История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Тель Цафит

 Михаил Король

Тель-Цафит находится на южном берегу потока ха-Эла, там, где русло уже выходит на относительно равнинное плато Предгорного района (Шфела). Площадь, которую занимает холм, — порядка 30 га. Высота — 232 м над уровнем моря.

 

 

Уже в 1887 году английский археолог Дж.Портер отождествил Тель-Цафит со знаменитым библейским городом филистимлян Гатом. Его поддержали видные коллеги, например, американец Джонс Блисс, также проводивший тут раскопки. И по сей день эта точка зрения считается наиболее распространенной. И мы тоже будем рассказывать ниже про Гат. Однако есть и иные варианты отождествления Тель-Цафита с древними поселениями. Ряд исследователей в идентификационных поисках отталкивается от арабского названия холма — Тель-а-Цафи, что значит «Сияющий белизной холм-городище». К тому же у крестоносцев тут была отгрохана крепость, именуемая Бланш Гард (Blanche Garde), то есть «Белая Гвардия». А если еще учесть замечательный белый цвет местной меловой породы (мергель), то станет совсем ясно, что апологеты «белой теории» отождествляют Тель-Цафит с библейским городом Ливна, название которого тоже ассоциируется с белым цветом (на иврите «лаван» — «белый»).

О городе Ливна упоминается в книге Иисуса Навина: «И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней, кто бы уцелел, и поступил с царем ее так же, как поступил с царем Иерихонским. Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису (Лахишу) и расположился подле него станом и воевал против него; и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, так, как поступил с Ливною» (10:29-32).

А одной из книг Царей рассказывается, как город Ливна выходит из-под контроля иудейского царя Йорама (Цари II (Царств IV) 8:22), впрочем есть все основания полагать, что вскоре город вернулся в состав Иудеи. Пишет о Ливне и Евсевий Кесарийский (260-339 гг. н.э.) в «Ономастиконе»: «Левна (Λεβνά), и его взял Иисус, умертвив его царя; он был священническим городом колена Иудина; и ныне, есть селение в Елевферополяитане, называемое Лована (Λοβανά); находится и у Исаии» (634). Оба-на! Вот тут и кроется ответ на вопрос, где находится Ливна — в Элевтерополисе, то есть в Бейт-Гуврине, который находится от Тель-Цафита в 15 примерно км на юго-восток. То есть, как бы не хотелось привязать наш холмик к «Белгороду», но, скорее всего, он и есть исторический Гат.
А Тель-Цафит отмечен и на карте Медвы (VI в. н.э.):

CΑΦΙΘΑ (Цафита) — в данном случае производное скорее от еврейского корня «цафа» (глядеть, наблюдать), чем от арабского «цафи» (белизна)…

Первое же упоминание о Гате — в XIV в. до н.э. в письмах Эль-Амарны; процитируем же послание Абди-Хеба, царя Иерусалимского, фараону Аменхотепу IV (Эхнатону):
«К господину моему, царю, речение: так сказал Абдихеп, раб твой, семь раз припадаю я к ногам твоим, господин.
Посмотри на то, что Малкиилу <царь Гезера> и Шувардата <царъ Киила> сделали против страны господина: они наняли солдат из Гезера, Гата и Киила и захватили земли города Рубуту. Земли царя попали в руки хабиру, и кроме того, город земли Иерусалимской по имени Бет-Ниниб, город царя, стал пристанищем людей Киила. Да послушает царь раба своего Абдихепа и пошлет лучников, которые смогут вернуть земли царя царю. Но если не прибудут лучники, попадет земля царя в руки хабиру. Такова будет участь земли этой…»

