История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И РИМ. НАКАНУНЕ ВЕЛИКОГО КРИЗИСА

 Александр  Эльяшов

 Убийство последнего представителя династии Антонинов, императора Коммода1, последовавшее 31 декабря 192 г. н. э., стало зловещим предзнаменованием надвигавшегося на Римскую империю кризиса.

Упадок экономики, усиливающееся давление варварских племен на внешних рубежах и варваризация римского войска2 повлекли за собой кризис в идеологии и внутриполитическую неустойчивость (до Коммода во II в. н. э. правило пять императоров, а после него и в III в. н . э. на троне сменилось пятьдесят семь человек). Но именно накануне последовавших вскоре грозных и кровавых событий произошел новый экономический и духовный расцвет Эрец-Исраэль.

После убийства Коммода императором провозгласили сына богатого вольноотпущенника Пертинакса, человека почтенного возраста и хорошей репутации. Он положил конец беспорядкам, происходившим в Риме и обуздал преторианцев3, запретив им заниматься грабежами и разбоем.

Проявив благородство по отношению к своему предшественнику, Пертинакс приказал воздать умершему последние почести. Кроме того, император не стал порочить в открытую память Коммода, а нашел для этого более благородный способ: "он высказал в ярком свете свои добродетели в противоположность порокам Коммода"[1].

Заботясь о своей репутации, в день восшествия на престол, император передал жене и сыну все свое состояние и, не желая потакать семье в тщеславии, отказал жене в титуле августы, а сыну в звании цезаря. Он вернул сенаторам поместья, конфискованные  Коммодом, и даже раздал желающим часть императорских земель. Кроме того Пертинакс отменил алиментарную систему Траяна4 и собирался возобновить войну на Дунае5.

Но меры, предпринятые императором, для наведения порядка в государстве, вызвали недовольство преторианской гвардии, и 28 марта 193 г. н. э., всего через 86 дней после смерти Коммода, преторианцы подняли мятеж, в результате которого Пертинакс был убит. Вот как описывает гибель Пертинакса Эдуард Гиббон: "От двух- до трехсот самых отчаянных солдат, с оружием в руках и яростью во взорах, направились около полудня к императорскому дворцу… Пертинакс не захотел искать спасения ни в бегстве, ни в укрывательстве, а выйдя к ним навстречу, стал доказывать свою собственную невиновность и напоминать о святости недавно принесенной ими присяги. При виде почтенной наружности и величавой твердости своего государя, они как будто устыдились своего преступного намерения и простояли несколько минут в безмолвной нерешительности, но отсутствие всякой надежды на помилование снова возбудило их ярость, и один варвар, родом из Тонгра, нанес первый удар Пертинаксу,  который вслед за тем пал от множества смертельных ран. Его голова, отрезанная от туловища и воткнутая на пику, была с триумфом отнесена в лагерь преторианцев на глазах опечаленного и негодующего народа…"[1].

После этого злодеяния преторианцы вернулись в свой лагерь и заперли ворота. Поднявшись на стены лагеря они стали громко кричать "о продаже императорской власти, обещая вручить власть тому, кто даст больше денег, и с помощью оружия привести его в императорский дворец"(Геродиан II, 6). Покупателями выступили богатый сенатор Марк Дидий Юлиан и префект Рима Тит Флавий Сульпициан, зять Пертинакса. На торгах победил Дидий Юлиан, который предложил по 6350 драхм каждому преторианцу. Но вскоре выяснилось, что новоявленный император обманул их "так как не мог выполнить то, что обещал, ведь и собственных денег было у него не так много, не было их и в государственных сокровищницах"(Геродиан II, 7). Вскрывшийся обман вызвал недовольство преторианцев и презрение народа. Возмущение распространилось до самых отдаленных окраин Империи. Под предлогом мести за смерть Пертинакса восстали легионы, расквартированные в Британии, Сирии и Паннонии. Легаты этих провинций Клодий Альбин, Песценний Нигер и Септимий Север предъявили свои претензии на императорскую власть. Последний из них, наиболее энергичный и дальновидный, был уроженцем африканского города Лептис Магна. Его войска, размещенные в Паннонии, являлись самыми боеспособными и находились ближе всех к Риму. Не встречая серьезного сопротивления, Септимий Север занял Рим, разоружил  и распустил преторианцев, отправив их при этом в изгнание, а так же приказал казнить убийц Коммода и Пертинакса. 1 июня 193 года по постановлению Сената Дидия Юлиана убили, а императорская власть была вручена Септимию Северу принявшему имя Луций Септимий Север Пертинакс.

С Клодием Альбином Север вступил в соглашение, усыновил его, присвоив при этом титул цезаря. Упрочив свое положение в Риме, император отправился на Восток для борьбы с Песценнием Нигером. В этой борьбе его поддержали евреи, в то время как самаритяне приняли сторону Песценния Нигера. Вероятную причину такого выбора евреев можно найти в "Истории Августов". В этом дошедшем до нас произведении содержится рассказ о том, что когда евреи обратились к Песценнию Нигеру  с просьбой о послаблении в обложении  земельным налогом, то он ответил: «Вы хотите облегчить налог, лежащий на ваших землях, я же хотел бы обложить налогом еще и ваш воздух» [12]. Частью этой борьбы стала упоминаемая отцами христианской церкви "война между евреями и самаритянами". В 194 г. н. э. войска Песценния Нигера были разбиты, а сам он погиб.

Города, поддержавшие Нигера, были жестоко наказаны. Антиохию свели на положение деревни в округе Лаодикеи. Жестоко наказали и Византий, взятый после длительной осады: магистратов и воинов, защищавших город, перебили, а сам город потерял свою автономию.

Север двинулся в поход против парфян, оказавших помощь его сопернику. Он завоевал Северную Месопотамию и основал в Низибисе римскую колонию (196 г.), но должен был вернуться на Запад, где против него выступил Клодий Альбин. В 197 г. н. э. эта борьба закончилась полной победой Септимия Севера.

Воспользовавшись отъездом Септимия Севера, парфянский царь Вологез IV опустошил Месопотамию, напал на Армению и Сирию, осадил Низибис. Покончив с Альбином, император отправился во второй поход против Парфии, продолжавшийся со 197 по 199 гг. н. э. Был освобожден Низибис, взяты обе парфянские столицы – Селевкия и Ктесифон. Во время личного свидания Север и Вологез IV заключили мир, по которому римляне получили часть Месопотамии.

