История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты
Восстание Бар-Кохбы
Иудея капта

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Страницы Первой иудейской войны: вопросы уникальной чеканки восставшей Гамлы

Чеканка монет Гамлы

При раскопках Гамлы археологи обнаружили ценнейший клад семи монет, которые чеканились в самом городе. Всего обнаружено 9 образцов монет гамлского чекана. Кроме семи найденных непосредственно в Гамле, археологи нашли одну в Сартаба-Александрион  и еще одна неизвестного происхождения, обнаруженная на рынке коллекционеров. Это говорит о перемещении повстанцев, либо, как утверждает израильский специалист по истории и нумизматике Гамлы Данни Сион, о торговле в период восстания. Монета, найденная в Александрионе, свидетельствует о сообщении Гамлы с Галилеей в период восстания, что подтверждает нашу теорию об организованном движении зелотов, а не стихийном выступлении народных масс. Сам факт чеканки вне Иерусалима монет повстанческого государства, открывает самые широкие горизонты для историка в изучении социальной и экономической истории восстания, исследовании партии зелотов как самостоятельного и самодостаточного политического формирования. Обнаруженные шекели широко обсуждались в англоязычном научном мире и историографии. Крупнейшими специалистами в данной области считаются Сион, Мешорер и Эйдлин. Необходимо исправить этот пробел в русскоязычной историографии. Это важно как для развития античной нумизматики в области изучения древних еврейских монет, для изучения иудейского восстания 66-73 гг., так и востоковедения в русскоязычном научном мире в целом.

Шмария Гутман недвусмысленно сказал о находке: «Я не понимал, что двигало защитниками крепости пока мы не нашли отчеканенную в осажденном городе монету, на которой было написано: «Избавление  Святому Иерусалиму». Защитники города верили, что, остановив врага на Голанах, они спасут Вечный город… Покорив Гамлу, римляне пошли на Иерусалим, и после 3 лет осады Вечный город пал». Заметим, что на монетах, отчеканенных в самом Иерусалиме, подобная надпись появится позже. Но было ли такое единство в среде повстанцев, в данном случае между иерусалимцами и гамлянами? Действительно ли защитники Гамлы верили, что от них зависит судьба Иерусалима? Правительство аристократов во главе с Ананией бен Ананией проводило жестко централизованную политику, что видно даже из «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Как такое правительство могло допустить чеканку монет за пределами Иерусалима?

На самом деле все было куда сложнее. Власть в Гамле при поддержке населения взяли зелоты. В Иерусалиме правительство аристократов. Мы можем опять же из книг Иосифа Флавия убедиться в тяжелом положении зелотов в столице, особенно в первые годы восстания. Это можно объяснить тем, что в Иерусалиме проживала еврейская элита и «средний класс» торговцев, арендаторов, религиозных служителей и различных ремесленников. Этот «средний класс» был неоднороден, поэтому нельзя сказать, что эти люди полностью поддержали аристократов вначале восстания. Именно из этого класса происходили так называемые «умеренные», колебавшиеся между освободительной войной и стабильностью в виде мира с Римом. В конце концов «умеренные» поддержали аристократов в борьбе с зелотами, предав, тем самым, идеи восстания. Поэтому зелотов, опиравшихся на бедных крестьян, различных рабочих и городскую бедноту, было меньше в самом городе и они вынуждены были либо покидать город, либо баррикадироваться в различных районах столицы. Напротив, в северных городах Иудейской Палестины преобладал пролетариат – крестьяне, рабочие, беднота и другие эксплуатируемые слои населения. Из Галилеи выходили различные пророки и проповедники, возглашающие о социальной справедливости и наказаниях богачей. Гамла с еврейским пролетарским населением хорошо вписывалась в социально-экономический, политический и религиозный климат Галилеи, несмотря на то, что находилась в Гавлантиде. Но я думаю, что в I в. н.э. в иудейском обществе Галилеи и Гавлантиды  такой границы вовсе не существовало. Всех выходцев из этих земель идентифицировали как «галилеян», как некую «этно-политическую» группу людей, которые склонны к мятежам. Поэтому жители Гамлы сражались за свою страну и лозунг «Избавление Святому Иерусалиму» имел двойное значение. Иерусалим должен был быть избавлен не только от римлян, но и от правительства аристократов. Это была не только освободительная война, но и классовая.

