История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты
Восстание Бар-Кохбы
Иудея капта

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Эллинистическое влияние на отношение Хасмонеев к идолам и шекели Тира

Ронн Беррол (Ronn Berrol)

Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г.

В древнем мире использование изображений на монетах было практически повсеместным. Невероятное разнообразие изображений обнаруживается на греческих монетах. Сначала на греческих монетах помещали изображения местных богов, мифологических героев (а также их символы) и даже визуализированную игру слов с именами греческих городов (например, роза соответствовала городу Родос (1) ). Позднее, когда города-государства были заменены царствами эллинистического периода, на аверсы монет пришли портреты правителей. Несмотря на то, что на большей части монет эллинистического периода изображены местные правители, древние еврейские монеты известны малым количеством портретов на них. Особенно характерно это для монет Хасмонеев (Hasmoneans). Причины еврейского нежелания помещать определенные изображения прямо связаны с религиозными ограничениями, описанными в Торе. Религиозный запрет во Второзаконии (4:16-19, 5:8) и Исходе (20:3-4,23) четко указывает, что идолы запрещены. Согласно Второзаконию «идолами» считаются изображения фигур мужчин или женщин, любого животного, птицы, рептилии или рыбы. Один из примечательных моментов еврейской истории и искусства состоит в том, что в некоторые периоды этот запрет был более обязательным, в другие - менее. Интересный парадокс периода Хасмонеев - широкое использование и терпимость к серебряному шекелю Тира (silver shekel of Tyre) для оплаты ежегодного Храмового налога.
Шекель Тира (Рис.1) - впечатляющая монета весом 14 г, состоящая из почти чистого серебра (92-96%). На аверсе изображен бюст Мелькарта (Melqart) с лавровым венком. Реверс изображает орла, стоящего на носу корабля. Обе стороны этой важной монеты имеют изображения «идолов» согласно определению из Торы.

 

