История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Триумф и трагедия династии Хасмонеев

После окончания гражданской войны, в период с 83 по 76 год до н. э., царь с переменным успехом продолжал завоевательные войны с государством Селевкидов и новым противником - арабами.
После того как государство Селевкидов стало добычей армянского царя Тиграна, Александр Яннай завоевал в Заиорданье эллинизированные города Пеллу, Диум, Герасу и сильную крепость Гамалу.
Последние годы жизни царя были омрачены тяжким недугом. Выздоравливая, он искал забвения в новых походах. Смерть настигла его во время осады крепости Регев (Рагаба). Незадолго до кончины царь примирился с фарисеями, устроившими ему пышные похороны в Иерусалиме. По завещанию Александра правительницей стала его жена Саломея Александра, которой он советовал во всем прислушиваться к фарисеям.
Жестокая внутренняя политика Александра, приверженность эллинизму и разорительные внешние войны подточили основы молодого независимого государства и оттолкнули народ от династии Хасмонеев. Таким образом, царь подготовил последовавшую через тринадцать лет катастрофу - потерю независимости Эрец Исраэль и падение династии Хасмонеев.
Вступление на престол Саломеи Александры (правила в 76-67 гг. до н. э.) возвратило свободу сотням людей, томившихся в тюрьмах при Александре Яннае, и право вернуться домой тысячам изгнанников. Первосвященником царица назначила своего старшего сына Гиркана II (103-30 гг. до н.э.).
Фарисеи, подвергавшиеся при Александре Яннае жестоким преследованиям, стали доминировать в общественно-политической жизни страны. «Она передала все дела фарисеям, повиноваться которым повелела и народу, причем вновь санкционировала все те дополнения к Закону, которые были введены фарисеями и затем отменены ее свекром, Гирканом. Таким образом, она носила лишь имя царицы, вся же власть на самом деле была в руках фарисеев. Последние возвращали изгнанников на родину, освобождали заключенных, одним словом, ничем не отличались от настоящих правителей», - свидетельствует Иосиф Флавий.
При этом весьма вероятно, что фарисеи стали преследовать саддукеев. Однако совершенная ими казнь некоего Диогена, по совету которого в свое время Александр Яннай казнил восемьсот пленников, свидетельствует скорее об их умеренности, тем более что специальное упоминание о казни этого злоумышленника говорит о немногочисленности актов возмездия.
Желая избежать дальнейшего продолжения смуты, Саломея Александра удалила вождей саддукеев из Иерусалима, назначив их командирами отдаленных крепостей. Однако она позаботилась, чтобы стратегически важные пункты не попали под их контроль.
В отличие от своего предшественника, царица проводила гибкую и взвешенную внешнюю политику, что позволило ей восстановить высокий международный престиж Эрец Исраэль.
Увеличив численность и улучшив снабжение войска, Саломея Александра прибегала к его помощи только в случае крайней необходимости.
Обладая политическим чутьем и дальновидностью, она сумела избежать нашествия войск армянского царя Тиграна, заставив его с помощью искусных дипломатических маневров держаться вдали от границ Эрец Исраэль.
Под руководством Саломеи Александры проводились важные социальные реформы. По совету своего брата - видного фарисея Соломона бен Шетаха - она основала общедоступные начальные учебные заведения и сделала начальное образование обязательным для всех мальчиков и девочек.
В последние годы жизни царицы ее настигла тяжелая болезнь, которой воспользовался ее сын Аристобул. Только смерть, последовавшая на семьдесят втором году жизни, избавила ее от печальной участи быть свергнутой собственным сыном.
Сразу же после смерти матери Аристобул II (100-49 гг. до н. э.) развязал войну против своего старшего брата Гиркана II.
После трехмесячного правления Гиркан отрекся от престола в пользу брата. Отречение от престола не стало трагедией для Гиркана, так как по своей натуре он любил тихую жизнь и был неспособен к управлению государством. Однако, по наущению своего советника, эдомитянина Антипатра(4), он обратился за помощью к царю набатеев Арету, за что Антипатр обещал отдать набатеям двенадцать городов в Эрец Исраэль. В 65 году до н. э. царь набатеев вместе с Гирканом, во главе пятидесятитысячного войска, двинулся на Иерусалим. После неудачной попытки отразить натиск набатеев Аристобул и его сторонники закрепились на Храмовой горе. Наступил Песах, и осажденные, у которых не хватало животных для жертвоприношений, покупали их за большие деньги у осаждавших. Ежедневно с крепостной стены Храма на цепях спускали корзину с золотом, а взамен на тех же цепях наверх поднимали баранов. Но однажды набатеи вместо барана отправили в Храм свинью. Легенда гласит, что, когда свинью поднимали на стену, она «вцепилась в стену когтями», и вокруг Иерусалима «Эрец Исраэль сотряслась на 400 парсот» (около 1800 километров).
Впоследствии обе стороны опрометчиво обратились к римлянам, чтобы разрешить свою тяжбу. К тому времени войска видного римского полководца и политического деятеля Помпея(5) вплотную приблизились к границам страны. За взятку в 400 талантов легат войск Помпея - Скавр - решил спор в пользу Аристобула. По приказу Скавра царь набатеев Арет снял осаду Храмовой горы и увел свое войско из Эрец Исраэль, а Гиркан сохранил лишь незначительную долю своих средств.
Но в 64 году до н. э. в завоеванную Сирию прибыл Помпей, и дело приняло для Аристобула неблагоприятный оборот.