Рис. 3  Монета Гамлы из книги  David Hendin

Чеканка монет в Гамле могла также означать несогласие с властью и политическим курсом столицы и автономные тенденции галилеян. Найденные монеты Гамлы – это имитация шекеля Первой иудейской войны (чеканка зимы 66 г.н.э.), отчеканенные из бронзы (Hendin, 4th edition - 673). Масса известных монет – от 11 до 13,8 г., за исключением одной монеты неизвестного происхождения массой 7,9 г. На аверсе изображена малая чаша (потир) и буквы, на реверсе только буквы. На одной стороне надпись «Избавление», на другой – «Святому Иерусалиму». Чаша или потир – это один из священных сосудов Храма. Примечательно, что почти такой же формы чаши используются в христианстве при таинстве причастия. Иерусалимские шекели без всяких сомнений служили прототипом монет Гамлы

Рис. 4 Монеты Гамлы. 1- 4 находки в Гамле, 5 – монета из Александриона

Монеты выполнены непрофессиональным ремесленником или несколькими ремесленниками, в «домашних» условиях, так как форма монет довольно примитивная из-за грубой чеканки. Однако это очень редкие монеты, обнаруженные только в Гамле (кроме двух экземляров из Александриона и неизвестного происхождения), недалеко от найденной древней синагоги. Надпись (לגא(ו)לת ירושלים הק(דושה «Избавление Святому Иерусалиму» начинается вокруг чаши и заканчивается на оборотной стороне. Надпись выполнена в синтезе букв палеоиврита (библейского) и арамейского (квадратного) письма. Заметим одну деталь: слово לגא(ו)לת можно перевести также как “искупление”.

Орфографические ошибки на легенде монет указывают на незнание мастера, резавшего штемпели, букв палеоиврита, которые он должен был копировать. Некоторые буквы больше напоминают квадратные буквы арамейского письма периода Второго Храма. Например, первая буква «Ламед» ל перевёрнута, вторая направлена в обратную сторону, а последняя ל похожа на «Алеф» א. На другом штемпеле буквы «Йуд» י(Y) и «Вав» ו (W) едва узнаваемы, а буквы «Шин» ש (Š) и «Мем» מ (M) более читаемы. Вероятно, гамлские монеты Первой иудейской войны были отчеканены в ограниченном количестве. При  чеканке всех известных на сегодня  монет Гамлы использовался один штемпель аверса, На сегодня известны два разных штемпеля реверса – одним отчеканены шесть монет, другим  три монеты. Самое заметное различие между штемпелями реверса заключается в форме букв «Шин» ש и «Ламед» ל .

На шекелях, чеканившихся в Иерусалиме, надпись либо ירושלם (YRWŠLM) или ירושלים (YRWŠLYM). Написание слова ירושלים (YRWŠLYM) на монетах Гамлы может свидетельствовать о фонетических особенностях региона, что подтверждает существование определенных отличий местного населения в сравнении с жителями Иудеи или, по крайней мере, Иерусалима. А, может быть, это просто ошибка резчика штемпеля.

Содержание легенды демонстрирует радикальный отход от чеканки Иерусалима. Слово לגאלתLG’LT », «за  избавление») появляется на иерусалимских монетах только в «Год 4» Первой иудейской войны, то есть когда власть была полностью сосредоточена в руках зелотов. Как уже говорилось выше, партия зелотов взяла власть в Гамле с самого начала. Грубая, непрофессиональная чеканка, ошибки и сам факт независимой от Иерусалима чеканки говорит в пользу этого утверждения. Когда зелоты полностью победили в гражданской войне аристократов и сосредоточились на борьбе с внешним врагом, чеканка столичных монет также оказалась под их руководством. Поэтому на монетах появляется уже знакомое нам слово לגאלת («LG’LT»).

