История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Вади Далия (Вади Далиех)


  Когда я узнал о готовящемся походе в Вади Далия, мне было трудно в это поверить. Туда же никто не ходит!
Первой мыслью было, что в объявление вкралась ошибка, и речь идёт о небольшой речке Нахаль Далия к югу от Хайфы. Но личность экскурсовода Михаила Эзера 
не позволила усомниться в намерении организаторов.
Да, известный краевед Самарии собрался вести нас в то самое знаменитое в научном мире и в тоже время почти неисхоженное туристами Вади Далия на стыке самарийских гор и долины реки Иордан.
Примерно зная сложность маршрута и не принимая во внимание мою полную неподготовленность к затяжным горным прогулкам, я всё же рискнул записаться на экскурсию.

 Пещера Абу-Шинже в Вади Далия.

 Пещера Абу-Шинже в Вади Далия.

Самария (на иврите — Шомрон) — всегда считалась опасным местом для европейцев, путешествовать в этих краях решались только самые отважные. Ситуация начала изменяться к лучшему лишь к концу XIX века. И только после 1967 года, когда Самария перешла под израильский контроль, появилась возможность вести масштабные археологические исследования.
Эти удивительно красивые места, с которыми связаны многие страницы Ветхого завета, вне всякого сомнения, таят в себе ещё много неизведанного.
Но рассматривать Самарию как некую однородную область было бы ошибкой. В первую очередь, в плане географии. Это можно увидеть, если ехать по шоссе «Хоце Шомрон», связывающему приморские города Израиля с рекой Иордан. Пейзаж за окном меняется несколько раз: Рош ха-Аин, Ариель и Маале Эфраим находятся в разных климатических зонах.

 

 Карта 1. Самария. Район пещер Вади Далия отмечен крестиком.

Очень условно Самарию можно разделить на две части — западную и восточную. И если первая время от времени оказывалась в поле зрения археологов (Шило, Бейт Эль, Шхем, горы Гризим и Эйваль, Дир Кал'a, Себастия), то восточная, меньшая по размерам, примыкающая к иорданской долине, до сих пор практически неисследована. Израильский археолог Адам Зерталь метко назвал её «белым пятном на белом пятне».

На иврите восточная часть Самарии носит название «сфар мидбар Шомрон» (ספר מדבר שומרון), или короче — «сфар Шомрон».

Я так и не смог найти хороший перевод ивритскому названию. «Край самарийской пустыни», «край Самарии», «отроги Самарии» — всё это мне показалось хуже оригинала. Нахождение точного эквивалента на русском или английском оставляю читателям.

 

 Карта 2. Примерный маршрут похода.

Что представляет собой «сфар Шомрон»? Это узкая, не более двадцати километров в ширину, полоса гор, спускающихся к реке Иордан по правой её стороне. Начинается чуть южнее Бейт-Шеана и заканчивается в районе Иерихона (который принято относить уже к Иудейской пустыне). Общая длина — около семидесяти километров (см.карту 1).

Климат — засушливый. Осадки, приносимые с моря, и в обилии выпадающие в зимнее время над остальной Самарией, здесь берут паузу, впоследствии возобновляясь над горами Иордании. Срабатывает эффект
дождевой тени — с резким снижением высоты гор атмосферное давление падает, что приводит к прекращению осадков.

С запада на восток Сфар Шомрон рассекают многочисленные
«вади» (долина, араб.). Во время сезона дождей они превращаются в грозные потоки, впадающие в реку Иордан. Пять самых больших из них: Нахаль Безек (по-арабски — Вади Шубаш), Нахаль Милха (Вади Малех), Нахаль Тирца (Вади эль-Фара), Нахаль Йитав (Вади эль-Оджа) и Нахаль Прат (Вади Кельт). В Нахаль Тирца и Нахаль Прат вода есть и летом.

 

 Карта 3. Вади Далия.
Фрагмент карты периода Британского мандата

Вади Далия (ואדי דאליה) находится ближе к южной границе Сфар Шомрон, между Нахаль Тирца и Вади эль-Оджа. «Далия» в переводе с арабского означает «вьющийся виноград», который, как можно предположить, в своё время рос на верхних склонах вади; в низовье это не представляется возможным из-за жары.
В англоязычной литературе закрепилось написание Daliyeh — транскрибированная форма, заимствованная из арабского языка. Такая же форма написания — Вади Далиех, используется и в советской литературе, например у 
И.Д.Амусина.

