, записали себя египтянами, хотя также упомянули, что по происхождению они азиаты или их мать азиатка. Несмотря на такое происхождение, они считали себя египтянами. Только азиаты, которые пришли из-за границ Египта, идентифицированы таким образом. Ханаанцы из Египта, которые прибыли вместе с египетскими экспедициями из дельты Нила, в надписях назывались не ханаанцами, а просто египтянами.

Экспедиционные списки в Серабите также содержат имена множества «переводчиков». Присутствие этих драгоманов (драгоман - переводчик на Востоке (прим. перев.)) является четким свидетельством того, что должен был существовать некий языковой барьер. Сотни упомянутых в надписях ослов, служивших вьючными животными, вероятно, были пригнаны азиатскими караванщиками, которые были в состоянии направить груз бирюзы обратно в Египет. И, разумеется, солдаты-азиаты на египетской службе сопровождали эти караваны. Итого: в Серабите было определенно гораздо больше ханаанцев, чем указано в иероглифических надписях.

И еще одно замечание: ни в одной из множества надписей в тех местах нет упоминания рабов. О ханаанцах – есть, о рабах – нет.

Именно там, в Серабите, как я полагаю, был изобретен алфавит – именно ханаанцами!

Изобретение алфавита возвестило о том, что было, наверное, самой потрясающей медийной революцией в истории. Ранние системы записи - такие, как египетские иероглифы и месопотамская клинопись с ее необычными символами, - требовали знания сотен знаков. Для письма или хотя бы чтения иероглифического или клинописного текста требовалось знание этих знаков и сложных правил, которые руководили их использованием.

В отличие от этого алфавитная система письма использует менее 30 знаков, и людям требуется немного относительно простых правил чтения, которые связывают эти знаки со звуками.

Это великое изобретение имело далеко идущие социальные и культурные последствия. С алфавитом письмо вырвался из «золотой клетки» мира профессиональных писцов. Письмо перестало быть монополией. Когда гораздо больше членов общества смогли научиться читать (и писать), доступ к информации и знаниям перестал быть ограниченным, как это было до того. Алфавитное письмо в итоге дало гораздо большему числу людей контроль над их жизнями и вовлекло большую часть населения в принятие более активного участия в культурных и административных делах в соответствующих сообществах.

Но как это было сделано?

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

26.04.2010, 30215 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

05.04.2011 21:40:40

К вопросу о находке "Свинцового кодекса"

В последней декаде марта 2011 года со ссылкой на Лондон и исследования «британских ученых» из Оксфорда появилось большое количество  сообщений о сенсационной находке  в Иордании некоего «Свинцового кодекса». 70 табличек из свинца и меди, с надписями  на иврите, греческом и  «иероглифами» датируется 1-м веком новой эры. Эта находка, по сообщениям  отдельных СМИ, может перевернуть все наши   представления о зарождении христианства, вплоть до того, что  докажет происхождение  христианства  не от   иудаизма. Там, якобы, расшифрованы отдельные  фрагменты текста, говорящие о  жизни  Христа. В общем, «Свинцовый кодекс» сравнивают  ни больше ни меньше как   с  находкой кумранских рукописей.

Предлагаем Вашему вниманию  мнение  реальных специалистов. А именно перевод переписки Питера Тонеманна с человеком, поведавшим миру об этой, безусловно, сенсационной находке. Переписка эта шла примерно за полгода до  публикации «Свинцового кодекса»

находкиИорданиябиблияподделканадписиивритгреческийверсии 

08.01.2010 18:09:30

Новое прочтение остракона из Хирбет-Кейафы

Профессор Гершон Галили с кафедры Библейских исследований Хайфского университета дал свою расшифровку надписи, датированной 10 веком до н.э. (период правления царя Давида). Это древнейшая известная ученым надпись на иврите. Его расшифровка позволяет утверждать, что, по крайней мере, некоторые части Священного писания были записаны на несколько столетий ранее, чем считалось до сих пор, и Израильское царство уже существовало в то время.

надписипалеоивритрасшифровкаХирбет-Кейяфаверсии 

11.02.2012 16:39:23

Царская охота или звери и нелюди

Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э. Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь – не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.

Наталья Самойленко

АссирияМесопотамия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

20.05.2009 01:24:19

В Граде Давида найдена печать Шауля

Во время раскопок в Граде Давида найдена костяная печать времен Первого Храма с выгравированной на ней надписью Шауль.

Фрагмент правой верхней части костяной печати утрачен. Поверхность печати разделена на регистры двумя параллельными линиями, и в середине выгравированы ивритские буквы. Под именем выгравирован растительный рисунок. Имя владельца (Шауль) сохранилось полностью

печатираскопкиИзраиль 

22.05.2012 13:06:37

В горшке, пролежавшем больше года в запасниках, найден клад золота из Армагеддона

Летом 2010 года археологи Тель-авивского университета проводили очередные раскопки в районе горы Мегидо, (она же – Армагеддон), где поочередно возводили свои города десятки цивилизаций. Одной из находок этого археологического сезона стал небольшой глиняный горшок, помещенный в более крупную глиняную миску и накрытый такой же миской сверху. Горлышко горшка было плотно забито землей.

Несколько месяцев назад археологи решили опустошить горшок и были изумлены, когда вслед за закупоривавшей его землей на стол хлынули золотые и серебряные изделия.

раскопкиИзраильнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100