История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

О расположении Первого и Второго Храма в Иерусалиме

Ламберт Дольфин и Майкл Коллен (by Lambert Dolphin and Michael Kollen)

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.

За грехи наши мы были изгнаны из страны нашей и отлучены от земли нашей. Не можем мы взойти как пилигримы для молитв Тебе, для исполнения обязанностей наших в избранном Твоем доме, великом и святом Храме, который был назван Твоим именем, из-за руки, что была отпущена на Твою святыню. Да пребудет воля Твоя, Г-дь Б-г наш и Б-г отцов наших, милостивый владыка, в Твоей изобильной любви яви вновь милость к нам и Твоему святилищу; да будет восстановлено оно вскоре и да приумножится его слава. (Из еврейской молитвы).

 

Вид Храмовой горы в направлении на юго-восток.

Под уровнем мостовой вверху слева на фото находятся помещения, известные как «Соломоновы конюшни», традиционно датируемые моментом расширения Иродом Храмовой горы. Вверху справа находится серый купол мечети Аль-Акса. Около правого края фото видна Западная стена (Котель), место, где молятся евреи. Купол Скалы особенно красив после недавнего добавления нового золотого покрытия на купол из анодированного алюминия. Традиционное расположение Первого и Второго Храмов предполагается в непосредственно близости от Купола Скалы. Предполагаемое «северное» положение Храма – непосредственно слева от ступеней в левом нижнем углу фото. «Южное» расположение Храма – посередине между Куполом Скалы и мечетью Аль-Акса, под мусульманским фонтаном для омовений, известным под названием Эль-Кас (El Kas). Уровень основания горы Мориа выходит на поверхность внутри Купола Скалы и находится прямо под камнями мостовой окружающей площадки. Однако, в южном направлении основание ступенчато спускается к Городу Давида (City of David) и перекрестку Хинном (Hinnom) и долине Кидрон (Kidron Valleys).

Храмовая гора: местоположение еврейских Храмов.

Храмовая гора в Старом городе Иерусалима на сегодняшний день занимает пространство приблизительно в 45 акров. Она окружена стеной в форме трапеции: южная стена протяженностью около 910 футов, северная – около 1025, восточная – около 1520 и западная – около 1580 футов. Средняя высота площадки над уровнем моря – около 2400 футов. Большая часть зданий и наземных сооружений мусульманские – на сегодняшний день на площадке не удается обнаружить никаких видимых следов Первого или Второго Храмов. Территория обустроена по типу парка – высажены деревья и кустарники, множество древних зданий и памятников, которые возникли за последние 1300 лет мусульманского контроля над этим местом.

На сегодняшний день площадка Храмовой горы топографически расположена чуть ниже вершины гребня системы, известной под названием гора Мориа (Mount Moriah). Это место в конце своего царствования Давид приобрел у иевусея по имени Аравна (Орна). Царь Давид обустроил эту территорию с тем, чтобы построить там постоянный «Дом Б-га» (House of God) для замены Скинии Моисея, которая следовала вместе с евреями после Исхода из Египта в Землю обетованную. У Давида были планы, составленные для сооружения, вдвое большей Скинии, и он приготовил большое количество строительных материалов: камня, кедра, много золота и серебра. Однако, лишь Соломон, его сын, действительно построил Первый Храм (1 Паралипоменон 22:14-15, 28:11-20).

Система холмов, где сейчас находится Храмовая гора, многими заслуживающими доверия источниками признается местом, где Аврааму было сказано принести в жертву Исаака (Бытие 22:1-2). Поскольку Соломон построил Первый Храм примерно 3000 лет назад, Авраам был на горе Мориа примерно на тысячу лет раньше.

Двор святилища (Consecrated Ground)

Согласно раввинистическим источникам и Первый, и Второй Храмы были построены на одном и том же фундаменте, на том же месте где-то на Храмовой горе. Место должно было быть освященным, что значит неиспользование его до этого для захоронений и исполнения языческих обрядов («высокое место») ("high place"). Внутреннее святилище Храма, Святая Святых, или Кодеш А-Кодешим (Kodesh Hakodeshim), где располагался Ковчег Завета, было отмечено как точный центр мира, и было наиболее святым местом для еврев. Явное присутствие Б-га, жилище (the Shekinah), было сосредоточено между херувимом Ковчега и специальной отметкой в Первом Храме.

Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. (2 Паралипоменон 7:1-3)

Если двигаться от Святая Святых наружу, то попадаешь в Святое место (The Holy Place), затем – во Дворы священников, и женщин, и еврейского народа, затем – во Двор неевреев, а затем – наружу в мир, уменьшая степень святости. 