Если предположить, что на легенде было написано “искупление”, то почему именно “искупление”? Искупление является необходимым актом за совершенный грех. Наказуемым грехом является всякое нарушение заповедей Торы, осуществленное словом или действием. С точки зрения «богословия» зелотов, аристократы уже давно погрязли в грехах и осквернили тем самым Святой Иерусалим. Был попран авторитет пророков, которые порицали притеснение и социальное неравенство, были забыты идеи Исхода из египетского плена, наконец, нарушались заповеди, данные на Синае Моисею Богом. Все это нуждалось в избавлении и искуплении. Поэтому для зелотов так важно было подчеркнуть значимость своей борьбы не только с внешним врагом, но и с внутренним. Однако общепринятым считается употребление термина “избавление”.

Очень содержательной и интересной работой в области монет, найденных в Гамле, является исследование  израильского специалиста по истории и нумизматике Гамлы Д. Сиона: Danny Syon “Tyre and Gamla. A study in the monetary influence of southern phoenicia on Galilee and the Golan in the hellenistic and roman periods”. Submitted to the senate of the Hebrew university in 2004.

Рис 5а Аверс и реверс. Вариант 1
Рис 5б Вариант реверса 2

Рис. 5 Легенда аверса и реверса монеты Гамлы.  Прорисовка и современное письмо

Источник: Danny Syon “Tyre and Gamla. A study in the monetary influence of southern phoenicia on Galilee and the Golan in the hellenistic and roman periods”. Submitted to the senate of the Hebrew university in 2004.

Рис 6. Вариант интерпретации надписи

Интересно, что вместе гамлским шекелем  была найдена монета из Akko-Ptolemais. Эта монета занесена в Гамлу, скорее всего, во время захвата города Веспасианом. Шекели Гамлы были изготовлены во время восстания. Данни Сион считает, что монеты носили не столько финансовый характер, сколько идеологический, пропагандирующий идеи борьбы за освобождение. Исследователь делает вывод, что во время гражданской войны между различными повстанческими группировками жители Гамлы не втягивались в эту борьбу, но сохранили верность борьбе «За искупление (избавление) Святого Иерусалима». Мы уже выше изложили свою точку зрения по данному вопросу. Идею чеканки монет в Гамле могли предложить и воплотить в жизнь только представители радикального лагеря, подобные таким как Шимон бар Гиора. Именно такой вождь имел реальную власть в городе. Иосиф Флавий, кстати, также мог поддержать инициативу чеканки монет после того, как против него аристократы Иерусалима послали карательную экспедицию для снятия с поста командующего Галилеей. Возможно, Иосиф даже примкнул к зелотам, которые имели реальную власть и поддержку в городе. В любом случае, Иосиф в Гамле не смог бы противостоять партии зелотов. Гамла была тогда своеобразным центром зелотов, в то время как Иерусалим раздирали гражданские столкновения, хотя столица и находилась под властью правительства Анании бен Анании. Приток беженцев в Гамлу изменил полностью баланс сил. Если в начале Иосиф и аристократы более-менее контролировали ситуацию, то после прихода беженцев и еще большего количества зелотов, уже участвовавших в боях с римлянами в Галилее, радикализм берет верх. Население города оказывает поддержку именно зелотам и вливается в ряды этой группировки.

Рис. 7 Монета Гамлы и  шекель Первого восстания (год 1)

ГамлаИудеяРимвосстание 

06.01.2012, 19659 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

15.08.2009 23:32:33

Ключевые моменты в истории права на выпуск Хасмонеями собственных монет

Ученые спорят о порядке появления хасмонейских монет, так как они не датированы. Автор данной статьи основывает свое исследование на процессах и развитии полномочий по выпуску хасмонейских монет, описанных у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» и других источниках.