По окончании этой  войны император прошел по Сирии и тогда же, вероятно, выделил Палестину (Эрец-Исраэль) в отдельную провинцию, а Себасту (Самарию) превратил в римскую колонию. К тому времени относится восстание некоего Клавдия (нееврея) овладевшего Эрец-Исраэль  и Сирией. В ходе этого восстания  Клавдий едва не захватил в плен самого императора. (Дион Кассий, извлечения Ксифиллина, LX XV). Орозий и Евсевий6 сообщают так же о воcстании евреев и самаритян, за усмирение которого Сенат пожаловал Северу триумф (Judaicum triumfum decreverat. Спартиан 1.c, XVI). Этот триумф император уступил своему сыну Каракалле. В 202 г. н. э., по пути в Александрию он издал ряд эдиктов для жителей Эрец-Исраэль, одним из которых запрещался переход в иудаизм и христианство: «Римские граждане, которые допустят, чтобы хотя бы их рабы были обрезаны по иудейскому обряду, после изъятия имущества удаляются на остров навечно; врачи наказываются смертной казнью. Если иудеи обрежут приобретенных рабов другого племени то или высылаются или наказываются смертной казнью» (Sententiae,V,22,3-4) [12]. Однако при этом император предоставил евреям право занимать должности в государственной администрации: "Божественные  Север и Антонин позволили исповедующим еврейскую веру занимать общественные должности и возложили на них такие обязанности, которые не противоречат их религии" (De Officia Proconsulis, apud: Digesta, L, 2,3,3)  [12].

О потеплении отношений между евреями и правящими кругами  Империи  в   этот период, свидетельствует надпись на эллинском языке, обнаруженная в Кацьюне (Восточная Галилея, около Рош-Пина), которая датируется 197 г. н. э. Возможно надпись была сделана на стене синагоги7: "Во здравие наших господ императоров цезарей Луция Септимия Севера Пия Пертинакса и его сыновей  - Марка Аврелия Антонина и Луция Септимия Геты, согласно обету, данному евреями" [2].

Возвратившись в Рим, Септимий Север провел чистку Сената, реформировал государственно-административный аппарат и римское войско. В итоге этих реформ Империя стала превращаться в неограниченную военно-бюрократическую монархию.

В 208 г. н. э. начались восстания местных племен в Северной Британии. Это вынудило императора отправиться в новый поход. Во время этого похода Север тяжело заболел и 4 февраля 211 г. н. э. умер в Йорке. Римский историк Дион Кассий8 сообщает, что умирая он высказал сыновьям пожелание: "Дружите между собой. Обогащайте солдат и не обращайте внимания на остальных" [4].

Правление Септимия Севера совпало по времени с расцветом творческой деятельности Йехуды ха-Наси (около 135 – 220 гг. н. э.), который первым из преемников Гиллеля9 получил титул Наси (князь), ставший с тех пор наследственным. В талмудической литературе  Йехуда обычно именуется "рабби Йехуда ха-Наси", однако во многих случаях его называют просто "Рабби" (т. е. Учитель). Порой его именуют “Раббейну” (Наш учитель). Эпитет  "ха-Кадош"(святой) так же прилагается к нему в соединении с “Раббейну”. Этот эпитет оправдывается необычайно нравственным образом жизни Йехуды. Весьма вероятно, что он  был позаимствован со слов жителей Циппори. Но при этом надо иметь ввиду, что эпитет "святой" никоим образом нельзя сравнивать с эпитетом "divus" (божественный), который часто присваивали римским императорам. "Со смертью Рабби исчезли смирение и боязнь греха" – отметили в последствии ученики Йехуды в Мишне.

Согласно преданию, распространенному в Эрец-Исраэль и Вавилонии, Йехуда родился в день, когда рабби Акива принял свою мученическую смерть. Место его рождения не установлено. Неизвестно так же где скрывался его отец Шимон бен-Гамлиэль10 во время преследований при Адриане.

После восстановления порядка местопребыванием Санхедрина и академии стал г. Уша. Там прошла вся юность Рабби. Можно предположить, что отец дал ему разностороннее воспитание, и что в число предметов, которые изучал Йехуда , вошел язык эллинов. Знание этого языка облегчало Рабби общение с римскими властями. Но в доме Йехуды  говорили на иврите. Изысканная речь "служанок из дома Рабби" была предметом всеобщего удивления. Йехуда посвятил себя изучению Устного и Письменного Закона. В юношеские годы он поддерживал тесные связи с учениками рабби  Акивы. Именно в эти годы были заложены основы знаний, которые позволили ему выполнить главную задачу - редактирование Мишны. Его учителями в Уше были Йехуда бен-Илай, Шимон бар-Йохай и Элиэзер бен-Шамуа11. Но решающим в обучении Рабби было влияние его отца - Шимона бен-Гамлиэля. Надо отметить, однако, что мнение Йехуды часто противоречило мнению отца. Сам  Йехуда  говорил: "Мое мнение, кажется мне гораздо вернее мнения отца", а затем уже начинал приводить аргументы. Не сохранились сведения, когда Йехуда ха-Наси возглавил евреев Эрец-Исраэль. По некоторым сведениям ко времени Шимона бен- Гамлиэля, Эрец-Исраэль подверглась опустошительному нашествию саранчи, что вероятно послужило причиной перехода Санхедрина и академии в Бет-Шеарим. Последние семнадцать лет своей жизни Рабби провел в Циппори. К этому его вынудило слабое здоровье. Но главные этапы его деятельности связаны именно с Бет-Шеарим.

"Следует идти в Бет-Шеарим, чтобы получить решение Рабби в религиозных вопросах" – говорит традиция (Санхедрин, 32в).

Хронология его деятельности целиком основана на догадках. Для определения даты смерти Рабби принимают во внимание, что его ученик Рав покинул Эрец-Исраэль не задолго до смерти Рабби в 530 г. селевкидской эры (т. е. в 219 г. н. э.). К исполнению обязанностей наси  Йехуда приступил в начале правления императоров Марка Аврелия и Луция Вера12 (165 г н. э.). Следовательно, если принять во внимание, что родился он в 135 г. н. э.,  в этот момент ему было около 30 лет, а умер он в возрасте около 85 лет. В Талмуде и Мидрашим имеется много упоминаний о взаимоотношениях Йехуды ха-Наси с римским императором по имени Антоний (Антонин). Маловероятно, чтобы это мог быть Марк Аврелий, посетивший Эрец-Исраэль в 175 г. н. э. и допустивший высказывание, которое свидетельствует о его негативном отношении к евреям: "О, маркоманны! О, квады! О, сарматы! Наконец-то нашел я народ, еще больше чем вы, неуправляемый!"[3]. Этим императором вполне мог быть либо сам Септимий Север, называвший себя сыном Марка Аврелия и братом Коммода, либо один из его сыновей, Марк Аврелий Антонин.  О хороших отношениях Йехуды с Римом свидетельствует и то, что ему были сданы в аренду или дарованы обширные земли в Изреельской долине, на Голане и других местах.

Рабби обладал значительной властью. Он назначал членов Санхедрина и контролировал его деятельность, определял сроки постов и праздников, осуществлял надзор за общинами в диаспоре, назначал городских писцов и учителей. Его реформы превратили Эрец-Исраэль в самостоятельное национально-религиозное образование, аналогов которому не существовало в Римской империи.