Долгая история Первого и Второго Храмов детально описана и в Библии, и во многих небиблейских источниках.

Оба Храма представляют интерес как для евреев, так и для христиан. Второй Храм был скромным по размеру и обстановке до того времени, как Ирод Великий не начал грандиозную перестройку, которая продлилась 40 лет. Тогда был расширен Второй Храм и его большой двор, где Иисусу было дано имя и сделано обрезание (Лука 2:21-39). Впоследствии Иисус, будучи двадцатилетним юношей, поразил религиозных лидеров своим пониманием и проницательностью (Лука 2:41-50). Есть два независимых описания того, что Иисус входил и «очистил» храм, вышвырнув менял и торговцев со двора (Иоанн 2:12-25; Матфей 21:23-26).

В одной из последних бесед с апостолами (Матфей 24) Иисус предсказал разрушение Второго Храма. Он был сровнен с землей 9-го дня месяца Ава в 70 г. н.э. Храм был разрушен до основания, а само место было настолько сильно изменено в эпохи римлян, мусульман и крестоносцев, что существуют большие сомнения в том, где же именно находились Храмы.

Карта Храмовой горы по состоянию на сегодняшний день

Где стоял Храм?

Точное расположение Храма является одним из спорных моментов. Есть три основных активно обсуждаемых в последние годы гипотезы. Эти три места на Храмовой горе были предметом серьезных исследований, множества дебатов и дискуссий и нарастающих разногласий. За ними стоят серьезные планы нескольких групп ортодоксальных иудеев о постройке Третьего Храма в этом месте, когда политическая ситуация позволит это сделать.

Основные места Храмовой горы, которые всерьез рассматриваются в качестве возможного исходного расположения Первого и Второго Храмов:

1. Теперешнее расположение Купола Скалы. Это так называемое «традиционное расположение». В этой модели есть два варианта.

2. Севернее Купола Скалы. Физик Ашер Кауфман (Asher Kaufman) высказал это предположение примерно двадцать лет назад.

3. Южнее Купола Скалы. Тувиа Сагив (Tuvia Sagiv), архитектор из Тель-Авива, предположил южное размещение Храмов с исследованиями последних пяти лет и документами.

 Снимок с воздуха Храмовой горы (современный вид)

Традиционное расположение

Традиционное расположение предполагает, что Храм находился под или очень близко к мусульманской святыне, известной под название Купол Скалы. Некоторые исторические свидетельства утверждают, что это здание было построено мусульманами с тем, чтобы перекрыть место, где был(и) Храм(ы), и большая часть раввинов в Израиле сегодня связывают исходное расположение Храма именно с этим местом. На основе своих предположений Д-р Лин Ритмейер (Dr. Leen Ritmeyer) исследовал и описал исходную площадку Храмовой горы в 500 квадратных локтей.

Последние журнальные публикации до сих пор поддерживают эту точку зрения. (1) Бывший Главный археолог Иерусалима (Jerusalem District archaeologist) д-р. Дан Бахат (Dr. Dan Bahat) решительно защищает традиционное расположение – основываясь на многолетнем опыте и исследованиях всего города и его истории. Его лекции по этой теме исчерпывающи, убедительны и захватывающи. Но, однако же, есть и альтернативные современные теории!

Традиционное расположение Храмов

Северная гипотеза

Исследования Д-р Ашера Кауфмана, произведенные на основе многочисленных топологических и археологических анализов за последние двадцать лет, вылились в серьезную гипотезу по поводу площадки в 330 футах к северу от Купола Скалы.

Как хорошо известно, основание горы Мориа выходит на поверхность внутри Купола Скалы. Хотя подъем горной породы резко обрывается к югу в направлении Города Давида, уровень ее находится сразу под камнями мостовой на протяжении более, чем 100 метров на север от мечети Купола Скалы. Один особенный уровень, выходящий на поверхность из этой породы, находится под небольшим мусульманским культовым сооружением под названием Купол Плит ("The Dome of the Tablets"), или Купол Духов ("The Dome of the Spirits") для арабов. Оба названия предполагают связь с иудейскими Храмами. Под этим небольшим, невыразительным тентом, поддерживаемым колоннами, по мнению Д-ра Кауфмана находится место, где был Храм. (2)

Северное расположение Храмов

Южная гипотеза

Многие, следующие этим заключениям, могут еще не знать о третьем варианте, который можно назвать «Южной гипотезой». Поскольку эта модель менее известна, она будет описана более подробно. Эту гипотезу последние несколько лет отстаивает Тувиа Сагив, выдающийся израильский архитектор.