Недавно Давид Хендин (David Hendin) обсуждал сложную проблему разрешения оплаты Храмового налога шекелями Тира, несмотря на видимые изображения «идолов» на обеих сторонах этой известной монеты. Я отсылаю всех читателей к выпуску от февраля 2002 г. Celator, Tyre Coins and Graven Images. Как уже было сказано, использование идолов на еврейских монетах, зданиях и предметах искусства имеет противоречивую историю. Как пишет в своей статье Numismatic Expressions of Jewish Sovereignty (2) Хендин, «Персидская и самарийская чеканка монет в четвертом веке до н.э. в древней Иудее и Самарии фактически полностью изображает идолов. А есть и другие идолы в еврейском искусстве, возникающие сразу после правления Хасмонеев, в талмудические времена и до еврейского государства сегодня.» Вопрос состоит в том, почему это изменение было сделано в период Хасмонеев, и почему это разрешение очевидно было сделано для использования шекелей Тира? В результате евреям было практически приказано использовать только эту форму оплаты Храмового налога (Tosefta, Ketubbot 13,20).
Да восстания Маккавеев (они же Хасмонеи) в 167 г. до н.э. было заметное свидетельство еврейской эллинизации внутри Иудеи и храмового культа. Хотя традиционно единственным виновником восстания Хасмонеев считают Антиоха IV (Antiochus IV) (175-164 г.г. до н.э.) , правда состоит в том, что было значительное давление по эллинизации Иудеи изнутри. Различные политические партии с разными программами соперничали за власть в Иудее. Ли И. Левин (Lee I. Levine) пишет: «Маккавеи восстали из-за притеснений, причиняемых царем, и, согласно Бикерману (Bickerman) и другим, как минимум, побуждения к радикальной эллинизации евреев»
(3) . Хасмонеи понимали, что иудаизму грозил шаг назад к язычеству. То, что представляло восстание Маккавеев, было движением к более фундаменталистскому иудаизму. В короткий период времени при Симоне Маккавее (Simon Maccabee) Хасмонеи и более религиозные группировки были едины в достижении своих целей религигозной и политической автономии. Однако, после того, как евреи вернули Иерусалим в 164 г. до н.э., Маккавеи начали медленно ослаблять свои фундаменталистские склонности. Это было началом медленно развивающегося раскола с их религиозными союзниками из народа. Хасмонеи очень быстро начали развивать более терпимый взгляд на эллинизм, когда это касалось непосредственно государственных дел (4) . После того, как Храм был возвращен и освящен заново, война против Селевкидов (Seleucids) превратилась из сражения против религиозных преследований в битву за установление независимого государства в полном эллинистическом смысле. Мартин Хенгел (Martin Hengel) указывает: «После восстания Маккавеев отступничество в язычество больше не грозило еврейской Палестине; политико-религиозная идентификация стала сильней назло постоянному новому продвижению „эллинизации" (5) . История правления Хасмонеев стала попыткой построить государство эллинистического типа на еврейской национальной теократии.
При Иоанне Гиркане (John Hyrcanus) (135-104 г. до н.э.) лидерство Хасмонеев все больше и больше усиливало их власть. Консолидация вела к отходу от религиозных фракций и исходных целей движения Маккавеев. Здесь Гиркан стал приверженцем более аристократичных и эллинизированных саддукеев (Sadducees) и удалился от фарисеев (Pharisees) , которые хотели более строгого толкования Торы. Саддукеи были более склонны к религиозным компромиссам
(6) .
Надо отметить, что есть прецедент использования символического искусства в хасмонейский период. Могила Ясона (Jason) в Иерусалиме относится к периоду Хасмонеев
(7) . Ясон мог происходить из рода первосвященников и, скорее всего, принадлежал к саддукеям. На его могиле есть изображения торговых и военных судов, газели и меноры. Далее отмечается, что на могиле Ясона есть надписи на арамейском и греческом. Явно это были послабления, касающиеся „идолов".
В настоящее время общепризнанно, что требования храмового налога в виде половины шекеля для всех мужчин старше 20 лет было строго обязательным только с начала правления Хасмонеев. Это требование обязывало использовать серебряные монеты. Хотя Хасмонеи начали чеканить собственные монеты, нехватка источников серебра сделала выпуск серебряных монет непрактичным. Установление храмового налога было призвано быть экономическим стимулом культа Храма; перечеканка серебряных монет, пожертвованных Храму, была дорогим и непрактичным решением.
