История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Трилогия о Via Dolorosa.

Натали Палант

 

Часть 1. Начало пути.

Улица Via Dolorosa, она же путь страданий, она же Крестный ход - самая популярная аттракция для паломников всех мастей в Иерусалиме. Когда то давным-давно, лет 10 назад, первый раз оказавшись в Старом городе, я знала только о существовании двух мест: о Стене плача возле Храмовой горы и о Храме Гроба на Виа Долороса. Стену плача мне удалось найти довольно легко. А вот с Виа Долороса вышла заминка. С одной стороны, я ее вроде нашла, с другой стороны, я ее сразу потеряла. Улица постоянно упиралась в очередной перекресток и норовила исчезнуть, так что я теряла вместе с улицей и свою ориентацию. Дело еще усложнялось тем, что на русской карте названия абсолютно не соответствовали английским и ивритским указателям.  В конце концов, я даже прошла мимо Храма Гроба, в упор не признав его. Кто же мог подумать, что самое затрепанное здание Иерусалима и есть самая главная христианская святыня?!

С тех пор много изменилось и в Иерусалиме и во мне. Но только не в самом Храме Гроба. Та же деревянная строительная лестница стоит на своем правом окне как безмолвный символ неизменного статус-кво. Впрочем, о лестнице и истории самой дороги страданий немного попозже. Сейчас же не терпится начать путь!

Начинаем идти от Львиных ворот. Тут обычно туристам показывают барельефы двух львов, которые на самом деле леопарды и рассказывают красивую легенду о Сулеймане, которому эти львы-леопарды приснились в кошмарном сне.

Но я вам расскажу другую историю Львиных ворот.

7 июня 1967 года в эти ворота вошли израильские солдаты. И это был единственный случай в многотысячной истории Старого города, когда Иерусалим был завоеван с востока. И если есть хоть какая-то правда в теологической доктрине о приходе Спасителя с востока, то Спаситель уже пришел. И это наша [израильская] армия. Это наши сыновья в боевых войсках! Благодаря им, мы можем спокойно гулять по всему Иерусалиму, по всему Старому городу, в том числе, по Виа Долороса.

Почти сразу после Львиных ворот – справа - наша первая остановка. Нет, это еще не 1-ая Остановка (Станция) Крестного пути. Это, можно сказать, нулевая. Церковь святой Анны, бабушки Иисуса.

История сего почтенного семейства записана в протоевангелии от Иакова и коротко выглядит так:

У Иоакима и Анны не было детей. Иоаким ушел в пустыню молиться на 40 дней, а Анна очень скучала одна. Завидев издалека возвращающегося мужа, Анна бросилась ему навстречу и прямо у городских ворот пара обнялась и поцеловалась. Через 9 месяцев после этого поцелуя родилась девочка Мария.

Как и положено по сюжету, Мария с детства была посвящена богу и в возрасте с 3 до 12 лет жила прямо в святая святых Храма, занимаясь вышиванием занавеса.

Так вот, можете верить или не верить, но церковь святой бабушки стоит прямо на том месте, где Анна родила Марию! Более того, саму родильную комнату можно увидеть, если спуститься по ступенькам внутри церкви к ее археологической святыне - к крипте.

Интересна также история и самого здания, которое является наиболее хорошо сохранившейся в Израиле церкви 12 века. Салах А-дин, вопреки своей привычке, здание крестоносцев не разрушил, а превратил в школу изучения ислама.

В середине 19 века турки подарили здание (а может это была взятка?) Франции за оказанную помощь в Крымской войне. С тех пор церковь принадлежит ордену белых братьев. Основная деятельность ордена заключается в миссионерстве в Африке. Отсюда и традиционная для Африки белая одежда, и карта Африки, висящая прямо при входе в комплекс.

Второе здание, построенное крестоносцами в этом же памятном 12 веке, до нас дошло только в виде руин.

Общее название развалин - Вифезда (Бейт Хисда). Именно здесь во времена Второго Храма были два больших бассейна, обладающих целебной силой. Правда, исцеление от всех болезней наступало только у того, кто первым успевал прыгнуть в воду во время неожиданно начавшегося колыхания воды. Один парализованный никак не мог преуспеть в этом состязании. И Иисус его вылечил просто так, без всякого погружения в волшебное СПА. Просто сказал ему: "Забирай свои шмотки и вали куда подальше". В честь этого чуда еще в византийский период на бассейнах стояла огромная церковь, превосходящая по своему размеру весь более поздний крестоностский комплекс.

Интересно, что еще до Византии, тут был языческий храм богу медицины – то ли Эскулапу, то ли Серапису.

Вернувшись с бассейнов назад на улицу пройдем немного вперед и наконец - Первая остановка Крестного пути. Это здание суда, оно же Рretorium, оно же башня Антония. Да, да, именно тут стояла северная иродианская башня Храмового комплекса, названная так в честь римского императора Антония.