Есть целый ряд проблем со всеми ранее упоминавшимися гипотезами о расположении Храмов. Чтобы полностью понять некоторые из них, необходимо визуализировать топографию участка Храмовой горы.

Топографическая карта Иерусалима (Шаг линий 10 метров)

Север на карте вверху. Масличная гора на краю справа, гора Сион – слева. Гора Мориа возвышается длинным гребнем на южном конце Города Давида, продолжается за Храмовую гору и достигает своей самой высокой точки за Северной стеной Старого города в верхней части карты.

Скала поднимается, когда идет на север от основания Города Давида к наивысшей точке поверхности на Храмовой горе. (Это незаметно, так как сама «платформа» Храмовой горы является большим плоским участком, окруженным поддерживающими стенами.) Южный край платформы на самом деле построен на высоких подземных колоннах и арках.

К востоку от Храмовой горы находится долина Кидрон и Масличная гора. К югу – Город Давида и долина Хинном. К западу – знаменитая Западная стена (Стена Плача). К северу от Храма была римская крепость Антония (Roman military Antonia Fortress, она же Башня Антония), и дальше возвышенность за пределами городских стен, которая могла быть Голгофой.

Порода горы Мориа продолжает повышаться к северу – обнажение породы в Северной стене показывает выемки грунта для дороги, которые были сделаны в породе на северном краю Старого Города снаружи Дамасских ворот и вдоль главной дороги на восток. Гребень горы Мориа находится непосредственно над теперешним Садом Могил (Garden Tomb).

Замечания по поводу расположения храмовой площадки:

Если свести все известные факторы в трехмерную компьютерную модель участка Храмовой горы, то возникает ряд проблем:

1. Где находилась крепость Антония?

Древний Иерусалим был защищен с востока, юга и запада долинами. Крепость Антония располагалась на севере, чтобы защищать более слабую северную сторону города. (Кстати, именно на севере Тит Веспасиан проломил стены во время известной атаки в 70 г.н.э.)

Согласно древним источникам крепость располагалась на холме около 25 метров высотой. В настоящее время здание школы Эль-Омриа (El Omriah school) находится на скале высотой 5 метров. По многочисленным стратиграфическим и прочим соображениям некоторые эксперты считают сомнительным расположение там крепости Антония. В статье Тувии Сагива обсуждаются критические замечания по поводу настоящего расположения крепости Антонии, которая, как он полагает, была южнее, возможно, на месте Купола Скалы.

2. Расположение древнего северного крепостного рва

На традиционных изображениях севернее Храмовой горы виден глубокий, залитый ров, расположенный южнее крепости Антония, между крепостью и Храмовой горой.

Однако, согласно древним источникам, крепость Антония и Храмовая гора примыкали друг к другу. Для защиты ров должен был быть северней Башни, что помещает Антонию примерно туда, где сегодня находится Купол Скалы! Расположение Храмов, по мнению Ашера Кауфмана (Asher Kaufman), отодвигает ров непосредственно на север к точке, где располагались Храмы. В итоге Дан Бахат (Dan Bahat) шутит, что у Кауфмана Храм «упадет в канаву!»

3. Ворота Хульды

Ворота Хульды служили для основного доступа к Храму с юга. Согласно Мишне, разница в высотах между воротами Хульды и Святая Святых была примерно 10 метров на расстоянии 39 метров между входом на Храмовую гору и на уровень собственно Храма. Традиционный план Купол Скалы требует 20 метров на расстоянии 80 м.

Текущие допущения о туннелях ворот Хульды упомянуты в древних источниках. Наклоны считаются меньшими, и, таким образом, расположение более южным. Тувиа Сагив в своих статьях обсуждает проблему Южных ворот и их положение по высоте относительно Храмов.

4. Вид с севера

Иосиф Флавий упоминает факт того, что Холм Бизита (Bizita Hill) (Голгофа?) был расположен к северу от Храмовой горы и заслонял вид на Храм с севера.

Если Храм стоял там, где Купол Скалы сейчас, он был бы виден даже от самой Рамаллы (Ramallah). Чтобы вид на него с севера был заслонен, он должен быть на более низком уровне, чем то, что южнее.

