История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты
Восстание Бар-Кохбы
Иудея капта

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Монеты Понтия Пилата

Жан-Филипп Фонтаниль (Jean-Philippe Fontanille)

ВВЕДЕНИЕ

Они не очень красивы, не сверхредки, не обладают высоким денежным достоинством. Однако, эти скромные на вид монеты несут на себе отпечаток эпохи и событий, которые будут иметь огромные последствия для мировой истории. Несомненно, они тесно связаны с тремя основными факторами, заставшими возникновение христианства:
1 — Временная близость: Большинство современных экспертов едины во мнении, что в год, полагаемый теперь 30 г. н.э., отмечен осуждением и смертью Иисуса. В заданных временных рамках монеты Пилата были отчеканены в 29, 30 и 31 г.г. н.э.
2 — Географическая близость: Наиболее достоверная гипотеза указывает, что именно эти монеты были отчеканены в Иерусалиме, городе, в котором происходили важные события.
3 — Человеческая близость: Понтий Пилат сам создал и ввел в обращение эти монеты, и, разумеется, именно он судил и приговорил к распятию Иисуса.
Поэтому каждый, будь он верующим или просто любителем истории или нумизматики, найдет в этих монетах прямое свидетельство и подтверждение эпизода, память о котором жива 2000 лет. Важное событие, которое во многом сформировала мир таким, каким мы его знаем.
В данной статье мы также отметим исключительный характер монет Пилата, исключительный по природе изображений на них, по множеству их вариантов, по наличию надчеканов и, главное, по роли, которую их создатель сыграл в истории. Предполагаемое появление отпечатков этих монет на Туринской плащанице еще должно быть подтверждено более надежными научными доказательствами.
Монеты Пилата — римские, надписи на них — греческие, а хождение они имели в Иудее, А сегодня они распространены среди коллекционеров всего мира, будучи две тысячи лет погребенными в земле. Они были отчеканены и находились в обращении в период, когда произошло событие, определившее изменение картины мира, и появились по указу одного из главных действующих лиц этого события. Удивительная и драматическая судьба для столь скромных и непритязательных мелких монет!
В течение 35 лет монеты Пилата переходили ежедневно из рук в руки. Они знали запах прилавков со специями, слышали крики торговцев, ощущали пот и пыль ежедневной работы. Они слышали голоса то торгующихся на иврите, арамейском, греческом и латыни, то зовущих на молитву Иегове, Иисусу или Юпитеру.
Никто больше не молится Юпитеру, но монеты Пилата являются живым свидетельством времени, когда первые христиане были одной из множества мессианских сект в момент кризиса иудаизма. Окончательный раскол между иудаизмом и христианством произошел примерно в 70 г. н.э., в год трагического окончания Первого еврейского восстания. И с того времени также монеты Пилата постепенно стали исчезать из обращения.
Каждый из нас таскает немного мелочи в карманах, а, значит, обязательно какие-нибудь из монет Пилата слышали последние слова самого известного из всех молящихся. Это было началом очень долгой истории…

 Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи при Тиберии, 26-36 г.г. н.э. В основном известен благодаря роли, которую сыграл в осуждении и распятии Иисуса.

 Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи при Тиберии, 26-36 г.г. н.э. В основном известен благодаря роли, которую сыграл в осуждении и распятии Иисуса.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ХОЖДЕНИЕ. РАСПОЛОЖЕНИЕ МОНЕТНЫХ ДВОРОВ

Хотя резиденции правителей располагались в Кейсарии, административной столице провинции, чеканка денег производилась в Иерусалиме. Более того, экземпляр, датирующийся 31 г. н.э., который нашли в этом городе, был недоделанным.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Скорее всего монеты Пилата были имели хождение по крайней мере 35 лет. Некоторые из них были обнаружены среди других монет при раскопках остатков жилищ, разрушенных римлянами во время Первого восстания, что является свидетельством того, что в то время они еще находились в обращении.

РЕГИОН ХОЖДЕНИЯ

Эти монеты были в ходу далеко за границами Иудеи. Некоторые были обнаружены даже там, где находится Антиохия (Antioch) современной Турции, примерно в 500 километрах от Иерусалима, где они были отчеканены. Другие нашлись в Иордании. Эти рамки представляют зону хождения как минимум в 100 000 квадратных километров, что в пять раз больше, чем территория Израиля. Принимая во внимание, что в то время расстояния выражались днями пути, начинаешь понимать важность влияния этих монет.

