История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Триумф и трагедия династии Хасмонеев

Против отрядов Иеуды, составлявших к тому времени до тысячи воинов (маловато будет - JUDAEA.RU), раздраженный неудачами царь направил из Антиохии шестьдесят тысяч отборных солдат и пять тысяч кавалеристов под командованием самого Лизия. Сражение произошло в месяце нисан 164 года до н. э. у Бет-Цура, неподалеку от Хеврона, и закончилось поражением Лизия.
Путь на Иерусалим был открыт. Во главе своих войск Иеуда вступил в город и совершил обряд очищения Храма. Проведенное по этому поводу в 164 году до н. э. восьмидневное празднество отмечается с тех пор ежегодно, с 25 кислева по 3 тевеса, как праздник обновления Храма - Ханука(6).
В том же году умер Антиох IV Эпифан. Власть перешла к девятилетнему Антиоху V Эвпатору, а опекуном при нем и регентом государства был назначен Лизий, хотя по завещанию умершего царя эти обязанности должен был исполнять другой вельможа - Филипп. Соперничество между царедворцами послужило причиной резкой дестабилизации внутреннего положения в государстве Селевкидов.
Обострение обстановки в Заиорданье и Галилее заставило Иеуду выступить на север. Брата Шимона он направляет в Галилею, а сам вместе с Ионатаном движется в Заиорданье, где разбивает аравийских кочевников. Затем, повернув на юг, наносит поражение идумеям, берет Хеврон и, спустившись к морю, поворачивает на Иерусалим и осаждает Акру.
Располагая трофейными осадными орудиями, Иеуда в начале 162 года до н. э. предпринимает попытку штурма Акры, но гарнизону крепости удается отбросить атакующих. Начинается длительная осада Акры.
Однако Иеуда Маккавей допускает серьезный просчет, полагая, что Лизий, занятый борьбой за власть, не сможет оказать помощь осажденной крепости. Вопреки его ожиданиям, Лизий и малолетний Антиох V предприняли наступление на Иерусалим с юга. Их силы насчитывали сто тысяч пехоты, двадцать тысяч конницы и тридцать два слона. Решающее столкновение произошло близ Бейт-Захарии. Слоны произвели в рядах евреев замешательство. Чтобы показать воинам уязвимость слонов, младший брат Иеуды, Элиезер, ворвался в ряды вражеского войска, храбро бросился к слону, который нес царские знаки отличия, и поразил его мечом. Огромная туша рухнула прямо на смельчака. Так со славой погиб Элиезер по прозвищу Авран.
После упорного сражения Иеуда Маккавей отступил к Иерусалиму. Войско Лизия подошло к городу и осадило Храмовую гору, на которой закрепился Иеуда. Казалось, судьба Эрец Исраэль решена, но в этот момент Лизий и царь получили известие, что Филипп, набрав большое войско, вновь развязал борьбу за власть. Ввиду этих обстоятельств они поспешили заключить с Иеудой соглашение и двинулись на Филиппа.
По достигнутому соглашению подтверждались свобода вероисповедания евреев и их право на управление Храмом. Антиеврейские указы Антиоха IV отменялись. В свою очередь, евреи обязывались признать верховную власть Селевкидов и разрушить укрепления Храмовой горы. На должность Первосвященника назначался эллинист Алким. Такое назначение вызвало недовольство народа и послужило одной из причин продолжения войны.
В том же году Лизий разгромил войска Филиппа, а его самого казнил. Однако политические потрясения в государстве Селевкидов продолжались. В борьбу за власть вступил Деметрий, сын Селевка IV Филопатора. В течение двенадцати лет он содержался в качестве заложника в Риме. Узнав о смерти Антиоха IV, Деметрий в 163 году до н. э. совершил побег и в 162 году до н. э. во главе наемных войск вступил в Антиохию. По его приказу Антиох V и Лизий были арестованы и казнены.
Деметрий I Сотер (161-150 гг. до н. э.) поддержал Первосвященника Алкима и отправил в Эрец Исраэль силы под командованием Бакхида, которые вновь овладели Иерусалимом. Правителем Эрец Исраэль царь назначил своего друга Никанора.
