История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Печати и буллы библейских времен

Финикийские, израильские, аммонитянские, арамейские печати изготовлялись с твёрдых полудрагоценных пород камней. Нередко печати украшались декоративными мотивами, также на многих печатях были выгравированы только имя владельца печати.
Израильские печати, датируемые 8-7 веками до н. э. представляют огромный интерес для исследователей, так как печати являются источником знаний об искусстве Израиля и Иудеи. Темы, представленные на печатях, имели заимствования из египетских и финикийских художественных традиций. Кроме заимствованных, в резных печатях были представлены и оригинальные мотивы.
Среди многочисленных мотивов встречаются изображения животных — рыкающий лев, лошадь, газель, обезьяна, саранча, также херувимы, грифоны, сфинксы. Также изображения людей: жрец в молитвенной позе или фигура, олицетворяющая власть.
Некоторые имена, фигурирующие на печатях или оттисках, известны нам из библейских текстов.

Печати и буллы (глиняные печати) 8-6 в. до н. э. (Музей Израиля).

Печати и буллы (глиняные оттиски) 8-6 в. до н. э. (Музей Израиля).

Булла с оттиском печати на иврите из Иудеи. Надпись гласит «сар hа-ир» ( «правитель города», вероятно Иерусалима). На печати изображены двое мужчин, носящих длинные волосы и бороды, одетые в длинные мантии, украшенные перекрещенными линиями. Человек с левой стороны, держит в левой руке лук и три стрелы.

Кольцо и печать с надписью на иврите «принадлежащее Йотаму» (758-743 г. до н. э.)

Кольцо и печать с надписью на иврите «принадлежащее Йотаму» (758-743 г. до н. э.). Вероятно, речь идёт о Йотаме, сыне Озии царе Иудеи (4 кн. Царств 15:32).

 Печать 7 в. до н. э. с надписью на иврите «принадлежащее Иеохазу, сыну царя» (4 кн. Царств 13).

Печать 7 в. до н. э. с надписью на иврите «принадлежащее Иеохазу, сыну царя» (4 кн. Царств 13).

Оттиск на древнем иврите (8 в. до н. э.) «принадлежащее Иекамияу» с изображением человека воюющего с грифоном.

Оттиск на древнем иврите (8 в. до н. э.) «принадлежащее Иекамияу» с изображением человека воюющего с грифоном.

Печать с надписью на иврите 7 в. до н. э. с именем «Хаман» и изображением грифона и саранчи.

Печать 7 в. до н. э. с надписью на иврите  с именем «Хаман» и изображением грифона и саранчи.

«Принадлежащее Наре (сыну) Мишера» печать с надписью на иврите с изображением грифона. Грифон, херувим — распространённый сюжет в финикийском искусстве, нередко появляется в ивритских печатях.

Надпись на иврите «принадлежащее Патасу» на печати изображён грифон с соколиной головой.

Печать на иврите с изображением газели и надписью "принадлежащее Иермияу"  (Иеремии) 8 в. до н. э.

 

Печать с именем "Иезевель" выполненная в финикийском стиле (9-8 в. до н. э.), принадлежащее Иезевеле, жене израильского царя Ахава (4 кн. Царств 21). Недавно была подтверждена ее подлинность. Об этой печати будет отдельная история.

Печать с изображением петуха и надписью на иврите "принадлежащее Ознияу, царю рабу царя" (7 в. до н. э.).

Три ивритских печати: "принадлежащее Элиашиву сыну Ошияу" (пр. 7 в. до н. э.).

 

 Печать с надписью на иврите "принадлежащее Амосу" —  8 в. до н. э.

 Печать на иврите "принадлежащее Овди, рабу Ошеи" - на печати изображён мужчина, одетый в юбку из тростника. Ошия (Осия) был последним израильским царём (4 кн. Царств гл. 17).

Печать с надписью на иврите и изображением рыбы "принадлежащее Иешаяу (сыну) Амальяу".

Булла "принадлежащее Ахазу (сыну) Иеотама, царя Иудеи".  Ахаз это двеннадцатий царь Иудеи (732-716 г. до н. э.). Этот царь упоминается в 4 книге Царств гл. 16. 

Двусторонняя печать с надписью на иврите. Нижняя часть печати отсутствует. Сверху изображено солнце с опускающими крыльями т. е. лучами, внизу — три буквы "ш", "л", "м", обозначающие "Шалом", обрамлённые в квадрат из точек. На другой стороне, в центре изображён бородатый мужчина, с длинными волосами, держащий жезл, по сторонам его два жезла, над ним солнце с поднятыми крыльями. Существует предположение, что печать принадлежала царю Шломо (Соломону).

