История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Как из иероглифов родился алфавит

Статья из журнала Biblical Archaeology Review

Орли Гольдвассер (Orly Goldwasser)

Врезка:  Надпись из Вади-эль-Холь: более ранняя, чем в Серабите?

Врезка:  Клинописный алфавит в Угарите 

Перевод © JUDAEA.RU - 2010 г.  

Для азиатов, как их называли, покрытая буйной растительностью дельта Нила с ее болотами, полными рыбы и грязи, были настоящим Райским садом. С древнейших времен ханаанцы (Canaanites) и другие азиаты приходили и селились здесь. Очевидно, это является одной из причин библейской истории про голод в Ханаане, который привел Иакова в Египет (Бытие 46:1-7)

МЕСТО ПЕРЕВОРОТА. Посреди диких, продуваемых ветрами холмов южного Синая находятся руины Серабит-эль-Хадема. От руин храма Хатхор чередой тянутся стеллы и камни с написанными именами и молитвами бесчисленных чиновников, рабочих и вечных скитальцев, которые работали на богатых бирюзой шахтах во времена египетского Среднего царства (примерно 1950-1800 г.г. до н.э.). Хотя многие из сообщений были высечены загадочными египетскими иероглифами, некоторые были (впервые!) написаны в ханаанской, простой, но оригинальной, системе алфавитного письма, состоящей всего из нескольких дюжин знаков, созданных на основе иероглифов. Это изобретение, сделанное простыми рабочими в бирюзовых шахтах на Синае, навсегда изменило человеческую цивилизацию

Эрих Лессинг (Erich Lessing)

МЕСТО ПЕРЕВОРОТА. Посреди диких, продуваемых ветрами холмов южного Синая находятся руины Серабит-эль-Хадема. От руин храма Хатхор чередой тянутся стеллы и камни с написанными именами и молитвами бесчисленных чиновников, рабочих и вечных скитальцев, которые работали на богатых бирюзой шахтах во времена египетского Среднего царства (примерно 1950-1800 г.г. до н.э.). Хотя многие из сообщений были высечены загадочными египетскими иероглифами, некоторые были (впервые!) написаны в ханаанской, простой, но оригинальной, системе алфавитного письма, состоящей всего из нескольких дюжин знаков, созданных на основе иероглифов. Это изобретение, сделанное простыми рабочими в бирюзовых шахтах на Синае, навсегда изменило человеческую цивилизацию.

К началу периода Среднего царства в Египте (несколькими годами позднее 2000 г. до н.э.) давление иммигрантов в восточной дельте Нила было настолько сильным, что египетские власти построили ряд крепостей в стратегических местах для «противостояния азиатам», как рассказывает история Синухе (Sinuhe).

 Однако, спустя более, чем столетие, египетская политика по отношению к азиатам изменилась. Вместо попыток предотвратить их проникновение египтяне развили тесные отношения с сильными ханаанскими городами-государствами на средиземноморском побережье и позволили избранным представителям азиатов селиться в восточной дельте Нила. Последние из великих фараонов XII Династии, Аменемхет III (Amenemhet III) (примерно 1853–1808 г.г. до н.э.) и Аменемхет IV (Amenemhet IV) (примерно 1808–1799 г.г. до н.э.) даже создали для них новый город. 

После XII Династии последовала более слабая XIII. Тысячи иммигрантов из Сирии, Ливана и Ханаана хлынули в восточную дельту Нила, образуя большое ханаанское поселение, которое стало Аварисом (Avaris) (современный Тель-эль-Даба) (Tell el-Daba), столицей знаменитого Гиксоса (Hyksos). Гиксосы были ханаанцами, которые захватили власть у египетских фараонов и правили Египтом на протяжении более ста лет (примерно 1638–1530 г.г. до н.э.)