Золотая виноградная лоза стоимостью в 400 талантов, подаренная Помпею Аристобулом, не произвела должного впечатления, и, когда в 63 году до н. э. всё еще враждующие братья вместе с представителем народа, желавшим отстранения династии Хасмонеев от власти, обратились к нему с жалобами, Помпей пришел к выводу о необходимости ликвидации независимости Эрец Исраэль. Он потребовал у Аристобула немедленной сдачи Иерусалима и всех крепостей. Аристобул попробовал действовать методом проволочек, но тогда Помпей штурмом взял Иерусалим и вошел в святилище Храма. Римляне пленили Аристобула и вместе с семьей отправили в Рим. Вот как описывает эти события Иосиф Флавий: «На третий месяц осады, после того как римляне с большим трудом разрушили одну из башен, они проникли в храмовый двор... Здесь-то многие священники при виде неприятелей, устремившихся на них с обнаженными мечами, неустрашимо оставались на своих постах, продолжая свое служение... Двенадцать тысяч иудеев погибло тогда; римляне имели весьма немного мертвых, но больше раненых».
В 63 году до н. э. Помпей объявил Эрец Исраэль подвластной Риму провинцией. В 61 году до н. э., во время пышного триумфа Помпея в Риме, еврейский царь и Первосвященник Аристобул шествовал перед колесницей триумфатора.
В 56 году до н. э. Аристобулу и его сыну Матисьяу Антигону II удалось бежать и поднять восстание в Эрец Исраэль, но римляне схватили его, заковали в кандалы и вновь отправили в Рим. В 49 году до н. э. Аристобула освободил Гай Юлий Цезарь(6) и во главе двух легионов отправил против Помпея в Сирию. Но по пути туда Аристобула отравили клевреты Помпея.
После пленения Аристобула Гиркан вновь стал Первосвященником, а в 47 году до н. э. Цезарь назначил его этнархом, то есть правителем с ограниченными полномочиями, но вся полнота власти де-факто перешла к Антипатру, использовавшему ее в своих интересах.
Неспособность Гиркана к управлению Эрец Исраэль была столь очевидна, что впоследствии Марк Антоний(7) лишил его титула этнарха и последней видимости власти, передав титул и все полномочия Ироду(8).
Позднее Гиркан попал в плен к парфянам. По приказу его собственного племянника Матисьяу Антигона ему отрезали уши (человек, имевший физические недостатки, не имел права занимать должность Первосвященника) и отправили в ссылку в Вавилонию.
Некоторое время спустя по просьбе Ирода он вернулся в Иерусалим. Ирод принял Гиркана с большими почестями и относился к нему с уважением. Но в 30 году до н. э. Гиркана по ложному обвинению в сговоре с арабами осудили и казнили.
Последним царем из династии Хасмонеев стал Матисьяу Антигон II (правил в 40-37 гг. до н. э.). Справедливо считая Гиркана II марионеткой в руках Антипатра, он стал бороться за престол Эрец Исраэль. С этой целью в 47 году до н. э. он посетил Цезаря, находившегося в то время в Сирии. Но римляне отвергли его претензии. Тогда Антигон обратился за помощью к их врагам. Первая попытка захвата власти, предпринятая в 42 году до н. э., потерпела неудачу. Однако вскоре обстановка в Эрец Исраэль резко обострилась. Безжалостная эксплуатация, которой римляне подвергали евреев, вызвала волну народного гнева против Рима и его ставленников. Кроме того, в 40 году до н. э. началось вторжение парфян в Сирию. Антигон вступил в союз с парфянами, провозгласившими его царем и Первосвященником. С их помощью он разбил римлян и изгнал их из Эрец Исраэль. Римляне объявили Антигона своим врагом и, в свою очередь, провозгласили царем Ирода, сына Антипатра.
В течение трех лет Антигон успешно противостоял Ироду и присланным ему на помощь римским легионам. Однако Ирод, используя ошибки Антигона, сумел разбить его войско. Вместе с остатками войска Антигон бежал в Иерусалим, через некоторое время осажденный Иродом. Наконец, после последнего штурма, потеряв все надежды на счастливый исход, он пал к ногам римского полководца Соссия. Римлянин стал насмехаться над постигшим царя несчастьем и назвал его Антигоной, по имени многострадальной героини трагедии Софокла. По просьбе Ирода, опасавшегося возможных претензий Антигона на власть, его казнили в Антиохии. Кровавые события того времени нашли свое отражение в произведениях римских историков позднейших времен: «Итак, Гай Соссий, приняв от него управление Сирией и Киликией, овладел также Арадиями, до той поры осажденными и изнемогавшими от голода и повальной болезни; он также победил в битве Антигона, убившего приставленных к нему римских сторожей, а когда тот укрылся в Гиеросолимах, осадой вынудил его сдаться.
Иудеи - что правда, то правда - учинили римлянам многие злодейства, ибо племя сие в гневе весьма свирепо, но куда как больше сами от них претерпели. И то сказать: те, что попали в плен первыми, были защитники предела Б-га своего, а с теми, кто был пленен после, это приключилось снова в день, именуемый Кроносовым [то есть Шаббат].
И толикая отличала их набожность, что при наступлении следующего Кроносового дня те, кого пленили первыми при взятии Храма, испросили у Соссия отпустить их пойти в Храм, дабы вместе с прочими исполнить надлежащее.
И вот их-то Антоний отдал под начало какому-то Ироду, Антигона же, распяв на кресте, бичевал - никакой царь не претерпел еще такого от римлян! - а потом и зарезал. Всё сие свершилось в консульство Клавдия и Норбана» (Дион Кассий. Historia Romana, XLIX, 22:3 - 23:1).
Так закончилось правление династии Хасмонеев, чей взлет и падение служат поучительным примером пагубности спеси и высокомерия. Они начинали как мстители за мучеников и поруганную веру, а кончили как религиозные угнетатели. Они пришли к власти как вожди самоотверженных повстанцев, а кончили в окружении наемников. Их царство было основано на вере, но растворилось в нечестивости. Судьба потомков династии Хасмонеев также сложилась трагически, но это уже совсем другая история.