Печать с надписью на иврите "принадлежит Иешаяу (сыну) Самеха"

Печать с надписью на иврите "принадлежащее Йеодоаяу (сыну) Фалтияу". На обратной стороне печати изображены два образа (танцующих?) возле дерева (посвящённого?).

Печать, изображающая рыкающего льва, 8 в. до н. э., с надписью на иврите "принадлежащее Шеме, рабу Иеровоама".

Булла 8 в. до н. э. с изображением человека, облачённого в мантию и надписью "принадлежащее Иекамияу сыну Нахама".

 

Юдовин Рами

Дополнение.  Печати, найденные в последнее время.

Печать, найденная Эйлат Мазар

Печать, найденная Эйлат Мазар.

16 января 2008 года археолог Эйлат Мазар (Eilat Mazar) объявила, что группа, которой она руководит, обнаружила на юге Храмовой горы в Иерусалиме печать, датируемую временем Нехемии (Nehemiah). [Наш сайт сообщал об этой находке]. Она прочла имя на печати как "Темех" ("Temech") (тав, мем и хет) и предположила, что та принадлежала роду, имя которого упоминается в книге Нехемии. Однако вскоре после объявления  европейский ученый Петер ван дер Веен (Peter van der Veen) заподозрил, что надпись была прочитана в прямом направлении, а не в обратном, что должно было быть учтено, так как изображение на печати создает зеркальный оттиск на куске глины. Он вместе с другими критиками предположил, что на печати  на самом деле изображены четыре буквы (шин, ламед, мем и тав), которые должны читаться как "Шломит" ( "Shlomit"), что может быть именем, упомянутым в Библии.  Подробности  дискуссии на нашем сайте

 

При проведении раскопок в Spring House неподалеку от Gihon Spring в Городе Давида была извлечена почва вместе с керамическими черепками, относящимися ко Второму Железному Веку (Iron Age 2) (8 век до н.э.). Влажное просеивание и аккуратная сортировка извлеченной почвы дала желаемый результат: были найдены фрагменты трех bullae (кусочки глины, предназначенные для нанесения на них оттисков) и две каменные печати. На всех предметах были еврейские имена, и все датируются 8-ым веком до н.э. Среди них была и найденная неповрежденной печать с еврейским именем "Рефаяху (Бен) Шалем" ( "Rephaihu (ben) Shalem"). Новость на нашем сайте 29 февраля 2008 г.

Израильские археологи, ведущие раскопки в Старом городе Иерусалима, к северо-западу от Стены Плача, обнаружили печать времени Первого храма. На ней хорошо видно имя владельца.

Владельцем печати был человек по имени Нетаниягу Бен-Яуш. Археолог Шломит Векслер-Бдолах сообщила радиостанции "Коль Исраэль", что никаких других сведений об этом человеке в настоящее время нет. Имена "Нетаниягу" и "Яуш" известны по другим источникам, относящимся к эпохе Первого храма (разрушенного войском Нововавилонского царства в VI веке до н.э.). Оба эти имени упоминаются в ТАНАХе: Нетаниягу — в книге Йермиягу и в Диврей ха-Ямим, а Яуш — в глиняных табличках Лахиша. Имя Яуш (Яош), как и родственное ему Яошиягу, профессор Шмуэль Ахитов выводит из корня алеф-вав-шин ( "давать подарки"). Обладатели личных печатей занимали, как правило, государственные должности. Но человек по имени Нетаниягу Бен-Яуш неизвестен историкам.

Печать выполнена в форме скарабея из полудрагоценного камня и, судя по всему, вставлялась в кольцо. Плоская поверхность с собственно оттиском относительно невелика — примерно 1 см на 1,5 см. Она  разделена на три сектора. Верхний сектор украшен орнаментом и рисунком, на котором изображены плоды граната. На двух нижних секторах выгравировано имя владельца печати на древнем иврите.  Новость на нашем сайте 13 марта 2008 г.

В 2005 г. при раскопках в Городе Давида (отчет о раскопках на нашем сайте) Эйлат Мазар найден оттиск небольшой печати (буллы) на кусочке глины, который, видимо, держал нить, обернутую вокруг свитка папируса, чтобы запечатать его. На булле сохранились три строки, написанные палеоивритским шрифтом. Сохранность текста — великолепная и нет необходимости в лабораторной очистке поверхности, чтобы его прочитать. Этот маленький оттиск, диаметром не более 1 см был обнаружен Йоавом Фархи, археологом той площадки. где оттиск был найден. Его тренированный глаз заметил буквы на оттиске, лежащем в пыли по солнечному отблеску на булле. Йоав смог прочитать буквы второй строки "СЛМ" прямо на месте и впечатлилися, решив, что речь идет о Иерусалиме. В конце дня, когда булла была очищена от грязи, при хорошем освещении была прочитана вся надпись: «Принадлежит Иехухалю, сыну Шелемияху, сыну Шови».

