История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Как из иероглифов родился алфавит

Может показаться странным, но я полагаю, что изобретали алфавита были неграмотны – то есть они не могли читать по-египетски с сотнями иероглифических знаков. Почему я так думаю? Буквы протосинайского алфавита очень грубы. Они разного размера. Они не написаны в одном и том же направлении – некоторые слева направо, некоторые – справа налево, а некоторые – сверху вниз. Это наводит на мысль о том, что написавшие их не владели ни египетской, ни какой-либо другой сложной системой регулируемого правилами письма.

Даниэль Берти (Daniel Berti)

ДОБЫЧА с МОЛИТВОЙ. Во времена египетского Среднего царства бесчисленные рабочие тяжело трудились в темных, извилистых шахтах в поисках бирюзы. Работая в тесных, плохо вентилируемых пещерах, поддерживаемых лишь немногими толстыми высеченными в камне колоннами, несомненно, рабочие искали защиты и поддержки у своих богов. Были ли надписи, высеченные ими на стенах шахт, предназначены для сохранения вечного благословения богов в то время, пока рудокопы искали ценную бирюзу?

Хершель Шанкс (Hershel Shanks)

Надписи рудокопов (их всего несколько дюжин) грубо и часто вразнобой написаны на камнях и скалах Серабита. В них мало обращают внимание или вообще пренебрегают «правилами» письма, которые использовались в более формальной традиционной системе письма. В этой надписи, которую В. Ф. Олбрайт (W.F. Albright) прочел как «Ты, о Шафан, собираешь из Абабы восемь (?) минас (бирюзы). Шим’а, конюх главного из кар[аванщиков(?)]» (“Thou, O Shaphan, collect from ’Ababa eight(?) minas (of turquoise). Shime‘a, groom of the chief of the car[avaneers(?)]”), первая половина написана по вертикали (показана на рисунке), а вторая – продолжается по горизонтали. Этот случайный метод написания предполагает, что рудокопы, которые придумали алфавит, не знали, как читать или писать строго формализованным, регулируемым правилами иероглифическим письмом, которое они видели повсюду вокруг себя

Для этих безграмотных ханаанцев значения рисунков новых букв были первостепенными. Графические значения иероглифов (то, что они изображали) служили важным мнемоническим инструментом для перенявших их ханаанцев. Графическое значение иероглифов было настолько важно, что даже сейчас, когда буквы иврита полностью потеряли любую графическую связь с древними рисунками-моделями (невозможно понять, что изображают буквы), большая часть букв продолжает именоваться в соответствии со старыми рисунками!

Современная ивритская буква алеф – это ’alp, слово, обозначавшее быка; бет – bayt «дом»; буква айин – «глаз». Все это названия древних букв-рисунков протоханаанской системы письма (см. рисунки в конце статьи). Но в современных ивритских буквах алеф, бет или айин уже невозможно разглядеть быка, дом или глаз (как, впрочем, нельзя разглядеть следы исходных пиктограмм в латинских буквах А или В)

СХЕМА ИСТОРИИ АЛФАВИТА. Алфавиты прошли длинный путь с момента их изобретения более трех с половиной тысяч лет назад. Рабочие в Серабите создали большую часть протосинайских букв на основе пиктограмм, найденных среди египетских иероглифов времен Среднего царства. Эта легко запоминаемая алфавитная система записи прожила сотни лет относительно без изменений, пока примерно в 1200 г. до н.э. среди городов и царств Железного века Сирии и Палестины не распространилась более линейная, абстрактная система письма. Когда алфавит был адаптирован для финикийского, греческого и латыни, буквы стали еще более абстрактными и, в конце концов, перестали быть хоть как-то похожими на исходные рисованные символы, изобретенные рудокопами в Серабите. Буквы современного иврита (крайние справа) произошли от арамейского алфавита, хотя и сохранили названия многих исходных протосинайских букв.
СХЕМА ИСТОРИИ АЛФАВИТА. Алфавиты прошли длинный путь с момента их изобретения более трех с половиной тысяч лет назад. Рабочие в Серабите создали большую часть протосинайских букв на основе пиктограмм, найденных среди египетских иероглифов времен Среднего царства. Эта легко запоминаемая алфавитная система записи прожила сотни лет относительно без изменений, пока примерно в 1200 г. до н.э. среди городов и царств Железного века Сирии и Палестины не распространилась более линейная, абстрактная система письма. Когда алфавит был адаптирован для финикийского, греческого и латыни, буквы стали еще более абстрактными и, в конце концов, перестали быть хоть как-то похожими на исходные рисованные символы, изобретенные рудокопами в Серабите. Буквы современного иврита (крайние справа) произошли от арамейского алфавита, хотя и сохранили названия многих исходных протосинайских букв.