До появления еврейских поселений в иорданской долине единственным населённым пунктом вдоль Вади Далия была арабская деревня Мугарет Далия, находящяяся в самом его начале, где климат мягче. После шестидневной войны у впадения вади в Иордан были основаны кибуц Гильгаль и мошав Нетив ха-Гдуд (см.карту 2).

 

 Вади Далия в районе мошава Нетив ха-Гдуд.

В Гильгале мы оставили машины и почти сразу вышли к руслу Вади Далия. Первые пара километров были достаточно лёгкими, если не считать уже начинавшуюся к этому времени (8:30 утра) жару. Согласно официальному сайту, по ходу дня температура воздуха поднималась до +38 С в тени.

 

 Вади Далия — дальше.

До развилки, где от Вади Далия на юг отходит Вади Рише (см. карту 3), дошли без проблем. После краткого отдыха путь был продолжен. Но уже не вдоль вади, а по ведущей наверх спиралевидной дороге.
Напрямик дойти, по-видимому, можно было быстрее, но при этом, как я понял, требовались элементарные навыки скалолазания, которыми большинство из нас не обладали. Слева хорошо просматривалась заброшенная трасса для джипов на противоположной стороне ущелья;
корпуса двух автомобилей покоились на склонах вади.
Но и выбранный нами путь оказался совсем непростым. После двух кругов я уже смертельно устал и постоянно посматривал на часы, пытаясь таким нехитрым способом приблизить конец путешествия.

 

 Вади Далия — выше.

На одном из поворотов нижняя часть Вади Далия оказалась перед нами, как на ладони.

 

 Вид на Вади Далия.
Вдали — плантации мошава Нетив ха-Гдуд.


Когда дорога закончилась, остановились на последний перевал. Камни уже были настолько горячими, что я сел прямо на землю. Скрыться от палящего солнца было негде, с этим пришлось смириться. С начала похода прошло уже три часа, но успокоивала мысль, что мы уже почти у цели.
И вот мы начали финишный рывок. Шли по еле заметной тропинке.

 

 Вади Далия — дальше и выше.


С вершины холма снова открылся вид на Вади Далия, но в верхнем течении оно сильно отличалось от того, что мы видели внизу. Ущелье с обеих сторон, как соты, было усеяно отверстиями — входами в пещеры. Цель нашего путешествия была почти достигнута.

 

 Вади Далия. Общий вид района пещер.


Ещё предстояло осторожно, с камня на камень, спуститься вниз, к руслу. Здесь у меня открылось второе дыхание. О предстоящей обратной дороге при этом стараешься не думать.

Посередине ущелья здесь расположен водопад. Вода в нём бывает только зимой, после дождей. Иначе бы нас, наверное, просто смело.

Если стоять под водопадом, справа находится самая знаменитая пещера Вади Далия —
Муѓарет Абу-Ш́инже, что в буквальном переводе с арабского означает «пещера отца кинжала» (см.первый снимок в посте). Мне так и не удалось найти объяснение, откуда появилось такое необычное название. Около пещеры мы и остановились.

 

 Водопад в Вади Далия. Вид снизу.
Слева — вход в пещеру Абу-Шинже.


Здесь, в Абу-Шинже, в 1962 году бедуинами племени таамире были найдены знаменитые «самаритянские папирусы», датируемые IV веком до н.э. Вместе с другими находками, сделанными в пещере, они позволили переосмыслить важные моменты истории самаритян, некогда многочисленного народа, жившего в этих местах.

После 1947 года, когда ими случайно были найдены кумранские свитки, жизнь таамире кардинально изменилась. Всё свободное от ведения хозяйства время они проводили в поисках новых сокровищ. Небольшие, в общем-то, суммы которые предлагались за новые находки, были для бедуинов астрономическими.
Везде, где они оказывались, таамире только им известным методом простукивали наружные стены пещер в поисках ниш, в которых могли быть спрятаны свитки.
В Вади Далия они попали волею погоды. В Иудейской пустыне, основном месте их обитания, третий год подряд случилась засуха. В поисках пастбищ для скота бедуинам пришлось перебраться далеко на север (Абу Шинже находится примерно в 15 километрах от Иерихона).
Раскопки приходилось вести в ужасных условиях. В пещерах, где обитают летущие мыши, вековые залежи экскрементов делают проходы сложными и опасными. Дышать здесь очень тяжело. Бедуины были осведомлены о канцерогентности
гуано (разложившегося в условиях сухого климата помёта летучих мышей), но перед страстью обогащения их ничто не могло остановить.