В книге Иисуса Навина (13:3) Гат назван в числе пяти городов, принадлежащих филистимлянам, народу эгейского происхождения. А вот пророк Самуил, отвечающий на вопросы публики, повествует о Гате в контексте биографии царя Давида. Прежде всего мы узнаем, что Голиаф, побежденный юношей-пращником, родом именно оттуда, из Гата:
«И вышел из станов Пелиштимских единоборец по имени Гольят, из Гата; рост его — шесть локтей с пядью» (Шмуэль I (Царств I), 17:4).
Ну, а дальше, после известной победы Давида над гатским богатырем ( «И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил Пелиштимлянина в лоб, и камень вонзился в лоб его, и упал он лицом на землю») начинаются сплошные военные хитрости. Давид, скрываясь от собственного царя Саула (Шауляя), куда бежит? В Гат! В стан врага, где его знают, прежде всего, как убийцу местного героя. «И поднялся Давид, и убежал в тот же день от Шаула, и пришел к Ахишу, царю Гата. И сказали Ахишу слуги его: ведь это Давид, царь страны! Ведь ему пели в хороводах и говорили: «Поразил Шаул тысячи свои, а Давид — десятки тысяч свои!» И принял Давид слова эти в сердце свое, и весьма убоялся Ахиша, царя Гата. И притворился пред ними безумным, и неистовствовал при них, и чертил на дверях ворот, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Ахиш рабам своим: вы же видите человека безумствующего, зачем же привели вы его ко мне? Не хватает мне безумных, что вы привели этого, чтобы он сумасбродствовал предо мною? Разве может этот входить в мой дом?» (Шмуэль I (Царств I), 21:11-16) Не правда ли, ложная придурь — великолепный тактический ход, восходящий, кстати, и к битве с Голиафом ( «разве я собака, что ты идешь на меня с палками?»)? После этого Давид еще какое-то время прячется от Саула по различным заграницам, успешно воюет с филистимлянами, скрывается в пустынных местах и, в конце-концов «сказал Давид в своем сердце: Ныне погибну однажды от руки Шауля! Нет лучшего для меня, чем бегством спасаться на землю плиштим, и Шауль отчается искать меня дальше во всем пределе (сынов) Исраэля, и я бегством спасусь от его руки. И поднялся Давид, и перешел он и шестьсот человек, которые с ним, к Ахишу, сыну Маоха, царю Гата. И находился Давид у Ахиша в Гате, он и его люди, каждый с домом своим, Давид и две его жены…» (Шмуэль I (Царств I), 27:1-3)
Ох, темная история… Получается, что Анхус (Ахиш) год и 4 месяца пригревал на своей широкой филистимлянской груди жидовскую гадюку. Однако, накануне большого сражения с израильтянами Давид был не допущен к боевым действиям по понятным опасениям. Ну, а далее наш будущий царь снова возглавляет израильское воинство и навсегда разделывается с филистимскими городами…
Ясно вот еще что: город этот древний находится на пересечении важных дорог, на пути из прибрежной равнины в Бейт-Гуврин и Хеврон. Отсюда его важное стратегическое значение. В 1142 году Фульк Анжуйский, король Иерусалима, строит тут крепость Бланш Гард, защищающую подступы к Ашкелону. В 1187 году Салах ад-Дин захватывает крепость, которая была разрушена только в 1191 г. из-за угрозы взятия ее Ричардом, который Львиное Сердце. В 1241 г. крестоносцы в последний раз захватывают свой Белогвардейск и удерживают его лишь три года…
Раскопки тут ведутся с конца XIX века, и начало научному исследованию холма положили Блисс и Мак-Листер в 1899 г. С 1996 года бар-иланский университет проводит периодические раскопки, зависящие от получения субсидий. А находки здесь чудесные! Ну, вот, например, керамика с типичными филистимлянскими птицами:

 

 Или знаменитый остракон с именем Голиафа, недавняя сенсация:

 

Подробнее о раскопках можно узнать на сайте руководителя проекта проф. Аарона Меира — http://faculty.biu.ac.il/~maeira/
…Есть, есть о чем поговорить, гуляя по этому славному холмику, картинки с коего, держи, благодарный слушатель:

Оригинал статьи в журнале Михаила

ИзраильпрогулкаэкскурсияТель Цафит 

16.03.2008, 7622 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

08.07.2010 22:12:43

Храмовая гора

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней. 

Натали Палант

ИерусалимбиблияхристианствоверсииХрамиудаизмпрогулкаэкскурсия 

19.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Периоды поздней бронзы и железа-1

Царь Давид избрал Иерусалим для роли своей новой столицы благодаря его географическому положению и репутации многовекового столичного города. По этим причинам отношение Давида к жителям города было иным, не столь безжалостным, как к другим, захваченным им городам — несмотря на отчаянное сопротивление иевусеев. Более того, после захвата Давид оставил царя города «Аруну» и его население в живых (1 Хроник 11:4-8) и включил их в систему своего правления, ярким примером чего служит история Урии Хеттеянина, одного из бойцов царя Давида (2-я Самуила 11). Это был хорошо рассчитанный маневр — избежать кровопролития в городе, который он собирался сделать своей столицей, чтобы облегчить переход административной власти и использовать ее с пользой для себя в начальный период установления его монархии.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

05.02.2008 17:07:49

Иерусалим. Долина Кидрона.

Русло потока Кидрона, та часть, что располагается между Храмовой и Масличной горами и называется Царской долиной или Долиной Йеошафата (Иосафата). Наберитесь терпения — рассказ будет длинным, в отличие от самой прогулки. Ну-с, с чего начнем занудствовать?

Михаил Король

ИерусалимэкскурсияДолина Кидрона 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

28.12.2011 22:47:07

Найденная печать подтверждает связь евреев с Иерусалимом

Предмет был обнаружен несколько дней назад в ходе раскопок у Стены Плача, проводимых Управлением древностей, по завершении расчистки территории и процесса просеивания и сортировки грунта, в котором приняли участие тысячи израильских студентов.

находкиИерусалимпечати 

04.08.2009 09:55:11

В Иерусалиме найден сосуд эпохи Второго Храма

Археологи в Иерусалиме обнаружили редкие образцы глиняных изделий, возраст которых составляет около 2000 лет. Среди находок исследователи выделяют округлый керамический сосуд, полностью исписанный неизвестными на сегодняшний день символами.

Группа ученых из американского Университета Северной Каролины сообщает, что находка была сделана во время последних раскопок на территории национального парка Ган Собев Хомот Йерушалаим, недалеко от Сионских ворот Старого города.

Иерусалимнадписинаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100