История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Триумф и трагедия династии Хасмонеев

 

Шимон, возглавив борьбу после гибели Ионатана, стремился ликвидировать последние очаги присутствия врага в стране, упрочить стратегическое положение Эрец Исраэль и получить доступ к морю путем окончательной аннексии Яффы.
В начале своего правления Шимон разместил гарнизон в Яффе, позднее занял Гезер, контролировавший путь из прибрежной полосы в Иерусалим, и заселил его евреями. Затем он осадил Акру и 13 ияра (по другим сведениям, 23 ияра) 141 года до н. э. взял ее.
По приказу Шимона крепость разрушили до основания, чтобы полностью устранить угрозу Храму и городу. Впоследствии, по его же предложению, полностью срыли всю гору, на которой размещалась крепость. С тех пор Храм царил над всем Иерусалимом.
Для народа наконец наступило время мира и процветания. 18 элула 141 года до н. э. был созван Великий Собор, определивший полномочия Шимона как правителя и установивший юридическое обоснование для правления его сыновей. Главным пунктом постановления Собора было избрание Шимона Носи (то есть князем, правителем) всех евреев, Первосвященником и главнокомандующим войсками. Эти титулы по наследству переходили к его сыновьям. Однако Шимон не стал царем и даже не получил свои титулы пожизненно, а лишь «доколе восстанет Пророк верный». То есть следовало оговорить легитимность династии Хасмонеев с принципиально религиозной точки зрения и решение об этом должно быть принято «Пророком верным» в конце времен. Становится ясно, что в народном сознании утверждение династии Хасмонеев не расценивалось как воплощение надежд, связанных с династией Давида.
Обстановка на границах Эрец Исраэль по-прежнему оставалась нестабильной. В начале своего правления Антиох VII, стремясь упрочить свое положение, поддерживал дружеские отношения с Шимоном. Он подтвердил статус Шимона как вождя Эрец Исраэль, признал его территориальные завоевания и разрешил чеканить собственную монету. Кроме того, Антиох подтвердил указ Деметрия II об отмене уплаты налогов: «Я тебя освобождаю отныне и навсегда от всяких общеимперских налогов - от тех, которые теперь существуют и которые будут установлены в будущем» (Первая книга Маккавеев, 15:8).
Но как только внутреннее положение в государстве Селевкидов стабилизировалось, Антиох расторгнул союз с Шимоном и возобновил агрессию против Эрец Исраэль. Он отправил в Иерусалим своего представителя Атенобиуса с ультимативным требованием вернуть Яффу, Гезер и Акру, равно как и другие захваченные за пределами Эрец Исраэль города, или же уплатить за пользование этими стратегически важными пунктами компенсацию в размере 1000 талантов. Шимон ответил отказом, но при этом выразил готовность уплатить 100 талантов за Яффу и Гезер. Тогда Антиох направил в Эрец Исраэль большое войско под командованием Кендевея. Правитель к тому времени состарился, и потому двадцатитысячное войско евреев возглавили его сыновья - Иеуда и Йоханан. В 137 году до н. э., в ожесточенном сражении, евреи разгромили войско Селевкидов.
Некоторое время спустя Шимон стал жертвой политической интриги. Его зять Птолемей, правитель Иерихонской долины, задумал совершить государственный переворот. В 135 году до н. э. Шимон, объезжая страну вместе с супругой и сыновьями Иеудой и Матисьяу, посетили зятя. Во время пира Шимона убили наемники Птолемея, а его супругу и сыновей заточили в темницу(1).
Одновременно Птолемей отправил наемных убийц в Гезер с приказом убить третьего сына - Йоханана. Но юноша, предупрежденный о готовящемся перевороте, избежал гибели и принял энергичные меры по восстановлению порядка. Он поспешил в Иерусалим, где, при полной поддержке народа, был провозглашен Первосвященником, совершил жертвоприношение и организовал преследование Птолемея. Следует отметить, что Птолемей тоже пытался войти в Иерусалим, но натолкнулся на сопротивление народа, поддержавшего Йоханана. Потерпев неудачу, Птолемей отступил в крепость Дагон, близ Иерихона, осажденную Йохананом. Воспользовавшись наступлением субботнего года, Птолемей ускользнул из осажденной крепости, предварительно казнив братьев и мать Йоханана.
В 132 году до н. э. началось вторжение селевкидского войска во главе с Антиохом VII. Подвергнув Эрец Исраэль опустошению, Антиох осадил Иерусалим. Но из-за нараставшей угрозы со стороны Парфянского царства он прекратил осаду и вступил в переговоры с Йохананом Гирканом. Находясь в очень тяжелом положении, Гиркан принял условия Антиоха. В соответствии с мирным договором, евреи дали заложников, обязались выплатить 500 талантов серебра, из которых 300 талантов были потребованы немедленно. Кроме того, по этому договору евреи разрушили зубцы на стенах Иерусалима.
В 130 году до н. э. Йоханан Гиркан, в качестве вассала Антиоха VII, участвовал в походе cелевкидского войска против парфян. Во время этого похода, в 129 году до н. э., войско Антиоха потерпело поражение, а сам он погиб. Брат Антиоха, Деметрий II, продержался на престоле недолго.
Воспользовавшись ослаблением государства Селевкидов, Гиркан (правил в 134 -104 гг. до н. э.) предпринял успешные военные походы с целью расширения границ Эрец Исраэль.
Но прежде он реорганизовал войско, включив в него части, укомплектованные наемниками, завербованными в Малой Азии. Заручившись поддержкой римлян, Иоханан аннексировал важный морской порт Иоппию и некоторые другие города государства Селевкидов.
Наибольшее значение имело присоединение Эдомского царства (Идумеи). Принужденные принять иудаизм, эдомитяне со временем слились с еврейским народом, а их родовая знать вошла в высшие эшелоны власти государства Хасмонеев. Опираясь на значительное еврейское население в Заиорданье, Гиркан овладел большей частью территории Моава.
Впоследствии Гиркан начал боевые действия против самаритян, захватил Шхем и 21 кислева 120 года до н. э. разрушил храм на горе Геризим. 25 хешвана 115 или 110 года до н. э. войско евреев под командованием сыновей Гиркана Аристобула и Антигона взяло город и крепость Самарию. По приказу Гиркана в Самарию направили воды горных потоков, в результате чего город провалился, а на его месте образовалось болото. Через некоторое время Гиркан возобновил экспансию в северном направлении.
Свои завоевания Йоханан Гиркан тесно увязывал с активной внешнеполитической деятельностью, что способствовало укреплению позиций государства Хасмонеев. Он заручился поддержкой не только Рима и птолемеевского Египта, но и соперничавших между собой претендентов на престол государства Селевкидов. Кроме того, Гиркан, как до него Ионатан и Шимон, поддерживал дружественные отношения с Афинами, Спартой и Пергамом.
По мере укрепления внутреннего положения вновь остро встал вопрос о путях развития страны, об отношении к иудаизму и другим народам. Мнения разошлись, и в Эрец Исраэль сформировались три мощных религиозно-политических течения (фарисеи, саддукеи и ессеи(2)), по-разному отвечавшие на злободневные вопросы жизни.
