История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты
Восстание Бар-Кохбы
Иудея капта

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Страницы Первой иудейской войны: вопросы уникальной чеканки восставшей Гамлы

Евгений Валленберг

Представляем статью, опубликованную в Четвертом выпуске Альманаха античной нумизматики

Древний город Гамла отмечается исследователями Первой иудейской войны (или Великого восстания) как символ наивысшего героизма, исключительной самоотверженности в борьбе с римлянами. Однако есть еще одна особенность этого когда-то укрепленного города, этого иудейского «Монсегюра». Город Гамла представлял собой необычный еврейский населенный пункт, это была «столица» «четвертой философской школы» или религиозно-политической группировки зелотов.

Основной темой данной публикации являются найденные монеты с оригинальными надписями. Отец французской «школы Анналов» Марк Блок справедливо заметил, что иногда важнее не отвечать, а правильно поставить вопрос. Мы должны будем поставить вопрос: «Почему жители Гамлы чеканили собственную монету, что это значило, есть ли связь с чеканкой еврейских монет в Иерусалиме?» Это очень важные вопросы. Помимо «гамлских» монет мы рассмотрим историю города, уделим внимание найденной синагоге (это особенно важно ввиду функционирования тогда еще Иерусалимского Храма) и, конечно же, рассмотрим роль «четвертой философской школы» в восстании. Мы будем «допрашивать» исторический источник, в нашем случае – монеты, и проводить логический анализ по ходу работы. Монеты Гамлы могут нам ответить на многое. Главное - правильно ставить вопрос. Cтатус города  и группировка зелотов… Кто реально имел власть в Гамле накануне и во время сражения с римлянами? Все это мы обязаны рассмотреть. Главными вопросами работы являются история сопротивления Гамлы римлянам, а также найденные в Гамле монеты, среди которых центральное место занимают уникальные шекели периода восстания, отчеканенные непосредственно в городе. . Помимо уже поставленных главных вопросов, мы обязаны будем затронуть «связующие» вопросы - такие как: предыстория поселения, история археологических раскопок, описание обнаруженной древней синагоги, вопрос социальной дифференциации города. И в заключении мы прокомментируем текст Иосифа Флавия.

Археологические раскопки и предыстория

Раскопки на холме, где находится Гамла, ведутся еще с 1886 года. Однако до сегодняшнего дня холм не исследован даже наполовину, и каждый раз новая экспедиция обнаруживает новые находки, в частности, древние монеты. В 1967 году начались новые поиски Гамлы. В 1968 году первооткрывателем Гамлы стал сотрудник Компании по охране природы и Еврейского агентства (Сохнут) Ицхак Галь, который обнаружил развалины древнего города. Начались споры относительно идентификации развалин. После исследования деталей у группы исследователей не осталось сомнений, что найденные Галем остатки крепости – это Гамла.

В начале 1970-х годов израильский археолог Шмария Гутман приступил к раскопкам. Находки руководимой им группы ученых пролили новый свет на историю Гамлы. Кроме фундамента вместительной синагоги и остатков крепостной стены, были обнаружены наконечники римских стрел. В западной оконечности города найдены остатки добротных домов, в которых, как предполагают археологи, жили богачи. Другие предметы, обнаруженные при раскопках, указывают на то, что в период осады в крепости прятались иудеи из близлежащих деревень.

Исследователи внимательно изучали описание Гамлы Иосифом Флавием и проводили поиски, опираясь на эти источники. Примечательно, что сегодня существует поселение Djamlieh и историки предположили, что «Джамлие» можно прочитать как «Гамлие» (на арабском «Г» произносится как «Дж»), «Гамла». Мнение о том, что древняя Гамла находилась на месте современного Джамлие  бытовало до тех пор, пока археолог Ицхак Галь, одним прекрасным днём не побывал на том месте, где сейчас находиться смотровая площадка Гамлы. Он стоял на возвышенности и смотрел на гору, с двух сторон окружённую ручьями «Гамла» и «Далиёт». Вдали виднелось Генисаретское Озеро (Кинерет), район Тарихеи (Тарихея, с греческого – место, где солят рыбу). Перед глазами археолога всплыли слова Флавия описывающего местонахождение Гамлы: «К последним примкнула также Гамала - город, лежавший против Трахеи, по ту сторону озера». «С боков спереди местность окружена недоступными пропастями». Гамла расположена в 15 километрах юго-восточнее от Djamlieh. Так Ицхак Галь впервые обнаружил, а Шмария Гутман на основе археологического анализа и тщательного изучения описания Гамлы Иосифом Флавием раскопал город.

