История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Как из иероглифов родился алфавит

Джон Дарнелл (John Darnell), который обнаружил надпись из двух строчек в Вади-эль-Холь (Wadi el-Hôl) (неподалеку от Фив (Thebes)), похожую на протосинайские надписи из Серабита (см. врезку «Надпись из Вади-эль-Холь: раньше, чем в Серабите?» (“The Wadi el-Hôl Inscription: Earlier than Serabit?“)), предположил, что алфавит должен был быть изобретен в Египте в месте с «многообразием культурных контекстов»  И неужели «многообразие контекстов» не описывает как нельзя лучше Серабит эпохи Среднего царства?

ПРИЧЕСКА-ГРИБ. НА этом рисунке из иероглифической надписи на стелле изображена процессия египетских чиновников, среди которых ханаанец Хебедед (последний, слева), изображенный с типичной прической в виде гриба, которой щеголяли «азиаты». Такая грибовидная прическа подтверждает, что Хебедед считал себя ханаанцем и гордился этим.

Гардинер, Надписи на Синае, Часть I (Gardiner, Inscriptions of Sinai, Part I)

ПРИЧЕСКА-ГРИБ. НА этом рисунке из иероглифической надписи на стелле изображена процессия египетских чиновников, среди которых ханаанец Хебедед (последний, слева), изображенный с типичной прической в виде гриба, которой щеголяли «азиаты». Такая грибовидная прическа подтверждает, что Хебедед считал себя ханаанцем и гордился этим.

ПРИЧЕСКА-ГРИБ. Прическа в виде гриба украшает голову крупной монументальной статуи ханаанского правителя, найденной в столице гиксосов, Аварисе (Тель-эль-Даба) (Avaris (Tell el-Daba)) в восточной дельте Нила в Египте. Такая грибовидная прическа подтверждает, что Хебедед считал себя ханаанцем и гордился этим.

Архивы Австрийской Академии(Archives Austrian Academy)

ПРИЧЕСКА-ГРИБ. Прическа в виде гриба украшает голову крупной монументальной статуи ханаанского правителя, найденной в столице гиксосов, Аварисе (Тель-эль-Даба) (Avaris (Tell el-Daba)) в восточной дельте Нила в Египте. Такая грибовидная прическа подтверждает, что Хебедед считал себя ханаанцем и гордился этим.

Несомненно, это был отдельный мир. Рудокопы проводили долгие дни и ночи в далекой пустыне, изолированные в своих лагерях. Разумеется, трудности, тяжелая работа и долгие экспедиции, отнимали жизни. Ханаанцы смотрели на молящихся и пишущих своим богам египтян. Когда имя написано, оно останется у бога навсегда. Когда искалось благословение, оно оставалось у бога долгое время после момента молитвы.

Иероглиф «Дом»

Иероглиф «Дом»

Изоляция, страх, давление и внезапное понимание «увековечивания имени» привели ханаанцев к попыткам писать собственные призывы своим богам (Баалат и Эль) на собственном языке.

Была ли притягательная для познания природа иероглифической системы письма с сотнями мелких рисунков именно тем, что заставило некоторых ханаанских рабочих в Серабите почувствовать, что они могут «почти читать», и это дало им ощущение «да-мы-можем!»?

Как уже отмечалось, большинство надписей с использованием этого алфавита найдены в районе Серабита – более 30. Только одна происходит из другого места в Египте (надпись из двух строк из Вади-эль-Холь). Немного очень коротких надписей (большинство буквально из пары букв) были найдены в Ханаане и датируются концом Среднего Бронзового века и Поздним Бронзовым веком (примерно 1750–1200 г.г. до н.э.)