С примерно 200 г. до н.э. местная экономика Иудеи была связана с экономикой империи Селевкидов. Серебряные монеты Селевкидов стали преобладающими в регионе. Можно только строить предположения о том, что побудило евреев начать использовать шекели Тира в качестве уплаты храмового налога вместо имевших хождения монет Селевкидов. Евреи только что участвовали и в долгой войне за независимость против Селевкидов. Память об угнетающем режиме Селевкидов могла сделать использование тех монет неприятным для евреев. Это особенно принципиально, так как на реверсе тетрадрахм Селевкидов был изображен Зевс  (Надо напомнить, что Антиох IV пытался сделать иерусалимский Храм храмом культа Зевса). Кроме того, Селевкиды вели династические войны, последовавшие за смертью Антиоха IV. Монетная система Селевкидов начала очень быстро изменяться, каждый представитель династии чеканил собственные монеты. В 126 г. до н.э. Тир легко заново получил независимость от ярма Селевкидов. Там немедленно начали чеканить собственную серебряную монету высокой пробы - серебряный шекель Тира. Жители города выпускали монеты четкого веса, чистоты и иконографии примерно 106 лет (идут споры насчет того, кто продолжал чеканить шекели Тира в период с 19 г. до н.э. до 65 г. н.э.). Постоянство этих шекелей давало большое преимущество им, как монете для оплаты храмового налога. Также могло быть более приемлемым использование монет Тира, так как они тоже только что получили независимость от ненавистных Селевкидов. Есть серьезные свидетельства о местной торговле и коммерции между Тиром и Северной Иудеей, особенно Галилеей. Джойс Рейнор (Joyce Raynor) и Яаков Мешорер (Ya'akov Meshorer) согласны с тем, что „из финикийских городов Тир продолжал быть центром экономической активности и контактов с населением Меирона (Meiron) расположенном в Верхней Галилее.... Влияние Тира на Верхнюю Галилею было продолжительным и существенным"
(8) . Дэнни Сайон (Danny Syon) приводит впечатляющее свидетельство дальнейших экономических связей между Тиром и Иудеей. Из 972 монет городов, найденных в Гамале (Gamala), исключительно еврейском городе, расположенном на Голанских Высотах, более 74% составляли шекели Тира (9) . Шон Фрейн (Sean Freyne) высказал аргумент, что из-за того, что жители Тира пытались расширить только экономическое, но не культурное и религиозное влияние, на Галилею, шекели Тира были более приемлемы для Хасмонеев (10) . Эти находки говорят в поддержку светской политики Хасмонеев. Невозможно сказать взяли ли экономические соображения верх над религиозными.
Хотя есть много резких литературных источников о греках, Хасмонеи не гнушались использовать новые идеи и устройства греческого влияния, которые удовлетворяли их потребности. Литературные источники периода Маккавеев-2 активно анти-греческие, прославляющие восстание евреев против Антиоха, однако, написанные на греческом, а не арамейском. Хасмонеи построили свое государство по эллинистическим образцам. У них была армия греческого типа, включающая иностранных язычников-наемников. Сбор налогов был построен фактически по греческому образцу. Со временем цари династии Хасмонеев взяли себе греческие имена. Даже торжество по случаю Хануки (Hannukah) имеет эллинистические отголоски. Ханука, которая отмечает победу евреев над Селевкидами, была учреждена Хасмонеями, и стала первым праздником, не прописанным в Торе. Учреждение праздника в честь исторического события было эллинистическим обычаем
(11) . Элиас Бикерман (Elias Bickerman) подытожил эту идею следующим образом: „Иуда (Маккавей) воспроизвел практику врагов, но в то же время встроил ее в иудаизм." (12) Происходит то, что на неофициальном уровне эллинистическая культура приемлема, но эллинистический культ - нет. Таким образом, если что-то  попыталось выйти за эти очерченные границы по перениманию этой культурной практики, то это бы не потерпели. Если использование шекелей Тира полагалось частью эллинистической культуры, но не культа Мелькарта, то можно понять, как их использование было приемлемо для большей части еврейского общества.
Возможный пример этого неписаного правила касается золотого орла, которого Ирод Великий установил на главных воротах Храма. Его присутствие вызвало много споров и беспорядков в городе, и, когда пошел слух о том, что царь Ирод при смерти, толпа его сорвала. (Иудейская война 1:32:2). Этот орел мог представлять угрозу культу Храма, тогда как орел на реверсе шекелей Тира - нет. Гудэнаф (Goodenough) (13) сделал вывод, что орлы имели еврейский подтекст и были приемлемыми символами для евреев. Факт того, что орел имел религиозное значение для евреев, мог сделать реверс шекеля Тира, на котором также был изображен орел, неоскорбительным символом. А. Х. М. Джонс (A.H.M. Jones) (13) предположил, что беспорядки по поводу орла на воротах Храма имели место потому, что Ирод использовал орла в римском контексте, а не в еврейском. Интересно, что единственным „идолом", обнаруженным на монетах времен правления Ирода, был орел на реверсе мелкой бронзовой монеты лепты (Рис.2.).