Площадь города охватывает 45 га, из которых раскопаны два небольших участка в западной и восточной части. Еще в первый сезон раскопок Гутман обнаружил развалины здания, которые являлись остатками синагоги города. Как уже отмечалось, на данный момент раскопана сравнительно небольшая часть города. Археологов и всю историческую науку данной проблематики в целом ждёт еще немало открытий и приятных неожиданностей. Будущие находки разрешат множество неясных вопросов и превратят хрупкие гипотезы в доказательные теории. Очень хотелось бы надеяться, что будут обнаружены новые монеты, отчеканенные в Гамле, а также иудейские религиозные тексты, наподобие тех, которые были обнаружены в пещерах Кумрана и Масаде. Уверен, что в Гамле вполне могли находиться тексты иудейских радикалов – зелотов, такие как «Война сынов света против сынов тьмы», либо «Песня субботних жертвоприношений». Ибо Гамла могла быть  неофициальной столицей группировки зелотов. Ниже я приведу аргументы в пользу данного утверждения.

Рис.1  План древней Гамлы

В течение археологических сезонов в Гамле обнаружили следующие находки:

  • синагога (датируемая I в. до н.э., возможно самая древняя в регионе)
  • жилые дома
  • миквы
  • различные предметы ритуального культа
  • маслодавильни и маслохранилища
  • множество различных предметов быта
  • тысячи наконечников стрел
  • тысячи каменных ядер
  • большое количество монет разных периодов

Гамла находится на Голанских высотах, в 18 км северо-восточнее озера Кинерет, в 20 км от современного города Кацрин. Слово «Гамла» переводится как “горб верблюда”. Действительно холм, на котором расположена Гамла, похож на горб верблюда. Город основан в 81 году до н.э. при правлении Александра Янная (Иосиф Флавий, Древности 13:394). Однако люди, жившие в эпоху составления Мишны (прибл. 220 г. н.э.), считали Гамлу одним из городов, обнесенных стеной в период правления Иисуса Навина (Иегошуа бин Нун). Города, обнесенные стеной, существовали приблизительно в XI в. до н. э. Это подтвердилось при раскопках, когда обнаружили остатки стены бронзового века. Позже город упоминается только во время правления Антиоха IV Эпифана (175 – 164 гг. до н.э.), в Хасмонейский период и в 67 г. н.э. во время борьбы и окончательного падения города.

В начале II-го века  до н.э. римские войска вытеснили с этой области селевкидов. Осенью 190 до н. э. состоялось решающее сражение Сирийской войны — битва при Магнесии. В упорной битве войска Антиоха III (241 — 187 до н. э.) были полностью разгромлены. В 188 до н. э. был подписан Апамейский мир, по которому Антиох должен был оставить все земли к западу от Таврских гор, а также выплатить контрибуцию в размере 15 000 талантов.(  Тит Ливий. История от основания города, XXXVII, 45).  Антиох IV Эпифан вернул себе Палестину, а вместе с ней и Гавлантиду с Гамлой. После восстания Хасмонеев (165 г. до н. э.) Голанские высоты ещё оставались в составе владений Селевкидов. И только Александр Яннай в ходе войны присоединил Голаны к Хасмонейскому царству. В захваченных землях народ принуждали принимать иудаизм, а, кроме того, туда  переселяли иудеев из других  областей. Из Гамлы эллинское население частично было выселено, частично «гиюризировано» (от названия процедуры принятия иудаизма -  «Гиюр»). Массовое переселение в регион иудеев отмечается между 100-90 гг. до н.э.  Таким образом, в регионе сложился своеобразный, по большому счету, иудейский, субэтнос, но с примесью местного населения.