5. Вид Храма царя Ирода Агриппы с запада

Иосиф Флавий в «Иудейской войне» пишет, что царь Ирод Агриппа мог смотреть из своего Дворца Хасмонеев (Hasmonean Palace) (он располагался рядом с или непосредственно на месте Цитадели у современных Яффских ворот) и видеть жертвы Азара (Azarah) на алтаре Второго Храма. Это привело в ярость евреев, которые тогда построили стену, увеличивающую высоту задней западной стены Храма, чтобы перекрыть вид. Римские солдаты, патрулирующие западные ворота, что закрывали вид на Азар, потребовали, чтобы стена была снесена. Евреи воспротивились и даже получили согласие императора Нерона на то, чтобы стена осталась на месте.

Если Храм был на месте Купола Скалы, то для того, чтобы видеть Азара, дворец должен был быть высотой в 75 метров. В Иерусалиме никогда не было здания такой высоты. Все это указывает на более низкое южное расположение Храма.

6. Иерусалимский акведук с Иудейских холмов

Каналы для снабжения Иерусалима водой начинаются в районе Хевронского нагорья, проходят через Бассейны Соломона (Solomon's Pools) около Вифлеема (Bethlehem) и входят в Иерусалим. Самый нижний канал доходил до Храмовой горы через Еврейский квартал и Мост Вильсона (Wilson Bridge). Согласно древним источникам, водопровод снабжал водой миквы (бассейны для ритуальных омовений) первосвященников, расположенные над Водными воротами (Water Gate), а также поставлял воду для смывания крови Азара. Части этого акведука отчетливо видны по сей день.

Для миквы, которой пользовались первосвященники, и для омовений в храме при жертвоприношениях требовалась «живая вода», т.е. свежая, проточная вода, а не вода из резервуара.

Изучение уровня акведука обнаруживает, что если бы Храм располагался на той же высоте, что и Купол Скалы сейчас, акведук также оказался бы более, чем на 20 метров ниже, чтобы обслуживать и Азара, и Водные ворота. Из этого исследования делается вывод, что Храм должен был располагаться на 20 метров ниже и, таким образом, южнее.

7. Электронные измерения

Предварительные исследования радаром грунта, которые произвел Тувиа Сагив, пока еще не окончательные, предполагают наличие сводов, возможно «кипим» (раввинистических арок) и других структур, наличие которых предполагается под Храмом южнее. Более северные площадки представляют из себя практически сплошную скалу.

Совсем недавно Сагив провел инфракрасное сканирование стен и платформы. Днем солнце нагревает Храмовую гору одинаково, но ночью охлаждение (вызванное теплопроводностью и излучением) неоднородно, таким образом, выявляются аномалии под поверхностью. На изображениях, приведенных ниже, более яркие «горячие» участки четко указывают на массивное основание под камнями мостовой. Исследования в инфракрасном диапазоне и при помощи радара обсуждаются в третьей работе Сагива – «Penetrating Insights Into the Temple Mount» («Проникающие в Храмовую гору озарения»).

Снимок ночью в инфракрасном диапазоне Купола Скалы

Эти черно-белые изображения, полученные из исходных псевдоцветных инфракрасных снимков, четко показывают пятиугольный древний фундамент под Куполом Скалы. Эти результаты обсуждаются в работах Тувии Сагива.

8. Исследование архитектуры позднеримского Храма

После восстания Бар-Кохбы в 132-135 гг. н.э. римляне сравняли с землей Иерусалим и на его руинах построили римский город, Элиа Капитолина (Aelia Capitolina). Чтобы уничтожить всякое еврейское присутствие на Храмовой горе, они построили там храм Юпитера.

Похожий храм, построенный тем же строителем примерно в то же время, был обнаружен в Баальбеке в Ливане.

Римскими архитектурными правилами того времени были прямоугольная базилика и многоугольная структура напротив двора. Будучи примененной на Храмовой горе, такая архитектура точно соответствует мечети Аль-Акса и Куполу Скалы.

Это уникальная архитектурная похожесть предполагает, что римский храм Юпитера мог быть на том же самом месте, которое было приспособлено в 4-ом веке для христианских целей, а затем послужило основанием теперешним мусульманским сооружениям, мечети Аль-Акса и Куполу Скалы, которые были построены в 7-ом веке.

Римский храм в Баальбеке, Ливан

 Комментарий Иеремии (Jerome) Исайи (Isaiah) (видимо, святого Иеронима - JUDAEA.RU)  упоминает конную статую императора Адриана, установленную прямо на месте Святой Святых. Если архитектура Баальбека является правильной моделью, то тогда Святая Святых размещалась где-то под фундаментом теперешней Эль-Кас (El Kas).

Если карты Баальбека наложить на теперешние строения Храмовой горы, становится заметным поразительное сходство:

План храма в Баальбеке, наложенный на Храмовую гору

Какая гипотеза верна?