Вообще, более логично предположить, что Понтий Пилат судил Иисуса не тут, а во дворце Ирода около Яффских ворот. Но лично я вообще не понимаю, что Пилат делал в Иерусалиме, когда столица и, соответственно, резиденция прокураторов находилась в Кейсарии (согласно  первоисточнику, прибыл на празднование  местным населением  праздника  Пасхи – JUDAEA.RU).  Но, впрочем, понимать тут нечего - верить надо!

Башня Антония была разрушена 10-тым римским легионом вместе со всем остальным Иерусалимом в 70 году. А на ее месте сейчас находится средняя мусульманская школа для мальчиков. Если вам удастся зайти внутрь школы после уроков или за скромный бакшиш, обязательно посмотрите в ее окно, выходящее прямо на Храмовую гору!

Между 1-ой и 2-ой остановкой на Виа Долороса перерывчик небольшой.  Суд состоялся, приговор вынесен и начинается его исполнение внутри францисканского комплекса. Да, это целый комплекс. Тут есть и музей, и учебный колледж, и клойзер (внутренний дворик для молитв и медитаций), и сразу две капеллы. Первая капелла, построенная гениальным архитектором Антонио Барлюци, посвящена издевательствам над Иисусом римских солдат. Большой барельеф в виде тернового венца над входом и изображение тернового венца под сводами капеллы напоминают нам об этих тяжелых минутах.

Но Атонио Барлюци не был бы Антонио Барлюци, если бы не вплел в этот терновый венок яркие цветы и не поместил бы его на золотом фоне. Золотой фон - символ царствия небесного и напоминание о том, что вся эта голливудская драма оканчивается хеппи-эндом.

Вторая капелла комплекса под названием " возложение на Иисуса креста", не является творением рук Антонио Барлюци и поэтому в эстетическом плане ничего особенного не представляет. Самое интересное тут - не шикарные статуи, а пол.

Весь пол с правой стороны от входа - это оригинальная мостовая возрастом около двух тысяч лет. На латыни называется lithostotos - каменная брусчатка. И, чтобы увидеть продолжение этого литостратоса, мы зайдем в монастырь сионской матери Notre Dame de Sion , известный так же по имени Ecce Homo. Столь странное название переводится просто - "этот человек". Так обозвал Понтий Пилат Иисуса перед бесчинствующим народом, требующим зрелища распятия.

В нижней части этой церкви есть потрясающие археологические раскопки. А сама церковь, наверное, самая элегантная церковь Иерусалима, гармонично сочетающая в себе древние арочные ворота с современной отделкой. Одна из монашек монастыря под впечатлением этих древностей даже написала целый докторат, в котором пыталась доказать, что все это часть башни Антония, а по каменой брусчатке шагал сам Иисус, неся свой крест.

Мне не известно, удалось ли монашке защитить свою диссертацию еще до того, как другие археологи опровергли все ее блестящие доводы. Потому что арка, часть которой находится внутри здания, а часть прямо нависает на Виа Долороса - это триумфальная арка, поставленные Адрианом в 135 году. А каменная мостовая - это площадь собраний (Форум), построенная тем же Адрианом в том же 135 году как часть градостроения Элии Капитолины.

Ну а я не смогла удержатся и не сфотографировать сталактиты:

Выйдя из Ecce Homo, мы продолжаем идти по улице пока улица не кончится. Вернее, она упирается в т-образный перекресток с улицей Гай. Гай - это ущелье. Одно из трех ущелий, на которых базировалась топография Города Давида - ущелье Кидрон, ушелье Гай бен Эном (Гееном) и просто безымянный Гай. Если от природы Кидрона и Геенома еще что-то осталось, то ущелье Гай было полностью засыпано и в дальнейшем по нему проложена одна из двух центральных кардо римского города Элии Капитолина (или, как говорят наши братья-арабы, Эль-Кудс).

На этом перекрестке Виа Долороса поворачивает налево и сразу на углу Третья остановка. Но мы немного отвлечемся направо.

Здание с большим парадным входом - австрийская гостиница. Тут можно снять номер на ночь или перекусить в кафе. Но самое разумное - подняться на крышу здания с потрясающим обзором на весь мусульманский квартал старого города, в центре которого мы сейчас находимся.

Если же продолжить идти направо по улице Гай, то довольно скоро мы выйдем за пределы Старого города через Шхемские (Дамаские) ворота и, пройдя еще пару минут все в том же направлении Шхема и Дамаска, попадем к могиле Иисуса на Голгофе.

Да, да, я ничего не перепутала и тут тоже есть Голгофа и тоже есть могила Иисуса дополнительно к той, что находится в Храме Гроба на Виа-Долороса. Это могила и Голгофа протестантов. Название "могила в саду" полностью отражает характер этого почти райского уголка. Единственное святое место на Святой земле, находящееся во владении протестантов. Не просто дом молитв, а место, с которое связанно новозаветная история. Ведь в Евангелиях написано, что Иисус был похоронен в саду.

