История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Пустыня Негев. Тель-Арад

Дул ветер, ветер из пустыни…

 

 

 

 

Когда археолог начинает раскапывать тель, он словно чистит луковицу. Слой за слоем. Сначала снимает жёлто-рыжую кожуру. Современные нам напластования — на выброс, в ведро. Потом — тоненькую полупрозрачную плёнку. Ну, скажем, века XVI-XIX. Туда же! И вот, наконец, белая влажная мякоть, сочные исторические слои. И снова — слой за слоем, всё ближе к сердцевине, всё глубже в прошлое.
А бывает по-другому. Случается, что люди по какой-то причине оставляют обжитое место и уходят. На века, на тысячелетия. И только песок, и пыль, и ветер, и дождь. Тысячелетиями… Тут археологу даже не надо копать: взять метёлку, и размести наносы. И перед ним — город. Такой, каким он был — особенно, если призвать на помощь хоть чуточку воображения.

Тель-Арад. Город, оставленный пять тысяч лет назад. Я не оговорилась — не построенный пять тысяч лет назад, а — оставленный.

«- Пошли.
Он сказал это так, как будто стоял на берегу — и надо было войти в море и утонуть.
Они вступили в город»…

Сплошные загадки… Начнём с того, что мы не знаем, как назывался тогда город. Арадом он стал уже в библейские времена, гораздо позже. Для нас он безымянный. И спросить — некого.
Ещё одна загадка. Посмотрите на снимок:

Видите, как построен Город? Правильной формы стена. Правильной формы улицы. Застройка не беспорядочная, как в большинстве восточных городков, а тщательно продуманная: дома стоят подковкой в точном соответствии с рельефом; в самом низком месте, в центре пересечения радиальной паутинки канавок, почти незаметной сейчас, — углубление: водоём для сбора дождевой воды. Не для хранения воды, как во многих других местах, где построены для этого впечатляющего размера водосборники-цистерны, а только и всего лишь — для сбора. Потом приходили женщины или рабы и разбирали воду по домам, где каждый и хранил её дальше, как бог на душу положит.
Как же так, возможно, спросите вы? Ведь сейчас в этом углублении расположен мощный, глубоченный, выложенный камнем колодец-цистерна.
Расположен. Только вот 5 тысяч лет назад его там не было. Его выкопали спустя множество лет обитатели крепости на холме, о которой мы поговорим позже. А раскопала его, как и весь нижний город, археолог Рут Амиран, и эти раскопки стали её звёздным часом.

Дома в Городе были стандартными. Этот тип сейчас в археологии так и называют — «арадский дом». Причём, и дома простых жителей, и дома знати, и даже храмы — это всё «арадские дома»: прямоугольные, с двориком и хозяйственными пристройками, без окон, из грязевых кирпичей, с колонной в центре единственной комнаты, с дверью, открывавшейся непременно в левую сторону и обращённой непременно на восток, ну, в крайнем случае, на север или юг, если топография не позволяла по-другому, но никогда — на запад. Запад — сторона дъявола, колдовская, недобрая… Так вот, всё это — те же «арадские дома», разница только в размерах.
Словом, Город строили «по генплану», а значит — в ограниченный отрезок времени. Почему? Кто? В Тель-Шеве, например, это понятно. Там было не столько жильё, сколько гарнизон. Может и здесь тоже — такой форпост на краю пустыни? Чей?

 

Кстати, взгляните на полукруглые башни на фотографии. Они относятся к более позднему периоду в жизни Города и являются передовым достижением военной мысли того времени. Из этих башен открывался обзор почти на 365 градусов, и ставили их вдоль стен неравномерно — чем опасность больше, тем гуще. Особенно густо такие башни стояли у ворот.

Стена тогда, когда Город был жив, выглядела не так:

Только нижние ряды были каменными, всё остальное — грязевые кирпичи. Просто создатели археологического парка поняли, что реставрированные кирпичи долго не протянут, и заменили их на каменную кладку.

Что за люди жили в Городе? Что за народ? Чем занимались здесь, в пустыне?

«…он неотрывно смотрел вдаль, на горы.- Глядишь на лестницу и думаешь: а как по ней ходили…, какие они были с виду?… И воображаешь себе этакий маленький призрак, воспоминание. Вполне естественно. Это всё фантазия. — Он помолчал.- Надеюсь, ты не забирался в эти развалины и не рыскал там?»…

 

Видимо, жители Города воинственностью не отличались, хоть и умели за себя постоять. Торговали, причём торговали серьёзно. В Городе при раскопках было найдено множество вещей и вещиц египетского происхождения, а в Египте — сосуды из глины из окрестностей Города. Значит, тут была последняя станция на длинном караванном пути через пустыню. Рынок. Мастерские ремесленников. Последняя возможность отдохнуть, вымыться, принести жертву богам. Сходить к гулящим женщинам (не смейтесь, дело серьёзное; недаром на иврите слово «зона» — «шлюха» — от того же корня, что и «мазон» — «пища». Древние однозначно считали удовлетворение сих потребностей не менее важным делом, чем трапеза).

Местных племён-соседей, видимо, не сильно опасались, жили в дружбе. Откуда мы это можем знать? В стене оставлены проёмы, по размеру точно подходящие для прохода одного человека с небольшой поклажей. Представляете, такие разрывы в системе оборонительных укреплений. Чтобы жителям не тащиться по жаре в обход до ближайщих ворот, чтобы крестьянам удобнее проходить на свои поля за стенами, а вечером возвращаться домой. Они называются на иврите «пишпашим». Удобно! А в случае действительной опасности «пишпашим“ можно быстренько заложить камнями и глиной, и стена — целёхонька.