 

 В пещере Абу-Шинже.


Спустя пятнадцать лет после Кумрана бедуинам наконец-то удалось найти новые папирусы.
Во время поисков в Вади Далия было утеряно немало важных артефактов — многое из того, что не было напрямую связано с папирусами, отбраковывалось археологами-самоучками, как ненужное, и было безвозвратно утеряно для науки. Но с другой стороны, папирусы были найдены под трёхметровым слоем затвердевшего в виде порошка помёта, и вероятность их нахождения западными археологами была очень мала.

Папирусы и некоторые другие находки были проданы за 700 долларов перекупщику по имени Халиль Искандер Шахин, он же Кандо, из Вифлеема, печально известному по истории с кумранскими рукописями. Пока продолжался торг с Палестинским археологическим музеем (ныне музей Рокфеллера) в Иерусалиме, Кандо закопал в землю некоторые папирусы, и они окончательно сгнили.
Музею удалось выкупить коллекцию в ноябре 1962 года. В августе следующего им была приобретена ещё одна партия находок.

 Папирус из пещеры Абу-Шинже, запечатанный семью буллами.

 Папирус из пещеры Абу-Шинже, запечатанный семью буллами.
Сверху — рисунок, снизу — фото.
Из книги У.Раппопорт, «От изгнания к независимости».

Но уже в январе 1963 года состоялась первая археологическая экспедиция под руководством американского археолога Поля Лэппа (Paul Lapp, 1930-1970), недолгая карьера которого трагически оборвалась несколько лет спустя.
Через год, в феврале 1964 года, им же была проведена вторая и заключительная экспедиция.
Помимо находок в Абу-Шинже, результаты дали также раскопки в пещере
Ар́ак эн-Нас́ане ( «пещера спящих», араб.), которая несколько находится несколько выше по северной стороне ущелья.

Работы велись силами всё тех же таамире, которых наняли американцы. Среди участников был и Мухаммед Диб Хассан, мальчиком обнаруживший свитки Мёртвого моря во время поисков заблудшей козы в Кумране.

 Археологическая экспедиция 1963 года.
Внизу третий справа — Поль Лэпп.
Из книги «Discoveries in the Wadi Ed-Daliyeh».

В результате были найдены и приобретены:

— около ста скелетов мужчин, женщин и детей всех возрастов.
— около двухсот фрагментов рукописей на арамейском языке. К сожалению, все они были изъедены червями, и только в двадцати из них сохранились кусочки текста. В самом большом папирусе сохранилось двенадцать строк.
— сто двадцать восемь глиняных печатей (булл), которыми скреплялись папирусы. Из них семьдесят — в очень хорошем состоянии. Все выполнены в греческом или персидском стилях, на двух из них высечены надписи древнееврейским шрифтом (палеоиврит).
— три монеты, две из которых отчеканены до похода Александра Македонского. Третья точной датировке не поддаётся.
— предметы быта: разбитая керамика, одежда, кожа, дерево, несколько ювелирных изделий, туалетные принадлежности.

Во второй пещере, Арак эн-Насане, Лэпп и его сотрудники нашли:
— двадцать два сосуда начала
Среднего Бронзового Века (около 2000 лет до н.э.).
Типы сосудов и их количество указывают на то, что пещера была жилой.
— предметы быта периода восстания Бар-Кохбы (II век н.э.): оружие, керамика, стекло и даже ключи от домов, в которые повстанцы не оставляли надежды вернуться. Датировка оказалась возможной по найденной на месте монете.

Самыми интересными находками, вне всякого сомнения, являлись папирусы. Известный специалист по библейской текстологии, один из исследователей свитков Мёртвого моря,
Фрэнк Мур Кросс датировал найденные рукописи 375-335 гг. до н.э.. Таким образом, самая поздняя из них была составлена непосредственно перед завоеванием Самарии Александром Македонским в 332 году до н.э.

Все папирусы оказались правовыми и административными документами самаритян. Это были долговые расписки, контракты на куплю-продажу рабов и земли, что указывало на высокий статус их владельцев. В них встречаются как иудейские, так и арамейские, эдомийские, маовитянские, ханаанские, вавилонские имена, что отражает национальный состав жителей Самарии того периода. Язык — арамейский.

 Уцелевший фрагмент папируса из пещеры Абу-Шинже.

 Уцелевший фрагмент папируса из пещеры Абу-Шинже.
Из книги «Discoveries in the Wadi Ed-Daliyeh».

