![]() |
||||||||
|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Пустыня Негев. Тель-Арад![]() Дул ветер, ветер из пустыни…
Когда археолог начинает раскапывать тель, он словно чистит луковицу. Слой за слоем. Сначала снимает жёлто-рыжую кожуру. Современные нам напластования — на выброс, в ведро. Потом — тоненькую полупрозрачную плёнку. Ну, скажем, века XVI-XIX. Туда же! И вот, наконец, белая влажная мякоть, сочные исторические слои. И снова — слой за слоем, всё ближе к сердцевине, всё глубже в прошлое. Тель-Арад. Город, оставленный пять тысяч лет назад. Я не оговорилась — не построенный пять тысяч лет назад, а — оставленный. «- Пошли. Сплошные загадки… Начнём с того, что мы не знаем, как назывался тогда город. Арадом он стал уже в библейские времена, гораздо позже. Для нас он безымянный. И спросить — некого. Видите, как построен Город? Правильной формы стена. Правильной формы улицы. Застройка не беспорядочная, как в большинстве восточных городков, а тщательно продуманная: дома стоят подковкой в точном соответствии с рельефом; в самом низком месте, в центре пересечения радиальной паутинки канавок, почти незаметной сейчас, — углубление: водоём для сбора дождевой воды. Не для хранения воды, как во многих других местах, где построены для этого впечатляющего размера водосборники-цистерны, а только и всего лишь — для сбора. Потом приходили женщины или рабы и разбирали воду по домам, где каждый и хранил её дальше, как бог на душу положит. Дома в Городе были стандартными. Этот тип сейчас в археологии так и называют — «арадский дом». Причём, и дома простых жителей, и дома знати, и даже храмы — это всё «арадские дома»: прямоугольные, с двориком и хозяйственными пристройками, без окон, из грязевых кирпичей, с колонной в центре единственной комнаты, с дверью, открывавшейся непременно в левую сторону и обращённой непременно на восток, ну, в крайнем случае, на север или юг, если топография не позволяла по-другому, но никогда — на запад. Запад — сторона дъявола, колдовская, недобрая… Так вот, всё это — те же «арадские дома», разница только в размерах. Кстати, взгляните на полукруглые башни на фотографии. Они относятся к более позднему периоду в жизни Города и являются передовым достижением военной мысли того времени. Из этих башен открывался обзор почти на 365 градусов, и ставили их вдоль стен неравномерно — чем опасность больше, тем гуще. Особенно густо такие башни стояли у ворот. Стена тогда, когда Город был жив, выглядела не так: Только нижние ряды были каменными, всё остальное — грязевые кирпичи. Просто создатели археологического парка поняли, что реставрированные кирпичи долго не протянут, и заменили их на каменную кладку. Что за люди жили в Городе? Что за народ? Чем занимались здесь, в пустыне? «…он неотрывно смотрел вдаль, на горы.- Глядишь на лестницу и думаешь: а как по ней ходили…, какие они были с виду?… И воображаешь себе этакий маленький призрак, воспоминание. Вполне естественно. Это всё фантазия. — Он помолчал.- Надеюсь, ты не забирался в эти развалины и не рыскал там?»… Видимо, жители Города воинственностью не отличались, хоть и умели за себя постоять. Торговали, причём торговали серьёзно. В Городе при раскопках было найдено множество вещей и вещиц египетского происхождения, а в Египте — сосуды из глины из окрестностей Города. Значит, тут была последняя станция на длинном караванном пути через пустыню. Рынок. Мастерские ремесленников. Последняя возможность отдохнуть, вымыться, принести жертву богам. Сходить к гулящим женщинам (не смейтесь, дело серьёзное; недаром на иврите слово «зона» — «шлюха» — от того же корня, что и «мазон» — «пища». Древние однозначно считали удовлетворение сих потребностей не менее важным делом, чем трапеза). Местных племён-соседей, видимо, не сильно опасались, жили в дружбе. Откуда мы это можем знать? В