Несмотря на достигнутые успехи, Деметрий стремился к достижению компромисса. Но Иеуда продолжил борьбу, и 13 адара 161 года до н. э. в сражении у Адасы, под Бет-Хороном (в девяти километрах к северу от Иерусалима), одержал свою последнюю победу. Его отряд насчитывал всего тысячу человек, в то время как Никанор располагал девятью тысячами отлично вооруженных воинов. Несмотря на численное превосходство, армия Никанора была полностью уничтожена, а сам он погиб.
Иеуда прекрасно понимал, что достижение полной независимости Эрец Исраэль невозможно без международного признания. И ему удалось решить эту сложнейшую политическую задачу. В 161 году до н. э. маленькая Эрец Исраэль заключила союзный договор со сверхдержавой того времени - Римской республикой. Заключение этого договора означало признание де-юре независимого еврейского государства. Договор, составленный в двух экземплярах, в форме Senatus Consultum («решения Сената»), включал две основные статьи: о дружественном нейтралитете и взаимной обороне. Один экземпляр этого документа Сенат отправил в Эрец Исраэль, а второй вырезали на медных таблицах и поместили в Капитолии.
Иосиф Флавий так передает содержание этого документа: «Постановление Сената по поводу оборонительного и наступательного союза с народом иудейским. Никто из римских подданных не должен воевать с народом иудейским, равно как не доставлять тому, кто вступил бы в такую войну ни хлеба, ни судов, ни денег. В случае, если кто-либо нападет на иудеев, римляне обязаны по мере сил помогать им, и наоборот, если кто нападет на римские владения, иудеи обязаны сражаться в союзе с римлянами. Буде же народ иудейский пожелает прибавить к этому договору что-либо или убавить, то это должно быть сделано с согласия всего римского народа; лишь в таком случае все дополнения считаются обязательными».
Для Рима этот договор представлял большой интерес, поскольку он подрывал могущество государства Селевкидов - главного соперника римлян в то время. Но Иеуда не мог предвидеть, что много лет спустя именно этот договор станет причиной вторжения римских войск под командованием Помпея (формально в соответствии с последней статьей этого договора и по просьбе одного из двух соперничающих представителей династии Хасмонеев (просьбу подавали оба - JUDAEA.RU)) и полной утраты независимости Эрец Исраэль.
Война продолжалась, и Деметрий вновь отправил в Эрец Исраэль войско под командованием Бакхида, которое насчитывало двадцать тысяч пехотинцев и две тысячи всадников. Враг наступал так стремительно, что у Иеуды Маккавея не осталось времени на подготовку к сражению. Он смог собрать всего тысячу воинов, из которых многие колебались и предлагали отступить. По словам Иосифа Флавия, Иеуда так ответил колеблющимся: «Да не увидит солнце того, чтобы я обратил тыл перед врагами. Если в этот раз мне придется встретить смерть и окончательно погибнуть в сражении, я всё-таки лучше выдержу всё, что случится, чем покрою позором прежние наши подвиги и прежнюю нашу славу теперешним бегством».
Иеуду Маккавея поддержало всего восемьсот человек. Вместе с ними Иеуда принял неравный бой у Адасы, в котором героически погиб, уничтожив множество врагов. Во время перемирия Шимон и Ионатан получили тело Иеуды у врагов и похоронили его в Модиине.
После гибели Иеуды Маккавея руководство восстанием перешло к Ионатану Хасмонею - талантливому государственному и политическому деятелю, умело использовавшему сложившиеся обстоятельства для освобождения Отечества.
Спустя некоторое время Ионатан вместе с братом Шимоном освободил большинство сельских районов и провинциальных городов Эрец Исраэль.
В 158 году до н. э. внезапно скончался Алким, смерть которого евреи восприняли как кару Б-жью, а пять лет спустя в государстве Селевкидов разгорелась борьба за власть между Деметрием I и Александром Баласом (150-145 гг. до н. э.). Александра, человека низкого происхождения, выдававшего себя за сына Антиоха IV, выдвинули и поддержали враги Деметрия. Александр Балас захватил Птолемаиду (Акко) на берегу Средиземного моря, ставшую его временной резиденцией, и начал подготовку к наступлению на Антиохию.
