История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Новое прочтение остракона из Хирбет-Кейафы

Профессор Гершон Галили с кафедры Библейских исследований Хайфского университета дал свою расшифровку надписи, датированной 10 веком до н.э. (период правления царя Давида). Это древнейшая известная ученым надпись на иврите. Его расшифровка позволяет утверждать, что, по крайней мере, некоторые части Священного писания были записаны на несколько столетий ранее, чем считалось до сих пор, и Израильское царство уже существовало в то время.

Сама надпись была сделана на трапезоидном черепке размером 15 х16,5 см, обнаруженном полтора года тому назад во время раскопок, которые проводил профессор Йосеф Гафинкель в Хирбет Кейафа в долине Эла (Эмек Ха-Эла). Надпись датирована 10 веком до н.э., периодом правления царя Давида, но не было уверенности, что она сделана именно на иврите.

Прорисовка надписи на остраконе из Хирбет Кейафы

Расшифровка древней надписи, сделанная профессором Галили, доказывает, что это был иврит. Она основывается на использовании глаголов, характерных для иврита, а содержание характерно именно для еврейской культуры, а не заимствовано у других культур региона. «Этот текст является социальной декларацией, касающейся рабов, вдов и сирот. Он использует глаголы, характерные для иврита, такие как «аса» (сделал) и «авад» (работал), которые чрезвычайно редко используются в других местных языках. Само содержание также незнакомо всем культурам региона, за исключением еврейского общества. Данная надпись указывает на социальные элементы, идентичные тем, которые находятся в библейских пророчествах, и очень сильно отличаются от пророчеств, написанных другими культурами, которые прославляют богов и заботятся об их физических потребностях», - объяснят профессор Галили.

Он подчеркивает, что с получением расшифровки, эта надпись станет самой ранней надписью на иврите, а это свидетельствует, что у евреев существовала развитая письменность на иврите уже в 10 веке до н.э. Это противоречит существующим научным данным о датировке составления ТАНАХа, которые не признают возможности написания священных текстов в столь ранний период.

Профессор Галили также отмечает, что надпись была обнаружена в провинциальном городе в Иудее. Он объясняет, что если были писцы на периферии, то можно с уверенностью предположить, что в центральном районе и в Иерусалиме были еще более профессиональные писцы. «Сейчас можно говорить, что весьма вероятно, что в 10 веке до н. э., во время правления царя Давида, в Израиле были писцы, способные писать литературные тексты и такие сложные историографии как книги Судей и Шмуэль». Он добавляет, что сложность текста, обнаруженного в Хирбет Кейафе, наряду с мощными фортификационными сооружениями, обнаруженными при раскопках, опровергает утверждения, что Израильское царство в этот период не существовало.

Содержание текста выражает социальную чувствительность к хрупкой позиции слабых слоев общества. Надпись свидетельствует о наличии чужеземцев в израильском обществе уже в тот древний период, и призывает оказывать им помощь. Она призывает заботиться о вдовах и сиротах, и участвовать в этом должен царь, который в те времена нес ответственность за преодоление социального неравенства. Эта надпись соответствует по содержанию танахическим текстам (Исаия 1:17Б Псалмы 72:3, Исход 23:3 и другие), но совершенно ясно, что она не была скопирована с какого-либо танахического текста.

Расшифрованный текст:

1. Ты не будешь делать (этого), но поклоняться Б-гу.

2. Суди (справедливо) раба и вдову, Суди (справедливо) сироту.

3. И пришельца. Заступайся за младенца, заступайся за бедняка и

4. Вдову. Восстанови (благосостояние) бедняка рукой царя.

5. Защити бедняка и раба, помоги пришельцу.

 

О  раскопках в Хирбет-Кейафе

Сообщение и фото найденного остракона с надписью

надписипалеоивритрасшифровкаХирбет-Кейяфаверсии 

08.01.2010, 5247 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

08.07.2010 22:12:43

Храмовая гора

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней. 

Натали Палант

ИерусалимбиблияхристианствоверсииХрамиудаизмпрогулкаэкскурсия 

26.04.2010 22:23:38

Как из иероглифов родился алфавит

Изобретение алфавита возвестило о том, что было, наверное, самой потрясающей медийной революцией в истории. Это великое изобретение имело далеко идущие социальные и культурные последствия. С алфавитом письмо вырвался из «золотой клетки» мира профессиональных писцов. Письмо перестало быть монополией. Когда гораздо больше членов общества смогли научиться читать (и писать), доступ к информации и знаниям перестал быть ограниченным, как это было до того. Алфавитное письмо в итоге дало гораздо большему числу людей контроль над их жизнями и вовлекло большую часть населения в принятие более активного участия в культурных и административных делах в соответствующих сообществах.

Но как это было сделано?

Орли Гольдвассер (Orly Goldwasser)

 

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

14.02.2009 09:12:57

Деревня разрушена, восставший обезглавлен

Небольшой городок Кафетра» (Caphetra), который расположен на низких холмах иудейской Шфелы (Judean Shepelah), был безжалостно разрушен во время Первого Восстания (66-70 г.г. н.э.), отстроен заново и опять разрушен в конце Второго Восстания (Восстания Бар-Кохбы) в 135 г. н.э. Раскопки его позволили нам взглянуть на жизнь евреев вне городов. В деревне, занимавшей площадь почти 5 акров, была синагога, конюшни, бассейны для ритуальных омовений, пещеры для погребений и признаки садоводства и виноградарства. Частично разрушенная во время Первого Восстания против Рима, она была восстановлена, возможно, вернувшимися жителями, которые построили тайные помещения, где находили убежище от нападений римских легионов во времена восстания Бар-Кохбы.

Боаз Зиссу (Boaz Zissu)

Израильраскопкинадписивосстание 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

27.01.2008 21:26:09

Археологи перенесли Содом и Гоморру

Група ученых-археологов под руководством Стивена Коллинза из Trinity Southwestern University, утверждает, что древние библейские города располагались к северу от Мертвого моря, а не к югу, как принято считать.

версиибиблияСодомГоморра 

25.10.2007 17:39:21

Подлинность царской печати признали через 40 лет

Древняя печать, датированная 9 веком до н.э., была обнаружена в 1964 году археологом Нахманом Авигадом. Несмотря на присутствовавшее имя «Иезавель» записанное на печати на иврите, ученые сомневались в том, что речь идет о царской атрибутике. 

библияпечативерсии 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2019 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100