Статья сочетает ссылки на источники и развитие характерных признаков суверенитета династии Хасмонеев согласно надписям на монетах и их типам, которые являются свидетельствами политической или царской независимости, которая преобладала в Иудее во время выпуска этих монет и часто распространялась на тех, для кого эти монеты предназначались.

Йегошуа Злотник (Yehoshua Zlotnik)

ИудеяСелевкидыХраммонетыисследованияХасмонеинадписиИерусалимАнтиох 

10.04.2008 13:58:24

Монетное дело в Акко

Акко обладал значимостью и экономическим статусом благодаря своему порту — одному из самых важных на левантийском побережье. Порт имел особое значение в морской торговле между Египтом и Сирией, являясь якорной стоянкой и промежуточным портом между этими двумя царствами. Акко расположен между Тиром (Tyre) на севере и Дором (Dor), Яффо (Jaffa), Ашкелоном (Ashqelon) и Газой (Gaza) на юге. Стратегическое положение между Египтом и Сирией подтолкнуло к основанию города  правителей, правивших южным Левантом (Levant). В римскую эпоху значимость порта Акко была сопоставима с портом Кейсарии (Caesarea).

Иегошуа Злотник (Yehoshua Zlotnik (Tel Aviv branch))

ИудеяФиникияСирияЕгипет 

24.10.2010 19:37:38

Некоторые вопросы, связанные с восстанием Бар Кохбы, в свете нумизматических данных

Монеты восстания Шимона бар Кохбы 132-135 гг. н.э. (это восстание часто называют Второе восстание или Вторая революция – в отличие от Первого восстания 66-74 гг н.э.) являются сегодня одним из важнейших и основных источников по изучению этого периода. На самом деле нумизматика способна ответить на многие вопросы, задаваемые исследователем, и предоставить важную информацию в решении иногда даже самых сложных проблем. В нашей работе мы попробуем ответить на некоторые принципиальные вопросы именно с помощью нумизматики. Информация на монетах будет служить нам намеками и даже прямыми ответами на ряд важных загадок.

Евгений Валленберг

восстаниеБар-Кохбанумизматика 

История и археология

23.02.2009 17:51:05

Находки в Израиле: установлено место древней Метофы

Управление древностей Израиля сообщило об обнаружении большого здания времени Первого и Второго Храма. Это довольно хорошо сохранившееся сооружение найдено во время раскопок в деревне Умм-Туба, в южной части Иерусалима. На одном из фрагментов керамических изделий была найдена царская печать, которая относятся к эпохе Езекия, царя Иудеи из рода Давида (конец VIII века до нашей эры).

Четыре буквы - LMLK, указывающие, что вещи принадлежали царю, были обнаружены на ручках больших кувшинов для хранения вина и масла. Кроме того, были найдены оттиски печатей двух высокопоставленных правительственных чиновников - Ахимелека бен Амадияху и Йеохила бен Шахара.

Израильнаходкипечати 

21.06.2011 18:31:10

В Иерусалиме открыт новый археологический комплекс "Стены Офела"

Во вторник, 21 июня 2011 г., в Старом городе Иерусалима состоялась торжественная церемония открытия нового района археологического парка, получившего название "Стены Офела". Пресс-служба Управления Древностей сообщает, что "Стены Офела" стали частью национального археологического парка, расположенного вдоль стен Старого города. Новый район открыт благодаря пожертвованиям американских спонсоров Даниэля Минца и Мередит Беркман.

 Комплекс "Стены Офела" включает остатки городских ворот периода Первого Храма (XI – VI века до н.э.), одно из городских зданий, часть башни и участок стены. По мнению израильского археолога доктора Эйлат Мазар, эти строения были возведены во времена правления царя Шломо (Соломона). Помимо этого, в комплексе были обнаружены также остатки зданий эпохи Второго Храма и двух башен византийского периода.

Иерусалимраскопки 

Архив "История и археология"


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100