История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Раскопки Города Давида. 2005 г. Периоды поздней бронзы и железа-1

Эйлат Мазар

Предварительный отчет, 2005 год

Период поздней бронзы
(1550 — 1200)

Шесть писем, посланных Абди-Хепа, царем Иерусалима фараону Эхнатону (Аменхотепу IV, 1377-1360 до н.э.) были найдены в королевском архиве аль-Амарны в Среднем Египте. Письма были написаны аккадской клинописью на глинянных табличках, обычно используемых для дипломатической корреспонденции. Они были найдены вместе с сотнями писем, полученных от царей Вавилона, Ассирии, Хеттской империи, правителей ханаанских городов-государств, таких как Акко, Меггидо, Гезер, Лахиш и Ашкелон. Письма эти дают нам представление о политической ситуации, которая сложилась в тот период из-за ослабления Египта. Иерусалим описывается как центральный правящий город, занимающий центральное место среди ханаанских городов, пытающихся оставаться лояльными к фараону. Абди-Хепа правил Страной Иерусалима, находившейся в центральной горной части Израиля от земли Шхема на севере, до Аялонской долины на западе и земли Хеврона на юге. Имя Ади-Хепа включает в себя имя харранской богини Хепа, указание на изменение, произошедшее в Иерусалиме в связи с приходом мощного внешнего (не семитского) харранского народа, поселившегося среди западно-семитских племен.

Как сказано в одном из этих шести писем, Абди-Хепа, сын предыдущего царя Иерусалима, жил в дворце-крепости письме употреблено слово «биту»). Была сделана попытка захвата дворца и убийства царя. Логично предположить, что во времена поздней бронзы дворец-крепость находился в том же самом месте, где и крепость средней бронзы (подобно всем цитаделям того периода), если она существовала вообще. Единственное стратегическое местоположение для сооружения такого рода может быть в северной части теля, и нет ни малейших причин считать, что крепость могли перенести в другое место до захвата города царем Давидом, когда город стал распространяться на север.

Выдающееся положение Иерусалима во времена поздней бронзы подтверждается библейскими текстами, описывающими землю Ханаанскую до захвата ее израильтянами. Глава 10 книги Иисуса Навина рассказывает об Адоницедеке, царе Иерусалимском, главе коалиции Аморитских царей, воевавших против израильтян. В соответствии с текстом, Адоницедек был убит Навином наряду с остальными царями — членами коалиции. Однако Иерусалим остается вне подробного списка захваченных Навином городов. Судя по всему, город просто не был захвачен. Может быть благодаря мощным укреплениям, сохранившимся с дней Среднего Царства чьи следы впечатляют и сегодня).

Имя Адоницедека, также как и Мелькицедека времен Авраама, судя по всему сохраняет традиционную форму имен царей Иерусалима тех периодов, в частности, вклюяая в себя имя божества Цедека. Предположение, что в Иерусалиме тогда существовал культ этого бога подтверждается религиозной концепцией бога Шалема, составленного из нескольких древних ханаанейских божеств.

Интереснейшей темой для рассуждений об археологии Иерусалима является неожиданный недостаток руин периода поздней бронзы. С другой стороны, существование поселения подтверждается множеством фрагментов, обнаруженных как Кеньон, так и Шило (стратум 16), также как и находками из захоронения, обнаруженного на Масличной горе и богатого артефактами этого периода. Ученые пытаются объяснить эту ситуацию различными методами, в том числе, существует работы других ученых, которые делают явно натянутые выводы из отстуствия руин. Одна из версий была предложена Стейнер, которая публиковала результаты работ Кеньон, предполагающая, что Иерусалим, упоминающийся в письмах аль-Амарны, просто находился в другом месте! Ученые прежде всего приписывают скудность находок к общей схеме деурбанизации в этот период, а также интенсивной оккупации в последующие времена, разрушившей предыдущие постройки. Мне же кажется, что эти причины не являются основными. Дело в том, что все предыдущие раскопки проводились по краям теля или вообще вне его. Только раскопки в центре древнего городского холма могут точно подтвердить или опровергнуть сообщения писем аль-Амарны об иерусалимском царстве.

