![]() |
||||||||
|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Матфей против фарисеевЕвангелие от Матфея изобилует обличениями со стороны Иешуа (Иисуса Христа) в адрес своих оппонентов - фарисеев, саддукеев и книжников. Согласно древней христианской традиции автора евангелия от Матфея отождествляют с одним из учеников Иешуа апостолом Матфеем, имя его звучало в Иудее Матти или Матай. Возможно, автор этого евангелия мытарь (сборщик податей) Матфей, о призвании которого рассказывает евангелие от Матфея: "Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним" (Мф. 9:9). Евангелие от Матфея адресовано евреям проживающих в Иудее или в диаспоре, несомненно знакомых с религиозными направлениями в иудаизме первого века нашей эры. Проблемы и споры, описанные в евангелия от Матвея вовсе не универсальны, как в других евангелиях, особенно в евангелии от Луки и Иоанна, и рассматривают религиозные разногласия, возникшие именно в первой половине первого века в Иудее. Оригинал евангелия от Матфея был написан на священном иврите, на котором действительно писались и в то время священные тексты, об этом свидетельствуют многочисленные рукописи первого века н.э. в изобилии найденных в кумранских пещерах, либо на общепринятом в том регионе арамейском языке. Папий Иеропольский со слов Евсевия Кесарийского сообщал: "Матфей на еврейском языке составил Изречения, переводил их каждый как мог…" (Eusebius, Hist. eccl.III 39,16). Ориген: "Первое было написано евангелие от Матфея, давшего его для верующих из евреев, составленное еврейским письмом" (Comm in Matth I sec Eusebius, Hist. eccl. VI 25,4). Иероним: "Матфей… первым в Иудее для тех, кто уверовал из обрезания, составил Евангелие Христово, еврейскими буквами и словами, кто же затем перевёл его на греческий недостаточно известно". (De vuris inlustribus III). Матфей упоминает фарисеев в своём евангелии, почти столько же раз, сколько Марк, Лука и Иоанн вместе взятые, и всегда в отрицательном контексте. Матфей без сомнения имеет личную неприязнь к фарисеям и книжникам, так как постоянно пытается уколоть их. "И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Мф.7:28-29). Вероятно, причина ненависти Матфея кроется в отношении к нему фарисеев, считавших мытарей отбросами общества, предателями и грешниками: "Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?" (Мф. 9:11). Также возможно причина подобного отношения Матфея, в ненависти некоторых фарисеев к Иешуа, но в отличие от остальных евангелистов Матфей всех фарисеев пишет чёрной краской, даже не упоминая о фарисее Никодиме (Накдимон бен Гурион), который в отличие от разбежавшихся учеников проводил в последний путь Учителя: "Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог".(Ин. 3:1-3). "Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи "(Ин. 19:39-40). Но Матфей и вовсе не упоминают о Никодиме, вероятно его коробит от факта, что Накдимон бен Гурион позаботившись о теле Равви, оказался фарисеем. Фарисеи, вполне вероятно, оскорбляли Иешуа, обвиняя его в использовании нечистой силы, не смея отрицать факты исцеления "А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского" Мф. 9:34). Но Марк приписывает эти обвинения книжникам: "А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя" (Мк. 3:22). А Лука вообще не наделяет обвинителей принадлежностью к какой либо группе, он указывает на некоторых анонимов из народа: "Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба "(Лк. 11:14-16). Реакция Иешуа на просьбу показать знамение, согласно евангелиям Матфея и Марка совершенно различна. Согласно Матфею, Иешуа оскорбил фарисеев и саддукеев назвав их "лицемерами", "родом лукавым и прелюбодейным". Возможно, Матфей прав и фарисеев действительно можно было уличить в лицемерии и даже в лукавстве, но какая связь с прелюбодеянием и просьбой показать знамение? Вероятно, Матфей немного увлёкся. "И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел" (Мф. 16:1-5).. Марк же сообщает, что Иешуа на просьбу показать знамение, лишь глубоко вздохнул, никого не обвиняя: "Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону" (Мк. 8:11-14). Лука же снова не сообщает о партийной принадлежности требовавших знамения у Иешуа, они у него просто "другие": "А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба." (Лк.11:16) Ещё пример отношения Матфея к фарисеям, в котором автор евангелия подозревает вполне невинном вопросе фарисея искус и конечно он не упоминает похвалу Иешуа фарисею, которая фигурирует в параллельных строках евангелия от Марка: "А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:34-40). Но Марк совсем иначе описывает эту ситуацию: "Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его."(Мк. 12:28-34). Обвинения, скорее всего справедливые в адрес книжников и фарисеев согласно евангелию от Матфея, в отличие от параллельного места в евангелии от Луки, который вполне воздержан, полны оскорблений, и повторов оскорблений, которые кажутся не вполне уместными и вероятно являются личными ощущениями евангелиста: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Мф. 23:13-32). Лука сообщает, что свою проповедь против лицемерия и замены большого малым, Иешуа произнёс находясь в доме одного фарисея, который пригласил его пообедать: "Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его "(Лк. 11:38-54). В вышеприведённом отрывке из евангелия Луки почти нет оскорбительных выпадов, слова "неразумные" и "лицемеры" являлись вполне приемлемыми в то время, в отличие от "змиев, порождения ехидны", "сынов геенны", "безумных и слепых" и конечно в этом пассаже от Луки не встречаются повторы оскорблений, которыми изобилует параллельный отрывок от Матфея. Согласно евангелию от Луки, Иешуа принимал приглашения на обед от фарисеев, и ласковой притчей показывал их неправоту и излишнее высокомерие: "Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (Лк. 7:33-47). Согласно евангелию от Иоанна, фарисеи привели на суд Иешуа женщину, обвинённую в измене мужу, т.