|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
В поисках Шебнайаху, царского слугиКак рынок древностей помог разгадать головоломку с раскопок, которой 42 года Роберт Дойч (By Robert Deutsch) Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г. Представляем статью, опубликованную в журнале Biblical Archaeology Review (май/июнь 2009 г.) В Исайя 22 пророк заклинает именем Б-га против излишеств/невоздержанности среди придворных во дворце царя Иезекии (King Hezekiah). Среди тех, к кому он обращается, есть Шебна (Севна) (Shebna), есть слуга «начальник дворца» ("in charge of the house [palace]") (Исайя 22:15): что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, В 1870 г. Известный французский дипломат, ученый и археолог Шарль Клермон-Ганно (Charles Clermont-Ganneau) раскопал частично разрушенную могилу на вершине холма над Кидронской долиной (Kidron Valley) и Городом Давида (City of David) в Иерусалиме. Над входом в вырубленную в скале погребальную камеру была надпись, которую, к сожалению, невозможно было расшифровать.
Клермон-Ганно вырезал фрагмент камня с надписью и отправил в Британский музей (British Museum), где он до сих пор экспонируется. В 1953 г. великий израильский эпиграфист Нахман Авигад (Nahman Avigad) смог расшифровать неясные буквы: «Это [могила] -йаху, который над домом. Нет здесь серебра и золота, но [его кости] и кости его невольницы (slave-wife) с ним. Да будет проклят тот, кто откроет это». Была ли это могила Шебна, упомянутого у Исайи, царедворца высокого ранга, который буквально был «над домом», или отвечал за дворец (часто полагаемый хранителем ценностей или казначеем), и которого осуждал пророк за устройство столь искусно построенной могилы на холме? Для ответа на этот вопрос следует учитывать, что имя Шебна было широко распространенным. Шебна (Исайя 22:15) имело несколько различных вариантов из-за добавления теофорического -йаху (Шебнайаху; Паралипоменон 15:24) или -йа (Шебнайа; Нехемия 9:4). И тот, и другой вариант имеют отношение к Яхве, Б-гу иудеев. Все это одно и то же имя. И кроме Шебны, Шебнайаху и Шебнайа, упомянутых в Библии, известно о многих других, чьи имена обнаружены на печатях и буллах (оттисках на глине), остраках и даже ручках сосудов. Имя значит «Молись, (чтобы) Г-сподь (Яхве) вернулся» . Блестящая статья Авигада в 1953 г. подтвердила (основываясь на предположении Игаля Ядина (Yigael Yadin)) вариант, что эта могила принадлежала Шебне/Шебнейаху, упомянутого в кн. Исайи, хотя первая часть имени отсутствует и сохранилась только -йаху. Он смог датировать надпись временем царя Иезекии (716-686 г.г. до н.э.), сравнив буквы этой надписи с буквами Шилоамской надписи, обнаруженной в туннеле Иезекии. Почти все исследователи согласились с аргументами Авигада. В 1966-1968 гг. израильский археолог Йоханан Ахарони (Yohanan Aharoni), сначала от имени Еврейского университета (Hebrew University), а позднее от Тель-Авивского Университета (Tel Aviv University), возобновил раскопки в районе знаменитого Лакхиша (Lachish). Расположенный у подножия Иудейских гор (Шфела (Shephelah)) примерно в 25 милях севернее Беер-Шевы (Beer-Sheba), Лакхиш был самым важным после Иерусалима городом в Иудее во время царствования Иезекии. Он был разрушен в 701 г. до н.э. ассирийским царем Сеннахерибом (Sennacherib) когда тот двигался к Иерусалиму, чтобы осадить его. Сеннахериб был настолько горд своей победой в Лакхише, что украсил тронный зал своего дворца в Ниневии (Nineveh) огромным рельефом, на котором изображалась его победа и жители Иудеи, уводимые в изгнание.
Из-за своей важности на кургане Лакхиша площадью в 30 акров часто производились раскопки. Первые - в 1932-1938 г.г. британским археологом Дж. Л. Старки (J.L. Starkey) при участии Г. Лансестера Хардинга и Ольги Туфнелл (G. Lancester Harding and Olga Tufnell) (4). Но в 1938 раскопки были неожиданно прекращены, когда арабские мародеры убили Старки, когда тот собирался передать находки в Археологический Музе Палестины в Иерусалиме (Palestine Archaeological Museum in Jerusalem), который теперь называется Музеем Рокфеллера (Rockefeller Museum). Затем были вышеупомянутые раскопки Ахарони. Спустя более 10 лет «эстафетную лопату» принял Давид Уссышкин (David Ussishkin) из Тель-Авивского университета, который был руководителем раскопок с 1973 по 1994 г. т которому удалось ответить на некоторые из основных вопросов об этом месте. Особо интересная находка была сделана экспедицией Ахарони. Молодой начальник раскопок area supervisor Фолькмар Фриц (Volkmar Fritz), ставший впоследствии выдающимся археологом и специалистом по библейской истории (он писал для этого журнала и скончался в 2007 г. в возрасте 69 лет), раскапывая кладовую в Лакхише, наткнулся, фигурально выражаясь, на золотую жилу. На полу кладовой Фриц нашел шесть гирь с надписями (весом четыре и восемь шекелей), остракон (использовавшийся в древности в качестве почтовой бумаги керамический осколок с надписью) и огромное количество гончарных изделий. Ахарони предположил, что сосуды были расставлены на полках, которые от времени разрушились. После того, как один из кувшинов был сфотографирован непосредственно на месте обнаружения, Фриц забрал его для создания описи и упаковывания. Когда он освободил от грязи внутреннюю часть, то обнаружил несколько небольших комков глины. Когда 17 комков были очищены и осмотрены, они оказались оттисками на глине, которыми опечатывались документы. По какой-то причине они были собраны и помещены в небольшой цилиндрический кувшин. На обратной стороне оттисков на глине были отпечатки папирусных документов, на которых когда-то были поставлены печати - даже отпечатки шнурка, который связывал документы, на котором ставился оттиск печати на кусочке глины. На лицевой стороне некоторых оттисков были еврейские надписи. Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано «ben», тогда - «сын» царя. Но если окажется «eved» («слуга, раб»; даже высокопоставленные царедворцы именовались «рабы царя»), тогда это мог быть тот же Шебна/Шебнайаху, которого осуждал Исайя и могила которого была обнаружена Клермон-Ганно и идентифицирована Нахманом Авигадом.