Кто такие самаритяне (самаряне)? Единого мнения об их происхождении нет. Сами они считают себя потомками израильтян (у евреев в IX-VIII вв. до н.э. было два царства — Израиль, северное, и Иудея, южное), не угнанных в плен ассирийцами. Евреи же считали их переселенцами с территории нынешнего Ирака.
Истина находится, по-видимому, где-то посередине. Известно, что было депортировано менее 30 тысяч человек. В основном, это были представители влиятельных семей. Людей земли, крестьян, обычно не трогали. Количество насильственно переселенных в Самарию из других областей ассирийской империи, скорей всего, не было большим. Оказавшись в меньшинстве, они могли перенять религию местных жителей, и со временем смешаться с ними.

Иудея пала в 586 г. до н.э., сто тридцать шесть лет после Израиля. Часть её жителей также были угнаны в Вавилон.
Когда иудеи начали возвращаться из изгнания (539 г. до н.э.), они отказали самаритянам в постройке общего храма в Иерусалиме. Те были вынуждены построить свой, на горе Гризим над Шхемом.
Самаритяне почитают
первые пять книг Ветхого Завета (Торы): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, но со своими исправлениями и дополнениями. Последующие книги, начиная с Ездры и Неемии (Эзра/Нехемия), как Талмуд и Мишна, ими не признаются.
Напряженность в отношениях евреев и самаритян не прекращалась на протяжении веков. В 128 г. до н.э. правитель Иудеи Гиркан I разрушил самаритянский храм (впоследствии он был построен заново). Характерны образы милосердного самаритянина (в том плане, что это исключение) и распутной самаритянки ( «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.»,
Ин 4:9) в Новом завете. В Евангелии от Матфея Иисус наказывает своим ученикам: «…на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф 10:5).
Во времена Талмуда разногласия сглаживаются, но камнем преткновения становится отказ теперь уже самаритян признать главным храм в Иерусалиме. Чтобы подчеркнуть их иноземное происхождение, в талмудической литературе самаритян называют кутийцами, по названию города Кут недалеко от современного Багдада, откуда прибыла часть переселенцев (трактат «Кутим»).

В IV веке н.э. численность самаритян достигала миллиона человек. Безжалостное подавление самаритянских бунтов в византийский период привело к сокращению численности народа до 200 тысяч человек. Причиной его практически полного исчезновения стала исламизация Палестины. В XII веке насчитывалось около двух тысяч самаритян, в XVI — всего 200.
В настоящее время самаритянские общины в Холоне и Кирьят-Лузе (район Шхема) насчитывают около 650 человек.

В силу использования самаритянами еврейской Библии и отсутствия своего Флавия история этого народа нам практически неизвестна. В большинстве случаев исследователи ограничиваются гипотезами на основе немногочисленных археологических находок и косвенных сведений в письменных источниках других народов. Не разрешив полностью ни одной из загадок, папирусы Вади Далия, тем не менее, стали прорывом в изучении исторического наследия самаритян.
  

 

Расшифровка долговой расписки, найденной в пещере Абу-Шинже.
С сайта «Lectio Difficilior».

Кросс высказал свою версию об обстоятельствах, при которых папирусы оказались в пещере Абу-Шинже.
По свидетельству археологов, некоторые скелеты были найдены покрытыми циновками. Этот факт указывает на то, что погибшие не были захоронены. Массовое скопление трупов в таком случае может свидетельствовать об одновременной смерти большой группы людей. Возможно, все они задохнулись в пещере, когда противник разжёг перед ней огонь.

Кто мог это сделать? Поскольку датировка папирусов указывает на то, что данное событие произошло в первые годы греческого правления, Кросс обратил внимание на упоминание некоего восстания самаритян против греков. Казнив Андромаха, наместника Александра Македонского, самаритяне навлекли на себя гнев знаменитого полководца:

9. Царь был сильно опечален потерей Гектора и, найдя его тело, похоронил с пышностью. Отягчило его горе еще известие; о гибели Андромаха, которого царь поставил во главе Сирии: его сожгли заживо самариты. 10. Чтобы отомстить за его смерть, царь ускорил свое движение, насколько мог; по его прибытии ему были выданы виновники этого преступления. 11. Предав казни лиц, погубивших его военачальника, царь на его место поставил Мемнона.

Квинт Курций Руф, «История Александра Македонского». Книга 4, глава 8.