ПРАВЯЩЕЕ МЕНЬШИНСТВО. Это красочное, но обветшалое панно Бени Хассана из могилы (Beni Hassan) египетского чиновника XII династии изображает семью «азиатских» кочевников, входящих в Египет со своими животными и пожитками. В период Среднего царства подобные группы азиатов-семитов из Сирии и Ханаана просачивались сквозь границы Египта и расселялись в плодородных районах восточной части дельты Нила, библейской земли Гошен (Goshen). К концу периода выходцы из Азии были вовлечены практически во все сферы египетского общества и даже на время приобрели политический контроль над большей частью Египта.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ПРАВЯЩЕЕ МЕНЬШИНСТВО. Это красочное, но обветшалое панно Бени Хассана из могилы (Beni Hassan) египетского чиновника XII династии изображает семью «азиатских» кочевников, входящих в Египет со своими животными и пожитками. В период Среднего царства подобные группы азиатов-семитов из Сирии и Ханаана просачивались сквозь границы Египта и расселялись в плодородных районах восточной части дельты Нила, библейской земли Гошен (Goshen). К концу периода выходцы из Азии были вовлечены практически во все сферы египетского общества и даже на время приобрели политический контроль над большей частью Египта.

Но до этого, в конце правления XII Династии, во время царствования Аменемхета III и Аменемхета IV, Египет был в расцвете мощи. Велась активная торговля с Нубией (Nubia) на юге. Импорт из Леванта шел в Египет по суше и по морю. Золото и драгоценные камни добывались в восточной пустыне. Также регулярно предпринимались широкомасштабные кампании для поиска бирюзы в высоких горах Южного Синая, в том месте, которое сейчас называется Серабит-эль-Хадем (Serabit el-Khadem).

В этих горах далеко в Синайской пустыне с безжалостными ветрами и убийственной жарой находятся остатки древнеегипетского храма богини Хатхор (Hathor), «Повелительницы бирюзы» (“The Mistress of Turquoise”). Созданный Сесострисом I (Sesostris I), вторым царем XII Династии (примерно 1953–1908 г.г. до н.э.) храм просуществовал с небольшими перерывами до конца Нового Царства – примерно 800 лет.

На основе созданного Сесострисом I фараоны Аменемхет III и Аменемхет IV разрабатывали богатые бирюзой шахты Серабита. Ценный сине-зеленый камень был наиболее продаваемым за все время предметом роскоши в царских кругах. При правлении одного только Аменемхета III зафиксировано не менее 28 экспедиций в бирюзовые шахты Серабита.

РЕКОНСТРУКЦИЯ СВЯТИЛИЩА В СЕРАБИТЕ. Хотя Храм в Среабите сегодня представляет из себя груду развалин, в течении почти 800 лет он функционировал и расширялся фараонами Среднего и Нового царств Египта. Площадка была окружена серьезной стеной, пройти сквозь которую можно было через небольшие ворота. Входящие в храмовый комплекс молящиеся проходили по дороге, вдоль которой располагалось множество молелен, стен и внутренних двориков, которые были украшены стеллами и надписями предыдущих поколений. В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы.

Жан-Клод Голвэн (Jean-Claude Golvin)

РЕКОНСТРУКЦИЯ СВЯТИЛИЩА В СЕРАБИТЕ. Хотя Храм в Среабите сегодня представляет из себя груду развалин, в течении почти 800 лет он функционировал и расширялся фараонами Среднего и Нового царств Египта. Площадка была окружена серьезной стеной, пройти сквозь которую можно было через небольшие ворота. Входящие в храмовый комплекс молящиеся проходили по дороге, вдоль которой располагалось множество молелен, стен и внутренних двориков, которые были украшены стеллами и надписями предыдущих поколений. В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы.

Чтобы заручиться благословением богов, более ранний храм был значительно увеличен Аменемхетом III и Аменемхетом IV. По пути к храму в честь Хатхор, богини бирюзы, были возведены многочисленные мемориальные стеллы с иероглифическими надписями.