Еще в конце позапрошлого века была обнаружена здесь древняя могила рядом со скалой в форме черепа. Дополнительные раскопки обнаружили сельскохозяйственные установки - водосборники, масло и винодавильню. Вот вам и Голгофа ( голгота=голголет=череп) и сад соответствующего возраста.

Правда, потом выяснилось, что могила датируется временем Первого Храма. Но разве не могла она быть в повторном использовании и почти тысячу лет спустя?

Кроме того, римляне любили ставить кресты с распятыми на главных дорогах империи. А тут как раз дорога Иерусалим-Дамаск.

И вообще для верующего человека намного легче и приятнее представить себе окружающий пейзаж двухтысячелетней могилы именно здесь в тихом и живописном саду, а не в душной церкви.

А еще эта "могила в саду" просто прекрасный уголок для любой прогулки, для уединения и медитаций!

ИерусалимпрогулкаэкскурсиябиблияСтарый городхристианство 

02.07.2011, 19193 просмотра.

Читать дальше:
1 2 3



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

03.11.2009 21:37:34

ЕВРЕИ И РИМ. КРУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ

С приходом к власти в Риме императоров-христиан, положение евреев в Эрец- Исраэль и других провинциях Римской империи резко осложнилось. Это объясняется тем, что в основу государственной идеологии была положена   религия не только оспаривающая у евреев право на толкование Библии, но и напрямую обвинившая их в Богоубийстве. При этом надо иметь в виду, что в ранних евангельских текстах не наблюдается  острой враждебности. Распятие рассматривалось, прежде всего, как дело рук самих римлян.  Но по мере развития традиции Нового Завета место споров с фарисеями, мудрецами и Первосвященником заняла полемика против евреев и иудаизма, а представление об отдельных евреях как врагах Иисуса сменилось демонизацией всего еврейского народа в целом.

Какие же события происходили в те далекие годы, как отразились они на судьбе евреев?

Александр Эльяшов

 

иудаизмхристианствоИудеярелигияРим 

21.10.2008 14:40:26

На звук! Как встретились строители туннеля Езекии.

Путешествие по туннелю - первый шаг в воду, наклон для продвижения под менее чем 5-ти футовым потолком, обнаружение места встречи двух бригад, исследование «ложных» туннелей, осмотр места, где была высечена знаменитая Силоамская надпись, взгляд на потолок примерно в 17 футах над полом, выход к древнему Силоамскому бассейну - может быть одним из самых захватывающих приключений во время поездки в Иерусалим. При длине более 1700 футов (533 метра) он был самым длинным туннелем, сооруженным в то время без промежуточных шахт искусственного происхождения.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ИерусалимЕзекияИудеябиблия 

27.05.2008 09:09:51

География Ветхого Завета

В первом приближении Библия, и прежде всего Ветхий Завет, выглядит огромным сборником рассказов с запоминающимися сюжетами. Столетиями она воспринималась на веру, пока в XIX веке археологические открытия и расшифровка письменностей различных народов Древнего Востока постепенно не придали этим событиям материальность и осязаемость. Более того, в современном Израиле неожиданно естественным образом возродилась география Ветхого Завета. Вернулись на карту древние названия гор и долин, многие современные города и селения приняли имена библейских предшественников. А раз так — что мешает пройти по этим местам с Библией и фотоаппаратом в руках?

Игорь Трибельский

ИзраильВетхий Заветбиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

07.07.2009 12:09:02

В Иерусалиме обнаружены каменоломни царя Ирода

Израильские археологи обнаружили в районе Иерусалима каменоломни периода правления царя Ирода I Великого. По мнению ученых, именно из этой каменоломни, занимавшей площадь в 100 квадратных метров, мог браться материал для реконструкции Второго Храма, проведенной царем Иродом.

ИзраильИерусалимнаходки 

06.07.2008 19:30:16

Ученых потрясла каменная рукопись времен Иисуса

Метровая плита с 87-ю строками на иврите, которая, по мнению ученых, датируется десятилетием незадолго до рождения Иисуса, вызвала настоящее возбуждение в библейских и археологических кругах. Как полагают, она содержит надпись о том, что Мессия восстанет из мертвых через три дня после погребения.

Если такое мессианское описание содержится на этой плите, она будет способствовать появлению новой оценки популярных и научных взглядов на жизнь и деяния Иисуса Христа, поскольку свидетельствует о том, что рассказ о его смерти и воскресении не был уникальным, а был лишь частью еврейской традиции тех времен.

Странно то, что камень — это не новое открытие. Он был найден около десяти лет назад и куплен у иорданского торговца древностями швейцарским коллекционером израильского происхождения. Уникальная плита хранится в его доме в Цюрихе.

«Когда она (плита) только попала ко мне, я не мог сразу понять ее истинную ценность», — рассказал Дэвид Йесельсон. — Я не осознавал, насколько она значительна, пока несколько лет назад не показал ее Аде Ярдени, которая специализируется на ивритских письменах. Она пришла в восторг и заявила: «Вы получили рукописи Мертвого моря, только на камне».

библиянаходкиверсии 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100