В основном взяв в качестве графических моделей египетские иероглифы, ханаанские изобретатели алфавита использовали небольшой набор выбранных ими пиктограмм совершенно по-новому, без привязки (и без знания) правильного прочтения знаков на египетском!

Иероглиф «Кобра» Иероглиф «Рогатая гадюка»
Иероглиф «Рогатая гадюка»

Иероглиф «Кобра»

Иероглиф «Рогатая гадюка»

Протосинайская «Н» (эн) - "Нун"

Подтверждая их игнорирование значений египетских иероглифов, ханаанские изобретатели алфавита иногда объединяли две различных иероглифических пиктограммы. Например, в египетских иероглифах различается два разных вида змей. Один знак обычно обозначает кобру, другой – рогатую гадюку. Эти различные пиктограммы являются знаками для разных звуков в египетском: первый – для звука “DG”, а второй – для “F”. Эти две змеи никогда не путают в египетском письме. Ханаанские изобретатели алфавита, однако, не смогли заметить разницу и просто объединили двух змей в один протосинайский знак, который они использовали для буквы “N”, от слова «змея», предположительно «нахаш» naḥash.

 Ханаанский воин, изображенный на стене могилы Бени Хассана (Beni Hassan) держит композитный лук (называемый «ша-на-ну-ма» на ханаанской), который был использован в качестве модели для протосинайской буквы «Ш» (“SH”) (см. предпоследний столбец на рисунке СХЕМА РАЗВИТИЯ АЛФАВИТА)
Ханаанский воин, изображенный на стене могилы Бени Хассана (Beni Hassan) держит композитный лук (называемый «ша-на-ну-ма» на ханаанской), который был использован в качестве модели для протосинайской буквы «Ш» (“SH”) (см. предпоследний столбец на рисунке СХЕМА РАЗВИТИЯ АЛФАВИТА)

Для нескольких букв ханаанцы взяли за основу не иероглифы, а важные объекты из свобственного мира.  Например, изображение кисти руки отображает “K,” каф на ханаанском; среди египетских иероглифов нет пиктограммы для кисти руки. Точно так же в протосинайском есть знак для обозначения композитного лука, а в египетском – нет. В протосинайском он соответствует “SH”. На ханаанском композитный лук был «ша-на-ну-ма» или как-то похоже.  Эти примеры демонстрируют креативность ханаанских изобретателей алфавита и приводит к мысли, что они взяли египетские иероглифические знаки самостоятельно, без учета их функции или значения в египетском.

Можно даже более точно указать, кто именно были изобретатели алфавита. Можно даже знать их имена. Предположительно они связаны с окружением Хебедеда (Khebeded). Он несколько раз упомянут в различных египетских надписях в этих местах и назван «Братом правителя Ретену» (“Brother of the Ruler of Retenu”. Ретену – это пространство, бывшее между Газой и Бекаа (Baqaa) в Ливане. «Правитель Ретену» было титулом правителей этой части Леванта. Когда азиатские правители мигрировали в восточную дельту Нила, по-видимому, они сохранили этот титул. Ясно, что этот «Хебедед, брат правителя Ретену» является ханаанцем. На одной стелле в Серабите (Стелла 112) Хебедед изображается гордо едущим на осле в сопровождении двух слуг – впереди и позади. Египтянин не изобразил бы себя едущим на осле. На другой стелле там же Хебедед изображен с типичной ханаанской прической, похожей на гриб. Благодяря этой стелле понятно, что Хебедед, похоже, участвовал в египетских экспедициях в Серабит в течении более чем десяти лет. Очевидно, что он является ханаанцем наиболее высокого ранга, который оставил иероглифические надписи в храме в Серабите. Возможно, он был начальником над всеми ханаанскими рабочими.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг.