ИЗОБРАЖЕНИЯ И ТЕКСТЫ

СИМПУЛУМ (THE SIMPULUM)

Весьма часто встречающий символ римской религии того времени — симпулум — был принадлежностью, используемой священниками в религиозных церемониях. Небольшой черпак, снабженный ручкой, позволял священникам пробовать вино, которое они лили на головы животным, предназначенным в жертву, после чего предсказателю разрешалось осмотреть внутренности животных в поисках знаков и предзнаменований, посланных богами людям через толкователя. Как я отмечал, ничего из этого на первый взгляд не было бы любопытным никому, кроме гражданину Рима. Однако, это проливае свет на теорию, высказанную Ф. А. Бэнксом (F. A. Banks).
Это не первый случай, когда симпулум появлялся на римских монетах, но первый случай, когда он был изображен только он. Этот факт добавляет своеобразия монетам Пилата не только в контексте Иудеи, но также в сравнении с другими монетами Римской империи.

ТРИ ЯЧМЕННЫХ КОЛОСА (THE THREE EARS OF BARLEY)

Три ячменных колоса изображены на обратной стороне монеты с симпулумом. В отличие от симпулума три ячменных колоса не противоречат иудейским законам. Однако мотив появления изображения иной — это его первое появление на иудейских монетах. Изображение заново появится через двенадцать лет на монете Ирода Агриппы, позже на другой более редкой — Агриппы II (ячменные колосья, зажатые в руке). После чего навсегда исчезнет с древнеиудейских монет.

ЛИТУУС (THE LITUUS)

Литуус представлял из себя деревянным посохом, который пророки держали в правой руке; он символизировал их власть и пасторское призвание. Он был поднят в небеса, когда священники призывали богов и давали предсказания. Легенда гласит, что Ромул пользовался литуусом в момент основания Рима в 753 г. до н.э. Интересно, что крест, используемый в настоящее время, происходит напрямую от литууса. Так же, как и симпулум, литуус на монетах Пилата изображался как одиночный объект на аверсе.

ВЕНОК (THE WREATH)

Лавровый венок — символ власти и победы, он изображен на многих древних греческих и римских монетах. В Иудее он изображался во время правления Гиркана I (134-104 г.г. до н.э.). После этого Ирод Антипа [сын Ирода Великого, Тетрарх Галилеи — JUDAEA.RU], советник Пилата, использовал его на всех своих монетах. На монетах Пилата лавровый венок изображен на реверсе литууса, обрамляя дату.

ДАТЫ

При записи дат используется код, созданный греками, где каждая буква алфавита соответствовала числу. Позднее этот код будет использован в иудаизме под названием «гематрии» (Guematria). Система проста: первые десять букв алфавита соответствуют единицам (1, 2, 3, …), следующие десять букв — десяткам (10, 20, 30, …) и четыре оставшихся буквы — первым четырем сотням. Буква «L» — сокращение, означающее «год». Тиберий стал императором 17 сентября 14 г. н.э., то есть:

LIS = 29 г. н.э.     LIZ = 30 г. н.э.     LIH = 31 г. н.э.

ТЕКСТЫ

Надписи на монетах Понтия Пилата сделаны на греческом. Иудея, управляемая династией Птолемеев (301-198 г.г до н.э.), затем — сирийцами до 63 г. до н.э., оказалась под столь же заметным влиянием эллинистической культуры, которая затрагивала и другие территории древней империи персов, завоеванной Александром Великим. Наперекор существовавшему сопротивлению эллинистическое наследие проникло во все моменты повседневной жизни. Помимо дат надписи на монетах Пилата состояли всего из трех различных слов: TIBEPIOY KAICAPOC (от Тиберия императора (Of Tiberius Emperor)) на всех трех монетах; — IOYLIA KAICAPOC (Императрица Юлия (Empress Julia)) добавлено на монеты в 29 г. н.э.

ВАРИАЦИИ

Вариации монет Пилата — завораживающий объект изучения. Наиболее показательны те, где перевернуто изображение, есть ошибки в надписях или датах. Эти ошибки могли возникнуть из-за работы учеников или неквалифицированных рабочих, когда работа шла в авральном режиме, поскольку в стандартное время денег было отчеканено недостаточно, или, возможно, работа была перепоручена худшим мастерским, чтобы ускорить слишком медленный процесс производства на официальных монетных дворах.