(4)Антипатр (умер в 43 г. до н. э.) - правитель Эрец Исраэль, отец царя Ирода. Происходил из идумейской семьи, принявшей иудаизм. Цезарь назначил его правителем, отклонив притязания на престол Матисьяу Антигона II. Антипатр, ставший фактическим правителем Эрец Исраэль, назначил своих сыновей на важнейшие государственные посты. Был отравлен в 43 г. до н. э.
(5) Помпей Гней, по прозвищу Великий (106-48 гг. до н.э.) - римский полководец и политический деятель. В 71 г. до н. э. участвовал в подавлении восстания Спартака. В 67 г. до н. э. разгромил средиземноморских пиратов. Потерпев поражение в борьбе с Цезарем, бежал в Египет, где был убит по приказу египетского царя.
(6) Цезарь Гай Юлий (102 или 100 - 15 марта 44 гг. до н. э.) - римский государственный и политический деятель. В политическую борьбу включился в 78 г. до н. э. С 73 г. до н. э. начал военную карьеру. В ходе галльских походов 58-51 гг. до н. э. завоевал всю Заальпийскую Галлию. Разгромив войска Помпея и его союзников, де-факто установил монархическую диктатуру. Был убит заговорщиками во время заседания Сената.
(7)Марк Антоний (83-30 гг. до н. э.) - римский полководец и политический деятель. Выдвинулся как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57-55 гг. до н. э.). В 54 г. до н. э. примкнул к Цезарю. Сблизившись впоследствии с египетской царицей Клеопатрой, дарил ей и ее детям огромные владения, чем восстановил против себя римлян. Потерпев неудачу в гражданской войне, покончил жизнь самоубийством.
(8) Ирод I Великий (73-4 гг. до н. э.) - царь Эрец Исраэль (40-4 гг. н. э.). Отношение народа к нему было неприязненным, а то и прямо враждебным. Ненависть народа к Ироду была воспринята и ранними христианами, что нашло отражение в евангельском сказании об учиненном им в Вифлееме избиении младенцев.