При наших раскопках мы обнаружили керамику периода поздней бронзы в земляном наносе под большим каменным сооружением и в других стратиграфических уровнях. Множество примеров этой керамики характерны для периода и включают сигмаобразные сосуды, сосдуы с ободами — наследниками ободов периода средней бронзы, глинянные кастрюли с треугольными ободками, фрагменты сосудов для хранения типичного «ханаанского» вида, сменившими аналогичные сосуды средней бронзы, расписанные кувшины, чьи ручки были покрашены красной краской в виде сетки. На коричневом фоне появляются изображения нарисованных животных — на трех осколках сосуда, форму которого восстановить не удалось.

Два козла изображены на одном из этих осколков, на другом частично сохранилось изображение козла на покрашенном метопе, на третьем же — фрагмент передней части скорпиона. Подобные изображения животных на керамических изделиях характерны для периодов поздней бронзы и железа-1.

Также были обнаружены несколько небольших фрагментов изделий с Кипра, включая круглую керамику и другие артефакты (прим. пер. — не смог перевести White Shaved, White Slip). Был обнаружен и бронзовый наконечник стрелы, какие преимущественно находят в слоях поздней бронзы. Кажется очевидным, что этот участок города как в период поздней бронзы, так и в предыдущие находился вне городской стены у главных городских ворот (смотри далее в периода железа-1). Активность этой площади была прекращена в связи с постройкой большого каменного сооружения, идентифицированного нами с дворцом царя Давида (период железа 2А).

Период железа I: иевусейский город
(1200 — 1000)

Иевусейский город, захваченный царем Давидом, был сильным и хорошо укрепленным. Несмотря на то, что до сих пор не было раскопано никаких археологических свидетельств в отношении этого периода (стратум 15 Шило), библейские описания во 2-й книге Самуила (5:6-9) и 1-й Хроник (11:4-7) рассказывают нам о важном столичном городе, окруженном массивными фортификациями. Нет никаких оснований полагать, что город изменил свой статус к периоду железа-1.

Иевусейское население города частично происходило из хиттитов (хеттов), которые управляли регионом их Анатолии после развала великой Хеттской империи в начале 12 века до н.э. В Иерусалиме иевусеи смешались с местным населением. Процесс, описанный Иезекиилем: «И скажи: так говорит Господь Бог [дщери] Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка;„ (16:3).

Письма аль-Амарны также сообщают нам, что до появления иевусеев, население Иерусалима происходило из смести западных семитов и хурранцев, так же происходящих родом из Анатолии. Возможно, именно по этой причине иевусеи и поселились в Иерусалиме. Хурранская часть населения периода поздней бронзы была довлеющей, правящей так же как и хурранская/хеттская (иевусейская) в период железа-1. Свидетельством тому служит хурранский титул „Арауна“ (2 Самуил 24:16) (прим. пер. В русском варианты — Орна), данный царю иевусейского города. Сродство этих популяций означает не только облегчение ассимиляции иевусеев в городе, но и то, что переход от поздней бронзы к раннему железу произошел без особых революционных культурных изменений.

Царь Давид избрал Иерусалим для роли своей новой столицы благодаря его географическому положению и репутации многовекового столичного города. По этим причинам отношение Давида к жителям города было иным, не столь безжалостным, как к другим, захваченным им городам — несмотря на отчаянное сопротивление иевусеев. Более того, после захвата Давид оставил царя города „Аруну“ и его население в живых (1 Хроник 11:4-8) и включил их в систему своего правления, ярким примером чего служит история Урии Хеттеянина, одного из бойцов царя Давида (2-я Самуила 11). Это был хорошо рассчитанный маневр — избежать кровопролития в городе, который он собирался сделать своей столицей, чтобы облегчить переход административной власти и использовать ее с пользой для себя в начальный период установления его монархии.

История продажи гумна Арауны Давиду демонстрирует полную сдачу иевусейского царя: „И сказал Орна: зачем пришел господин мой царь к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа. И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет в жертву господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова.“ (2-я Самуила 24:21-22). Если действительно происхождение хурранского имени Урии (как Арауна, титул царя иевусеев) является свидетельством того, что Урия — потомок иевусейских правителей города, тогда история Давида и Урии (2-я Самуила 12) означает конец иевусейской династии в городе.