Вне всяких сомнений Йехуда ха-Наси был главным лицом эпохи, которой закончился период танаев и начался период амораев13. Значение Йехуды вполне характеризуется словами: "Со времен Моше никогда Тора и величие, познания и достоинства не встречались в такой степени соединенными в одном лице, как в лице Йехуды" (Гитт.,53а, Санхедрин 36а). Подчеркивая его мудрость, величие и богатство, современники в то же самое время отмечают его чуткость по отношению к простонародью. Благодаря редактированию Мишны14 Йехуда стал одной из крупнейших фигур в еврейской истории. Никаких доказательств, что редактирование Мишны дело рук  Рабби не требуется. Как Иерусалимский, так и Вавилонский Талмуды говорят об этом, как об истине, стоящей вне всяких сомнений. Попытки такой кодификации предпринимались и раннее, однако Мишна Йехуды отличается наибольшей полнотой; она включает постановления предшественников и нововведения современников. Завершение Мишны представляет собой поворотный пункт, важнейшую веху в развитии Устного Закона.

Время правления Рабби совпало с общественно-экономическим подъемом Эрец-Исраэль. Евреям как в Эрец-Исраэль, так и во всей Империи была предоставлена широкая административная и судебная автономия. В этот период в Иерусалиме снова возникла еврейская община Кехилла каддиша ди-би-Иерушелем ( Святая община в Иерусалиме). Хотя запрет на поселение евреев в Иерусалиме  официально не отменялся15, власти не настаивали на его соблюдении. Тогда же районы на севере и юге страны, населенные  ранее неевреями, были включены в определяемые Галахой пределы Эрец-Эсраэль.

Экономическое положение евреев в Эрец-Исраэль также улучшилось, чему способствавала проводимая императорами династии Северов политика урбанизации. Некоторые еврейские поселения получили статус городов: Бет-Гуврин (Элевтерополис), Лод (Диосполис), Эммаус с окрестностями (Никополис). Эмиграция из Эрец-Исраэль сменилась притоком евреев из диаспоры, что создало предпосылки для развития новых отраслей сельского хозяйства и связанных с ними отраслей производства.

Свидетельством улучшения экономического и политического положения являются построенные в эти годы здания синагог, развалины которых обнаружены главным образом в Галилее  –  Кфар-Нахуме, Коразиме, Бар,аме и других местах.

Евреи Эрец-Исраэль усматривали в улучшении своего положения и в возвышении Йехуды ха-Наси признаки приближающегося избавления.

Когда Йехуда умер, никто не решался возвестить об этом жителям Циппори. В поэтической форме это сделал Бар-Каппара16: "Небесные силы долго боролись со смертными за обладание Ковчегом Завета. Увы, ангелы победили смертных, и Ковчег Завета унесен на небо!…" Согласно выраженному им желанию, Йехуду похоронили в Бет-Шеариме.

А тем временем жизнь в необъятной империи шла своим чередом. После смерти Септимия Севера императорами  в Риме провозгласили его сыновей - Луция Септимия Гету и Марка Аврелия Антонина, который вошел в историю под именем Каракалла. Античные историки  объясняют происхождение этого прозвища следующим образом:"Он получил прозвище Каракалла от названия спускающегося до пят одеяния,  которое он раздавал народу. Раньше таких не было. Поэтому и доныне такие каракаллы называют антониновскими; они особенно распространены среди простого народа в Риме"(Авторы жизнеописаний Августов. Каракалла IX).

О Каракалле  античные историки отзываются так:"В детстве Каракалла отличался мягкостью нрава и приветливостью. Но выйдя из детского возраста он стал замкнутым и высокомерным"(Авторы жизнеописаний Августов. Каракалла I - II). Каракалла  унаследовал суровый нрав своего отца. Но у сына эта суровость выродилась в крайнюю жестокость. Кроме того, в произведениях античных историков содержится рассказ о том, что у семилетнего Каракаллы был друг, которого избили за "исповедание еврейской религии".  Из-за этого юный Каракалла отказался разговаривать со своим отцом  и с отцом мальчика, считая их виновными в избиении друга. Судя по  его возрасту, этот инцидент произошел в 195 г. н. э.

"Гета был красивым юношей с крутым нравом, но не бессовестный; он был скуп, занимался выяснением значения слов, был лакомкой, любил поесть и имел пристрастие к вину с различными приправами" (Авторы жизнеописаний Августов. Гета.  IV).

С детства братья враждовали друг с другом, а с годами эта вражда приобрела патологический характер. Когда Септимий Север скончался в Британии, "его сыновья, взрослые молодые люди, поспешили в Рим, ссорясь друг с другом уже в пути. Вместе они не останавливались и за одним столом не ели - слишком сильно было подозрение, что один брат успеет отравить еду другого брата, либо сам, либо подговорив слуг"(Геродиан IV, 1).

После торжественных похорон Септимия Севера в Риме, его сыновья разделили императорский дворец пополам и "стали жить в нем оба, забив наглухо все проходы, которые были не на виду; только дверьми ведущими на улицу и во двор, они пользовались свободно, причем каждый выставил свою стражу" (Геродиан  IV).  Открыто ненавидя друг друга, они задумали разделить империю на Запад и Восток, но мать сумела отговорить их от этого неразумного поступка. Взаимная ненависть братьев вскоре выросла до такой степени, что Каракалла не выдержал и убил Гету прямо на коленях у матери - Юлии Домны, а затем расправился со всеми, кого можно было заподозрить в симпатиях к покойному брату.

Каракалла был первым римским императором, на котором лежала печать явной варваризации:"Всех германцев он расположил к себе и вступил с ними в дружбу. Часто, сняв с себя римский плащ, он менял его на германскую одежду, и его видели в плаще с серебряным шитьем, какой носят сами германцы… Варвары радовались, глядя на все это и любили его чрезвычайно. Римские воины тоже не могли нарадоваться на него, особенно благодаря тем прибавкам к жалованию, на которые он не скупился, а еще и потому, что он вел себя совсем как воин…"(Геродиан IV, 7).

Отдавая много сил и времени военной деятельности, он был не столько разумным полководцем, сколько выносливым  воином.