 А. Эльяшов,  журнал Лехаим
www.sem40.ru

Монеты династии Хасмонеев на нашем сайте: Статья и каталог

биографииХасмонеиМаккавеиИудея 

10.10.2008, 25166 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

30.09.2008 13:35:15

Царица Береника: Иудейская Клеопатра.

Казалось, что дух Клеопатры вместе с духом Юлия Цезаря, жертвы её роковой любви, витали в те дни над Римом, не собираясь оставлять в покое ни взбудораженных римлян, ни без пяти минут императора Тита Флавия. Но Клеопатра, хотя и считалась египетской царицей, была, по крайней мере, греческого происхождения. Тит же, к досаде римлян, связался с ненавистной еврейкой Береникой.

Я.Рабинер

биографииИудеяИудейская война 

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

04.11.2010 16:58:56

Набатеи - от Эллады до Византии

В 4 веке до нашей эры, когда Александр Македонский завоевал половину обитаемого мира, в необитаемом мире начали происходить странные вещи. На необитаемых бескрайних просторах великой пустыни, куда даже кочевые племена заглядывали редко-редко, стали возноситься вверх белоснежные каменные города. Спустя 1000 лет большое землетрясение поставило последнюю точку и в без того угасающей жизни, и города канули в лету. Опустели шумные городские рынки, высохли колодцы, засохли виноградники, разрушились бани, упали колонны, сгорели ворота и засыпался пылью мозаичный пол церквей... Никогда ни до, ни после не было городов в пустыне. Только в этот тысячелетний отрезок времени. Может инопланетная цивилизация гостила на нашей планете или искривление времени в пространстве тысячелетия? Они пришли из ниоткуда и исчезли в никуда...

Натали Палант

ИудеяИсториянабатеиРим 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

07.04.2009 09:46:16

Найдены первые следы израильтян в земле Ханаанской

Археологи из Хайфского университета сделали в Иорданской долине исключительное открытие: огромный артефакт в виде ступни на месте библейского каменного «Гилгала».

«Строения в форме ступни, найденные в Иорданской долине, являются первыми объектами, построенными народом Израиля после вхождения в землю Ханаанскую, и они подтверждают библейскую концепцию овладения землей ногами (поставить ступню)», - сказал профессор археологии Адам Зерталь из Хайфского университета, который возглавляет группу, обнаружившую пять объектов в форме гигантской ступни, По его словам, сооружения, обнаруженные в долине реки Иордан, были "первыми, построенными израильтянами при входе в Ханаан, что вполне соответствовало библейскому понятию утверждения права собственности на землю - кто на землю первым ступил, тому она и принадлежит".

Израильнаходкибиблия 

08.05.2009 09:16:01

Обнаружен уникальный древнееврейский свиток

Написанный на иврите от руки на папирусе около 2000 лет назад, свиток представляет собой документ о передаче имущественных прав, оформленный на имя вдовы по имени Мирьям Бен-Яаков. Как отмечают специалисты, он был составлен в период, когда народ Израиля был изгнан из своей страны, и в этом районе оставалось очень мало евреев.

В начале документа указана дата: "4-ый год от разрушения Дома Израилева". По всей видимости имеется в виду или 74-ый год н. э. - если считать от года разрушения Второго Храма, или 138 год н.э - от года разрушения еврейских поселений после восстания Бар-Кохбы.

Израильнаходкинадписи 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100