МакАлистер и Данкен копали в 1923-25 годах на вершине северной части восточного склона города Давида и обнаружили конструкцию, названную ими „иевусейская рампа“. Работы Кеньон и, позже, Шило обнажили продолжение этой структуры, сегодня называемой ступенчатая конструкция. На самой вершине холма над ней находится большое каменное сооружение, северная часть которого и была обнаружена нашей экспедицией в 2005 году. До этого момента общепризнанно считалось, что на вершине холма не сохранились никакие постройки, но наша работа изменила это представление, однако только в будущем, раскопки 2006 и 2007 гг. Смогут показать физическую связь между ступенчатой структурой и большим каменным строением. Однако уже сегодня можно с уверенностью сказать, что оба они являются частями единой огромной комплексной постройки. Ступенчатая структура была построена как гигантская, хорошо рассчитанная опорная стена, давшая возможность возведения на ней огромного подиума на котором и стояло большое каменное здание, которое может быть идентифицировано как дворец царя Давида (далеев периоде железа-2А.

Если действительно обе постройки являются частями единого архитектурного целого, наша способность точно датировать керамику из ступенчатой структуры имеет огромную важность, поскольку определяет нижнюю границу датировки сооружения всего комплекса. То же касается и керамики, найденной нами в земляных наносах под большой каменной постройкой. Разумеется, было обнаружено, что керамика из обоих мест идентична.

Почти полностью сохранившийся сосуд (питос) с ожерельным венчиком был обнаружен еще во время работ Кеньон на полу под ступенчатой структурой. Этот кувшин является характерным для периода железа-1 (12-11 вв до н.э.), хотя изредка подобные изделия появляются и в 13 веке до н.э. Керамика, найденная Кеньон, была изучена и отчет опубликован Маргарет Стейнер, а отчет об исследованиях керамики, найденной Шило — частично опубликован Джейн Кахилл. Оба отчета датируют обнаруженную в этой структуре керамику началом железа-1 (12 в. до н.э.), в основном базируясь на датировке керамики поздней бронзы из этих же раскопок. Среди них огромное множество и разнообразие (до 35 процентов по Стейнер) сосудов с вывернутыми венчиками, традиционных для периода поздней бронзы, но есть и немало сосудов переходного типа, предваряющих период железа-2А, когда венчики становятся обратными.

Керамика, датированная Стейнер и Кахилл как раннее железо-1 и найденная внутри ступенчатой структуры определяемая похожестью с керамикой поздней бронзы, поднимает вопрос: можно ли ожидать того, что в ханаанском городе, таком как Иерусалим — в котором наблюдается преемственность культуры различных периодов — произойдут принципиальные изменения в форме сосудов ежедневного использования при переходе от поздней бронзы к железу-1? Мне кажется, что керамика железа-1, найденная в ступенчатой структуре вполне могла использоваться и в иевусейском городе и продолжать свое существование и использование во времена Давида.

Даже прежде, чем мы нашли большую каменную постройку, в свете исследований Стейнер и Кахилл можно было сделать заключение, что ступенчатая структура была построена самое раннее в поздней фазе периода железа-1 и не являлась частью ханаанско-иевусейских фортификаций. Таким образом, у нас остаются две альтернативы. Первая: крепость в этом месте была построена в поздний период правления иевусеев. Это означает, что ханаанейский город вообще не был укреплен  и  противоречит всей информации, имеющейся у нас о городе доиевусейских времен. Вторая — здание не было крепостью, а монументальным строением иного назначения. Позднейшая дата, могущая быть приписанной сооружению ступенчатой конструкции определяется датировкой дома Ахиэля и „сгоревшей комнаты“, оба однако были возведены в верхней части структуры не позднее 10 века до н.э. (стратум 14 по Шило).

Фрагменты керамики, найденные в ступенчатой структуре похожи на найденные нами в процессе раскопок в земляных наносах под большой каменной постройкой (смотри железо-2А). Наиболее распросстраненная керамика железа-1 — кастрюли с вывернутым треугольным венчиком, характерным и для поздней бронзы. В некоторых вариациях — немного приподнятый венчик. Все находки говорят о том, что большое каменное сооружение было построено в конце периода железа-1.

Свидетельства большого пожара были обнаружены в северо-восточной чаасти раскопок ниже большого каменного здания (под W109 в комнате В). Рассуждения на тему этого пожара затруднены из-за небольшой площади раскопок в этом месте, но, в любом случае, могут быть ассоциированы с захватом города коленом Иуды в начале этого периода как сказано в книге Судей (1:8): «И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его, и поразили его мечом и город предали огню.“. С этим же событием может быть проассоциирован и наконечник стрелы, найденный в этом же земляном наносе о котором мы писали в главе о поздней бронзе.