В 212 г. н. э. Каракалла издал эдикт, носящий название Constitutio Antoniniana, в соответствии с которым  римское гражданство распространялось на всех свободных жителей Империи. Видный римский юрист Ульпиан17 передавал это так: "Те, кто жили в римском мире, были объявлены римскими гражданами, благодаря конституции императора Антонина"[3]. Сохранился папирус с подлинным эллинским текстом этого эдикта, правда в сильно испорченном виде. Соответствующие фрагменты, реконструированные Паулем Майером, читаются так:"Я дарую римское гражданство всем чужестранцам в цивилизованном мире, то есть в империи, всем народам, имевшим ранее свой особый статус, но не дедитициям"[3]

В интерпретации этого эдикта наиболее сложной проблемой является толкование термина "дедитиции". Мнения современных историков по этому вопросу разделились. По мнению одних, все коренные жители римских провинций были в правовом отношении дедитициями, поэтому эдикт Каракаллы их практически не касался. Другие полагали, что этот термин приложим лишь к жителям тех территорий, где римляне не позволяли создавать городские советы самоуправления. Эти районы управлялись непосредственно римской администрацией и не представляли общественного целого в правовом смысле. Там, где римляне разрешили создание городских советов самоуправления, народ назывался не дедитициями, а "перегринами", то есть чужестранцами, и в соответствии с эдиктом Каракаллы имел права на римское гражданство. Третьи считали, что императорский эдикт предоставлял римское гражданство всем обитателям империи. Кто же тогда считался дедитициями? Это могли быть варвары, обитающие в пограничных областях,  иностранцы, пребывающие в пределах Империи временно, а так же те из вольноотпущенников, чье освобождение представлялось не совсем ясным с правовой точки зрения. Поскольку наиболее вероятной считается вторая точка зрения, то можно предположить, что по этому эдикту римское гражданство получили все евреи диаспоры. Но в Эрец-Исраэль где полисов (т. е. городов, имеющих самоуправление) было немного, никакого улучшения в правовом статусе евреев не наступило.

Нужно, однако, заметить что в III в. н. э. права римского гражданства  в значительной степени утратили свое прежнее значение. Этим объясняется то, что эдикту Каракаллы в античной историографии не предавалось особенного значения.

Несомненно, что  этот эдикт преследовал фискальные цели: не освобождая местное население от прежних налогов, он распространял на него единую систему налогообложения, установившуюся в Римской империи.

Вскоре императору пришлось столкнуться с серьезными проблемами. В 213 году он вел войну с германскими племенами - хаттами и алеманнами. Мира удалось добиться только путем подкупа. На Дунае он вел борьбу с племенами карпов и язигов.

Со времен Септимия Севера остался неразрешенным парфянский вопрос. Воспользовавшись междоусобными распрями в Парфии, император в 215 г. начал вторжение в глубь Месопотамии, но парфянский царь Вологез V пошел на уступки, и война закончилась.

После этого Каракалла отправился в Александрию, где по его приказу произошло массовое избиение населения. Так император жестоко отомстил александрийцам за их насмешки над собой.

В 216 г. н. э. Каракалла выступил в новый поход против парфян. Война затянулась и шла далеко не блестяще для римского оружия. Возник заговор, который возглавил префект претория Марк Опеллий Макрин, мавретанец по происхождению, и 8 апреля 217 г. н. э. Каракаллу убили, а через три дня Макрина провозгласили императором. Своим соправителем он провозгласил малолетнего сына Диадумениана. В качестве префекта претория он пользовался широкой популярностью, но, сделавшись императором, не сумел справиться с трудностями своего положения. Войско, избалованное Северами, жаждало новых подачек, а взять их было неоткуда. Война с парфянами шла из рук вон плохо, и с ними пришлось заключить мир на очень тяжелых условиях. В легионах начались волнения и поиски нового кандидата в императоры.

Умершая к тому времени жена Септимия Севера, Юлия Домна происходила из сирийского города Эмесы и была дочерью верховного жреца бога Солнца Элагабала (или Гелиогабала). У нее была сестра Юлия Мэса, а у этой последней две дочери - Соэмиада и Юлия Авита Мамея18. Старшая Соэмиада от брака с неким Варием Марцеллом имела четырнадцатилетнего сына Вария Авита Бассиана. После воцарения Макрина и самоубийства Юлии Домны, вся ее семья была сослана в Эмесу, где Бассиана избрали жрецом Элагабала. Юлия Мэса, властная и энергичная женщина, умело воспользовалась недовольством легионов, расквартированных в Сирии, чтобы добиться власти для своего внука. 16 мая 218 г. н. э. заговорщики провозгласили Бассиана императором под традиционным именем Цезарь Марк Аврелий Антонин Август, но в историю он вошел под именем Элагабал или Гелиогабал. Войска, оставшиеся верными Макрину, были разбиты под Антиохией, а сам он бежал на Запад, но вскоре был схвачен и  8 июня 218 г. н. э. убит.

Гелиогабал "был юн возрастом, в делах несведущ и необразован" (Геродиан V, 5), поэтому бразды правления взяла в свои руки его бабка Мэса. Она тщетно боролась с приверженностью императора к пышным нарядам и украшениям, "…настаивая, она пыталась уговорить его переодеться в римскую одежду, раз он готовиться вступить в Рим и войти в Сенат" (Геродиан V, 5). Но упрямый юнец твердо решил заставить гордых римлян смириться с варварской одеждой их нового императора и отправил в Рим свой огромный портрет, приказав выставить его на видном месте. Так что когда юный варвар-император, наконец-то прибыл в Рим, то вид его уже никого не удивил.

Гелиогабал был фанатичным поклонником почитаемого им бога и не думал ни о чем другом, кроме празднеств и богослужений, которые сопровождались дикими изуверскими обрядами и невероятным расточительством. «Вступив в Рим, он первым делом освятил Гелиогабала на Палатинском холме близ императорских покоев и построил ему храм, добиваясь чтобы в храм тот перенесли и изображение Матери богов, и огонь Весты, и палладий и священные щиты, и вообще все то, чему поклонялись римляне; и все это он делал, чтобы в Риме почитали одного только бога Гелиогабала. Более того, он повторял, что и обряда иудеев и самаритян тоже надо перенести сюда, чтобы жрецы Гелиогабала обладали тайной всех религий» - свидетельствуют Авторы Жизнеописаний Августов (Antoninus Heliogabalus, 28). При этих обрядах он заставлял присутствовать сенаторов и преторианцев. "Гелиогабал приносил и человеческие жертвы, выбирая для этой цели по всей Италии знатных и красивых мальчиков" (Авторы жизнеописаний Августов. Гелиогабал VIII).

"Хотя и казалось, что император посвящает все свое время пляскам и священнодействиям, он все же казнил большое число знатных и богатых людей, на которых ему донесли, что они не одобряют его и смеются над его поведением"(Геродиан V,6). Судя по всему, варвар-император к евреям относился с известной долей иронии и презрения. Об этом можно судить по отрывкам из «Истории Августов»: «Не раз  на обед подавал он страусов, говоря, что иудеям положено их есть» [12]. Как известно страусы входят в число животных, которых еврейский Закон запрещает к употреблению в пищу.

Понимая, что своим безумным поведением император вызывает всеобщую ненависть и отвращение, Мэса уговорила Гелиогабала усыновить и взять в соправители Алексиана, его двоюродного брата. При этом Гелиогабал изменил имя своего соправителя на Александр. Сенат постановил, чтобы шестнадцатилетний Гелиогабал считался отцом одиннадцатилетнего Александра.

Вскоре император попытался убить Александра, но так как от природы был глуп и бесхитростен, то в своем коварстве не преуспел, а 11 марта 222 г. н. э. Гелигабала вместе с матерью Соэмиадой убили воины, выбросив их трупы в Тибр. Сенат повелел  уничтожить память об императоре-варваре, запретив римлянам носить опозоренное навеки имя Антонин.

