В прошлую среду (27.09.2006 г.) мы снова побывали в Иерусалиме. На этот раз — в сопровождении археолога д-ра Габи Баркая.
Через Кидронскую долину взглянули на древнее кладбище на Масличной горе, в эту пору прочерченное тонкими вертикальными штрихами проросших стеблей хацава — знак наступающей осени…
Прошлись по Городу Давида: Посмотрели на раскопки Мазар (скажем осторожно: некое большое — 30 м в длину — здание 10-9 вв.до н.э., возможно, из дворцового комплекса династии Давида), на дома знатных иерусалимцев 9-7 вв.до н.э. (здесь были найдены во множестве оттиски личных печатей обитателей домов; оказалось, что с большей частью этих людей мы знакомы — они упоминаются в ТАНАХе, в книге «Невиим» — «Пророки»)…
На колумбарий — голубятню, построенную в районе «Бейн-хомотаим» (как это перевести? «Междустение», что ли? «Промеждустенствие»? «Межстенание»?)
На городскую стену периода Второго Храма, частично разрушенную солдатами Тита в 70-м г…
Было много интересного, забавного и серьёзного — как всегда в Иерусалиме. Но самое главное — нам удалось раскрутить Габи Баркая на подробный рассказ о том, как он нашёл в захоронениях на Кетеф Гееном две серебряные пластинки, скрученные в виде двух маленьких сигар — «Биркат ha-Коhаним», самый древний на сегодняшний день текст из ТАНАХа, написанный на иврите!
Габи Баркай, один из наиболее выдающихся археологов Израиля, вёл нас в прошлую среду по Иерусалиму времён Первого Храма. Это было захватывающе! Плотность его рассказа такова, что пытавшиеся за ним записывать в отчаянии возводили очи долу и разводили руками. Я ходила за Габи хвостиком и записывала каждое слово на МП-4, чтобы потом, дома, сесть и расшифровать (надеюсь, что это «потом» всё-таки наступит — ну, скажем, на Суккот). В тоннеле Хизкиягу гид некой, следующей за нами, группы попытался выразить неудовольствие тем, что мы слишком долго, с его точки зрения, задерживаемся в каждом пункте. «Стыдись! — загремел Габи,- Это — твои будущие коллеги! Они имеют право знать ВСЁ!». Гид не унялся. Наша координатор попыталась урезонить его, но Габи остановил её неподражаемым: «Не сметь сотрудничать с врагом!!!»
Но, ближе к вечеру, Габи вдруг раскапризничался. Последним пунктом нашей программы должно было стать плечо долины Гееном, прямо под Шотландской церковью, словно растущей из кромки обрыва.
Там, в захоронении времён Первого Храма, нашим проводником была сделана одна из самых выдающихся находок в археологии Святой Земли, которую можно по значимости сравнить, пожалуй, лишь с Кумранскими рукописями. Вот эта находка, вернее, её копия:
Перед вами не что иное, как серебряная полоска с тестом «Биркат ha-Коhаним», написанным на иврите древним ивритским письмом (не квадратным, иудейским, или арамейским, которым мы пользуемся сегодня) — самым древним на сегодняшний день текстом из ТАНАХа!!! Значение этой находки невозможно переоценить: до неё многие спекулировали на том, что самый древний текст Священной Книги, дошедший до нас, был на греческом, и даже делали из этого вывод, что греческий и есть язык оригинала, а существование ивритского текста — выдумка евреев, более поздний перевод с греческого.
Я предвкушала его рассказ несколько недель! И вот теперь выдающийся археолог внезапно заявляет: «Я устал, уже поздно, на сегодня — хватит»… Как же так? И как после этого жить? Гордюсь собой! Потому что именно я кинулась Габи в ножки с криком: «Не погуби, батюшка!!!» Ну, может, текст был чуть другим, но суть — передана верно. Главное — сработало! Не меньше сорока минут мы, затаив дыхание, слушали…
А теперь — слово самому Габи:
«Я копал здесь семь сезонов, начиная с 1975 г. Тогда здесь проходила дорога на Бейт-Лехем, Оттоманского периода, и муниципалитет не дал мне разрешения копать под ней. Только позже я раскопал несколько погребальных пещер, в том числе — и эту.