ИНТЕРЕСНАЯ ОШИБКА? На другой стелле Хебедеда (Стелла 92; одна сторона показана на рисунке) наш автор делает интересную ошибку при письме, что предполагает, что ханаанец царских кровей Хебедед уже знал первый алфавит. Хотя Хебедед пишет текст на египетском, многие из иероглифических знаков, которыми он пользуется, либо плохо высечены, либо некорректны. Один знак в особенности (выделен оранжевым) имеет большее сходство с похожей на коробочку протосинайской буквой «бет» (Б), чем с соответствующим иероглифом. Перепутал ли Хебедед новую букву «бет» с исходным иероглифом «дом», на основе которого она была создана?
ИНТЕРЕСНАЯ ОШИБКА? На другой стелле Хебедеда (Стелла 92; одна сторона показана на рисунке) наш автор делает интересную ошибку при письме, что предполагает, что ханаанец царских кровей Хебедед уже знал первый алфавит. Хотя Хебедед пишет текст на египетском, многие из иероглифических знаков, которыми он пользуется, либо плохо высечены, либо некорректны. Один знак в особенности (выделен оранжевым) имеет большее сходство с похожей на коробочку протосинайской буквой «бет» (Б), чем с соответствующим иероглифом. Перепутал ли Хебедед новую букву «бет» с исходным иероглифом «дом», на основе которого она была создана?

Гардинер, Надписи на Синае, Часть I (Gardiner, Inscriptions of Sinai, Part I)

ИНТЕРЕСНАЯ ОШИБКА? На другой стелле Хебедеда (Стелла 92; одна сторона показана на рисунке) наш автор делает интересную ошибку при письме, что предполагает, что ханаанец царских кровей Хебедед уже знал первый алфавит. Хотя Хебедед пишет текст на египетском, многие из иероглифических знаков, которыми он пользуется, либо плохо высечены, либо некорректны. Один знак в особенности (выделен оранжевым) имеет большее сходство с похожей на коробочку протосинайской буквой «бет» (Б), чем с соответствующим иероглифом. Перепутал ли Хебедед новую букву «бет» с исходным иероглифом «дом», на основе которого она была создана

Алфавит не был мгновенным успехом – по крайней мере, исходя из существующих примеров. Одно можно утверждать с уверенностью: он не перемещался быстро. Лишь редкие караванщики или солдаты переносили куда-либо алфавит. Примерно еще полтысячи лет после изобретения алфавит использовался редко – насколько это отражено в археологических записях.

Как заметил семитолог Сет Сандерс (Seth Sanders) «на самом раннем этапе алфавит был быстрым и грязным инструментом иностранных рабочих, записанным в заброшенных местах: шахтах, в порыве страха. Там нет высокой культуры. Первое документированное использование алфавита происходит в наиболее базовой и трогательной форме коммуникации – «Я здесь был»

Среднее царство в Египте сменилось тем, что известно как период Гиксосов (XV-XVII Династии: 17-16 вв. до н.э.). В период Гиксосов Египтом правили ханаанцы. (Этот период иногда приводят в качестве модели прихода к власти в Египте Иосифа в Бытие 37-47). Как отмечалось ранее, в столице Гиксосов Тель-эль-Даба (Tell el-Daba) проводились интенсивные раскопки венским археологом Манфредом Бьетаком (Manfred Bietak) и его командой. Там не было найдено ни одной протосинайской надписи. Ханаанские правителя Авариса (Avaris) никогда бы не приянли такой неразвитую, «примитивную», низкопробную систему для своих записей. Когда они представляли себя в надписях (которых мало в Аварисе), то делалось это обычно престижными египетскими иероглифами.

В процессе распространения алфавитной системы письма в ханаанскими караванами она набожно сохраняла рисованные формы сотни лет. Люди изучали буквы один от другого устно. Для такого типа использования картиночная природа знаков была очень важна. Было легко выучить алфавит просто запомнив картинки. Первый звук рисунка был буквой. Для запоминания алфавита надо было всего лишь запомнить рисунки. Остальное следовало из этого: «название» буквы приводит к рисунку, который помогает воссоздать форму буквы. В рамке справа вы можете видеть букву алеф в виде головы быка, квадратный дом (бет) - “B“, похожий на кисть руки каф - ”K”, волнистые линии, изображающие майим («вода») или “M”, змееподобную нахаш - “N,” глаз – айин и голову – рош - “R”.

Бык, или алеф = “ ’ ” Дом, или bêt = “B”
Кисть руки, или kaf = “K” Вода, или mayim = “M”
Змея, или nahash = “N” Глаз, или ‘ayin = “ ‘ ”

Голова, или rosh = “R”

Бык, или алеф = “ ’ ”

Дом, или bêt = “B”

Кисть руки, или kaf = “K”

Вода, или mayim = “M”

Змея, или nahash = “N”

Глаз, или ‘ayin = “ ‘ ”

Голова, или rosh = “R”

Во время этого раннего периода (до 13-12 в.в. до н.э.) система письма продолжала использоваться очень ограниченно, в основном для записи личных имен и имен богов. Не было никаких управленческих, образовательных или писчих школ. Стоявшие у власти не были заинтересованы в поддержании или развитии этого подрывающего устои и выходящего за рамки изобретения кочевников. Вот почему, возможно, индивидуальное воссоздание знаков настолько широко различается, хотя они повсюду сохранили исходную «картинковость».