Власть после смерти Гелиогабала перешла к его двоюродному брату Алексиану Бассиану, который как император носил имена Цезарь Марк Аврелий Север Александр Август. Он был человеком мягким и нерешительным, а потому власть де-факто была в руках его бабки - Юлии Мэсы, а после ее смерти, в руках его матери - Юлии Мамеи и ее ближайших советников.

Юный император дружественно относился к евреям и христианам. Поэтому жители Антиохии и Александрии в насмешку называли его главой синагоги и Первосвященником (Syrum achisynagogum et archierum). Справедливости ради следует отметить, что предположения том, что Александр взял под свою защиту синагоги и даже был провозглашен почетным архисинагогом в одной из них, имеются в современной исторической литературе [12].    Кроме того, император по-видимому имел обычай возвещать заранее имена тех, кого он хотел назначить на важные государственные посты, так же как евреи и христиане в своих синагогах и церквах обычно возвещали своих кандидатов на общественные должности. У евреев он позаимствовал драгоценное правило: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними"(Гиллель в Шабб., 31а). Это правило он сделал своим девизом, который был начертан на его дворце и общественных зданиях. В домашнем храме (Lararium) Александр наряду с изображениями Орфея, Аполлона и Иисуса, хранил  изображения Авраама.

Правление Александра Севера стало счастливой эпохой для евреев, так как он восстановил все прежние привилегии евреев (Judaeis privilegia reservavit).

Стих Даниила 34; 11: "Во время страдания своего они будут иметь некоторые послабления" толковался евреями в применении времени правления Александра.

Упоминания об Александре имеются в Талмуде и Мидрашим. Там говорится, что некая Иустина "дочь Севера сына Антонина рассказывала  Рабби", что она была выдана замуж в необыкновенно юном возрасте (Нидда, 45а).  "Север сын Антонина" согласно Талмуду стал императором при жизни своего отца (Абода Зара,10а). Он обещал "Рабби", что Тверия получит права римской колонии. Если принять во внимание эти положительные отзывы о Севере, то становится непонятным, почему время его правления считается карой для Эрец-Исраэль (Мидраш Шир ха-Шир, изд. Бубера, I, 6. Берлин.  1894 г.).

В агадической литературе имеются туманные упоминания о матери императора - властолюбивой Мамее, которая часто дискутировала на религиозные темы с Оригеном19 и вероятно интересовалась делами евреев.  Одна из синагог в Риме называлась синагогой Севера. Это название она получила в знак признательности императору, или же потому, что там хранился свиток Торы подаренный императором.

В целом правление Александра Севера стало своего рода реакцией против принципов военно-бюрократической монархии, установленной Септимием Севером.

Снова, как в дни Антонинов, было установлено согласие между императором и Сенатом. Были приняты меры по ослаблению бремени непосильных налогов и усилению дисциплины в войсках, при одновременном сокращении расходов на их содержание, однако это вызвало падение авторитета императора среди солдат.

Вновь в легионах начались волнения. В 228 г. н. э. в Риме вспыхнули беспорядки. В течение трех дней на улицах Вечного Города происходили бои между преторианцами, которых ненавидели за распущенность и варварское происхождение, и горожанами. Злоба преторианцев обрушилась на префекта претория Домиция Ульпиана. Они  вырвали префекта из рук Александра Севера и Мамеи, пытавшихся его защитить, и убили  у них на глазах.

Реформы, проводимые императором и Сенатом, не удались. Население нищало, и разбегалось куда глаза глядят. Дороги стали непроходимыми от разбойников, а пиратство на море приняло такой размах, что морская торговля почти совсем прекратилась.

В 226 г. н. э. в Парфии произошли изменения, чреватые неприятными для римлян последствиями. Наместник Персиды Ардашир сверг парфянскую династию Аршакидов. Иран объединился под властью агрессивной династии Сасанидов.

Новые правители намеревались изгнать римлян с Востока. Около 230 года персидские войска вторглись в Сирию и Каппадокию, уничтожая римские гарнизоны.

Опасность была столь велика, что Мамея решила вместе с сыном отправиться на Восток. Большое римское войско собралось в дунайских провинциях и оттуда прибыло в Антиохию. В Сирии царили тревожные настроения не только из-за вторжения персов. В Эмесе объявился узурпатор, некто Ураний Антонин. Когда его уничтожили,  прибывшие из Египта легионы выдвинули нового узурпатора Таврина. Все эти события стали недобрым знаком для династии Северов. Успешное продвижение легионов, из-за тяжелых климатических условий и постоянного вмешательства в управление войсками Мамеи и ее советников, развивалось медленно. Это позволило персам сконцентрировать конницу и успешно контратаковать римлян. Легионам пришлось отойти из Армении в Сирию с большими потерями. Только пассивность персов спасла римлян от полного разгрома. Среди воинов начался мятеж, который предотвратили щедрыми раздачами.  Это было явное поражение, тем не менее, в Риме в 233 году отпраздновали триумф Александра Севера в честь "победы" над персами.

А тем временем с северных границ стали поступать тревожные вести. На Дунае варвары прорвали укрепленную линию, и их набеги докатились до самой Италии, но легионы, возвращавшиеся с Востока, восстановили положение. В 234 году положение стало катастрофическим. Варвары вытеснили римлян с правого берега Рейна. Император и его мать вновь приняли решение лично возглавить легионы. Александр Север и Мамея прибыли в Могонтиак (Майнц), близ которого стали сосредотачиваться войска. Легионы пополнили в Паннонии и Фракии. Боевой дух солдат был высок, они горели нетерпением вознаградить себя за неудачи войны с персами.

Но император вовсе не желал воевать. По наущению Мамеи и ее советников, он отправил к варварам секретное посольство с предложением больших денежных подарков, что на деле означало позорную капитуляцию римлян перед варварами. Александр в это время беспечно увлекался соревнованиями колесниц. Весть о посольстве к варварам вызвала бурю негодования в легионах. Начался мятеж, который возглавил видный полководец Гай Юлий Вер Максимин20, на которого была возложена задача по организации боевой подготовки молодого пополнения. Император, его мать и ближайшие советники, не успевшие скрыться,  в результате этого мятежа погибли. Существует две версии гибели Александра Севера.

По одной из них Александр был убит своими телохранителями, которые во время его послеобеденного отдыха ворвались в палатку, и нанесли ничего не подозревавшему императору несколько смертельных ранений.