Галилея и Голаны со временем становятся неспокойными регионами. Из Галилеи периодично возвышаются вожди различных мятежных группировок. Жителей Галилеи презирали за смешанное происхождение (7,52; Деян.2,7). Галилею правоверные иудеи называли "языческой" (Ис.9,11).  В конце концов, у жителей Иудеи сложилось устойчивое мнение, выраженное устами Нафанаила в Евангелии от Иоанна: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанн 1,46). Мы видим явную конфронтацию между Иудеей и Галилеей на уровне ментального традиционализма. Крайняя социальная позиция и склонность к восстаниям может объясняться особенностью мировоззрения галилеян, которая основывалась на принудительной исключительности (презрение со стороны правоверных иудеев), отсюда более жесткой эксплуатации в материальном производстве. ”Из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства”[ Маркс К. Теории прибавочной стоимости. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. I, с. 279-280]. Проще говоря, бунтарский дух галилеян, их “социальная программа” мышления, были обусловлены экономически и, на мой взгляд, психологически. Ведь общественное познание человека отражает экономический строй общества.

Гамла становится поселением с чисто иудейским религиозным традиционализмом, по крайней мере, в вопросах культа и быта. В ходе археологических раскопок не было обнаружено следов других религий и культур, кроме иудейской. Но, вероятнее всего, нееврейское население было обращено в иудаизм при Яннае и Иоанне Гиркане I.

В западной части города обнаружены руины городской синагоги Гамлы. Вполне вероятно, она является самой древней синагогой на территории Палестины. Уже говорилось, что археологические раскопки подтвердили чисто еврейский тип города, исходя из бытовых и культовых находок. По данным археологов, население города в 66 г. н.э. составляло около 4 тыс. человек (Иосиф Флавий называет число в 9 тыс. человек). На всей территории города обнаружено немалое количество остатков масляных ламп, декорированных геометрическим орнаментом согласно с религиозными предписаниями, исключающими какое-либо изображение животных и людей. Обнаружены сломанные меноры с остатками фитилей. Религиозное предписание обязывало ломать меноры не поддающиеся чистке, либо поврежденные в процессе чистки. Еще в городе обнаружены 4 миквы (ванны для религиозных омовений).

Различные монеты свидетельствуют об экономическом значении и процветании Гамлы, а также о важности города для всей страны. Гамла была важнейшим экономическим звеном всей экономики Палестины и, возможно, всего Ближнего Востока.

Гамла была городом с довольно развитой инфраструктурой. Археологи обнаружили промышленную зону с давильными прессами для производства оливкового масла. Также обнаружены остатки больших строений с цветной штукатуркой, ювелирные украшения. Это был богатый квартал города, подвергшийся, скорее всего, разрушению еще до прихода римлян, так как именно этот район стал мишенью зелотов и поддерживающих их пролетариев города.

Поскольку Гамла производила в большом количестве оливковое масло, значит, были и те, кто владел этими предприятиями, и те, кто занимался торговлей маслом. Богатые купцы также жили в городе. В последние годы в западной части города были раскопаны целые особняки, где проживали владельцы маслодавильных предприятий и торговцы. Эти особняки отличались роскошью. Найдены вырезанные изображения животных и женщины, драгоценные камни, посуда для духов и косметики, изделия из слоновой кости. Дома были качественно построены. У одного дома был красивый гранитный фасад, внутри стены украшены геометрическими фресками. Дома в городе строились тесно друг к другу так, что можно было легко перепрыгивать с крыши на крышу. Между домами были узкие улочки. Это, скорее всего, объясняется тем, что на хребте, где расположена Гамла, не так уж и много места.

Иногда Гамлу называют Северной Масадой, потому что жители этого промышленного города смогли держать осаду против многочисленного противника так же, как и защитники Масады. Если Масаду обороняли исключительно зелоты и их семьи, то в Гамле зелоты возглавили более широкие массы из рабочих и крестьян местного региона. Город был защищен шестиметровой толщины стеной, построенной на основе стены бронзового века.