В Израиле часто говорят: «Два еврея – три мнения». Только время покажет, который из вышеприведенных вариантов правильный. Обсуждение этих гипотез будет продолжаться, пока Израиль не будет в состоянии произвести доскональные археологические исследования под самой Храмовой горой. (3)

К сожалению, Храмовая гора в настоящее время остается под контролем ВАКФа (WAQF), Высшего Совета мусульман (the Supreme Moslem Council), а он препятствует любым систематическим археологическим исследованиям. Фактически, ВАКФ все больше и больше противится любым исследованиям платформы, которую считает огромной священной для ислама мечетью под открытым небом.

Кто знает, какое развитие событий изменит однажды в Иерусалиме статус кво, что позволит произвести научные исследования на Храмовой горе как на земле, так и под землей? Тогда в осуществление многовековых мечтаний и надежд религиозных евреев можно будет построить Третий Храм на основании Первого и Второго и восстановить служение по канонам Торы.

Если Тувиа Сагив прав, то Храм располагался прямо к востоку от Западной Стены, под небольшой рощей между Куполом Скалы и мечетью Аль-Акса

Ламберт Дольфин и Майкл Коллен (by Lambert Dolphin and Michael Kollen)

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.

Ссылки:

1. Leen Ritmeyer, Biblical Archaeological Review, March/April, 1992.

2. Dr. Asher Selig Kaufman, Biblical Archaeological Review, March/April 1983; Tractate Middot, Har Yearíeh Press, Jerusalem, 1991.

3. Audio tapes featuring speakers at recent Temple Mount Conferences in Jerusalem defending all three proposed locations for the Temples may be obtained from Koinonia House.

ИерусалимИзраильбиблияХрамверсии 

25.09.2009, 15219 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

27.03.2008 23:16:31

Достойно царицы: печать царицы Иезавель

Принадлежит царице? Тщательно украшенная символами и буквами, эта каменная печать несомненно принадлежала представителю высшего класса. Печать была в частной коллекции, которая была передана в дар Израильскому Управлению Древностей (Israel Department of Antiquities) в начале шестидесятых годов прошлого века. Она необычайно крупная (~3.2 см в длину), египетские и финикийские символы царствования и божественности говорят в пользу того, что она принадлежала царю или царице.

Марьо С. А. Корпель (Marjo C.A. Korpel)

печатибуллыбиблияИезавель 

21.10.2009 22:05:39

Надпись Хирбет-Кейафы. Первые сведения.

Здесь приводятся некоторые моменты, обсуждавшиеся на собрании в Еврейском университете на специальной сессии, посвященной надписи из Хирбет Кейафы. В своей презентации Хагай Мисгав (Hagai Misgav) представил свое прочтение надписи на найденном на раскопках остраконе.

Арен Майер

палеоивритХирбет-Кейяфанадписирасшифровкаверсии 

04.08.2008 16:49:10

Прототип Христа носил имя Симон

Изучение предметов и письменных источников, которые относятся к началу эры, большой интерес общественности, а также широкий круг ученых, занимающихся этими вопросами, часто приводят к тому, что подобные исторические артефакты считаются подделками. Поэтому для того, чтобы оценить важность подобной находки, обычно требуется большое количество времени. Стелу обнаружили уже 60 лет назад, но изучают ее всего несколько лет, а среди ученых за это время появилось множество противоречащих друг другу теорий о том, кем были авторы текста, и что он значит.

Юлия Минеева

надписибиблияисследованияверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

26.12.2012 19:02:00

В окрестностях Иерусалима обнаружен древний иудейский храм

Местом раскопок стал расположенный к западу от Иерусалима район, известный как Тель-Моца. Его значение для археологов трудно переоценить. В прошлом здесь неоднократно находили уникальные артефакты, датируемые различными эпохами.

В ходе нынешних раскопок археологи нашли иудейский храм, датирующийся X веком до нашей эры - началом эпохи Царей. Как отмечают археологи, подобных культовых объектов почти не сохранилось. Еще удивительнее найти святилище не в отдаленном районе Иудеи, а в непосредственной близости к Иерусалиму, где располагался центральный храм.

находкиИудеяХрамИерусалим 

11.02.2010 14:08:08

Археологи нашли центральную улицу Иерусалима византийской эпохи

Археологи управления древностей, проводившие раскопки в районе Яффских ворот Старого города Иерусалима, обнаружили остатки плит древней мостовой, подтверждающие, по их мнению, достоверность так называемой карты Медвы – мозаичной карты Земли Обетованной, созданной в VI веке н.э. византийскими мастерами.

Иерусалимраскопкинаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2019 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100