По другой версии Александр, узнав о провозглашении императором Максимина, пытался уговорить солдат вернуться к исполнению своего воинского долга. Но их уверения в поддержке императора были прерваны появлением Максимина, который объявил себя защитником и покровителем солдат, и был единодушно признан легионами римским императором.  Покинутый всеми Александр Север удалился в свою палатку, чтобы не подвергнуться в последние минуты жизни оскорблениям солдат. За ним последовали трибун и несколько центурионов, которым было приказано казнить Александра. Последние мгновения жизни императора были опозорены  "бесполезными криками и мольбами, превратившими в презрение, то справедливое сострадание, которое должны были внушать его невиновность и жалкая судьба"[1]. Династия Северов, открывшая варварам путь к римскому престолу, перестала существовать.

С ее падением начался длительный период борьбы за власть в Риме (235 – 289 гг. н. э.), частой смены императоров и всеобщего хаоса, который принес тяжкие страдания Эрец-Исраэль. Хотя религиозных преследований евреев в этот период по-видимому не было, еврейские источники содержат многочисленные обличения "Исава" (Рима) безжалостно угнетающего и грабящего "Иакова" (еврейский народ). Сельское население страдало от хозяйственной разрухи и непосильных поборов. Эрец-Исраэль постиг сильный голод, вызванный дурным управлением. Число покидающих страну, значительно превысило число прибывающих в нее. Для евреев вновь наступили смутные времена.      

Александр  Эльяшов  

                                    ПРИМЕЧАНИЯ 

Антонины – римская императорская династия (97 – 192 гг н. э.). Коммод (161 – 192 гг. н. э.), последний представитель этой династии. В 166 г. провозглашен цезарем. В 177 г. провозглашен Августом и соправителем. С 17.03.180 г. – римский император. Проводил террористическую политику по отношению к Сенату. Убит в результате заговора.

2 Жителей провинций варварского происхождения в легионы стали принимать со времен Адриана. В дальнейшем процесс этот усилился. К концу IV века на службу стали принимать целые племенные формирования, что привело к падению боеспособности римского войска.

3 Преторий – привилегированная императорская гвардия, которая первоначально комплектовалась первоначально исключительно из жителей Италии, а в последствии из лучших воинов провинциальных легионов. Возглавлялась префектом. Из опоры императорской власти постепенно превратилась в источник смуты и заговоров. Ликвидирована императором Константином I. Заменена дворцовыми частями.

4 Алиментарная система была введена Траяном. Предназначалась для оказания материальной помощи  беднейшим свободнорожденным детям италиков (субсидию получали мальчики до 18 лет и девочки до 14 лет).

5 Маркоманнская война (166 – 180 гг.) против германских племен, прерванная после смерти императора Марка Аврелия.

6 Орозий Павел  (около 380 – 420 гг. н. э.). Римский историк. Автор сочинения "Против язычников". Стремился доказать, что бедствия Рима, переживаемые в начале V века, расплата за злодеяния прошлых веков.

    Евсевий Кесарийский (около 264 – 340 гг. н. э.). Видный римский историк церкви. автор богословских и исторических сочинений. Ему принадлежит "Хроника", доведенная до 20 гг. IV века и биография Константина I.

  7 Согласно эдиктам императора Адриана, изданым после подавления восстания Бар-Кохбы постройка новых синагог была запрещена.

 8 Кассий Дион Коккеян (около 160 – 235 гг.). Эллинский историк и римский сенатор из Никеи и Вифинии. В период правления династии Северов был наместником нескольких провинций и консулом в 229 году. Написал на эллинском языке анналистическую римскую историю в 80 книгах от основания Рима до своего консульства. В первозданном виде до нас дошли книги с 36 по 60, охватывающие период с 68 г. до н. э. по 57 г. н. э. и частично книги 78 и 79 (217 – 220 годы). Остальные книги дошли до нас фрагментарно в сочинениях византийских историков X – XII веков.

9 Гиллель – входил в пятую "пару" мудрецов. Жил в период правления Ирода в I в. н. э. Основополжник особой системы интерпретации Закона, получившей название Мидраш Галаха. Некоторые исследователи считают, что он сформулировал семь принципов толкования Торы.

10 Шимон бен-Гамлиэль -  танай третьего поколения. Глава Санхедрина в Уше. Перед началом восстания Бар-Кохбы жил в Бетаре. Во время осады крепости римлянами ему удалось бежать. При восстановлении Санхедрина в Уше был избран наси не только ввиду принадлежности к дому Гиллеля, но и за личные заслуги. Хвалил самаритян за то, что они строже чем евреи соблюдали некоторые заповеди. В управление Санхедрином кроме должностей наси и ав-бет-дина (главы суда) ввел третью должность - "хахама", имевшую такой же авторитет, как и две первые.

11 Йехуда бен-Илаи – в Талмуде именуется рабби Йехуда. Жил в II н. э. Отличался простотой и скромностью. Несмотря на перенесенные гонения, с похвалой отзывался о римлянах. Благодаря глубоким обширным познаниям и многостороннему уму имел право высказываться первым среди коллег. Был близок к Раббану Шимону бен-Гамлиэлю и считался его домашним учителем.

      Шимон бар-Йохай – один из главных представителей танаев третьего поколения. Автор "Сефер ха-Зоггар".Родился в Галилее в II н. э., умер в Мероне близ Цфата. Известен как один из выдающихся учеников рабби Акивы. Услышав от своего товарища Йехуды бен-Илаи похвалы в адрес римского правления, заметил, что римские учреждения полезны только римлянам.

     Элиэзер бен-Шамуа – танай третьего поколения. Приобрел большую славу как законоучитель. Ученик рабби Акивы. Сохранилось его изречение:"Честь ученика твоего да будет дорога тебе, как твоя собственная, уважение к твоему товарищу да будет равно твоему благоговению перед учителем твоим, а благоговение перед учителем пусть будет равно благоговению перед Отцом Небесным". Ввел запрет на употребление мацы изготовленной самаритянами.

12 Марк Аврелий (26.04121 – 17.03.180 гг.). Усыновлен императором Антонином Пием в 138 г. С 7. 03.161 г. римский император. В период с 161 по 169 г. правил совместно с Луцием Вером. Философ – стоик. Сохранилось его сочинение "Наедине с собой".

     Луций Вер  (15.12.130 -  февраль 169 гг.). Усыновлен  Антонином Пием в 138 году. Соправитель Марка Аврелия в 161 – 169 гг.

13 Танаи – первоначально выполняли функции учеников при когенах и левитах. В последствии учителя Закона, интерпретаторы  и толкователи Писания. Создатели Мишны. Всего было четыре поколения танаев, действовавших в Эрец-Исраэль в период 70 – 220 гг.

     Амораи – первоначально выполняли функции помощников танаев. В последствии стали учителями Закона, создателями Талмуда, интерпретаторами и комментаторами Мишны. Всего было пять поколений амораев, дейстствовавших в Эрец-Исраэль и семь поколений амораев, действовавших в Вавилонии в период 220 – 470 гг.