 

Как отмечено в начале этой статьи, отношение евреев к изображениям „идолов" было куда более либеральным, чем в четвертом веке до н.э. Соответственно, вопрос заключается в том, что же именно изменило отношение евреев к изображениям „идолов" с того периода к началу правления Хасмонеев? Еще до завоеваний Александра Великого и его смерти правители начали регулярно помещать собственные изображения на монеты. Это довольно быстро развилось в идею „Культа Правителя". Эти „Культы Правителя" были одним из самых характерных явлений эллинистического периода (14) . Очень быстро портреты на монетах и обожествление стали идти рука об руку. Культы Александра, Птолемея (Ptolemy) и Селевка (Seleukos) быстро разрослись. Учитывая этот фон, становится легче понять, почему Хасмонеи начали остерегаться использовать портреты и изображения „идолов" на собственных монетах, особенно, того, что касалось запрета из Второзакония об идолах. Размещение изображения Хасмонеев на монетах была бы слишком большой компрометацией религиозных принципов. Этого бы не потерпели фарисеи и большая часть населения. Однако, факт того, что шекели Тира чеканились его жителями, а не евреями, вероятно, давало уровень приемлемости для их использования, несмотря на изображения «идолов».
На монетах Хасмонеев были изображены многие традиции эллинистического общества, с которым они граничили. Эпиграфия монет Хасмонеев очень похожа на эллинистическую того же времени. Монограммы на монетах Хасмонеев начинают именовать их царями. Они написаны и на арамейском, и на греческом. Они не выходили за рамки культовых строк вышеупомянутой культуры. Однако, Хасмонеи не пересекли бы границу, поместив собственные изображения на монеты. Местные представители греческих династий постоянно размещали свои изображения на имперские монеты. Те же самые представители последовательно развивали культ правителей, в которых эти цари рассматривались в качестве «воплощений богов». Нигде это не проявилось так ярко, как в случае с Антиохом IV, который был прозван Антиохом Епифаном ( «Epiphanes») , или «явление бога». Сообщение было понятным, эти цари пытались перед народом выглядеть богами. Хасмонеи желали встроить подобные титулы и мотивы, такие, как якорь, рог изобилия и даже диадемы, но помещение их на монеты было столь близко по смыслу к культу правителей, что это вышло бы за рамки культовых строк. Надписи на шекелях Тира дистанцируются от таких культов правителей. Вместо имени правителя на шекелях написано «святого Тира и города-покровителя» ( «of Tyre the holy and city of refuge»).
На аверсе шекелей Тира изображен бюст Мелькарта. Трудно представить местное еврейское население, которое с готовностью согласилось воспринимать идолов на монетах, используемых для религиозных целей. Однако, удивительна до сих пор продолжающаяся связь евреев и Мелькарта. Поскольку финикийцы стали более эллинизированы, Мелькарт стал ассоциироваться с Гераклом (Heracles). Иосиф Флавий приводит в «Древностях... „ генеалогию праотцов еврейского народа. Он указывает, что Геракл женился на внучке патриарха Авраама. Отсюда ведут родословную варвары, называемые софакийцы (Sophacians)
(15) . У Иосифа Флавия и других еврейских историков были веские причины создавать подобные легенды. Манипулирование греческими мифами и легендами производилось для общего чувства национальной культурной идентификации. Показывая, что греческие традиции и герои были зависимы от персонажей из Торы, эти еврейские историки пытались продемонстрировать превосходство идей Торы над эллинистическими традициями. Несмотря на упомянутую выше историю, связывающую Геракла и еврейский народ, есть свидетельство, что полностью евреи не приняли Геракла и окружающую его эллинистическую традицию. В Маккавеях (Maccabees) 2:4:18-20 первосвященник Ясон посылает 300 серебряных драхм в Тир для жертвования Гераклу. Еврейские послы, отправленные представлять Ясона, не согласились на такое использование этих средств и убедили жителей Тира использовать деньги на постройку трирем. Вероятно, использование этих денег в качестве жертвы Гераклу слишком выходило за упоминавшиеся выше рамки. Хотя более религиозные евреи не склонились бы к принятию монет с „идолом" Мелькартом, такие легенды могли позволить менее религиозным евреям более легко принять изображение Мелькарта на шекеле Тира.