Включите своё воображение: над пещерой был потолок, его остатки можно видеть по углам и сегодня. Пещера делилась на множество комнат. Перекрытия были выломаны и утащены, в основном, в византийский период для строительство находившейся неподалёку церкви Св.Георгия, что за стенами. Эта пещера — одна из семи, расположенных в ряд, и одна из примерно 50,найденных в долине Гееном. Здесь находилось одно из трёх кладбищ эпохи Первого Храма, ещё одно — Шилоах, а второе — севернее Шхемских ворот. В пещеру, в её центральное помещение, спускались по двум ступенькам. Видите, кто-то попытался эти ступеньки выломать на строительство, и сломал. Размеры центрального зала — точно 8 на 6 локтей, локтей царских, 52,5 см. каждый. Имеются три основных помещения, и ещё комната специального назначения, где покойников готовили к погребению. В основных помещениях — ложа на высоте 1 м. 5 см. каждое, то есть — ровно 2 локтя. Вместе с покойником укладывали и „необходимые“ для него предметы. Ложа были групповыми. Вот тут — место для шести погребённых сразу. В изголовье — длинная каменная подушка с выемками для головы.
Здесь шестеро лежали в рядок, рядышком друг с дружкой. Вот тут у вас есть прекрасный пример типичного покойника:
В других комнатах тела укладывали "валетом". Пещера эта была семейной, и каждая комната, видимо, принадлежала одному из сыновей с домочадцами.
Вначале, когда я только начинал здесь копать, я был страшно рад, потому что пещера эта очень красива, таких каменных изголовий нет больше нигде, да ещё и в такой сохранности. В 1976 г. мы копали здесь с детьми из Тель-Авива, которые изучали археологию. Ребятишечки были 12 — 13-летние, самый опасный возраст. Среди них был один… зануда первой степени. Ужасный мальчишка, я никак не мог от него избавиться. Каждые 30 секунд он дёргал меня сзади за рубашку, чтобы задать очередной совершенно идиотский вопрос. Мы обнаружили здесь, внизу, вот это отверстие:
Оно ведёт в овальную комнату глубиной 3 метра, в ширину около 2-х метров (ничего общего не имеющую с Овальным кабинетом в Белом доме). Эта комната — repository, или מאספה — помещение, куда по истечении года собирали кости погребённых вместе с положенными с ними предметами, чтобы освободить место для новых поколений. Когда мы её нашли, я заглянул внутрь и увидел нечто, показавшееся мне полом. "Ясно,- подумал я,- И эта пещера ограблена, как и предыдущие. О, это — замечательная идея — я поставлю сюда юного Натана, и хотя бы на 15 минут буду от него свободен и не увижу его!" Короче, я ему сказал, что если здесь не будет так же чисто, как в доме его мамы — он отсюда не выйдет. Через полчаса я копал в совершенно другом месте, довольно далеко от пещеры. Чувствую — сзади теребят за рубашку. Оборачиваюсь — и мне становится плохо. Парень стоит передо мной, и в руках у него почти целые глиняные сосуды. При этом всем вдалбливали, что НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ С МЕСТА! И что необходимо тащить меня к находке, а не находку ко мне! Я чуть не прибил этого мальчишку прямо на месте. На этот раз я вцепился ему в рубашку: "Быстро показывай, где ты это взял?!" — "А я их под камешками нашёл". Что выяснилось? Ему было скучно в этой яме. И он, вместо одного веника, сволок туда половину всех лопат, совков и прочего, чем мы пользовались на раскопках. И молоток, в том числе. Через 10 минут в яме парню стало невмоготу, он взял этот молоток и стал колотить по тому, что мы сочли полом. Потом я понял, что и грабители когда-то подумали, что это был пол. А это была обвалившаяся в результате какого-то землетрясения крыша! Плита с кровли обрушилась и погребла под собой всё содержимое ещё в древности! И тогда уже Натан и его приятели были с почётом отправлены по домам, был собран несколько более опытный коллектив археологов — из Еврейского Университета в Иерусалиме, из других мест… Я протащил в яму электричество из Шотландской церкви, священник в ней был моим учеником. Разбили людей на 3 группы: одна — внутри, другая — снаружи принимает находки, третья — отсыпается. Так вот, меняясь, работали 24 часа в сутки, оставить раскоп было нельзя — ни на минуту. Более 1000 находок было в этой комнате! Среди них — 360 целых, нетронутых глиняных сосудов; 150 — 200 полудрагоценных камней, в основном, в