14 Мишну рабби Йехуды не следует считать  литературным произведением принадлежащим самому Наси. Она является сборником, в который вошел весь Устный Закон, развивавшийся от эпохи самой древней галахической экзегезы и до кристаллизовавшейся Галахи III века. Роль Рабби в создании Мишны заключается в следующем:

а) он свел вместе источники, расходящиеся в трактовке определенных проблем;

б) он указал на существование различных источников галахот (законов);

в) он сократил и объединил источники, между которыми нет расхождений;

г) он опустил часть суждений из текстов, существовавших до него.

15 Бар-Каппара – видный мудрец из Эрец-Исраэль, занимавший промежуточное положение между танаями и амораями. Полное имя Элиэзер бен-Элиэзер ха-Каппара. Под этим именем фигурирует в танаитских источниках и Тосефте. Пользовался известностью у амораев как автор не сохранившейся Мишны Бар-Каппары, представлявшей собой варианты Мишны Рабби.

16  Постоянное проживание евреев в Иерусалиме было запрещено Адрианом.

17Домиций Ульпиан (около 170 – 228 гг. н. э.) – видный римский юрист. Опекун Александра Севера . Префект претория с 222 года. Автор многих юридических сочинений, дошедших до нас в виде извлечений. Убит преторианцами.

18 Мать Александра Севера. Женщина сурового и корыстного характера. По мнению античных авторов, именно вмешательство Мамеи привело к мятежу воинов, в результате которого она погибла вместе со своим сыном и большинством приближенных.

19 Ориген из Александрии (около 185 – 254 гг. н. э.). Раннехристианский богослов и философ. Руководитель христианской школы в Александрии (231 г.), затем в Кесарии (Эрец-Исраэль). Сохранилось около сотни его философских и богословских сочинений.

20Гай Юлий Вер Максимин Фракиец (172 – 238 гг. н. э.). Император  (235 – 238 гг.  н. э.). Сын фракийского крестьянина. Прошел путь от простого легионера до видного полководца. Возглавил мятеж против императора Александра Севера, в результате которого захватил власть в империи. Убит своими солдатами в мае – июне 238 года.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Хронологическая таблица (135 – 220 гг. н.э.)

     
135 г.

Репрессивные эдикты Адриана: запрет на строительство новых синагог и на изучение Торы, отмена еврейского судопроизводства, запрет на проживание евреев в Иерусалиме.

Римляне подавляют восстание Шимона Бар-Кохбы, Спасение Шимона бен Гамлиэля II из осажденного Бетара. Гибель Шимона Бар-Кохбы. Падение Бетара. Мученическая смерть р. Акивы. Родился р. Йехуда ха-Наси

138-февраль 140 г. Адриан усыновляет Антонина Пия (138 г.) Смерть Адриана (10.06.138 г.) Антонин Пий провозглашен императором. Первое консульство Марка Аврелия (140 г) Санхедрин в г. Уша. Перенос центра центра изучения Торы в Галилею. Деятельность Патриарха1 раббана Шимона бен-Гамлиэля II. Третье поколение танаев2 : р. Меир, р. Йехуда бен-Илай, р.Элиезер бен-Шамуа (ученики р. Акивы, заложившие основы мишнаитского материала), р. Элиезер бен- Цадок II, р. Шимон бар-Йохай (основоположник Каббалы, автор «Сефер га-Зоггар»3).
161-169 гг. Умирает Антонин Пий (7.03.161 г.). Начало правления Марка Аврелия иЛуция Вера. Война с парфянами (162 -165 гг.). Начало Маркоманнской войны и смерть Луция Вера (169 г.). Начало деятельности Патриарха Рабби Йехуды ха-Наси (165 г.). Санхедрин в Бет-Шеарим.
175 г. Марк Аврелий подавляет мятеж легата Сирии Авидия Кассия Путешествие Марка Аврелия по Эрец-Исраэль
180 г. Смерть Марка Аврелия. Начало правления его сына Коммода. Окончание войны с варварами на Рейне и Дунае. Начало деятельности четвертого поколения танаев (180 – 220 гг.): р. Бар-Каппара, р. Хия, р. Йоси бен-Шимон, Элиезер бен-Шимон, Шимон бен-Халафта.
192-194 гг.  Убийство Коммода (31.12.192 г.) Правление и гибель Пертинакса (1.01.193 – 28.03.193 г). Правление и гибель Дидия Юлиана (13.04.193 – 1.07.193 г.). Новый император Септимий Север ведет борьбу против легата Сирии Песценния Нигера. Поражение и гибель Нигера (194 г.).  Столкновения между евреями, поддержавшими Септимия Севера и самаритянами, поддержавшими Песценния Нигера (193 –194 гг.).
 199 – 200 гг.  Пребывание Септимия Севера в Египте.  Йехуда ха-Наси завершает работу по редактированию Мишны . Восстание евреев и самаритян под руководством Клавдия-нееврея.
 202 г. Септимий Север возвращается в Рим. Евреи получают право занимать ответственные должности в государственном аппарате Римской империи  Септимий Север издает эдикты для жителей Эрец-Исраэль: запрет на переход в христианство и иудаизм
 ок. 203 г.  Открытие арки Септимия Севера в Риме. Пребывание императора в африканских провинциях (203 – 204 гг.).  Санхедрин в Циппори. Экономический и политический расцвет Эрец-Исраэль (до 235 г.).
 208 -211 гг.  Начало восстания в Северной Британии. Смерть Септимия Севера (211 г.). Начало правления Марка Аврелия Антонина (Каракаллы) и убийство его брата Геты  Деятельность р. Ицхака бар-Авдими (ученика Йехуды ха-Наси) по по распространению Мишны.
 212 г.  Constitutio Antoniniana. Жители провинций получают права Римского гражданства.  Евреи получают права Римского гражданства.
215 –217 гг. Война с парфянами.Убийство Каракаллы (217 г.). Правление Марка Оппелия Макрина и его сына Диадумениана Пребывание Каракаллы в Эрец-Исраэль и его возможные контакты с р. Йехудой ха-Наси
218-220 гг. Убийство Макрина (218 г.). Начало правления Гелигабала (218-222 гг.). Смерть р. Йехуды ха-Наси (ок. 220 г.). Его сыновья р. Шимон и раббан Гамлиэль завершают работу по редактированию Мишны, но уже не вносят в нее ничего нового.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Правильнее применять титул Наси – глава патриархальной семьи, клана, племени. Этот титул носил глава Санхедрина. Возможно, что титул Наси в этом значении вошел в употребление только со времени Йехуды ха-Наси, а деятели более ранней эпохи не носили его при жизни. Согласно другой версии титул Наси получил распространение со времени Гиллеля, примерно с 30 г. до н.э.

2 Первое поколение танаев 70-95 гг. н. э.; Второе поколение танаев 95-132 гг. н.э.; Третье поколение танаев 140-165 гг. н.э.: Четвертое поколение танаев 165-220 гг. н.э.

