История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Ципори

  «А мы пойдём на север…» (с)

ולמה נקרא שמה ציפורי? שיושבת בראש ההר כציפור
( «И почему назван он именем „Ципори“? — потому что сидит на вершине горы, подобно птице» — Талмуд, Мегила 1)

В Нижней Галилее, на перекрёстке двух важнейших дорог древности — Via Maris и дороги, соединяющей Иорданскую долину (и Тверию) с побережьем Средиземного моря (и с Акко), в южной части долины Бейт-Нетофа находится совершенно потрясающее место, уникальное во многих отношениях — древний город Ципори. Сколько лет сидит там город? В литературных источниках (всё тот же Флавий) он впервые упомянут применительно к Александру Яннаю (I в.до н.э.), но, по данным археологов, люди жили на этом месте ещё на 600 примерно лет раньше.
Где-то в период Хасмонеев Ципори стал административным центром Галилеи, но не сильно большим центром. Такой славный провинциальный городок на холме. Не очень повлияло, видимо, и то, что в 57 г.до н.э., в соответствии с реформой Габиния, Ципори стал считаться столицей Галилеи со своим, практически независимым, Синедрионом. Большую часть населения составляли евреи, хоть и довольно много других всяких-разных там тоже жили.
Вот тут-то мы и встречаемся с первой странностью Ципори. Во всех городах древности (да что там древности — и сейчас так же) чётко выделялись разные кварталы по религиозному, национальному и имущественному признакам. Ципори же — чуть ли не единственное место, где такого разделения почти нет, или оно очень размыто. Здесь рядом можно найти богатые виллы — и тут же, по соседству,- лачуги. Еврейские дома с микве — и явно языческие жилища.

Ципори

В 37 г.до н.э. в Ципори отметился царь Ирод Великий. Направляясь на подавление мятежа в район Арбеля, он «подошёл к городу в сильную вьюгу и взял этот город без труда, т.к. гарнизон бежал оттуда. Здесь он дал своим солдатам отдохнуть после перенесённой непогоды (жизненных продуктов было найдено в городе в большом запасе) и выступил дальше» (Иосиф Флавий, «Иудейская Война», 1, 16, 2).

После смерти царя в 4 г.до н.э. в городе вспыхнуло восстание под руководством Иегуды бен-Хизкия, интереснейшего персонажа! Знаток и учитель Торы, потомок тех галилеян, которые были обращены в иудаизм Хасмонеями, отец небезызвестного Иоханана из Гуш-Халава, он был известен своей непримиримостью. Во главе верных ему людей он ворвался в царские арсеналы, разграбил их и вооружил своих сторонников. Бунт был подавлен Варом с чудовищной жестокостью, многие горожане убиты, другие — обращены в рабство.

Память об этой трагедии была ещё очень свежа, вероятно, когда в 67 г.н.э. горожане должны были решить, что им делать: присоединится к Великому еврейскому восстанию, или отказаться в нём участвовать. Было выбрано второе. Город открыл ворота перед войсками Веспасиана. Беспрецедентное решение! Город не языческий, наподобие Бейт-Шеана (Скитополиса), но — еврейский! Сдаётся без боя! Называет себя Эйранополисом — «Городом мира»!!!
Предатели?

Изо всех окрестных разгромленных, сожжённых городов, городков, деревень, даже из Иудеи, даже из Иерусалима стекаются в уцелевший Ципори уцелевшие беженцы. В Ципори — всё, как в мирное время. Действует еврейская администрация, чеканятся свои монеты. Сидит небольшой римский гарнизон, но непохоже, что это кого-то тревожит.
В конце II в. в Ципори переезжает великий человек — Рабби, р.Иуда ha-Наси. Вместе со всем составом Синедриона и с Бейт-Наси, то есть, Патриархатом. Здесь, в Ципори, Рабби живёт 17 лет, здесь заканчивает свой титанический труд — редактирование Мишны. И свой жизненный путь он тоже завершает в Ципори.

Город процветает до конца VI в., разрастается, сползает с вершины холма к его подножию. Около 40 синагог, а с V века — несколько церквей. Красивые дома. По мощёным улицам ездят повозки с железными ободами на колёсах, оставляя на камнях мостовой глубокие колеи.

Дети играют там же, на мостовой (надеюсь, в те моменты, когда уличное движение стихает; в противном случае — куда родители смотрят?!). Царапают на мостовой игровые поля

Или ещё что-нибудь. Нормальные еврейские дети. Вот этот, например, менору выцарапал. Хороший мальчик!

Почему всё-таки — на проезжей-то части?
Да потому что тротуары там были такие:

Ну вот, мы и подошли к главному, к тому, ради чего была задумана эта статья. Мозаики Ципори. Разноцветное чудо. Разнообразие времён и стилей. Немыслимая, невероятная роскошь цветов и форм!

Несколько слов о мозаиках вообще. Несмотря на то, что искусством инкрустации владели люди в незапамятные времена, началом мозаики, как таковой, считаются IV-III вв.до н.э. Эллада. Потом — Египет, Рим. Само название — «мозаика» — происходит от понятия «служение музам». На иврите мозаика называется «псифас» — от слова «пас», «полоса». Искусство псифаса было невероятно сложным, секреты передавались по наследству и хранились в строжайшей тайне. У мастеров обычно было несколько подручных. На месте будущего шедевра (или не очень шедевра) сначала готовилась многослойная специальная известняковая штукатурка, каждый слой имел в ней своё значение и отличался от соседних. На верхнем слое мастер по лекалам (или по художественному наитию) наносил резцом контуры будущего рисунка. Подмастерья начинали заполнять фон простыми камешками, а мастера на специальных столах собирали основные рисунки. Каждая фигурка обводилась несколькими рядами камешков цвета фона. Потом готовые панели вставлялись в мозаичный ковёр в нужных местах, а промежутки подмастерья заполняли, плотно пригоняя камешек к камешку. Вплоть до V-VI вв. использовались только камни естественной окраски, невероятное торжество красок и оттенков — это искусство подбора и прекрасное знание геологии! Лишь позднее стали добавлять смальту из непрозрачного стекла, преимущественно, синего и золотого, но это уже — не про Ципори.

Практически, все известные стили мозаик есть в Ципори. Такую концентрацию мозаичных полов, пожалуй, трудно объяснить только богатством жителей. Поэтому в последнее время у археологов возникла версия, что в Ципори, возможно, жили мастера-мозаичники. Если это так, то всё, что я хочу вам показать — местная работа!!!

Не стану (за двумя исключениями) описывать, какая мозаика относится к какому периоду и где она находится.
Начнём с простого. Если, конечно, язык повернётся назвать эти орнаменты — простыми.

Птицы, цветы, рыбы…

 

 

 Вот эта птичка — совсем крохотная. Она просто заполняет пустой завиток в орнаменте. Но — как!!!

Вот такой симпатяга:

Охота. Жуть какая!

Мама-леопард охотится. А леопардёнок пока крыс гоняет — учится. Вон, одна крыска от испуга наполовину за рамку ковра выскочил