…“Дул ветер, словно хотел развеять их в пыль»…

Почему люди оставили Город? Война? Нет. Точно — нет. Во-первых, «пишпашим» остались незаложенными. Во-вторых, грязевые стены Города и отдельных домов не были разрушены. Их просто смыло дождём, развеяло ветром. Что же случилось?
Некого спросить… Вот уже пять тысяч лет, как — некого.

И ещё одна загадка. В Городе и в его окрестностях археологи не нашли… кладбища.

«…холмы, реки, моря — у всего этого были имена, но для пришельцев всё оставалось безымянным… Горы рассыпались, моря пересохли, города обратились в развалины. И всё же земляне втайне чувствовали себя виноватыми, когда давали новые названия этим древним холмам и долинам»…

Те, кто дал новые названия, конечно, пришли. Где-то около трёх тысяч лет назад, веке в 10-м. На холме на древним Городом царские чиновники и солдаты построили крепость, внизу выкопали колодец-водосборник. И стали охранять дорогу на Иерусалим тут, в пустыне.
Отрезанные от тогдашнего цивилизованного мира, словно заброшенные на Марс, они даже в храмовые праздники не могли оставить свой пост. И построили тут, в крепости на холме, храм.

А теперь — внимание! Кто-то из наших современников видел въяве Первый Храм в Иерусалиме? Нет, конечно. Он разрушен в 6-м в. до н.э.
А вот храм в Араде — СОВРЕМЕННИК ПЕРВОГО ХРАМА!!! Живой! Настоящий!

С алтарём, на котором коаним проводили процедуры жертвоприношения:

 

Со «святая святых»- двиром, с камнем, на который укладывали «жертвы мирные» и «жертвы всесожжения»:

 

Стоп, стоп, стоп! Что за ерунда? Ведь были же две религиозные реформы в стране, реформы царей Иошиягу и Хизкиягу. Тогда по всему царству разрушались как языческие храмы, так и храмы Единому Богу, но — как бы это выразиться помягче — местного значения. В пользу единого и неповторимого Храма Иерусалимского. Это, конечно же, была больше политическая, нежели религиозная, реформа — просто-напросто проявление стремления к централизации, гражданской и духовной.
Но ПОЧЕМУ ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ, ЦАРСКИЕ ЧИНОВНИКИ, ОСЛУШАЛИСЬ И НЕ РАЗРУШИЛИ ХРАМ НИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ, НИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ РЕФОРМЫ? Как осмелились? Расчитывали, что ревизор не доедет? Это в течение нескольких поколений-то? И коменданты крепости — что, несколько поколений бунтовщиков?
 Или имели особое разрешение сохранить храм? Тогда — почему, за какие заслуги?

Снова загадки… Снова и снова.

Ни одного кладбища. Может, они и не умерли, те, 5 тысяч лет назад, и те, 3 тысячи лет назад? Может, они продолжают жить здесь? Эхом, ветром, лисёнком, перебежавшим дорогу автобусу, гекконом на полуразмытых грязевых кирпичах, парой бабочек над древними стенами?

А ветер из пустыни всё дует, дует. Словно пытается выдуть из нас что-то. А может, вдуть…
Точно, как у Брэдбери: «Были они смуглые и золотоглазые»…

И было утро, и был вечер. День четвёртый.

Зоя Брук

ИзраильэкскурсияпрогулкаТель-АрадНегев 

23.10.2007, 7546 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

12.02.2008 12:51:09

Акко - тень самого себя

Город Акко — это не что иное, как тень самого себя. Город, который, как минимум, три раза менял своё месторасположение. Возникновением и самим существованием обязанный морю, он изначально был построен достаточно далеко от воды, на холме…

Зоя Брук

АккоИзраиль 

02.11.2008 23:38:52

Иерусалим. Виа Долороса

Наш путь лежит в сердце Арабского Квартала, за рынок, туда, где за высокой каменной стеной укрыт дворик Эль Омари Медресе, где и начинается Крестный Путь, - Via Dolorosa.

ИзраильИерусалимСтарый городбиблияпрогулкаэкскурсияхристианство 

13.01.2009 18:09:25

Хирбет-Кейафа: Шаарим

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)  

раскопкиИзраильнаходкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

06.07.2008 19:30:16

Ученых потрясла каменная рукопись времен Иисуса

Метровая плита с 87-ю строками на иврите, которая, по мнению ученых, датируется десятилетием незадолго до рождения Иисуса, вызвала настоящее возбуждение в библейских и археологических кругах. Как полагают, она содержит надпись о том, что Мессия восстанет из мертвых через три дня после погребения.

Если такое мессианское описание содержится на этой плите, она будет способствовать появлению новой оценки популярных и научных взглядов на жизнь и деяния Иисуса Христа, поскольку свидетельствует о том, что рассказ о его смерти и воскресении не был уникальным, а был лишь частью еврейской традиции тех времен.

Странно то, что камень — это не новое открытие. Он был найден около десяти лет назад и куплен у иорданского торговца древностями швейцарским коллекционером израильского происхождения. Уникальная плита хранится в его доме в Цюрихе.

«Когда она (плита) только попала ко мне, я не мог сразу понять ее истинную ценность», — рассказал Дэвид Йесельсон. — Я не осознавал, насколько она значительна, пока несколько лет назад не показал ее Аде Ярдени, которая специализируется на ивритских письменах. Она пришла в восторг и заявила: «Вы получили рукописи Мертвого моря, только на камне».

библиянаходкиверсии 

27.01.2008 21:26:09

Археологи перенесли Содом и Гоморру

Група ученых-археологов под руководством Стивена Коллинза из Trinity Southwestern University, утверждает, что древние библейские города располагались к северу от Мертвого моря, а не к югу, как принято считать.

версиибиблияСодомГоморра 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100