НАДЧЕКАНЫ (THE COUNTERMARKS)

По всему миру только тринадцать экземпляров монет Пилата каталогизированы, как имеющие надчекан. Три из них находятся в израильских музеях, другие десять — в частных коллекциях. Я являюсь счастливым обладателем пяти, о которых расскажу ниже.
Надчекан представляет из себя пальмовую ветвь с греческой буквой «C», «Cpi» или «U» сбоку. Согласно наиболее достоверной гипотезе наиболее часто встречаются буквы «Cpi» как аббревиатура греческого слова, обозначающего «когорту», подразделение численностью около 1000 солдат, и относится к 22-му римскому легиону, который стоял в этом регионе. Эти надчеканы могли быть сделаны примерно в 36 г. н.э., когда Пилат оставил официальную должность. Пальмовая ветвь указывает там, где стояла когорта, вероятно были пальмовые рощи. Значение букв «U» и «C» неизвестно.
Надчеканы делались римскими легионами для целей, связанных с военными делами. Надо отметить, что чеканщики выполняли свою работу аккуратно, чтобы сохранить центральное изображение, которое обычно прекрасно видно. Это должна была быть очень тонкая работа по совмещению монеты и штемпеля надчекана. Эта мелкая деталь демонстрирует важность этих монет; надчекан добавляет еще один аспект предмету, связанному с историей. С другой стороны, их редкость — загадка: пальмовая ветвь появляется в различных видах; кто бы стал деталь множество разных штемпелей для чекана различных вариантов? Это выглядит странным, но не является невозможным.

 

  5 монет Пилата с надчеканами из 13 каталогизированных во всем мире.

МОНЕТЫ ПИЛАТА И ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Мы не будем вступать в дискуссию между сторонниками и противниками подлинности этой плащаницы. Огромное количество литературы уже написано по этой теме разного рода писателями, от шарлатанов до знаменитых ученых. Давайте рассмотрим наиболее важные последние исследования. Заключение по результатам датирования радиоактивным углеродом (carbon 14 test), проведенного в 1988 году: очевидно, что плащаница создана в начале 14-го века. Многие в конце концов согласились с этим решением. Однако спустя некоторое время были приняты во внимание некоторые неточности при проведении исследования, и ученые сами признали вероятность ошибки. Дальше — больше: в 1997 году итальянский археолог Мария Силиато (Maria Siliato) доказала, что образцы подвергнутой анализу ткани в два раза плотнее ткани плащаницы. В 1999 году исследования Еврейского университета в Иерусалиме после изучения пыли в плащанице подтвердили, что данный объект находился на территории современного Израиля ранее, чем в VIII веке.
Можно сказать, что Туринская плащаница хранит свою тайну до сегодняшнего дня. Возможно ли, чтобы новые исследования проистекали с такой неожиданной стороны, как нумизматика? Как ни странно это звучит, такую возможность нельзя исключить.
Все началось в НАСА (NASA) в 1978 году. В то время исследователи Джексон, Джампер и Стивенсон (Jackson, Jumper и Stephenson), желая проверить возможности нового компьютера VP8, предназначенного для трехмерного экстраполирования, подложили изображение плащаницы на анализ. Полученное изображение явно показывало два круглых выступа на веках. Эксперты немедленно соотнесли это с древним обычаем класть монеты, чтобы глаза покойного были закрыты. Археологические раскопки подтвердили эту традицию. Скелеты первого и второго веков н.э. были найдены в Иерихоне (Jericho) и Эйн-Бокеке (En Boqeq) с монетами на глазницах.
Затем все произошло очень быстро. В следующем году профессор Френсис Филас, преподаватель Университета Лойолы в Чикаго (Professor Francis Filas, a teacher at Loyola University of Chicago) сделал увеличение изображения на левом глазу и отметил странное кривое пятно со следами букв над ним. Заинтригованный, он обратился к эксперту по древним монетам в Чикаго, Майклу Марксу (Michael Marx), который сделал заключение, что это могло быть изображением монеты с литуусом Пилата. Я воспроизвожу соответствующую иллюстрацию, чтобы каждый мог составить собственное мнение по данному вопросу.
В 1980 году электронный анализ, проведенный в Overland Park Laboratory в Техасе подтвердил не только открытие профессора Филаса, но и свидетельство наличия другой монеты на правом глазу, однако, без возможности определения мелких отсутствующих деталей. Другие исследователи, Алан и Мэри Вангер (Alan and Mary Wanger), провели изыскание в 1985 году, применив технику наложения поляризованного света (polarized light superimposition); они обнаружили на левом глазу монету с тремя ячменными колосьями, окруженными расплывчатыми следами букв: значит, это могла быть монета, отчеканенная в 29 г. н.э.
Насколько можно верить этим «открытиям»? Как и все, что касается Туринской плащаницы, каждое открытие, независимо от его подлинности, немедленно оспаривается сторонниками противоположного мнения. Идея о монетах Пилата на глазах подвергалась сомнению ничуть не больше и не меньше, чем любое другое открытие, относящееся к плащанице.