Откуда пришли все те люди, которые высекли эти надписи? Большинство, вероятно, были из дельты Нила. Экспедиции за бирюзой свели вместе высоких чиновников, писцов, жрецов, архитекторов, врачей, фокусников, заклинателей скорпионов, переводчиков, проводников караванов, погонщиков ослов, рудокопов, солдат и моряков.

В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы. Многие стеллы в Серабите украшены изображениями богини и ее характерной завитой прически

З. Радован(Z. Radovan)

В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы. Многие стеллы в Серабите украшены изображениями богини и ее характерной завитой прически.

И многие из участников экспедиций оставили надписи в окрестностях храма. Некоторые содержат только имя или рисунок. Все искали благословения богов на удачу в их опасном предприятии – также, как на благополучный путь домой. Эти надписи рассказывают о сотнях рудокопов и камнетесов, работавших в сезоны разработок, наряду с теми, кто трудился над постройкой храма.

Были ли эти горняки и рабочие египтянами? Ханаанцами? Или же и теми, и другими?

ЕГИПЕТСКИЕ УКРАШЕНИЯ «ОТ ТИФФАНИ». В период Среднего царства египетские фараоны, такие, как Аменемхет II и те, кто за ним следовал, отправляли экспедиции в горы южного Синая в поисках бирюзы, полудрагоценного сине-зеленого камня, который стал ценимым предметом потребления в царских кругах в Египте и на Ближнем Востоке. На этих золотых ожерельях и браслетах, которые некогда носила дочь Аменемхета II, Хнумет, есть подвески в форме иероглифов и деталями из бирюзы

Юрген Льепе (Jürgen Liepe)

ЕГИПЕТСКИЕ УКРАШЕНИЯ «ОТ ТИФФАНИ». В период Среднего царства египетские фараоны, такие, как Аменемхет II и те, кто за ним следовал, отправляли экспедиции в горы южного Синая в поисках бирюзы, полудрагоценного сине-зеленого камня, который стал ценимым предметом потребления в царских кругах в Египте и на Ближнем Востоке. На этих золотых ожерельях и браслетах, которые некогда носила дочь Аменемхета II, Хнумет, есть подвески в форме иероглифов и деталями из бирюзы

Египетское общество того времени было относительно терпимым, поэтому чужеземцы быстро адаптировались и становились его частью, если, конечно, не были политическими врагами государства. Некоторые из высоких чиновников, которые оставили надписи в храме Серабита, записали себя египтянами, хотя также упомянули, что по происхождению они азиаты или их мать азиатка. Несмотря на такое происхождение, они считали себя египтянами. Только азиаты, которые пришли из-за границ Египта, идентифицированы таким образом. Ханаанцы из Египта, которые прибыли вместе с египетскими экспедициями из дельты Нила, в надписях назывались не ханаанцами, а просто египтянами.

Экспедиционные списки в Серабите также содержат имена множества «переводчиков». Присутствие этих драгоманов (драгоман - переводчик на Востоке (прим. перев.)) является четким свидетельством того, что должен был существовать некий языковой барьер. Сотни упомянутых в надписях ослов, служивших вьючными животными, вероятно, были пригнаны азиатскими караванщиками, которые были в состоянии направить груз бирюзы обратно в Египет. И, разумеется, солдаты-азиаты на египетской службе сопровождали эти караваны. Итого: в Серабите было определенно гораздо больше ханаанцев, чем указано в иероглифических надписях.

И еще одно замечание: ни в одной из множества надписей в тех местах нет упоминания рабов. О ханаанцах – есть, о рабах – нет.

Именно там, в Серабите, как я полагаю, был изобретен алфавит – именно ханаанцами!

Изобретение алфавита возвестило о том, что было, наверное, самой потрясающей медийной революцией в истории. Ранние системы записи - такие, как египетские иероглифы и месопотамская клинопись с ее необычными символами, - требовали знания сотен знаков. Для письма или хотя бы чтения иероглифического или клинописного текста требовалось знание этих знаков и сложных правил, которые руководили их использованием.