е прелюбодеянии. И зная о его милосердии и учении о прощении, будучи уверены, что он не позволит убить женщину, хотели обвинить его в выступлении против судебных законов Торы. Но ответ Иешуа потряс обвинителей и они "будучи обличаемы совестью" разошлись. Данный отрывок свидетельствует не только о коварстве фарисеев, но и наличие у них совести. Согласно Иосифу Флавию фарисеи были: «вообще весьма снисходительными при назначении наказаний».. "Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим" (Ин. 8:3-9). Иоанн описывает распрю между фарисеями, так как формальное нарушении субботы (так как Иешуа сделал брение – смешал землю или глину с водой) мешало одним из них признать божественные полномочия Иешуа, но другие фарисеи на подобное нарушение закрыли глаза. "Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря" (Ин. 9:15-16). Также фарисеи в синедрионе вступились за Павла, так как верили в отличие от саддукеев в воскресение мёртвых: "Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу (Деян. 23:6-9). Фарисеи, хитроумными диалектическими толкованиями спасали детей от гнева родителей или преступников от неадекватного наказания. В Торе существует закон о «строптивом сыне». В силу этого закона, отец может в судебном порядке подвергнуть своего сына смертной казни за непослушание. Именно этим законом, вероятно, и воспользовался царь Ирод, заставив синедрион приговорить к смерти двух его сыновей от Мариам, раньше присуждённой им к смерти. И вот, фарисеи начинают толкование закона. В нём говорится о сыне — значит он неприменим ни к дочери, ни к малолетним, ни к двум сыновьям; речь идёт об отце и матери — значит они оба должны быть в живых и оба должны быть согласны на наказание сына. В этом духе текст толкуется дальше и из него выводится, что для применения данного закона необходимо, чтобы отец и мать оба были здоровы, не страдали каким-нибудь уродством, оба достойны были друг друга и, наконец, чтобы оба обладали одним и тем же тембром голоса. Это, конечно, абсурд — но речь идёт о спасении молодых людей от произвола родителей, которые в минуту запальчивости могут совершить поступок, о котором сами потом будут сожалеть, как это действительно случилось с Иродом. Закон не отменён, но превращён в мёртвую букву. Подобным образом разбирают фарисеи и известный закон: «око за око, зуб за зуб». Око за око, говорили фарисеи, но не жизнь за око. Потерпевший лишился глаза, но он остался жив; если же вырезать глаз у обидчика, то может случиться, что рана осложнится опасным воспалением, которое повлечет за собою смерть обидчика — и выйдет «жизнь за око». Следовательно, «око за око» невозможно понимать буквально, а лишь в смысле «стоимости ока за око». Не вызывает сомнения, что большинство фарисеев были идеологическими оппонентами Иешуа, но не в большей степени чем саддукеи тем же фарисеям, и вряд ли он столь безжалостно оскорблял их, как это описано в евангелии от Матфея. Возможно, из-за того, что автор евангелия, будучи мытарем, лично на себе испытал презрение к нему фарисеев. Возможно, не мог им простить духовное главенство в народе и тем самым пытался, ссылаясь на авторитет Иешуа, выбить из числа новообращённых христиан, (кстати, из фарисеев тоже) уважительное отношение к этой партии, уничтожить в корне "закваску фарисейскую". История показала, что ему это удалось и фарисеи в глазах читателей евангелия от Матфея покрыли себя вечным позором и слово фарисей давно является синонимом слово – лицемер. Рами Юдовин 07.11.2010, 5983 просмотра.
Также читайте:21.10.2009 22:05:39
Надпись Хирбет-Кейафы. Первые сведения. Здесь приводятся некоторые моменты, обсуждавшиеся на собрании в Еврейском университете на специальной сессии, посвященной надписи из Хирбет Кейафы. В своей презентации Хагай Мисгав (Hagai Misgav) представил свое прочтение надписи на найденном на раскопках остраконе. Арен Майер 11.02.2012 11:00:00
Учёные впервые нашли прижизненный чертёж Вавилонской башни ![]() Древнейшее в мире изображение Вавилонской башни, вернее — реального прототипа библейского сооружения, обнаружено на одной из стел Нововавилонского царства, давно хранящейся в частной коллекции. Леонид Попов 25.09.2009 16:39:32
О расположении Первого и Второго Храма в Иерусалиме ![]() Храмовая гора в Старом городе Иерусалима на сегодняшний день занимает пространство приблизительно в 45 акров. Она окружена стеной в форме трапеции: южная стена протяженностью около 910 футов, северная – около 1025, восточная – около 1520 и западная – около 1580 футов. Средняя высота площадки над уровнем моря – около 2400 футов. Большая часть зданий и наземных сооружений мусульманские – на сегодняшний день на площадке не удается обнаружить никаких видимых следов Первого или Второго Храмов... Ламберт Дольфин и Майкл Коллен (by Lambert Dolphin and Michael Kollen)
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|