Есть ощущение, что религиозная и политическая напряженность между более ортодоксальными фарисеями и эллинизированными Хасмонеями была постоянно в состоянии шаткого равновесия. Когда Йонатан Маккавей стал первосвященником, контроль над этим важным постом стал наследоваться Хасмонеями. Этот пост давал Хасмонеям огромную религиозную власть. Первосвященство имело значительное психологическое влияние на народ и принесло Хасмонеям контроль над Храмом и его несметными сокровищами. Первосвященство также позволяло им влиять на официальные толкования Торы
(16) . В итоге, к окончанию правления Александра Янная (Alexander Jannaeus) , фарисеи начали склонять на свою сторону народ. Их влияние росло, и Хасмонеи были вынуждены пойти на соглашение с ними. В конце правления Александра Янная под давлением фарисеев с некоторых монет Хасмонеев была убрана царская корона (17) . Вероятно, фарисеи осудили использование Яннаем на его монетах титула царя рядом титулом первосвященника. Использование арамейского на монетах Хасмонеев было, вероятно, другой уступкой фарисеям (18) .
Евреи Иудеи были не единственными, кого касался храмовый налог. Евреи из диаспор совершали ежегодное паломничество в Иерусалим и посылали значительные пожертвования на Храм. Многие общины собирали ежегодный налог в полшекеля со всех взрослых мужчин и посылали собранное в Храм в Иерусалим. Эти общины постоянно подвергались эллинистическому влиянию и были менее строги в соблюдении закона Моисея. Было широко распространено среди евреев этих рассеянных общин постоянно использовать монеты с „идолами" для почти всех финансовых операций в повседневной жизни. У них не было бы проблем с оплатой храмового налога в шекелях Тира. В конце концов, общины диаспоры организовали постоянное представительство в Иерусалиме
(19) . Это представительство и постоянный поток паломников несомненно влияли на жизнь евреев в Иудее. Этому влиянию сопротивлялись более религиозные евреи Иерусалима, но, тем не менее, оно коснулось всех слоев еврейского общества (20) .
В 37 г. до н.э. династия Хасмонеев оборвалась после поражения Маттафии Антигона (Mattathias Antigonus). За несколько месяцев до поражения Антигона от Ирода и его римских союзников Маттафия чеканил наиболее необычную монету, которая ломала запреты на изображение определенных священных храмовых предметов. На монете, о которой идет речь (Рис. 3.), на аверсе изображена семисвечная менора, а на реверсе - стол для священного хлеба. Запреты, относящиеся к этим предметам, происходят не из Торы, а, скорее, из Талмуда. „Непозволительно человеку делать дом похожим на Храм, двор похожий на двор Храма, стол похожий на Стол (для священного хлеба) и светильник похожий на Светильник. Ему позволительно, однако, делать его с пятью, шестью или восемью, но с семью нельзя даже если будет он из других металлов" (Babylon Talmud, Avodah Zarah 43). Талмуд был составлен в 200-500 г.г. н.э., поэтому невозможно точно определить, когда возник этот запрет. Однако, факт того, что монеты Первой Иудейской войны и восстания Бар-Кохбы избегают этих изображений, говорит в пользу того, что запрет был принят задолго до составления Талмуда. Использование на монетах Антигона меноры и стола для священного хлеба должно было быть весьма провоцирующим.