Рис. 2 Иосиф Флавий. Римский барельеф

Гамла и Первая иудейская война

Мы уже рассказали  о том, что Гамла была промышленным и торговым городом. Более того, непосредственно через Гамлу проходил так называемый Морской путь - торговый путь от берегов Евфрата в Египет. Город имел экономическую важность в регионе. И, наконец, Гамла была хорошо укреплена и в условиях войны с римлянами имела сообщение с Парфянским царством, которое потенциально могло быть союзником. Но самое важное стратегическое значение города заключалось в том, что в любой момент иудеи вавилонской диаспоры могли свободно прийти на помощь повстанцам как в Гамлу, так и в любую другую местность провинции Иудеи. Поэтому Веспасиан так отчаянно хотел захватить Гамлу и уничтожить город. Идя на Иерусалим и оставив  в тылу  непокоренную Гамлу, римская армия могла оказаться в ловушке, если бы в Гамлу прибыла поддержка из диаспоры.   Хоть мы и не имеем свидетельств относительно активного участия вавилонской диаспоры в восстании 66-73 гг. н.э., но такие отряды добровольцев были. Иосиф Флавий сообщает, что «в рядах евреев наиболее отличившимися и доблестными были Монобаз и Кенедай, родственники Монобаза, царя Адиабены». Значит, на помощь прибыло определенное количество добровольцев из Адиабены. Вместе с ними, безусловно, пришли сражаться и патриотически настроенные иудеи диаспоры. Скорее всего, путь «парфянских добровольцев»  лежал через Гамлу, а, может быть, конкретно в Гамлу. Добровольно прийти на помощь восставшим иудеям могли только самые «горячие головы» вавилонской диаспоры. То есть, добровольцы должны были симпатизировать бескомпромиссной группировке зелотов.

В начале нашей эры в Передней Азии, проживало большое количество евреев, особенно в городах Парфянского царства, включая вассальную Адиабену. Евреи занимали солидное положение в торговле и управлении, в армии и землевладении, были состоятельными гражданами, их политический и культурный вес был весьма значительным. Не думаю, что «влиятельные» евреи, имевшие солидные посты в Адиабене или других частях Парфянской державы, решили бы рисковать жизнью ради исторической родины. Отправиться на войну с римлянами могли лишь те иудеи, которых ничего не держало в диаспоре. Чувство радикального патриотизма имеет место именно в таких классах населения. Какой состоятельный человек пойдет воевать, пусть даже по контракту? Случай с родственниками царя Адиабены, если Иосиф говорит правду, возможно, был вызван политическими интересами в борьбе с Римской империей, либо религиозным чувством прозелитизма. Но может быть и так, что Иосиф хотел подчеркнуть приверженность различных аристократических кругов к иудаизму. Когда мы читаем Древности или Иудейскую войну, мы постоянно встречаем желание Иосифа описать состоятельных людей Иудеи как самых преданных вере и своему народу. В противовес он постоянно пытается очернить любых приверженцев социальной борьбы из неимущего класса крестьян и зависимых рабочих. Поэтому следует осторожно относиться к факту участия в войне «царских» особ из совсем другого государства и народа. Либо искать реальные мотивы.

В самом начале восстания в 66 году н.э. царь Иудеи Ирод Агриппа II держал в осаде город семь месяцев, но повстанцы смогли удержать Гамлу. В следующем 67 году н.э. «крепость» зелотов взяли три легиона под командованием Веспасиана (около 60 тыс. солдат и офицеров). Это были легионы X Fretensis, XV Apollinaris и XV Macedonica. Гамла держала осаду целый месяц, а сражения за город длились 23 дня. Это при том, что общее население города составляло 9 тыс. (Иосиф Флавий, Иудейская война, 4, 1-10) человек.