виде бус; по нескольку вещей из серебра, золота, слоновой кости; наконечники стрел — словом, это оказалась единственная в Иерусалиме маасефа, найденная нетронутой. Все эти находки выставлены сегодня в Музее Израиля. Но самым драматическим моментом было, когда американская студентка (сегодня она — профессор библеистики в США) позвала меня внутрь. И показала некий предмет. Только через 3 года мы сумели открыть его! Это было нечто, напоминавшее серебряную сигару. Серебро — чистейшее, 99%-ное. Открыть удалось сотрудникам Музея Израиля, после того, как в университете Бен-Гуриона в Негеве с этим не справились и даже разрушили часть. Ширина была около 10 см, а ширина — около 2-х; свёрнута пластинка была 6 раз. На пластинке было 19 строк, написанным древним еврейским шрифтом. Первое слово, которое мне удалось прочесть — "י.ה.ו.ה". Имя Господа… Три раза… Каждый, кто знаком с еврейской традицией, знает, что три раза имя Господа встречается только в "Биркат ha-Коhаним"… Потом, когда просеяли всю пыль, нашли ещё один такой же предмет, поменьше — 5 см. И на нём тоже — 19 строк миниатюрных букв! Седьмой век до н.э., время пророка Иермиягу!!!"
Из седьмого века до н.э., из погребальных пещер мы с трудом вернулись в современный Иерусалим. И было утро, и был вечер: день второй…
Таким встречает Ерушалаим своих гостей — неожиданным солнцем, появившемся из-за гор, и моментально заигравшими солнечными бликами на золоченных куполах церквей. Во время британского мандата был издан закон, предписывающий облицовывать дома в Ерушалаиме камнем, добывавшимся в окрестных каменоломнях. Делается это и до сих пор. Цвета камня — от желто-золотистого (отсюда город золотой!) и до розового, который совсем недавно открыли в новом карьере.
Геннадий Бордуков (aka BorgeN, email: genasha@bk.ru)
В последней декаде марта 2011 года со ссылкой на Лондон и исследования «британских ученых» из Оксфорда появилось большое количество сообщений о сенсационной находке в Иордании некоего «Свинцового кодекса». 70 табличек из свинца и меди, с надписями на иврите, греческом и «иероглифами» датируется 1-м веком новой эры. Эта находка, по сообщениям отдельных СМИ, может перевернуть все наши представления о зарождении христианства, вплоть до того, что докажет происхождение христианства не от иудаизма. Там, якобы, расшифрованы отдельные фрагменты текста, говорящие о жизни Христа. В общем, «Свинцовый кодекс» сравнивают ни больше ни меньше как с находкой кумранских рукописей.
Предлагаем Вашему вниманию мнение реальных специалистов. А именно перевод переписки Питера Тонеманна с человеком, поведавшим миру об этой, безусловно, сенсационной находке. Переписка эта шла примерно за полгода до публикации «Свинцового кодекса»
Изучение предметов и письменных источников, которые относятся к началу эры, большой интерес общественности, а также широкий круг ученых, занимающихся этими вопросами, часто приводят к тому, что подобные исторические артефакты считаются подделками. Поэтому для того, чтобы оценить важность подобной находки, обычно требуется большое количество времени. Стелу обнаружили уже 60 лет назад, но изучают ее всего несколько лет, а среди ученых за это время появилось множество противоречащих друг другу теорий о том, кем были авторы текста, и что он значит.
Город Шхем, расположенный в низине между горами Гризим и Эйваль, и прижатый равниной Аскар с востока, был важным региональным центром более 3,500 лет назад. Как показали сохранившиеся остатки, он располагался за укреплениями из массивных камней. Войти в город можно было через монументальные ворота. В его центре располагался храм со стенами в 4,5 метра толщиной.
В преддверии предстоящего праздника Ханука Израильское управление древностей представило доказательства того, что власть династии Хасмонеев, правившей в Иудее после восстания Маккавеев, распространялась шире, чем предполагалось ранее.
"Мы говорим о революционном открытии, которое способно перекроить карту региона той поры и значительно увеличивает территорию, которой управляли Хасмонеи в сердце пустыни Негев", - отмечает доктор Эриксон-Джини.
Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах,
публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов,
распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее