История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2B, периоды Второго Храма, Византии и раннего ислама

Эйлат Мазар

Предварительный отчет, 2005 год

Период железа IIВ
(8 — 6 вв до н.э.)

Большая часть монументальных стен большой каменной постройки являются частью огромного подиума, поддерживаемого большой ступенчатой структурой (Зона G по Шило). Каменная облицовка и протоэолическая капитель, обнаруженные Кеньон при ее раскопках у подножия структуры (площадка AXVIII по Кеньон), показывают что верхняя структура была построена из обработанных камней и включала в себя декоративные элементы. На основании этих находок можно установить, что большая каменная постройка была возведена примерно около 1000 года до н.э. и использовалась в 10-9 вв до н.э. Таким образом выясняется, что исторический нарратив, рассказывающий о строительство дворца царя Давида тирским финикийским царем Хирамом, более всего приложим и более, чем любой другое объяснение подходит к описанной нами постройке. Остается только вопрос, как долго дворец этот использовался.

В процессе раскопок было найдено очень небольшое количество керамики периода железа-2В (8-6 вв до н.э.), в северо-восточном углу на площадке L39 и в верхней части L47. Также несколько осколков были найдены в отвалах, которые не стратиграфируются. Это довольно удивительно, учитывая тот факт, что при раскопках Шило в городе Давида (стратум 10), а также Биньямина Мазара и моих на Офеле, было обнаружено множество керамики того же самого периода из построек разрушенных вавилонянами (586 г. до н.э.). Очевидно при возведении построек времен Второго Храма полы и нижние слои большого каменного здания были разрушены.

Точка 39 находится прямо на материнской скале между стенами W23 и W19, там, где не сохранилось никаких построек. Не является возможным, чтобы эта точка являлась частью стены W23, определяемой как хасмонейская. Точка 47 в нижней части содержит хорошо сохранившуюся керамику периода железа-2А, а в верхней — осколки периода железа-2В, что говорит о том, что точка эта образовалась после разрушения структуры в конце периода Первого Храма. Не смотря на небольшое количество обнаруженной керамики железа-2В и природу этих точек, ее содержащую, разумно предположить, что большая каменная постройка использовалась вплоть до разрушения города в 586 году до н.э.

Этот вывод поддерживается также находкой оттиска небольшой печати (буллы) на кусочке глины, который, видимо, держал нить, обернутую вокруг свитка папируса, чтобы запечатать его. На булле сохранились три строки, написанные палеоивритским шрифтом. Сохранность текста — великолепная и нет необходимости в лабораторной очистке поверхности, чтобы его прочитать. Этот маленький оттиск, диаметром не более 1 см был обнаружен Йоавом Фархи, археологом той площадки. где оттиск был найден. Его тренированный глаз заметил буквы на оттиске, лежащем в пыли по солнечному отблеску на булле. Йоав смог прочитать буквы второй строки «СЛМ» прямо на месте и впечатлилися, решив, что речь идет о Иерусалиме. В конце дня, когда булла была очищена от грязи, при хорошем освещении была прочитана вся надпись: «Принадлежит Иехухалю, сыну Шелемияху, сыну Шови».

Это не первая булла, обнаруженная в городе Давида. Летом 1982 года экспедиция Шило обнаружила набор из 53 булл в зоне G. Эти буллы лежали среди других артефактов в слое разрушения 586 года до н.э. внутри здания, позже получившего название «дом булл». Шило предположил, что здание это служило общественным архивом, примыкавшим к административному центру города Давида, иными словами неподалеку от дворца. На 45 буллах упоминаются имена людей, шрифтом, похожим по виду на шрифт на найденной нами булле. На одной из них написано имя Гемарияху сына Шафана, известное как имя официального лица и писца (иеремия 36:10-12) во времена правления Иехоакима (608 — 597 до н.э.).

Статут Гемарияху не упомянут на оттиске. Яир Шохам, опубликовавший эти буллы, утверждает, что несмотря на это, нет никакой причины считать, что речь идет не о Гемарияху, упомянутом Иеремией. Таким же образом, Иехйхаль сын Шелемияху — имя с оттиска из наших раскопок — также является заметной фигурой, официальным лицом царя Цедекии (597-586 до н.э.), хотя и на этой печати нет указания статуса. Иехухаль дважды упоминается у Иеремии. В первый раз (Иеремия 37:3) Цедекия посылает его совместно с Цефенией сыном священника Маасея к Иеремии, чтобы сказать: «Пожалуйста, молись за наше здравие перед Всевышним». Во второй раз (Иеремия 38:1-6) он предстает перед Цедекией вместе с другими официальными лицами с призывом убить Иеремию, говоря: «Этот человек не ищет блага для своего народа, а погибели!». Цедекия не может отказаться: «Он в ваших руках, царь не может вам возразить ни в чем». Таким образом они хватают Иеремию и бросают его в яму.

Обычно на всех буллах, найденных в городе Давида с именами, имена эти упоминаются с обязательным поименованием отца хозяина буллы в двух строках надписи, разделенных чертой для украшения. Оттиск Иехухаля отличается тем, что на нем упомянуты три поколения — поименован Шови, дед Иехухаля, а сама надпись состоит из трех линий без разделительной черты. Упоминание имени деда совершенно необычно, причины этого явления непонятны и нитригующи.

Гемарияху сын Шафана наиболее известен среди хозяев булл, найденных в городе Давида. Он многократно упоминается в Библии как писец и официальное лицо во время правления Иехоакима во дни пророка Иеремии. Обнаружение буллы Иехухаля сына Шелемияху добавляет еще один пример реального существования людей, которых упоминает Библия. Совпадения библейского текста в именах этих двух официальных лиц не только изумительно само по себе, но и показывает нам точность,  аккуратность и огромную важность библейских источников.

Большое каменное здание никогда больше после его разрушения, произошедшего, очевидно, в конце периода Первого Храма, не использовалось. Постройки, возведенные над ним при иродианском строительстве полностью разрушили его планировку.


Период Второго Храма
(538 г. до н.э. — 70 г. н.э.)

Десятилетия после разрушения Иерусалима вавилонянами, город стоял разрушенным и заброшенным. Только после падения Вавилона под ударами персидского войска царя Кира и издания в 538 году до н.э. декрета, позволяющего еврем вернуться на родину и заново отстроить Храм, город стал возрождаться. В 445 году до н.э. Нехемия был назначен правителем Иерусалима и получил право на восстановление городских стен. В книге Нехемии описан как вид разрушенного Иерсалима, так и, позже, его восстановление (Нехемия 2:3 и 12:27-43).

Раскопки Кеньон восточнее нашей территории работ распространялись вплоть до северной башни хасмонейских укреплений, вскрытой, в основном, еще МакАлистером и Данкеном. Кеньон обратила внимание, что хасмонейская стена стоит на руинах более древней, которую она отнесла к строительству Нехемии.

Однако наши исследования показали, что эта более древняя стена, которую Кеньон идентифицировала как строительство Нехемии на самом деле была восточной стеной большой каменной постройки. Северная часть хасмонейской башни была построена напротив нее. Нам не удалось обнаружить никаких следов, которые могли бы быть соотнесенны со стенами Нехемии наверняка. В северо-восточной части территории наших раскопок была обнаружена W23, являющаяся продолжением хасмонейских укреплений. Внутри, возможно, сохранились некоторые руины более древних сооружений. Восточная поверхность W23 находится на расстоянии 2.6 м на востокот W19 и ей параллельна.

Вдоль W19 был обнаружен ряд больших камней, однако мы не можем с достаточной долей уверенности соотнести их с W23. Может быть это более ранняя конструкция, позже включенная как элемент более поздней стены. Западная поверхность W23 не сохранилась, возможно и не существовала вовсе напротив W19. W23 построена непосредственно на скале, сохранившись на 5 рядов высотой 2.3 м. Раскопана она на протяжении 2.4 м и уходит на север за пределы территории раскопок. В ее южном конце — угол, тщательно выложенный продольными и поперечными камнями. Тип сторительства напоминает стиль Южной и Северной хасмонейских башен (Зона G по Шило).

Между этим углом и северовосточным углом большого каменного здания обнаружен проход шириной примерно 85 см. со ступенями (?) вырубленными в скале. Подобный вход вдоль укрепления мог существовать только после постройки гласиса как часть конструкции хасмонейской стены.

Нами не было обнаружено никакого пола или мощения эллинистического или хасмонейского периода. Отстутсвие руин этого периода, так же как и периода железа-2В объясняется видимо постройкой примыкающей хасмонейской стены, возведенной на выступающей скале в верхней части склона. И Южная и Северная башни, также как и соединяющая их стена должны быть отнесены к этой же фортификации, обнаруженной впервые МакАлистером и Данкеном. Однако они датировали Южную башню периодом Давида и Соломона, а Северную же — периодом возвращения из вавилонского галута на основании осколков керамики из земляных наносов под башнями.

После производства работ неподалеку от Южной башни, Кеньон заново датировала постройку на базе найденных ею монет из нижних наносов, идентифицируя ее со строительством Хасмонеев (2-я половина 2 века до н.э.). Раскопки Шило у подножия башен и выше ступенчатой каменной структуры обнажили гласис толщиной 3-4 м, состоящий из земли и маленьких камней и являющийся частью хасмонейских укреплений. Гласис, башни и стена были отнесены Шило ко 2-му веку до н.э. (стратум 7). Он также обнаружил внутри гласиса огромное количество керамики железа-2 и эллинистического периода. Наблюдается очевидная связь между отсутвием полов и мощений этих периодов на территории наших раскопок, находящейся сразу на запад от хасмонейских укреплений, с одной стороны и конструкцией гласиса на востоке, требовавшего огромного количества земли для заполнения, с другой.

В западной части наших раскопок была обнаружена арочная цистерна, арка которой встроена в стену W107 большой каменной постройки. МакАлистер и Данкен, раскопавшие эту цистерну отнесли ее к периоду более древнему, нежели комплекс Евсевия, построенный над ней (см. в следующей главе). Они задокументировали и зарисовали эту находку, включая обе ее комнаты, соединенные проходом, и отверстия в крыше обоих помещений. В процессе наших раскопок мы увидели, что цистерна эта полна нечистот, которые просочились даже на территорию наших работ и сильно нам мешали. Мы стали очищать цистерну с целью дополнительно обследовать ее в следующий сезон работ. У нас создалось впечталение, что цистерна эта была вырублена на самых ранних стадиях человеческой активности в этом районе. С момента постройки большого каменного сооружения цистерна эта была интегрирована в его комплекс и могла использоваться во все более поздние периоды.

Увеличенная картинка откроется в новом окне

Мы вновь обнажили водную систему, построенную в хасмонейский и иродианский периоды на самой верхушке большого каменного здания, и разрушили большую часть этой системы. Ее нижняя часть была вырублена в скале, а верхняя построена из камня. Система была встроена в земляной пол какой-то большой структуры или ряда небольших структур периода Второго Храма. Структуры эти не сохранились, будучи изъятыми из использования в византийский период. Было также обнаружено зацементированное арочной помещение 2.55х1.55 м в центре площадки раскопок. Оно было пострено и частично вырублено прямо в W107 большой каменной постройки.

Содержимое помещения не было ракопано при предыдущих работах, мы же обнаружили в нем типичный набор артефактов конца иродианского периода, включая монету второго года Иудейской войны (67/68 г). Около этого помещания был обнаружен бассейн размерами 5.0х3.2 м. Бухточка в его юго-западном конце по-видимому использовалась для откачки воды с пола, который не сохранился. Внтури бассейна была найдена облицовка из обработанных камней. Бассейн этот разрушил заметную часть большой каменной постройки. Южнее арочного помещения была обнаружена ритуальная купальня (миква) размерами 2.5х4.3 м, южная часть которой находится вне пределов наших раскопок. Спуск в микву состоял из 8 ступеней, частично вырубленных в скале, частично построенных из камней.

В соответствии с монетами, обнаруженными при разборе миквы, она может быть датирована хасмонейским периодом не ранее Александра Янная (76 г до н.э.). В течение самых различных раскопок в городе Давида, у подножия Храмовой горы, в верхнем городе было найдено множество подобный микв. Они представляют интерес в связи с их использованием среди других структур и сервисов чисто еврейского направления, необходимых паломникам, посещавшим Храм.

Византия и ранний ислам.
(4-7 и 10 в. н.э.)

Значительная часть территории наших раскопок была занята большой постройкой, определенной МакАлистером и Данкеном как «Дом Евсевия» в соответствии с именем, оттиснутым на глиняной печати, найденной рядом с домом. В процессе раскопок этого дома учеными было определено несколько стадий его строительства, начиная от иродианского периода и заканчивая раннеисламским. Значительная часть постройки была разобрана в процессе работ и нам остались лишь небольшие фрагменты стен. Стилобат в северозападной части, впервые обнаруженный при предыдущих раскопках, был вновь обнажен нами и мы нашли здесь две базы колонн в том месте, где они и стояли.

Макалистер и Данкен датировали стилобат периодом Ирода и посчитали его необычайно важной находкой, несмотря на то, что так и не смогли определить, к чему он относился. Мы же убеждены, что эта колоннада явялалась интегральной частью дома Евсевия, который, скорее всего, был построен в самом начале византийского периода как дом с внутренним двором, типичным для того периода, с центральным перистилем и окружавшими его комнатами — точно такой, как и другие дома того же типа, раскопанные Б. Мазаром неподалеку от южной стены Храма и ниже юго-западного его угла.

В прежде не раскопанной точке в северной части территории раскопок мы обнаружили зацементированную комнату 5.0х4.0 м., пол которой был покрыт белой мозаикой. Судя по всему, эта комната вместе с рядом других помещений была добавлена к дому Евсевия в позднейшей фазе строительства. На основании найденного нами большого количества монет, мы можем датировать эту комнату не ранее, чем 5 в. н.э., керамика же, найденная здесь, дает нам наиболее позднюю возможную дату — конец византийского периода. Несколько позднее — точная дата не может быть установлена — комната была поделена на три части.

Южная часть служила узким коридором, северная — две комнатки с общим входом. В узкой западной части было обнаружено нечто похожее на табун (прм. пер. — печь для лепешек). В восточную комнатку размерами 2.9х2.5 м был проход в южной стене. Пол представлял собой все еще использовавшуюся мозаику более раннего периода. Набор осколков различных керамических сосудов, найденных на полу, показывает, что использование здания прекратилось приблизительно в 7 веке. Оба дверных прохода были заложены в более поздние времена, возможно в процессе строительства другого здания над этой постройкой, однако не сохранившейся. Об этой постройке не удалось выяснить ничего, кроме того, что возведена она была непосредственно перед началом раннего исламского периода.

В юго-восточной части мы раскопали круглый бассейн .е. с закругленными углами) 2.3х2.1 м. и, южнее него, часть прямоугольного бассейна 4.6х2.1 м., обнаруженного еще МакАлистером и Данкеном. Оба бассейна были построены одновременно в конце византийского периода или же начале раннеисламского.

В последующие сезоны раскопок мы надеемся более точно датировать их постройку и понять, для чего они использовались. В яме на месте табуна нам удалось обнаружить набор керамики аббасидского периода (750-969 гг). Кроме этой находки более ничего нельзя приписать к этому периоду. Набор этот содержит большое количество как столовой посуды, так и посуды для хранения, похожей на посуду, датируемую обычно 10 в.

Перевод Игоря Торика

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

21.07.2008, 5811 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

11.03.2008 12:59:52

Печати и буллы библейских времен

Израильские печати, датируемые 8-7 веками до н. э. представляют огромный интерес для исследователей, так как печати являются источником знаний об искусстве Израиля и Иудеи. Темы, представленные на печатях, имели заимствования из египетских и финикийских художественных традиций. Кроме заимствованных, в резных печатях были представлены и оригинальные мотивы.

Юдовин Рами

 

 

печатибуллынаходкибиблия 

29.05.2008 22:43:32

Находки в "Городе Давида"

С самого начала научных исследований Святой Земли в середине XIX в. Город Давида является объектом интенсивных археологических исследований, продолжающихся по сей день, что легко объяснить. Несмотря на то, что сегодня Город Давида (ивр. Шилоах, араб. Силуан) находится вне крепостных стен, возведённых в XVI в. турецким султаном Сулейманом Великолепным, именно он является древнейшей частью Иерусалима, хананейским Иевусом, который, согласно Библии, царь Давид превратил в свою столицу. На небольшом холме площадью всего около 40 тыс. кв. м., расположенном к югу от Храмовой горы, работало больше экспедиций, чем на любом другом археологическом памятнике Ближнего Востока. Тем не менее, изучена только малая его часть.

Михаил Шенкарь 

ИзраильИерусалимГород Давидаархеология 

17.10.2010 11:37:54

Два кургана: Армагеддон для библейской археологии?

Статья опубликована в журнале Science в 2000-м году. Предлагаемый пересмотр датирования находок  в Израиле бросает вызов библейскому описанию сильного государства, которым правили цари Давид и Соломон. Тем  важнее результаты раскопок последних лет, в частности, в Хирбет-Кейяфе, дающие дополнительный материал для исследований и проливающие свет на события трехтысячелетней давности. Автор статьи - Майкл Балтер (Michael Balter)

МегиддораскопкиИзраильСоломонверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

19.11.2008 22:57:32

Раскрываются новые тайны гробницы царя Ирода

Израильские археологи, ведущие раскопки в Иродионе, крепости в Иудейской пустыне, сообщили новые данные о гробнице царя Ирода Великого, обнаруженной в прошлом (2007) году, а также о всем комплексе зданий.

По оценкам археологов, царя Ирода похоронили в роскошном мавзолее, построенном в два этажа. Здание достигало в высоту 25 метров. Помимо царского саркофага, внутри находились еще два небольших саркофага, вероятно, с останками членов семьи Ирода Великого.

ИзраильраскопкиИродианы 

04.08.2009 09:55:11

В Иерусалиме найден сосуд эпохи Второго Храма

Археологи в Иерусалиме обнаружили редкие образцы глиняных изделий, возраст которых составляет около 2000 лет. Среди находок исследователи выделяют округлый керамический сосуд, полностью исписанный неизвестными на сегодняшний день символами.

Группа ученых из американского Университета Северной Каролины сообщает, что находка была сделана во время последних раскопок на территории национального парка Ган Собев Хомот Йерушалаим, недалеко от Сионских ворот Старого города.

Иерусалимнадписинаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100