В отличие от этого алфавитная система письма использует менее 30 знаков, и людям требуется немного относительно простых правил чтения, которые связывают эти знаки со звуками.

Это великое изобретение имело далеко идущие социальные и культурные последствия. С алфавитом письмо вырвался из «золотой клетки» мира профессиональных писцов. Письмо перестало быть монополией. Когда гораздо больше членов общества смогли научиться читать (и писать), доступ к информации и знаниям перестал быть ограниченным, как это было до того. Алфавитное письмо в итоге дало гораздо большему числу людей контроль над их жизнями и вовлекло большую часть населения в принятие более активного участия в культурных и административных делах в соответствующих сообществах.

Но как это было сделано?

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

26.04.2010, 37606 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

08.01.2010 18:09:30

Новое прочтение остракона из Хирбет-Кейафы

Профессор Гершон Галили с кафедры Библейских исследований Хайфского университета дал свою расшифровку надписи, датированной 10 веком до н.э. (период правления царя Давида). Это древнейшая известная ученым надпись на иврите. Его расшифровка позволяет утверждать, что, по крайней мере, некоторые части Священного писания были записаны на несколько столетий ранее, чем считалось до сих пор, и Израильское царство уже существовало в то время.

надписипалеоивритрасшифровкаХирбет-Кейяфаверсии 

14.02.2009 09:12:57

Деревня разрушена, восставший обезглавлен

Небольшой городок Кафетра» (Caphetra), который расположен на низких холмах иудейской Шфелы (Judean Shepelah), был безжалостно разрушен во время Первого Восстания (66-70 г.г. н.э.), отстроен заново и опять разрушен в конце Второго Восстания (Восстания Бар-Кохбы) в 135 г. н.э. Раскопки его позволили нам взглянуть на жизнь евреев вне городов. В деревне, занимавшей площадь почти 5 акров, была синагога, конюшни, бассейны для ритуальных омовений, пещеры для погребений и признаки садоводства и виноградарства. Частично разрушенная во время Первого Восстания против Рима, она была восстановлена, возможно, вернувшимися жителями, которые построили тайные помещения, где находили убежище от нападений римских легионов во времена восстания Бар-Кохбы.

Боаз Зиссу (Boaz Zissu)

Израильраскопкинадписивосстание 

11.02.2012 11:00:00

Учёные впервые нашли прижизненный чертёж Вавилонской башни

Древнейшее в мире изображение Вавилонской башни, вернее — реального прототипа библейского сооружения, обнаружено на одной из стел Нововавилонского царства, давно хранящейся в частной коллекции.

Леонид Попов

ВавилонМесопотамиябиблияНавуходоносор 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

16.02.2010 12:17:16

На реке Сорек найдена ранневизантийская винодельня.

Археологи управления древностей сообщили об обнаружении одной из крупнейших на территории Израиля виноделен, возраст которой оценивается в 1400 лет. Винодельня ранневизантийской эпохи (VI век новой эры) была обнаружена на территории регионального совета Нахаль Сорек возле кибуца Хафец-Хаим. схожая винодельня была обнаружена в 20 километрах южнее – в районе Ашкелона. Размеры виноделен свидетельствуют о том, что они были предназначены не для употребления местного спроса, а для экспорта. Основным рынком сбыта произведенных в то время вин был Египет. Также осуществлялся импорт в Европу.

Израильнаходки 

04.03.2008 17:36:31

Профессор Еврейского университета: Моисей опоил народ Израиля наркотиком

Сцена пребывания Моисея на горе Синай и получение им скрижалей завета на глазах у всего народа Израиля подробно описана в Книге Исхода и неоднократно исследована в многочисленных ученых трудах. Профессор психологии Еврейского университета в Иерусалиме Бени Шеннон считает, что этот исторический эпизод является классическим примером коллективной галлюцинации.

библияверсии 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100