В течение 12 в. до н.э. главенствующие цивилизации Египта и Месопотамии, которые развили сложную иероглифическую систему письма и клинопись, пришли в упадок. В Ханаане и Леванте появились новые народы – евреи, финикийцы, моавитяне и арамеи. Для этих новых народов, появляющихся на периферии древних великих культур, было вполне естественным писать, пользуясь системами письма, возникшими не в центре империи, а в их собственной среде. Она подходила для их языков, их социальных нужд и устанавливающихся особенностей.

В какой-то момент этого периода изменений новая система письма должна была получить законный статус, может быть, даже распространяемой в школах. В результате этого система письма быстро прошла процесс линеаризации и абстрагирования.  Наиболее опытные писцы могли отказаться от рисованной связи буквы и ее названия. На этом уровне «система письма караванщиков» потеряла одну из своих основных ценностей: мнемоническую силу. С этого момента (12-11 в.в. до н.э.) тот, кто пользовался системой письма, должен был заучить список произвольных знаков. Было трудно, если не невозможно найти в написанном быка, голову или змею.

В 9 в. до н.э. алфавит стал официальной системой письма на всем Ближнем Востоке. С его принятием – сначала для греческого, позднее для латыни – алфавитная система письма, изобретенная в среде ханаанских рудокопов в далекой синайской пустыне, стала системой письма западной цивилизации.

Алфавит был изобретен лишь единожды. Все алфавитные системы письма происходят от одной исходной, которую можно назвать алфавитной системой письма из Серабита.

Изобретение алфавита изменило в дальней перспективе жизни миллионов людей на тысячелетия. Однако он не был изобретен образованными писцами в школах. Он был детищем новых великих умов – может быть, какого-то одного – который жил среди ханаанцев, работавших на бирюзовых шахтах на Синае. Египетские иероглифы сделали это изобретение возможным. Через изобретение алфавита давно забытые египетские иероглифы потихоньку живут в нашей системе письма и по сей день.

Я хотел бы поблагодарить профессоров Иосифа Наве (Joseph Naveh) и Беньямина Сасса (Benjamin Sass), которые оба внесли огромный вклад в мое понимание различных аспектов древней эпиграфики, которые рассмотрены в этой статье. Я также благодарен Дану Элхаррару (Dan Elharrar) из Еврейского униврситета за его неоценимую техническую поддержку в подготовке иллюстраций к этой статье.


 Надпись из Вади-эль-Холь: более ранняя, чем в Серабите?

В 1933 году египтолог Джон Дарнелл (John Darnel) обнаружил в Вади-эль-Холь неподалеку от Луксора в Египте алфавитную надпись, похожу на надпись из Серабит-эль-Хадема, о которой идет речь в основной статье. Изначально предполагалось, что эта надпись может быть более ранней, чем надпись в Серабите. Если так, не был ли алфавит изобретен раньше, чем была сделана надпись в Серабите, и где-то в другом месте, возможно, неподалеку от Вади-эль-Холь? 

Надпись в эль-Холь слабо высечена на стене из известняка. Она может быть прочитана как «Осаждающий עותי, струйка Б-га» (“(The) besieger עותי, ‘El’s Trickle.’”)

Фотография Брюса Цукермана и Мерилин Лундберг, WS Research. Любезно предоставлена Департаментом Древностей Египта (Photograph by Bruce Zuckerman and Marilyn Lundberg, WS Research. Courtesy Department of Antiquities, Egypt.)

Надпись в эль-Холь слабо высечена на стене из известняка. Она может быть прочитана как «Осаждающий עותי, струйка Б-га» (“(The) besieger עותי, ‘El’s Trickle.’”)