Естественная дорога, ведущая из Самарии на восток, куда могли направиться семьи высокопоставленных самаритян, ведёт через долину Тирца. Отойдя на значительное расстояние от мест боевых действий, беженцы могли спуститься в Вади Далия, чтобы переждать здесь перед переходом через реку Иордан. Возможно также, что они надеялись укрыться в этих труднодоступных пещерах надолго. Здесь их и настиг, по мнению Кросса, греческий карательный отряд. Можно предположить, что погибшие стали жертвой доноса.

 

 Трагические находки в пешере Абу-Шинже.
Из книги «Discoveries in the Wadi Ed-Daliyeh».

Это красивая гипотеза, по-видимому, ещё долго ею и останется. Опровегнуть или подтвердить её на данный момент не представляется возможным. Упоминаний о восстании самаритян нет даже в подробных трудах Иосифа Флавия. Иудеи, в отличие от самаритян, не осмелились восстать против Александра, и, возможно, еврейский историк об этом эпизоде предпочёл умолчать ( «Иудейские древности», книга 11, глава 8).

 Булла с надписью на палеоиврите. Рисунок.

 Булла с надписью на палеоиврите. Рисунок.
Расшифровка Ф.М.Кросса: [יהו בן [סנ] / בלט פחת שמר [ן → yhu bn [sn] / blt pht smr[n] →
…yahu, ben [San]ballat, pahat Shomron → [Йеша]йягу, сын Санбаллата, властителя Самарии
С сайта «Arameo»

Другой важной находкой стала надпись на одной из глиняных печатей (булл), служивших для скрепления свёрнутых в трубочку папирусов. На ней упомянуто имя властителя Самарии, при котором была запечатана рукопись. Чётко разобрать можно только его окончание — «yahu» (Бог). Но уже этого достаточно для понимания того, что речь идёт о человеке с еврейским именем. Ещё более интересным было узнать, что его отец носил имя Санбаллат (Санабаллат, Санаваллет).

Дело в том, что до этой находки ученые бились над разгадкой тайны двух Санбаллатов, предводителей Самарии. Первый, Санбаллат Хоронский, упомянут в книге Неемии (
Неем 13:28). О втором рассказывает в «Иудейских древностях» Иосиф Флавий (книга 11, глава 7). События по Неемии и Флавию разделяют около ста лет. Были большие сомнения в том, что могли существовать два человека с таким необычным для этих мест именем. Высказывались предположения о том, что Флавий допустил ошибку в своих сочинениях.
Из буллы, найденной в Вади Далия, стало известно о третьем Санбаллате, правившем как раз между первыми двумя. Очевидно, что это династическое имя, передававшееся, по-видимому, от деда к внуку. Доселе практически неизвестная история первых правителей Самарии начала проясняться.

Палеоиврит (древнееврейский алфавит), на котором была сделана надпись на булле — ещё одно свидетельство о давнем разрыве между иудеями и самаритянами. Последние продолжали использовать его в написании ивритских и арамейских текстов вплоть до средних веков. Иудеи, возможно в пику своим соседям, с V века до н.э. начали использовать арамейский алфавит, ставший впоследствии основой для ивритского алфавита. 

По окончании осмотра Абу-Шинже мы отправились в соседнюю пещеру, где обитает бесчетное множество летучих мыш. После хождения по гуано мои ботинки начали предательски скользить, но кое-как и не без помощи других участников экскурсии, я добрался и туда.

   

  Летучие мыши из пещер Вади Далия — в анфас и профиль.
Снимки любезно предоставлены e_nen и bigus

В пещеру Арак эн-Насане мы уже не успевали.
Дорога назад заняла значительно меньше времени — около 2 часов. Спускались по другому пути, до тех пор, как не вышли на горку над развилкой Вади Дали и Вади Рише. С этого места обратный маршрут полностью совпадал с подъёмом.

Хотелось бы ещё раз поблагодарить Мишу Эзера за проведенную экскурсию и чуткое отношение к её участникам.