Решающим фактором в этой борьбе стал Ионатан Хасмоней, располагавший сильным войском и поддержавший Александра Баласа. В знак признательности новый царь назначил Ионатана Первосвященником, а также пожаловал ему звание «друга царя». Со времени смерти Алкима должность Первосвященника была никем не занята в течение шести лет. В Суккос 152 года до н. э. Ионатан впервые предстал перед народом в качестве Первосвященника. Эту должность Хасмонеи удерживали впоследствии в течение 115 лет.
В 147 году до н. э. началось вторжение войск сына Деметрия I, пытавшегося отвоевать трон отца. Государство Селевкидов, а вместе с ним и Эрец Исраэль, вновь оказалось охвачено войной. В ходе боевых действий евреи временно заняли Яффу и район Ашдода. По достоинству оценив заслуги Ионатана, Александр Балас передал ему в личное владение Экрон.
После смерти Александра к власти пришел его противник Деметрий II Никатор (145-140 гг. до н. э.). Учитывая взаимные интересы, Ионатан Хасмоней и Деметрий TT пришли к политическому компромиссу. Деметрий II вновь утвердил Ионатана на должность Первосвященника и признал присоединение к Эрец Исраэль трех областей с преобладающим еврейским населением на юге Самарии.
Не довольствуясь достигнутыми успехами, Ионатан принял меры к укреплению Иерусалима и других стратегически важных городов. Некоторое же время спустя в государстве Селевкидов вновь вспыхнула борьба за трон между Деметрием II и полководцем Александра Баласа - Диодотом Трифоном, который узурпировал власть и правил в 140-138 годах до н. э.
После гибели Александра Баласа склонный к политическим авантюрам Трифон отправился в Аравию и вывез оттуда сына царя - Антиоха. Провозгласив малолетнего Антиоха правителем, Трифон начал боевые действия против Деметрия II.
В этой войне Ионатан Хасмоней поначалу поддерживал Деметрия II, но позднее перешел на сторону Трифона из-за отказа царя передать евреям крепость Акко, как то было обещано ранее. В награду Трифон назначил Шимона Хасмонея правителем прибрежной полосы Эрец Исраэль, простиравшейся от Рош а-Никра на севере до египетской границы на юге.
Не прекращая войны с Трифоном, Деметрий II предпринял поход против Парфянского царства, но войска покинули его, а сам он попал в плен к парфянскому царю Арсаку.
Узнав о пленении Деметрия, Трифон решил убить Антиоха VI и узурпировать власть. Но он опасался, что Ионатан Хасмоней окажет помощь малолетнему царю. Поэтому Трифон задумал устранить Ионатана. С этой целью он отправился из Антиохии в Вефсану (Скифополь), куда навстречу ему выступил Ионатан с сорокатысячным войском. Во время переговоров Трифон любезным обхождением усыпил бдительность Ионатана и уговорил его, распустив войско и оставив отряд в тысячу человек, отправиться в Птолемаиду (Акко), которую обещал передать евреям. Прибыв в Птолемаиду, Трифон приказал схватить Ионатана, а его отряд перебить. Одновременно Трифон возобновил боевые действия против Эрец Исраэль.
Оборону Иерусалима и войско евреев возглавил на этот раз Шимон Хасмоней, обратившийся к народу со словами: «Я смело надеюсь не только наказать врагов, но и избавить всех вас с вашими женами и детьми от их заносчивости и с Б-жьей помощью сохранить Его святой Храм. Я отлично понимаю, что соседние племена наступают на вас оттого лишь, что считают вас не имеющими военачальника, который повел бы вас в бой».
Убедившись в тщетности своих попыток овладеть Иерусалимом и разбить войско евреев, Трифон в 142 году до н. э. приказал казнить Ионатана. Впоследствии Шимон перезахоронил останки брата в Модиине, воздвигнув отцу и братьям огромный памятник из белого камня.
Трифон ненамного пережил Ионатана. Потеряв доверие народа и войска, он бежал в свой родной город Апамею, где в 133 году до н. э. был захвачен в плен врагами и убит, а на престол государства Селевкидов взошел Антиох VII Сидет (136-129 гг. до н. э.).