Хотя раньше имели место научные гипотезы о том, что это могло иметь место, сейчас эта точка зрения сейчас не имеет широкой поддержки. Надпись в эль-Холь слабо высечена на стене из известняка на древней дороге между Фивами (Thebes) и Абидосом (Abydos). Надпись может быть прочтена как «Осаждающий עותי, струйка Б-га» (“(The) besieger עותי, ‘El’s Trickle.’”).

На той же каменной поверхности, что и надпись, было несколько скорописных иероглифических надписей, которые можно было датировать палеографически. Если надпись в алфавитной системе может быть датирована датой египетских иероглифов, то, возможно, удастся определить, какая из них старше – в Серабите или в эль-Холе. Как бы ни была спорна процедура такого датирования, это все, что нам остается. Но даже если иероглифические надписи используются в качестве основы для датирования надписи алфавитным шрифтом в эль-Холь, последняя будет несколько более поздней, чем в Серабите. Почти все ученые, включая Джона Дарнелла, сейчас согласны, что соседствующие иероглифические надписи в эль-Холь датируются поздним периодом Среднего царства (18 в. до н.э.). Это относит надпись в алфавитной системе в эль-Холь к чуть более позднему времени, чем надписи в Серабите. Надпись в алфавитной системе в эль-Холь представляет раннюю и несколько видоизмененный вариант исходных текстов из Серабита. Надпись в эль-Холь выражает особенности влияния как египетской системы письменности, так и ханаанцев, ей пользовавшейся. Ниже следуют примеры:

В вертикальной части текста в Эль-Холь знак «сидящий человек» используется для обозначения непроизносимого определителя или классификатора, этот знак – не буква, а скорее говорит читателю, что следующее слово относится к особой категории или классификации [ЧЕЛОВЕК]. Это типичная иероглифическая характеристика. Это не используется ни в одной системе письма. С учетом этого надпись в эль-Холь не является алфавитной в чистом виде, как надпись в Серабите.

В вертикальной части текста в Эль-Холь знак «сидящий человек» используется для обозначения непроизносимого определителя или классификатора, этот знак – не буква, а скорее говорит читателю, что следующее слово относится к особой категории или классификации [ЧЕЛОВЕК].
В вертикальной части текста в Эль-Холь знак «сидящий человек» используется для обозначения непроизносимого определителя или классификатора, этот знак – не буква, а скорее говорит читателю, что следующее слово относится к особой категории или классификации [ЧЕЛОВЕК].

Рисованный характер букв в эль-Холь, однако, указывает, что система из Серабита была передана (возможно, ханаанцем) писцу в Вади-эль-Холь. 

Ханаанская «грибовидная» прическа Египетская иероглифическая голова

Ханаанская «грибовидная» прическа

Египетская иероглифическая голова

Буква рейш, например, (четвертая буква сверху) была высечена в форме головы с типичной ханаанской прической, похожей на гриб, и не следует модели египетской иероглифической головы. Наиболее вероятно, что надпись в эль-Холь была сделана некими ханаанцами, которые изобразили типичную «ханаанскую голову». В конце концов, это «их» система записи.


Клинописный алфавит в Угарите

ДРУГОЕ ПИСЬМО, ТОТ ЖЕ АЛФАВИТ. Клинописная табличка, найденная в Угарите, древнем сирийском городе на побережье фактически написана клинописным алфавитным письмом. Был ли алфавит изобретен дважды?
ДРУГОЕ ПИСЬМО, ТОТ ЖЕ АЛФАВИТ. Клинописная табличка, найденная в Угарите, древнем сирийском городе на побережье фактически написана клинописным алфавитным письмом. Был ли алфавит изобретен дважды?

В 14-13 в.в. до н.э. многие царские писцы в ханаанских прибрежном городе Угарите (Ugarit) (современный Рас-Шамра (Ras Shamra) в Сирии) были обучены уникальной системе клинописного письма. В отличие от обычной системы клинописи, которая состояла из сотен знаков, новая угаритская система записи сделана на основе всего пары дюжин.

После ее изучения исследователи поняли, что угаритская система, по сути, является «алфавитной» системой клинописи, которая приспособила технику клинописи (т.е. глиняные таблички, стилус и клиновидные знаки) для алфавитной системы. Тридцать клинописных символов использовались для письма всех видов документов, от писем до литературных текстов.

К концу Позднего Бронзового века угаритский алфавит распространился в Ханаане. Отдельные таблички с этой особой клинописью были найдены в ханаанских Бейт-Шамеше (Beth Shemesh), Таанахе (Taanach), Нахаль Тавор (Nahal Tabor) и в других местах.