 

Постепенно началась дальнейшая проверка границ терпимости по отношению к изображениям на монетах. В 1-2 г.г. н.э. Филипп, сын Ирода (Philip the son of Herod) , поместил свое изображение на монеты, но они были предназначены для нееврейского населения его владений. Агриппа I (Agrippa I) также размещал собственное изображение на монетах. Хотя оба эти правителя были достаточно самоуверенны, чтобы чеканить монеты с собственными портретами, они не пытались проделывать это на территориях с примущественно еврейским населением. В 87-88 г.г. н.э. Агриппа II отчеканил единственную еврейскую монету с действительно языческой фигурой. На реверсе монеты (Рис. 4.) изображен бог Пан (God Pan). Эта монета была, вероятно, отчеканена в Баниасе (Paneas) , божеством-покровителем которого и был Пан (21) . На реверсах монет Агриппы II также изображались Тихо (Tyche) , Ника (Nike) и Монета (Moneta).

 

В 66 г. н.э. началась Первая Иудейская война против Рима (First Jewish Revolt). Это возвестило о начале другого периода возросшего религиозного пыла со временным объединением различных еврейских фракций. На монетах этого времени куда более строго соблюдаются запреты против идолов. К этому периоду принадлежат монеты с уникальными еврейскими изображениями и эпиграфикой и подобными уникальными подобными сионистскими слоганами. Нет никаких следов обхода религиозных запретов, как это было с монетами Хасмонеев. Восстание Бар-Кохбы обеспечило бы дальнейшее продвижение религиозных и политических идеологических надписей и изображений. Вскоре после восстания Бар-Кохбы видно резкое увеличение использования идолов в еврейской архитектуре и искусстве. Растущая терпимость к символическому искусству может быть проиллюстрирована историей про Рабби Гамлиэля II (Rabbi Gamaliel II). Примерно в 100-120 г. н.э. Гамлиэля увидели моющимся в бане Афродиты в Акко. Когда ученики спросили его, как же он пошел в баню со статуей Афродиты, тот ответил: „То, к чему относятся, как к божеству, - запрещено, то, к чему не относятся - разрешено". Гамлиэль фактически говорит своим ученикам, что предназначение идолов должно диктовать их отношение к таким изображениям. Таким образом, если объекты предназначены для культового поклонения, то они под запретом, но иначе они разрешены. Здесь видно возвращение к более либеральным трактованиям запретов на изображения идолов. Такой более либеральный подход сохраняется по сей день.
Эта дискуссия является попыткой продемонстрировать, что в эпоху Хасмонеев религиозный запрет по поводу идолов был сложной проблемой со множеством тонкостей в применении. Эти тонкости позволяли использовать шекели Тира с минимальными разногласиями. Эти шекели были удобной монетой, которая позволяла Хасмонеям собирать ценные запасы серебра. Серебро было очень важно для культа Храма. Отсутствие для Хасмонеев необходимости чеканить собственные серебряные монеты позволяло использовать серебро для увеличения экономической власти Храма и первосвященников. До сих пор нет удовлетворительного объяснения, как изображение Мелькарта, „идол", могло быть приемлемым для местного еврейского населения. Можно строить гипотезы, что хорошее отношение к Тиру, факт приобретения им независимости от ненавистных Селевкидов и то, что жители Тира не пытались распространять свои религиозные взгляды, делали шекели Тира приятными для евреев. Ответ может также лежать в области экономики, а не религиозности. До династии Хасмонеев в начале периода Второго Храма традиционный храмовый налог составлял треть персидского сикля 
(22) (Нехемия 10:33-34). При Хасмонеях налог был увеличен до половины шекеля. С учетом того, что сикль весил 5,8 г, а шекель - 14 г, налицо мгновенный экономический удар. В пике налог был увеличен с 1,93 г до 7 г, то есть в 3,63 раза увеличились поступления в Храм и Хасмонеям, которые контролировали культ Храма. Наконец, следует помнить, что Хасмонеи контролировали институт первосвященства, наивысший авторитет Храма. Хасмонеи принесли светскость в еврейское теократическое государство. Когда евреи добились полной независимости от Селевкидов, Хасмонеи нуждались в немедленном источнике финансирования для продолжения содержания снова ставшего независимым Храма. Под влиянием светской власти шекели Тира начали использоваться для уплаты храмоваго налога. К тому времени, когда фарисеи заново обрели заметную религиозную власть при Александре Саломее (Alexandra Salome) (76-67 г.г. до н.э.) , шекель Тира уже использовался около 50 лет и был всеми признан.
Наконец, я хотел бы кратко отметить, как это обсуждение применимо к текущим противоречиям в еврейской нумизматике. Популярная теория, выдвинутая Мешорером, состоит в том, что чеканка шекелей Тира была перенесена в Иерусалим примерно в 19 г. до н.э.
(23) . Мешорер указывает, что Ирод построил монетный двор в Иерусалиме именно для этого. Известно, что Ирод прилагал большие усилия, чтобы не оскорблять религиозные чувства евреев, надеясь, что это поможет заслужить их признание. Видно, что кроме того самого вышеупомянутого орла, Ирод скрупулезно избегал изображений „идолов" на монетах. Логичен вопрос: почему Ирод не заменил изображения „идолов" на шекелях Тира, если он контролировал выпуск этих монет? Есть подробное свидетельство, что другие зависимые цари чеканили собственные условно независимые серебряные монеты в Понтийском (Pontus) , Мавританском (Mauretania) и Набатейском (Nabataea) царствах (24) . Большая часть нумизматов согласна, что единственной причиной продолжать чеканить шекели в Тире была необходимость выполнения еврейского религиозного требования уплаты храмового налога. Ответ на этот вопрос лежит за рамками данной статьи. Однако, сам факт его возникновения указывает на тонкость нюансов использования «идолов" в целом.
Эра Хасмоенев стала прогрессивной попыткой под их руководством соответствовать нуждам еврейского религиозного государства и их собственным желаниям выглядеть царями в эллинистическом смысле. Многое в это время было балансированием между принятием эллинистической культуры и отрицанием языческих культов. Использование шекелей Тира для оплаты храмового налога является одним из примеров такого дуализма. Хотя данное обсуждение не может полностью объяснить, как шекели Тира могли использоваться настолько открыто, не нарушая запрет на идолов, надеюсь, что я показал подробнее сложность этого парадокса.

Ронн Беррол (Ronn Berrol)

Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г.