стене оставлены проёмы, по размеру точно подходящие для прохода одного человека с небольшой поклажей. Представляете, такие разрывы в системе оборонительных укреплений. Чтобы жителям не тащиться по жаре в обход до ближайщих ворот, чтобы крестьянам удобнее проходить на свои поля за стенами, а вечером возвращаться домой. Они называются на иврите «пишпашим». Удобно! А в случае действительной опасности «пишпашим“ можно быстренько заложить камнями и глиной, и стена — целёхонька. …“Дул ветер, словно хотел развеять их в пыль»… Почему люди оставили Город? Война? Нет. Точно — нет. Во-первых, «пишпашим» остались незаложенными. Во-вторых, грязевые стены Города и отдельных домов не были разрушены. Их просто смыло дождём, развеяло ветром. Что же случилось? И ещё одна загадка. В Городе и в его окрестностях археологи не нашли… кладбища. «…холмы, реки, моря — у всего этого были имена, но для пришельцев всё оставалось безымянным… Горы рассыпались, моря пересохли, города обратились в развалины. И всё же земляне втайне чувствовали себя виноватыми, когда давали новые названия этим древним холмам и долинам»… Те, кто дал новые названия, конечно, пришли. Где-то около трёх тысяч лет назад, веке в 10-м. На холме на древним Городом царские чиновники и солдаты построили крепость, внизу выкопали колодец-водосборник. И стали охранять дорогу на Иерусалим тут, в пустыне. А теперь — внимание! Кто-то из наших современников видел въяве Первый Храм в Иерусалиме? Нет, конечно. Он разрушен в 6-м в. до н.э. С алтарём, на котором коаним проводили процедуры жертвоприношения: Со «святая святых»- двиром, с камнем, на который укладывали «жертвы мирные» и «жертвы всесожжения»: Стоп, стоп, стоп! Что за ерунда? Ведь были же две религиозные реформы в стране, реформы царей Иошиягу и Хизкиягу. Тогда по всему царству разрушались как языческие храмы, так и храмы Единому Богу, но — как бы это выразиться помягче — местного значения. В пользу единого и неповторимого Храма Иерусалимского. Это, конечно же, была больше политическая, нежели религиозная, реформа — просто-напросто проявление стремления к централизации, гражданской и духовной. Снова загадки… Снова и снова. Ни одного кладбища. Может, они и не умерли, те, 5 тысяч лет назад, и те, 3 тысячи лет назад? Может, они продолжают жить здесь? Эхом, ветром, лисёнком, перебежавшим дорогу автобусу, гекконом на полуразмытых грязевых кирпичах, парой бабочек над древними стенами? А ветер из пустыни всё дует, дует. Словно пытается выдуть из нас что-то. А может, вдуть… И было утро, и был вечер. День четвёртый.
23.10.2007, 9705 просмотров.
Также читайте:02.11.2008 23:38:52
![]() Наш путь лежит в сердце Арабского Квартала, за рынок, туда, где за высокой каменной стеной укрыт дворик Эль Омари Медресе, где и начинается Крестный Путь, - Via Dolorosa. 27.05.2008 09:09:51
![]() В первом приближении Библия, и прежде всего Ветхий Завет, выглядит огромным сборником рассказов с запоминающимися сюжетами. Столетиями она воспринималась на веру, пока в XIX веке археологические открытия и расшифровка письменностей различных народов Древнего Востока постепенно не придали этим событиям материальность и осязаемость. Более того, в современном Израиле неожиданно естественным образом возродилась география Ветхого Завета. Вернулись на карту древние названия гор и долин, многие современные города и селения приняли имена библейских предшественников. А раз так — что мешает пройти по этим местам с Библией и фотоаппаратом в руках? Игорь Трибельский 21.11.2008 19:03:20
В поисках древнего названия Хирбет Кейафы Что может подтвердить идентификацию Хирбет Кейафы? История сражения Давида с Голиафом описывает арену битвы следующим образом (1 кн. Царств 17:1-2): «Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.» NADAV NA'AMAN
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|