Подготовительными работами к обороне руководил Иосиф Флавий. Как Иосиф мог руководить подготовкой к осаде в городе зелотов? Дело в том, что Иосиф Флавий был послан правительством Иерусалима, которое состояло из аристократических кругов, для ликвидации зелотских группировок в городах Галилеи. Правительство во главе с Ананией бен Ананией не оставляло надежд на примирение с римскими властями. Позорное предательство Иосифа подтверждало мнение экстремистов-зелотов, что религиозные вожди преднамеренно поручили ненадежному Иосифу командование с целью противодействовать успешному восстанию против римлян. Члены высших классов, богачи и благородные, подозревались в том, что они ищут возможность заключить мир с римлянами, чтобы сохранить свои богатства и привилегированное положение. Умеренные религиозные вожди, члены Синедриона и священники обвинялись в недостаточной активности в борьбе против римлян. Очень содержательно написал об этом британский исследователь Нейл Фолкнер: “То, что Иосиф Флавий был послан военным наместником в Галилею с двойной миссией – бороться с римлянами и с радикалами, мы знаем только с его слов (Жизнеописание, 28). Его задачей было взять революционное движение в Галилее под контроль центра и разоружить группы добровольцев, создать отряды регулярной армии и создать администрацию, которая бы оттеснила местные «dynatoi» («могущественные люди» - так Иосиф Флавий называет класс влиятельных людей, которые бескомпромиссно выступали за борьбу с римлянами – Прим. Е.В.).Последняя задача была выполнена наиболее эффективно. Иосиф назначил правящий совет из 70 старейшин для Галилеи в целом, и наместника и правление из семи магистратов для каждого города. Как он объяснял, он стремился «получить поддержку влиятельных людей, разделив с ними власть», и «с народом в целом, передавая распоряжения через широко известных людей из местного населения»”.

ГамлаИудеяРимвосстание 

06.01.2012, 11402 просмотра.

Читать дальше:
1 2 3



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

08.01.2010 20:48:56

Другая сторона монеты

Монеты Иудея Капта, как они назывались, не просто увековечивали победу. В древние времена монеты были средством пропаганды для распространения религиозной идеологии или политических целей, особенно среди завоеванных народов. Монеты Иудея Капта предназначались для напоминания подданным огромной Римской империи, что восстание и бунт не останутся безнаказанными.

Д. Бернард Хёниг

РиммонетыИудеяИзраильcapta 

12.03.2008 10:01:04

Сирийско-Финикийский чекан. Адриан

Нумизматический уклон этих заметок превалирует над историческим аспектом. Но именно в этом и заключалась моя цель. Ведь различных биографий и жизнеописаний Адриана предостаточно, а вот изучение его провинциального чекана (хотя и такое поверхностное и обзорное, как моё) — явление редкое, особенно в русскоязычном варианте. И если кто-то, глядя на эти тетрадрахмы, проникся духом той эпохи и величием людей, эту эпоху творивших, значит, я достиг своей цели, прославляя и популяризируя лучшее время Римской Империи (для меня, конечно :)) — время правления Траяна и Адриана.

Геннадий Бордуков (aka BorgeN, email: genasha@bk.ru)

ФиникияАдрианРимСириятетрадрахмаАнтиохия 

31.08.2009 17:05:29

Лепта вдовы.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;  ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

ИудеямонетылептапрутабиблияевангелиеХасмонеи 

История и археология

22.06.2012 13:49:12

Генетики нашли подтверждение существования царицы Савской

Ученые, занимающиеся расшифровкой ДНК жителей современной Эфиопии, нашли косвенное подтверждение легенды о царице Савской. Исследователи обнаружили, что геномы некоторых эфиопов имеют поразительное сходство с геномами израильтян, египтян и сирийцев.

библияверсиицарица Савская 

08.06.2010 22:19:20

Археологическая находка: предметы культа 3500-летней давности

Археологи, работающие на раскопках у подножия холма Тель-Касис возле Йокнеама, сделали неожиданную находку: в древнем колодце были обнаружены около 100 языческих предметов культа, возраст которых оценивается в 3,5 тысячи лет.

Израильнаходки 

Архив "История и археология"


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100