Ссылки:

1) Sayles, Ancient Coin Collecting II, pg 89
2) Hendin, Numismatic Expressions of Jewish Sovereignty: The Unusual Iconography of Coinage Of the Hasmonean Dynasty, www.Amphoracoins.com/article/article1.htm, 2000
3) Levine, Judaism and Hellenism in Antiquity: Conflict or Confluence?, pg 39-40
4) Tcherikover, Hellenistic Civilization and the Jews, pg 253
5) Hengel, Judaism and Hellenism Revisited, Hellenism in the Land of Israel, pg 24
6) Schafer, The History of the Jews in Antiquity, pg 69
7) Levine, Judaism and Hellenism in Antiquity: Conflict or Confluence?, pg 41
8) J.Raynor and Meshorer, The Coins of Meiron, pg 88
9) Syon, The Coins From Gamala, INJ Vol. 12 (1992-93) , pgs 34-55
10) Sean Freyene, Galileans, Phoenicians and Itrueans, Hellenism in the Land of Israel, pg 205
11) Numismatic Legacy of the Jews, pg18
12) Bickerman, From Ezra to the Last of the Maccabees: The Historical Foundations of Postbiblical Judaism, pg 121.
13) Both Jones and Goodenough are referenced by Meshorer, A Treasury of Jewish Coins, pg 68
14) Green, Alexander to Actium, Pg 57
15) Josephus, The Antiquity of The Jews, 1:15:238-241
16) Tcherikover, Hellenistic Civilization and the Jews, pg 260
17) Meshorer, A Treasury of Jewish Coinage, pg 47
18) Meshorer, A Treasury of Jewish Coinage, pg 41
19) Levine, Judaism and Hellenism in Antiquity: Conflict or Confluence?, pg54,55
20) Green, Alexander to Actium, pg 501
21) Meshorer, A Treasury of Jewish Coins, pg113
22) Schafer, The History of the Jews in Antiquity, pg 67
23) Meshorer. A Treasury of Jewish Coins, pg 77-78
24) Sear, Greek Imperial Coins, pg 534, 559, 591
**Для опровержения теории Мешорера см. Brooks Levy, Tyrian Shekels and the First Jewish War, Proceedings of the XIth International Numismatic Congress, 1991, pgs 2267-274

 

ХасмонеишекельТирХрамИудеярелигиятетрадрахманалог 

10.10.2008, 10010 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

07.02.2008 16:45:11

Монеты Понтия Пилата

Они не очень красивы, не сверхредки, не обладают высоким денежным достоинством. Однако, эти скромные на вид монеты несут на себе отпечаток эпохи и событий, которые будут иметь огромные последствия для мировой истории.

Жан-Филипп Фонтаниль (Jean-Philippe Fontanille)

ИудеяпрокураторыРим 

31.08.2009 17:05:29

Лепта вдовы.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;  ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

ИудеямонетылептапрутабиблияевангелиеХасмонеи 

15.08.2009 23:32:33

Ключевые моменты в истории права на выпуск Хасмонеями собственных монет

Ученые спорят о порядке появления хасмонейских монет, так как они не датированы. Автор данной статьи основывает свое исследование на процессах и развитии полномочий по выпуску хасмонейских монет, описанных у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» и других источниках.

Статья сочетает ссылки на источники и развитие характерных признаков суверенитета династии Хасмонеев согласно надписям на монетах и их типам, которые являются свидетельствами политической или царской независимости, которая преобладала в Иудее во время выпуска этих монет и часто распространялась на тех, для кого эти монеты предназначались.

Йегошуа Злотник (Yehoshua Zlotnik)

ИудеяСелевкидыХраммонетыисследованияХасмонеинадписиИерусалимАнтиох 

История и археология

08.05.2009 09:16:01

Обнаружен уникальный древнееврейский свиток

Написанный на иврите от руки на папирусе около 2000 лет назад, свиток представляет собой документ о передаче имущественных прав, оформленный на имя вдовы по имени Мирьям Бен-Яаков. Как отмечают специалисты, он был составлен в период, когда народ Израиля был изгнан из своей страны, и в этом районе оставалось очень мало евреев.

В начале документа указана дата: "4-ый год от разрушения Дома Израилева". По всей видимости имеется в виду или 74-ый год н. э. - если считать от года разрушения Второго Храма, или 138 год н.э - от года разрушения еврейских поселений после восстания Бар-Кохбы.

Израильнаходкинадписи 

24.07.2011 09:50:42

В Шхеме завершены 100-летние раскопки древнего города

Город Шхем, расположенный в низине между горами Гризим и Эйваль, и прижатый равниной Аскар с востока, был важным региональным центром более 3,500 лет назад. Как показали сохранившиеся остатки, он располагался за укреплениями из массивных камней. Войти в город можно было через монументальные ворота. В его центре располагался храм со стенами в 4,5 метра толщиной.

ИзраильраскопкиШхем 

Архив "История и археология"


Copyright © 2007-2019 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100