Полемика между фарисеями и саддукеями началась после убийства Шимона Маккавея и шла по различным аспектам теоретической и практической теологии и степени сакрализации источников, на которые опирались фарисеи и саддукеи. С течением времени враждебность становилась все сильнее и в конце концов вылилась в открытый конфликт, который протекал очень остро, завершившись полным устранением саддукеев из политической жизни страны.
Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что провозглашение Йоханана Гиркана правителем и Первосвященником вызвало скрытое недовольство фарисеев, а вербовка иностранных наемников, чеканка монеты с собственным именем и осквернение могилы Давида (Гиркан изъял оттуда 3000 талантов серебра на военные нужды) разгневали их, что привело к разрыву фарисеев с династией Хасмонеев.
Однажды Йоханан Гиркан пригласил на пир выдающихся фарисеев и, оказав почести, вызвал их на откровенность. Отметив свое посильное старание во всем угодить Б-гу, Гиркан попросил фарисеев указать на его недостатки и расхождения с Законом. Присутствующие рассыпались в похвалах к правителю. Но один из них, некто Элиезер, человек явно невоспитанный, заявил: «Если хочешь знать истину, то, желая быть справедливым, ты должен сложить с себя сан Первосвященника и удовлетвориться положением правителя народа». На вопрос Гиркана, почему именно, бестактный фарисей сослался на ходившую в народе безосновательную молву, по которой мать Гиркана длительное время находилась в плену у Антиоха Эпифана, и, следовательно, легитимность его рождения находится под сомнением.
Возмущенный Первосвященник предал обидчика суду его же товарищей фарисеев. Фарисеи приговорили Элиезера к ударам плетью и заточению. «За простое оскорбление, - говорит Иосиф Флавий, - они не нашли возможным присудить его к смертной казни, тем более что фарисеи вообще были мягкосердечны при назначении наказаний». Саддукеи не упустили благоприятный момент и воспользовались этим мягким приговором как свидетельством недоброжелательного отношения фарисеев к правителю-Первосвященнику.
Главным достижением Йоханана Гиркана стало расширение границ государства до пределов всей Эрец Исраэль.
Наследники Йоханана Гиркана начали усваивать элементы эллинизма, носить эллинские имена, организовывать жизнь при дворе на эллинский манер, всё дальше удаляясь от еврейского образа жизни. Гиркан, получивший, по словам Флавия, три золотых дара - светскую власть, сан Первосвященника и дар пророчества, - умер в 104 году до н. э.
После его смерти сан Первосвященника унаследовал Иеуда Аристобул I (правил в 104-103 гг. до н. э.), в то время как его мать, по завещанию Гиркана, стала во главе государства с титулом царицы.
Но сразу же после смерти отца Аристобул приказал заточить в тюрьму трех своих братьев и мать, умершую впоследствии от голода.
Он стал первым после вавилонского плена царем Эрец Исраэль. Аристобул, продолжив завоевательную политику Йоханана Гиркана, вел войну против Итуреи, покорив ее большую часть. Завоевание Итуреи сопровождалось насильственным обращением местного населения в иудаизм.
Имея слабое здоровье, он подпал под влияние придворной клики, во главе которой стояла царица Саломея Александра (Шломцион). Ее интриги явились причиной подозрительности и недоверия Аристобула к своему брату Антигону - соправителю и командующему войсками. В результате придворных интриг Антигон трагически погиб.
Угрызения совести по поводу безвременной кончины матери и брата сломили Аристобула, и он умер от горя.
После его смерти царем Эрец Исраэль стал выпущенный из тюрьмы третий сын Йоханана Гиркана - Александр Яннай (103-76 гг. до н. э.). В соответствии с еврейским обычаем он женился на вдовствующей царице Саломее Александре. Впоследствии такие браки, называемые левиратными (3), были запрещены. Вступив на престол, Александр продолжил завоевательную политику, начатую его отцом и дедом.
Основной его заботой стало завоевание приморских городов. С этой целью он отправился в поход против Птолемаиды (Акко), граничившей с недавно завоеванной Галилеей, что в 98 году до н. э. привело к вооруженному конфликту с Египтом, который протекал с переменным успехом.
Некоторое время спустя Александр предпринял новый поход на побережье, взял Рафию, Антедон и около 96 года до н. э. - Газу, предав ее, вместе с храмом Аполлона, разрушению.
В результате походов, совершенных в период с 103 по 95 год до н. э., Александр к своим владениям присоединил всю прибрежную полосу от горы Кармель на севере до границы Египта на юге. Другим его важным завоеванием стало покорение города Гадара и крепости Амата в Заиорданье.
Завоевательная политика царя вызвала ропот народных масс, находившихся под влиянием фарисеев. И весь народ, и, в частности, фарисеев возмутило то, что потомки славного рода Хасмонеев, освободителей Эрец Исраэль, добровольно уподобляются языческим деспотам. Подобно заурядным восточным властелинам, они для укрепления личной власти не гнушаются даже братоубийством, имеют наемное войско и, будучи Первосвященниками Храма, к алтарю которого не должно прикасаться железо, почти не выпускают меч из рук и годами ведут кровопролитные войны вдали от Иерусалима, пренебрегая своими духовными обязанностями.
Разрыв с народом и фарисеями вынудил царя искать поддержку среди саддукеев.
В период с 95 по 83 год до н. э. Эрец Исраэль потрясли внутренние распри и волнения. Однажды, во время праздника Суккот, всё возраставшее народное возмущение вылилось в происшествие, о котором пишет Иосиф Флавий: «Когда наступил праздник и Александр приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, они стали кидать в него лимонами... Кроме того, народ стал поносить его, что он родился от военнопленных родителей и потому не может быть признан достойным чести совершать жертвоприношения». По приказу разгневанного царя наемное войско жестоко подавило стихийное восстание, убив при этом 6000 человек. Народ не простил Александру Яннаю резню безоружных горожан в святой праздничный день и только выжидал удобного момента, чтобы отомстить.
И этот момент скоро наступил. После завершения завоевания Моава и Галаада царь развязал войну с набатеями. Попав в ловушку в узком Заиорданском ущелье, он потерял всё свое войско и бежал в Иерусалим, где по его возвращении вспыхнуло восстание, возглавленное фарисеями. Так началась гражданская война, продолжавшаяся шесть лет. Потери в ходе войны достигли около 50 000 человек. Царь, утомленный войной, делал безрезультатные попытки примирения. Когда же он спросил у своих противников, что может примирить их, то получил ответ: «Твоя смерть!»
Понимая, что после такого ответа на пощаду рассчитывать невозможно, в 88 году до н. э. фарисеи призвали на помощь селевкидского царя Деметрия III Эвкероса, войско которого насчитывало три тысячи всадников и сорок тысяч пехоты. К этому войску присоединилось народное ополчение евреев. В сражении близ Шхема Александр Яннай потерпел поражение, но евреи, опасаясь последствий иностранной интервенции, перешли на его сторону. Лишенный поддержки, Деметрий удалился из Эрец Исраэль, но война продолжалась. Александр жестоко отомстил изменникам. По его приказу в Иерусалиме распяли восемьсот пленников, среди которых были и фарисеи. На глазах агонизирующих жертв царского произвола убили их жен и детей.