В 13-12 в.в. до н.э. в Ханаане сосуществовали две алфавитных системы: клинописный угаритский алфавит, используемый образованными писцами в городских центрах, и «система письма караванщиков», родившаяся в шахтах Серабит-эль-Хадема и используемая от случая к случаю и в ограниченном виде (в основном, для написания имен) негородским населением, которое жило на холмах и городских окраинах. Значит ли это, что алфавит был изобретен заново, независимо, образованными писцами в Угарите через несколько сотен лет после ханнанских рудокопов Серабита, которые пришли к той же самой идее?

Ответ – нет. Изощренные писцы из Угарита только освоили блестящую инновацию рудокопов и караванщиков из Серабита, которую каким-то образом изучили. Писцы Угарита «перевели» то, что, вероятно, для них выглядело как странные знаки-рисунки, в свою «цивилизованную» систему клинописи.

Подтверждение тому, что мы не имеем дело с независимым изобретением алфавита, носит двойственный характер. Во-первых, порядок алфавитных знаков клинописи практически тот же, что и порядок знаков протоханаанского алфавита. Во-вторых, названия алфавитных знаков клинописи возвращается к рисуночным значениям знаков протоханаанской системы письма. Иначе говоря, названия клинописных знаков очень похожи на названия протоханаанских букв-рисунков, хотя угаритская клинопись вообще не рисованная. Все это подтверждается букварями, подобных найденному в Угарите.

В процессе «переноса» клинописные символы угаритской системы письма потеряли иконографическую связь названия буквы с ее внешним видом. Таким образом, мнемоническая мощь протоханаанского алфавита была полностью утрачена для писцов из Угарита.

В конце концов, клинописный алфавит из Угарита сошел с исторической сцены примерно в 12 в. до н.э. Он перестал существовать через несколько десятилетий после того, как городские школы, писцы и органы управления, которые его поддерживали, исчезли с падением великих цивилизаций Позднего Бронзового века.

Орли Гольдвассер (Orly Goldwasser)

Перевод © JUDAEA.RU - 2010 г.  

Алфавит древнего иврита на  нашем сайте (с рассказом о каждой из букв)

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

26.04.2010, 37873 просмотра.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

09.06.2010 13:05:19

В древних израильских ульях обнаружены турецкие пчёлы

Археологи из Израиля, Германии и Бразилии обнаружили в самых древних ульях Ближнего Востока останки пчёл, три тысячи лет назад обеспечивавших мёдом египтян.

Израильнаходкиоткрытия 

28.03.2008 18:23:14

Библия - лучший друг историка

Интересные факты из библии и их разоблачение иллюстрация.

Юдовин Рами

надписибиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

08.05.2013 15:31:27

Секрет древней каменоломни: в окрестностях Иерусалима обнаружен ключ эпохи Второго храма

В ходе раскопок, предшествующих прокладке шоссе номер 21 в районе Иерусалима, археологи обнаружили древнюю каменоломню, датируемую концом эпохи Второго храма - первым веком нашей эры. Найдены также инструменты, которые использовались каменщиками – кирки и клинья.

Особое внимание археологов привлек найденный ими ключ причудливой формы, выкованный две тысячи лет назад. Как предполагается, с его помощью запирались ворота каменоломни. Скорее всего, он был потерян ключником.

Иерусалимнаходкираскопки 

25.11.2011 17:29:44

Из косточки финика, которому почти 2000 лет, выросла пальма "защитников Масады"

К удивлению ученых, финиковая косточка, обнаруженная археологами на месте дворца Ирода на Масаде, проросла. Пальма, относится к исчезнувшему в Израиле виду, упоминание о котором встречается в Танахе и Коране. По информации газеты "Маарив", еще в 60-е годы прошлого столетия во время раскопок на месте дворца Ирода на Масаде, археолог Игаль Ядин нашел несколько финиковых косточек. Одну из своих находок он передал Мордехаю Кислеву, главе лаборатории археологической ботаники в университете Бар-Илан. Изучив финиковую косточку, Кислев пришел к выводу, что речь идет о редком виде финиковой пальмы, который уже не встречается в Израиле.

Израильраскопкипальма 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2021 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100