3 «Сефер ха-Зоггар» - основное произведение Каббалы – получила свое название от эсхатологического стиха: «И мудрецы воссияют сиянием тверди небесной». Представляет собой подробный и непрерывный комментарий к Хумашу (Пятикнижию Моисеевому). Написан частью на иврите , частью на арамейском. Была найдена и опубликована по частям кастильским каббалистом Моше бен Шем Тов де Леоном. Однако, некоторые исследователи полагают, что большая часть «Сефер ха-Зоггар» была написана самим де Леоном между 1270 и 1305 гг. Характерным является мнение рабби Яакова Эмдена, который пришел к следующим выводам:

1) первоначальный текст «Зоггар» несомненно имеет древнее происхождение, на что указывает анализ содержания и загадочного языка кратких каббалистических изречений в «Сефер ха-Зоггар» - причем в наиболее древних ее частях – Тосефт, Матнитин, Ситре-Тора, послуживших основой для позднейших частей, содержащих разъяснения мест из Св. Писания, принципы Каббалы в Сафра-ди-Цениута, Идра-рабба, Идра-зутта, Сабба и Янука; редакция последних относится к периоду гаонов;

2)Раия Мегеина (Верный Пастырь) представляет собой произведение самого Моше бен Шем Тов де Леона;

3)Мидраш ха-Неелам несомненно является произведением позднейшего фальсификатора, на что указывает весьма поверхностное знакомство с Талмудом и язык – смешанный иврит и арамейский, представляющий собой неудачное подражание блестящему и торжественному арамейскому языку «Зоггар».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Периодизация поколений танаев и правления некоторых наси по различным источникам

Поколения танаев Адин Штейнзальц "Введение в талмуд" Сборник статей «Евреи в Римской империи в эпоху Талмуда» Введение в Устную Тору. Части 1-2
1 20-40 гг. н.э. 10-80 гг. н. э. 70-95 гг. н. э.
2 40-80 гг. н. э. 80- 120 гг. н. э. 95-132 гг. н.э.
3 80-110 гг . н. э. 120-140 гг. н. э

140-180 гг. н.э.  Правление Шимона бен Гамлиэля II

4 110-135 гг. н. э.

140-165 гг. н.э.  Правление наси Шимона бен Гамлиэля II

180-220 гг. н. э.   Правление наси Йехуды бен Шимона (Йехуды ха-Наси)

5

135-170 гг. н. э.   Правление наси Шимона бен Гамлиэля II

165-200 гг. н. э. Правление наси Йехуды бен Шимона (Йехуды ха-Наси)

 
6

170-200 гг. н. э. Правление наси Йехуды бен Шимона (Йехуды ха-Наси)

   

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Э. Гиббон. Закат и падение Римской империи. Т.1 Москва 1997 г.

2. Евреи в Римской империи в эпоху Талмуда (период Мишны с 70 по 220 гг. н. э.). Сборник статей. Тель-Авив 1999 г.

3. Г. Аллон. История евреев Эрец-Исраэль в талмудическую эпоху. Т. II.  Иерусалим 1994 г.

4. Еврейская Энциклопедия. ТТ. I,V, VIII, XIV. Репринтное издание.  Москва 1991 г.

5. Краткая Еврейская Энциклопедия. Т. 3,5. Иерусалим 1986 г.

6. А. Бадак и др. История Древнего Мира. Древний Рим. Минск. 2000 г.

7. Введение в Устную Тору. ЧЧ. 1-2. Иерусалим 1995 г.

8. Е. Федорова. Императорский Рим в лицах. Ростов на – Дону 1998 г.

9. Н. Мишкин. История древнего Рима. Москва 1956 г.

10. С. Ковалев. История Рима. Ленинград 1948 г.

11. В. Гладкий. Древний Мир. Донецк. 1996 г.

Коротко об авторе:  Александр Эльяшов. Родился в 1954 году в Харькове. С 1974 по 2000 год проходил службу в Вооруженных Силах. С 2000 года работал на государственном предприятии, одновременно руководил культурной программой "Еврейский Мир в Интернете" харьковского Еврейского Культурного Центра "Бейт Дан". В настоящее время работает менеджером небольшой коммерческой фирмы. Написал ряд статей посвященных вопросам иудаизма ("Загадки и приключения Каббалы", опубликована в журнале "Истоки" в 2002 году) и историии еврейского народа в античные времена ("Евреи и Рим. Крушение надежды", охватывает период примерно с 235 по 363 гг. нашей эры, сокращенный вариант опубликован на страницах портала davar.org.ua;  "Триумф и трагедия династии Хасмонеев",  "Взлет и падение  "Сына Звезды" (о Симоне Бар-Кохбе), "Евреи и Рим. Накануне Темных Веков" (охватывает период с 363 г. н. э. и до момента окончательной гибели Западной Римской империи).

ИудеяиудаизмРиммишна 

18.08.2009, 15999 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

30.09.2008 13:35:15

Царица Береника: Иудейская Клеопатра.

Казалось, что дух Клеопатры вместе с духом Юлия Цезаря, жертвы её роковой любви, витали в те дни над Римом, не собираясь оставлять в покое ни взбудораженных римлян, ни без пяти минут императора Тита Флавия. Но Клеопатра, хотя и считалась египетской царицей, была, по крайней мере, греческого происхождения. Тит же, к досаде римлян, связался с ненавистной еврейкой Береникой.

Я.Рабинер

биографииИудеяИудейская война 

10.10.2008 22:26:29

Триумф и трагедия династии Хасмонеев

Написана эта статья, на наш взгляд, слишком предвзято, но будем рассматривать ее  лишь в качестве подробного исторического повествования. Как и истории из библии

биографииХасмонеиМаккавеиИудея 

08.07.2010 22:12:43

Храмовая гора

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней. 

Натали Палант

ИерусалимбиблияхристианствоверсииХрамиудаизмпрогулкаэкскурсия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

04.08.2009 09:55:11

В Иерусалиме найден сосуд эпохи Второго Храма

Археологи в Иерусалиме обнаружили редкие образцы глиняных изделий, возраст которых составляет около 2000 лет. Среди находок исследователи выделяют округлый керамический сосуд, полностью исписанный неизвестными на сегодняшний день символами.

Группа ученых из американского Университета Северной Каролины сообщает, что находка была сделана во время последних раскопок на территории национального парка Ган Собев Хомот Йерушалаим, недалеко от Сионских ворот Старого города.

Иерусалимнадписинаходки 

15.06.2008 16:24:10

Из семени Масады возродят израильские финики

Израильские ученые добились большого успеха: им удалось прорастить семя финиковой пальмы, возраст которого превышает 2.000 лет. Спустя 26 месяцев с начала эксперимента растение достигает уже приличной величины. Речь идет о местном виде пальмы, исчезнувшем сотни лет назад.
Семя получило прозвище Мафусаил в честь старейшего человека, упомянутого в Библии. Оно было найдено в древней крепости Масада, на вершине холма в Иудейской пустыне, близ Мертвого моря, где в I веке новой эры евреи зилоты совершили массовое самоубийство, чтобы избежать римского плена.

Израильраскопкипальма 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100