 

Со своей стороны я должен отметить, что не смог найти никаких следов монеты 29-го года на правом глазу. С другой стороны, подобие в центре левого глаза монеты с литуусом настораживает. Круглое нечто кажется похожим на крестовину литууса (хотя и чуть более искривленную, чем обычно), окруженного следами букв, которые могут быть остатками центра надписи «TIBEPIOY KAICAPOC».

Жан-Филипп Фонтаниль (Jean-Philippe Fontanille)

Перевод: © JUDAEA.RU — 2008 г.

 

ИудеяпрокураторыРим 

07.02.2008, 35133 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

10.04.2008 13:58:24

Монетное дело в Акко

Акко обладал значимостью и экономическим статусом благодаря своему порту — одному из самых важных на левантийском побережье. Порт имел особое значение в морской торговле между Египтом и Сирией, являясь якорной стоянкой и промежуточным портом между этими двумя царствами. Акко расположен между Тиром (Tyre) на севере и Дором (Dor), Яффо (Jaffa), Ашкелоном (Ashqelon) и Газой (Gaza) на юге. Стратегическое положение между Египтом и Сирией подтолкнуло к основанию города  правителей, правивших южным Левантом (Levant). В римскую эпоху значимость порта Акко была сопоставима с портом Кейсарии (Caesarea).

Иегошуа Злотник (Yehoshua Zlotnik (Tel Aviv branch))

ИудеяФиникияСирияЕгипет 

05.11.2007 18:41:18

Сирийско-финикийский чекан. Флавии

Предлагаю вам небольшую главу, посвященную чекану моих любимых императоров — семейство Флавиев (к сожалению, монет с четвертым Флавием не чеканилось, хотя в написании этой статьи я обращался к его знаменитому произведению).

Геннадий Бордуков (aka BorgeN, email: genasha@bk.ru)

СирияАнтиохияФиникияРимФлавии 

28.12.2007 13:13:20

Монета JUDAEA NAVALIS

Летом 1836 года г-н Лейс (Mr. Leys), житель городка Пон-сюр-Ивонн (Pont-sur-Yvonne) неподалеку от Сенса (Sens) во Франции, выкопал предположительно бронзовую римскую монету, подобную монетам Тита. Она была изрядно потертой, однако изображение на реверсе — скорбящая еврейская женщина у подножия пальмового дерева и военный трофей из кипы оружия и щитов позади нее — хорошо просматривалось. Необычная надпись по краю монеты — Ivdaea Navalis — вероятно была ссылкой на некую победу римлян над иудеями в морском сражении.

Марвин Тамеанко (Marvin Tameanko)

ИудеявосстаниеРимФлавииподделки 

История и археология

11.12.2008 19:09:06

Иран объявил могилы древнееврейских героев своим достоянием

Могилы древнееврейской царицы Эстер и Мордехая объявлены иранскими властями объектами национального наследия.

Об этом заявил Асдула Баият, глава министерства туризма и святых мест в провинции Хамдан. По его словам, "эти объекты представляют особую историческую ценность для Хамдана, а также являются одними из древнейших объектов во всем Иране".

Иранбиблия 

30.10.2008 16:14:37

Тайный ход, или Место очищения воинов царя Давида

Археологи полагают, что им удалось обнаружить водоотвод, который был частью системы водоснабжения Иерусалима и который упоминается в Библии: по нему воины царя Давида проникли в город и захватили его.

ИерусалимГород Давидабиблия 

Архив "История и археология"


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100