Все это позволило Ахарони написать, что этот Шебнайаху на булле из Лакхиша был либо сыном царя, либо слугой царя. Наличие еще одно буквы в правой части оттиска была бы определяющим. Если бы это был «нун», то слово было бы «бен», сын. Если «далет» - то «эвед», «слуга, раб». Головоломка оставалась неразрешенной на протяжении 42 лет. Ахарони уже нет в живых. В 2007 году на иерусалимском рынке древностей (Jerusalem antiquities market) появился еще один оттиск той же самой печати. Элементарный осмотр не оставляет сомнений, что это оттиск той же печати, что и на булле в Лакхише. У него тоже отбита правая часть. Но на этой булле часть дополнительной буквы правее от «ha-melekh», «царь» сохранилась - это «далет»! Значит, слово перед словом «царь» заканчивалось на «далет». Это было слово «эвед» - «слуга, раб». Печать, которая оставила этот оттиск, принадлежала «слуге царя»!
Последней частью головоломки является датировка. Булла из Лакхиша была найдена на Уровне II (Level II), который был разрушен вавилонским царем Навуходоносором (Nebuchadnezzar) в 586 г. до н.э. Уровень III (Level III) (под ним) был разрушен Сеннахерибом (Sennacherib) в 701 г. до н.э. Это значит, что находки из Уровня II датируются между 701 г. и началом шестого века до н.э. Внутри этого периода протяженностью почти в столетие есть два момента, которые позволяют быть более точными: небольшой кувшин, в котором была обнаружена булла, и форма и стиль букв надписи. И форма сосуда, и палеография надписи датируются концом восьмого или началом седьмого века до н.э., что относит его ко времени Шилоамской надписи в Туннеле Иезекии и надписи на входе в могилу Шебны.
Музей Израиля, Иерусалим (The Israel Museum, Jerusalem) Таким образом, оттиск печати Шебнайаху, найденный в Лакхише, теперь может с определенностью идентифицирован как принадлежащий «слуге царя», который, весьма вероятно, был именно тем, против кого Исайя пророчествовал и чья могила до сих пор находится над Кидронской долиой в Иерусалиме. Возможно, он послал письмо на папирусе от имени царского двора Иезекии чиновникам в Лакхише. Связав шнурком папирус, он прилепил комок глины на шнурок и припечатал его печатью. Что было в том письме, мы не узнаем никогда. Роберт Дойч (By Robert Deutsch) Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.
надписи, находки, печати, раскопки, буллы, библия, Израиль 19.06.2009, 8472 просмотра.
Также читайте:05.12.2008 16:21:12
Новые находки на могиле царя Ирода Археологи, исследующие могильный комплекс царя Ирода неподалеку от Иерусалима, обнаружили редкие римские росписи, а также саркофаги, в которых могли находиться останки сыновей Ирода. 18.09.2010 20:53:18
Этот холм находится примерно в 700 метрах восточнее морского побережья несколько севернее ручья Нааман (Балус). Его площадь составляет порядка 200 дунамов, а наибольшая высота около 35 метров над уровнем моря. Нет сомнения, что в своё время ручей подходил гораздо ближе к холму, что давало возможность судам, заходившим со стороны моря, подплывать достаточно близко к находившемуся на холме поселению. Это, собственно, и способствовало существованию на этом месте важного порта, защищённого как от высоких морских волн, так и нападений неприятеля. А находящиеся вокруг сельскохозяйственные угодья давали возможность прокормиться его населению. Юрий Полторак 14.02.2009 09:12:57
Деревня разрушена, восставший обезглавлен Небольшой городок Кафетра» (Caphetra), который расположен на низких холмах иудейской Шфелы (Judean Shepelah), был безжалостно разрушен во время Первого Восстания (66-70 г.г. н.э.), отстроен заново и опять разрушен в конце Второго Восстания (Восстания Бар-Кохбы) в 135 г. н.э. Раскопки его позволили нам взглянуть на жизнь евреев вне городов. В деревне, занимавшей площадь почти 5 акров, была синагога, конюшни, бассейны для ритуальных омовений, пещеры для погребений и признаки садоводства и виноградарства. Частично разрушенная во время Первого Восстания против Рима, она была восстановлена, возможно, вернувшимися жителями, которые построили тайные помещения, где находили убежище от нападений римских легионов во времена восстания Бар-Кохбы. Боаз Зиссу (Boaz Zissu)
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|