Иехйхаль сын Шелемияху — имя с оттиска — является заметной фигурой, официальным лицом царя Цедекии (597-586 до н.э.), хотя на этой печати нет указания статуса. Иехухаль дважды упоминается у Иеремии. В первый раз (Иеремия 37:3) Цедекия посылает его совместно с Цефенией сыном священника Маасея к Иеремии, чтобы сказать: «Пожалуйста, молись за наше здравие перед Всевышним». Во второй раз (Иеремия 38:1-6) он предстает перед Цедекией вместе с другими официальными лицами с призывом убить Иеремию, говоря: «Этот человек не ищет блага для своего народа, а погибели!». Цедекия не может отказаться: «Он в ваших руках, царь не может вам возразить ни в чем». Таким образом они хватают Иеремию и бросают его в яму.

Обычно на всех буллах, найденных в городе Давида с именами, имена эти упоминаются с обязательным поименованием отца хозяина буллы в двух строках надписи, разделенных чертой для украшения. Оттиск Иехухаля отличается тем, что на нем упомянуты три поколения — поименован Шови, дед Иехухаля, а сама надпись состоит из трех линий без разделительной черты. Упоминание имени деда совершенно необычно, причины этого явления непонятны и интригующи.

В ходе археологических раскопок, проводимых Управлением по охране древностей у северо-западной части Стены плача в Иерусалиме по инициативе "Фонда наследия Стены плача", была найдена редчайшая древнееврейская печать эпохи Первого храма.
Печать была обнаружена при раскопках строения, которое датируют 7 в. до н.э., временем библейских царей Менаше, Аммона и Йосия.  

По словам руководителя раскопок археолога Шломит Векслер-Бдолах, "эллипсовидная печать из черного камня принадлежала частному лицу". "На печати выгравировано изображение лучника в ассирийском стиле, рядом с которым имеется надпись древнееврейским шрифтом "Лехагав", "Принадлежит Хагаву". Имя Хагав упоминается в ТАНАХе в книге Эзра 46Б, а также на глиняных остраконах Лахишских писем, также относящихся к эпохе Первого храма.  Новость на нашем сайте  31 октября 2008 г.

печатибуллынаходкибиблия 

11.03.2008, 9849 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

08.07.2010 22:12:43

Храмовая гора

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней. 

Натали Палант

ИерусалимбиблияхристианствоверсииХрамиудаизмпрогулкаэкскурсия 

01.04.2010 09:17:00

Древние Ближневосточные печати

Сельскохозяйственная революция эпохи неолита привела к образованию оседлых общин на Ближнем Востоке. Такие общины обеспечили беспрецедентные возможности для владения материальными благами, и появилась необходимость развития системы маркировки, кто чем владеет.

Роберт Б. Мейсон (Robert B. Mason)

печатибуллыАссирияВавилонИранМесопотамияАккад 

21.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2А

Когда я предполагала начать здесь раскопки в поисках дворца царя Давида, передо мной был план современного Давиду дворца в Мегидо (1723) размерами 23х21.5 м. Очевидно, что большая каменная постройка на вершине холма значительно превосходит все соответсвующие ожидания.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

16.02.2008 23:14:37

Землетрясение раскололо Храмовую гору

В пятницу, незадолго до традиционной молитвы мусульман на Храмовой горе, на территории комплекса мечетей, недалеко от мечети Купола Скалы (мечеть Золотого Купола, Кипат а-села) образовался провал в почве величиной два на полтора метра, примерно метровой глубины.

Xранители мечети Аль-Акса заявили, что гору разрушают проводимые Израилем в этом районе археологические раскопки. Мусульмане уверены, что в ходе раскопок евреи нарочно роют туннели и подкопы под Храмовую гору, чтобы разрушить мечеть Аль-Акса и другие святыни ислама.

ИерусалимХрамовая гора 

25.10.2007 23:12:16

Находки на Храмовой Горе

Не впервые мы обнаруживаем артефакты периода Первого храма, — сказал профессор Баркаи. – Мы создали экспериментальный проект (по просеиванию «строительного мусора», сбрасываемого с Храмовой горы) и обнаружили сотни, а то и тысячи керамических предметов, печати, надписи, печатки, наконечники стрел, гири и другие артефакты периода Первого храма…»

ИерусалимнаходкиХрамовая гора 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100