(1) В соответствии с другой версией, которая приводится в Книге Маккавеев, все они погибли во время пира.
(2) Фарисеи - есть легенда об источнике этого названия, однако предполагают, что образование этого слова связано с еврейским «перушим» («фарисеи») - «отделившиеся в святости», или же, по другим сведениям, название вызвано самоограничениями, которым представители этой школы подвергали себя. Они считали, что религиозные законы должны управлять жизнью каждого еврея в отдельности и всего народа. Отличались глубокой религиозностью и нравственными добродетелями, проповедовали скромность и воздержание. Фарисеи принадлежали к общественным кругам, поддержавшим восстание Хасмонеев, но при Гиркане I наметился конфликт между ними и правящим режимом. По их мнению, политическая независимость могла стать шагом в установлении Царствия Б-жия на земле. Разочаровавшись в способности Хасмонеев выполнить эту религиозную миссию, они отказались от безусловной поддержки правящей династии.
Саддукеи - «цдуким» - выводили свое имя от библейского Первосвященника Цадока, потомки которого возглавили течение. Не признавали Устную Тору и по всем вопросам ссылались на свою Книгу Указов («Сейфер а-гзеройс»). Хотя под властью Хасмонеев они лишились поста Первосвященника, перешедшего к правящей династии, однако по-прежнему пользовались влиянием на царскую семью, занимали высшие административные должности в стране.
Ессеи - имели много общего с фарисеями, однако, в отличие от них, образовали обособленное замкнутое братство. Считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены.
(3) Левират - предписанный Библией брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа.
 