Святилище Хатхор (Sanctuaire D’Hathor)

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг (см. выше). Хотя для большинства египтян такое изображение было бы оскорбительным, для ханаанцев, которые работали в шахтах, это был знак высокого, даже царского, статуса Хебедеда, и, наиболее вероятно, его высокого положения среди работавших в Сребаите ханаанцев. Был ли Хебедед изобретателем алфавита?
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг (см. выше). Хотя для большинства египтян такое изображение было бы оскорбительным, для ханаанцев, которые работали в шахтах, это был знак высокого, даже царского, статуса Хебедеда, и, наиболее вероятно, его высокого положения среди работавших в Сребаите ханаанцев. Был ли Хебедед изобретателем алфавита?

Гардинер, Надписи на Синае, Часть I (Gardiner, Inscriptions of Sinai, Part I)

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг (см. выше). Хотя для большинства египтян такое изображение было бы оскорбительным, для ханаанцев, которые работали в шахтах, это был знак высокого, даже царского, статуса Хебедеда, и, наиболее вероятно, его высокого положения среди работавших в Сребаите ханаанцев. Был ли Хебедед изобретателем алфавита?

Качество иероглифов надписи, которую Хебедед добавил на стеллу (он только добавил свою надпись на существующую стеллу с куда более качественными иероглифами) в храме, очень низкое. Его надпись на стелле 92 должно было вызывать смущение у образованного египетского писца (см. рисунок в статье ниже). 8 Иероглифические знаки разного размера, прижаты один к другому, и в конце строки остаются пустые места. Но иероглифические пиктограммы на стелле 92 очень похожи на знаки протосинайского письма. На стелле 92 наиболее поразительна пиктограмма «дом» в египетском иероглифическом тексте. Похожесть бет на дом в протосинайских надписях несомненна, и буква эта существенно отличается от исходного египетского иероглифа.

Пиктограмма Хебедеда «Дом» Протосинайская «Б» - Бет
Пиктограмма Хебедеда «Дом» Протосинайская «Б» - Бет

Египетские надписи, в которых использован квадратный дом, обнаружены только в этой части Синая и только периода Среднего царства. И несколько раз они определенно встречаются на стелле 92, что, возможно, является иероглифическим египетским текстом, высеченным ханаанцами, которые были знакомы с протосинайскими надписями. Они смешали рисунок своего «дома»-буквы с соответствующим египетским иероглифом!

Протосинайский алфавит мог быть изобретен в кругах близких к ханаанцу Хебедеду и его слуг, имена многих из которых есть на стелле.

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

26.04.2010, 37874 просмотра.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

01.04.2010 09:17:00

Древние Ближневосточные печати

Сельскохозяйственная революция эпохи неолита привела к образованию оседлых общин на Ближнем Востоке. Такие общины обеспечили беспрецедентные возможности для владения материальными благами, и появилась необходимость развития системы маркировки, кто чем владеет.

Роберт Б. Мейсон (Robert B. Mason)

печатибуллыАссирияВавилонИранМесопотамияАккад 

11.02.2012 11:00:00

Учёные впервые нашли прижизненный чертёж Вавилонской башни

Древнейшее в мире изображение Вавилонской башни, вернее — реального прототипа библейского сооружения, обнаружено на одной из стел Нововавилонского царства, давно хранящейся в частной коллекции.

Леонид Попов

ВавилонМесопотамиябиблияНавуходоносор 

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

28.12.2011 22:47:07

Найденная печать подтверждает связь евреев с Иерусалимом

Предмет был обнаружен несколько дней назад в ходе раскопок у Стены Плача, проводимых Управлением древностей, по завершении расчистки территории и процесса просеивания и сортировки грунта, в котором приняли участие тысячи израильских студентов.

находкиИерусалимпечати 

16.02.2010 12:17:16

На реке Сорек найдена ранневизантийская винодельня.

Археологи управления древностей сообщили об обнаружении одной из крупнейших на территории Израиля виноделен, возраст которой оценивается в 1400 лет. Винодельня ранневизантийской эпохи (VI век новой эры) была обнаружена на территории регионального совета Нахаль Сорек возле кибуца Хафец-Хаим. схожая винодельня была обнаружена в 20 километрах южнее – в районе Ашкелона. Размеры виноделен свидетельствуют о том, что они были предназначены не для употребления местного спроса, а для экспорта. Основным рынком сбыта произведенных в то время вин был Египет. Также осуществлялся импорт в Европу.

Израильнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2021 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100