Евгений Озеров

Оригинал статьи здесь

 

Литература:
1. P.Lapp, N.Lapp, «Discoveries in the Wadi Ed-Daliyeh». Annual of the American Schools of Oriental Research, vol. XLI for 1974.
одна из статей этой книги — Ф.М.Кросс, «Самария и Иерусалим. Ранняя история самаритян и их отношения с иудеями» переведена на иврит
פ.מ. קרוס, שומרון וירושלים. תולדות השומרונים בראשיתם ויחסיהם עם היהודים
в книге Х.Тадмор, «История еврейского народа, возвращение в Сион — персидский период» —
ח.תדמור, ההיסטוריה של עם ישראל, שיבת ציון — ימי שלטון פרס
2. M.J.Winn Leith, «Discoveries in the Judaean Desert: The Wadi Daliyeh Seal Impressions: Wadi Ed-Daliyeh I». Oxford University Press, 1997
3. D.Gropp, J.Vanderkam, M.Brady, «Discoveries in the Judaean Desert Wadi Daliyeh II and Qumran Miscellanea V.28, Pt.2». Clarendon Press, 2001
4. статья «Wadi Ed-Daliyeh» в Encyclopedia of Archaeological Excavations In the Holy Land, Vol.I
5. перечень папирусов Вади Далия на сайте Я.Кротова (в тексте)
6. раздел «Папирусы из Вади-Далиеха» в книге И.Д.Амусин, «Кумранская община»
7. У.Раппопорт, «От изгнания к независимости. Еврейская история во времена второго храма». Части 1-2, 3-4
8. А.Зерталь, «Рождение народа. Жертвенник на горе Эйваль и начало Израиля» (иврит) -
אדם זרטל, עם נולד. מזבח הר עיבל וראשית ישראל
9. «Путеводитель по Израилю. Прикладная энциклопедия по краеведению. Иудейская пустыня и долина Иордана» (иврит) — מדריך ישראל. אנציקלופדיה שימושית לידיעת הארץ. מדבר יהודה ובקעת ירדן.
10. M.T.Petrozzi, «Samaria». Franciscan Printing Press. Jerusalem, 1981
11. Самаритяне — официальный сайт (англ.) | Википедия (англ.) | Еврейская энциклопедия (русс.)

ИзраильСамарияВади Далияэкскурсия 

28.11.2007, 13420 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

20.01.2008 10:07:33

Ливан. Библос

На свете есть несколько городов, претендующих на звание самого древнего. Библос, безусловно, один из них. В начале III тыс. до н.э. он уже был важным торговым и религиозным центром, основными источниками процветания которого была торговля древесиной, прежде всего ливанским кедром, и оливковым маслом — продуктом питания и сырьем для косметики.
А в  конце VIII в. до н.э. Библос стал одной из прародин первого алфавита Да и слово «Библия», как вы догадываетесь, однокоренное с названием города. Так и переводится с греческого: «Книга».

Олег Кузьменко (Украина)

 

ЛиванБиблосэкскурсия 

15.08.2008 15:58:27

Кровавый пол Ханаанского дворца

Археологи изучили древнейшие слои и нашли остатки построек, существовавших на этом месте еще до строительства дворца. В результате раскопок ученые смогли проследить историю дворца от начала его строительства и вплоть до его разрушения. Кроме того, они нашли около 45 фрагментов настенной штукатурки, некоторые из них с росписями, а также свидетельства того, что пол во дворце был …

Юлия Минеева

ИзраильраскопкиТель Кабри 

21.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2А

Когда я предполагала начать здесь раскопки в поисках дворца царя Давида, передо мной был план современного Давиду дворца в Мегидо (1723) размерами 23х21.5 м. Очевидно, что большая каменная постройка на вершине холма значительно превосходит все соответсвующие ожидания.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

04.08.2009 09:55:11

В Иерусалиме найден сосуд эпохи Второго Храма

Археологи в Иерусалиме обнаружили редкие образцы глиняных изделий, возраст которых составляет около 2000 лет. Среди находок исследователи выделяют округлый керамический сосуд, полностью исписанный неизвестными на сегодняшний день символами.

Группа ученых из американского Университета Северной Каролины сообщает, что находка была сделана во время последних раскопок на территории национального парка Ган Собев Хомот Йерушалаим, недалеко от Сионских ворот Старого города.

Иерусалимнадписинаходки 

19.06.2011 18:41:05

Прародина евреев гибнет в песках

Ур, библейское место рождения Авраама, родоначальника всех евреев, более 4000 лет назад был столицей процветающей правящей империи, которая простиралась на всю Месопотамию. Однако до сих пор удалось найти только часть из его погребенных древностей.

"Всем нравится идея раскопок. Люди говорят, что мы должны найти древние сокровища", - говорит Хамдани, который участвует в совместном проекте Багдада с американской неправительственной организацией. Цель этого проекта – нанести на карту и восстановить древний Ур.

раскопкиМесопотамияУрИрак 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100