биографииХасмонеиМаккавеиИудея 

10.10.2008, 25167 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

03.11.2009 21:37:34

ЕВРЕИ И РИМ. КРУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ

С приходом к власти в Риме императоров-христиан, положение евреев в Эрец- Исраэль и других провинциях Римской империи резко осложнилось. Это объясняется тем, что в основу государственной идеологии была положена   религия не только оспаривающая у евреев право на толкование Библии, но и напрямую обвинившая их в Богоубийстве. При этом надо иметь в виду, что в ранних евангельских текстах не наблюдается  острой враждебности. Распятие рассматривалось, прежде всего, как дело рук самих римлян.  Но по мере развития традиции Нового Завета место споров с фарисеями, мудрецами и Первосвященником заняла полемика против евреев и иудаизма, а представление об отдельных евреях как врагах Иисуса сменилось демонизацией всего еврейского народа в целом.

Какие же события происходили в те далекие годы, как отразились они на судьбе евреев?

Александр Эльяшов

 

иудаизмхристианствоИудеярелигияРим 

12.11.2008 14:05:31

Неизвестная Саломея

Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей. Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Ее имя......

Кеннет Аткинсон (Kenneth Atkinson)

ИудеяХасмонеибиографии 

05.12.2008 16:21:12

Новые находки на могиле царя Ирода

Археологи, исследующие могильный комплекс царя Ирода неподалеку от Иерусалима, обнаружили редкие римские росписи, а также саркофаги, в которых могли находиться останки сыновей Ирода.

ИудеяИродианыИродионраскопкинаходки 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

08.05.2013 15:31:27

Секрет древней каменоломни: в окрестностях Иерусалима обнаружен ключ эпохи Второго храма

В ходе раскопок, предшествующих прокладке шоссе номер 21 в районе Иерусалима, археологи обнаружили древнюю каменоломню, датируемую концом эпохи Второго храма - первым веком нашей эры. Найдены также инструменты, которые использовались каменщиками – кирки и клинья.

Особое внимание археологов привлек найденный ими ключ причудливой формы, выкованный две тысячи лет назад. Как предполагается, с его помощью запирались ворота каменоломни. Скорее всего, он был потерян ключником.

Иерусалимнаходкираскопки 

10.05.2007 07:19:00

Найдена могила Ирода

В Израиле состоялось археологическое открытие эпохального масштаба: обнаружена могила царя Иудеи Ирода Великого.

находкиИзраильИродион 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100