(6)Первоначально праздник Ханука называли «Суккос месяца кислев», и история, изложенная в Книге Маккавеев, объясняет причину: Храм был заново освящен 25 кислева, и празднества продолжались в течение восьми дней, как во время Суккос. За месяц до того, когда надо было отмечать настоящий Суккос, восставшие не могли этого сделать: Храм был осквернен, а сами они скрывались в горах и пещерах. Поэтому теперь они, с пальмовыми ветвями в руках, стали петь благодарственные псалмы Тому, Кто дал им возможность вернуться к традиции. Однако Талмуд объясняет истоки праздника иначе: когда Храм был отвоеван, нашли всего лишь один кувшинчик с освященным маслом, необходимым для Б-гослужения. Этого кувшинчика должно было хватить только на один день горения храмового светильника - меноры. Однако масла чудесным образом хватило на восемь дней. 

биографииХасмонеиМаккавеиИудея 

10.10.2008, 25449 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

20.06.2009 15:28:29

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ "СЫНА ЗВЕЗДЫ"

Борьбу против римлян возглавил Шимон бар-Косева, получивший впоследствии арамейское прозвище «Бар-Кохба», т.е. «Сын Звезды». Он появился как ниспосланный Небом предводитель.

Александр Эльяшов

ИудеяБар-КохбавосстаниеРимАдриан 

30.09.2008 13:35:15

Царица Береника: Иудейская Клеопатра.

Казалось, что дух Клеопатры вместе с духом Юлия Цезаря, жертвы её роковой любви, витали в те дни над Римом, не собираясь оставлять в покое ни взбудораженных римлян, ни без пяти минут императора Тита Флавия. Но Клеопатра, хотя и считалась египетской царицей, была, по крайней мере, греческого происхождения. Тит же, к досаде римлян, связался с ненавистной еврейкой Береникой.

Я.Рабинер

биографииИудеяИудейская война 

04.11.2010 16:58:56

Набатеи - от Эллады до Византии

В 4 веке до нашей эры, когда Александр Македонский завоевал половину обитаемого мира, в необитаемом мире начали происходить странные вещи. На необитаемых бескрайних просторах великой пустыни, куда даже кочевые племена заглядывали редко-редко, стали возноситься вверх белоснежные каменные города. Спустя 1000 лет большое землетрясение поставило последнюю точку и в без того угасающей жизни, и города канули в лету. Опустели шумные городские рынки, высохли колодцы, засохли виноградники, разрушились бани, упали колонны, сгорели ворота и засыпался пылью мозаичный пол церквей... Никогда ни до, ни после не было городов в пустыне. Только в этот тысячелетний отрезок времени. Может инопланетная цивилизация гостила на нашей планете или искривление времени в пространстве тысячелетия? Они пришли из ниоткуда и исчезли в никуда...

Натали Палант

ИудеяИсториянабатеиРим 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

16.07.2010 08:29:48

В Израиле нашли город библейского Голиафа

Израильские археологи, ведущие раскопки в Тель-Цафит, обнаружили развалины древнего города. По их мнению, это Гат (в русском переводе Библии - Геф), упоминаемый в Библии как родина великана-филистимлянина, убитого Давидом во время единоборства.

ИзраильбиблияТель-Цафит 

10.09.2007 07:38:00

В Иерусалиме обнаружен водосток эпохи Второго Храма

Археолог Эли Шукрон, который вел раскопки говорит: «Мы были первыми, кто попал туда за последние 2.000 лет. Последние, кто проходил этим же путем были наши предки, бежавшие от римлян».

ИзраильИерусалимнаходкираскопки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2021 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100