Что касается происхождания земляного наноса, обнаруженного под всеми частями большого каменного сооружения, как в его западной части над выровненной скалой, так и в восточной, где скальная поверхность не была выровнена, нам не кажется разумным предполагать, что он был сделан специально для выравнивания уровня почвы при грандиозном строительстве. Также нам не кажется логичным, что земля эта служила бруствером, поскольку находится выше и вне пределов городской стены на вершине холма.

Я убеждена, что земляной нанос образовался естественном путем в результате человеческой активности на протяжении столетий. Находки керамики, остатки живой природы и растительности показывают нам природу этой активности в данном месте, являвшемся большой площадью у северной стены города неподалеку от главных ворот. Содержание в наносе огромного количества костей животных говорит о торговом характере площади, где могли встречатся городские жители с приезжающими в город купцами. Археозоологическое изучение костей из наноса, проведенное Ноа Рабан-Герштель и доктором Гаем Бар-Озом из Хайфского университета, показало, что около 85% костей относится к останкам овец и коз и 12.4% — к крупному рогатому скоту. Есть и останки птицы и рыбы. Не было обнаружено свиных костей. Обнаруженные кости не составляют целых скелетов, однако принадлежат ко всем частям туши, включая черепа. На костях идентифицированы все следы разделки туш — от забоя до свежевания и разделки, что говорит о том, что весь этот процесс происходил прямо в этом месте. Тот факт, что до 80% костей овец и коз и 96% костей крупного рогатого скота принадлежит животным старше 2-х лет, говорит о том, что (по выводам Рабан-Герштель и Бар-Оза) эти животные использовались в различных целях, преимущественно в пищу и для сельхозработ.

Археоботаническое исследование, проведенное доктором Эхудом Вессом и доктором Йоэлем Меламедом из Бар-Иланского унивеситета показывает, что порядка 60% ботанических остатков из земляного наноса относятся к культурным растениям, прежде всего к зерновым и различным плодам, прежде всего оливам, которые использовались для еды, приготовления пищи, смазки и освещения. Весс и Меламед пришли к заключению, что набор ботанических следов в наносе является результатом человеческой деятельности. Присутствие этих останков вместе в уровне пожара (комната В) над выровненной скалой под северо-восточным углом здания поддерживают это мнение.

Радиоуглеродные тесты образцов из земляного наноса, проведенные доктором Элизабетой Боаретто, директором лаборатории радиоуглеродных исследований института Вейцмана, дают датировку, идентичную датировке по керамике, подтверждающую что нанос продолжался вплоть до поздней фазы периода железа-1 или даже до начала периода железа-2А, самое позднее.

Исследования, проведенные доктором Наоми Порат, директором лаборатории ОСЛ института геологии в Иерусалиме принесли результаты, дающие возможность датировки земляного наноса в большом каменном сооружении к периоду между 2190 годом до н.э. и, самое позднее 1030 годом до н.э. Особый интерес представляет образец, взятый ниже пола 729 (смотри в железо-2А), который дает датировку 1380 — 1080 до н.э. Это, наряду с радиоуглеродными тестами, подтверждает датировку керамикой, однако в более широком диапазоне, который не может быть уменьшен.

Перевод Игоря Торика

Далее: Период железа-2А

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

19.07.2008, 7859 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

18.12.2007 22:35:38

Ципори

В Нижней Галилее, на перекрёстке двух важнейших дорог древности — Via Maris и дороги, соединяющей Иорданскую долину (и Тверию) с побережьем Средиземного моря (и с Акко), в южной части долины Бейт-Нетофа находится совершенно потрясающее место, уникальное во многих отношениях — древний город Ципори.

Мозаики Ципори. Разноцветное чудо. Разнообразие времён и стилей. Немыслимая, невероятная роскошь цветов и форм!

Зоя Брук

ЦипоримозаикаИзраиль 

06.06.2012 16:22:19

Библейская археология и Хирбет Кейяфа

Был на экскурсии Миши Фрейкмана на Хирбет Кейяфа. Эта экскурсия очень отличалась от всех экскурсий на которых приходилось мне бывать раньше.

Во-первых, Миша - очень интересный и правильный человек. Он сам на Хирбет Кейяфа копает, он настоящий ученый - там, где экскурсовод, цель которого заинтересовать, рассказал бы о каких-то выводах, Миша осторожничал - практически не выдавал интерпретаций, а если и выдавал, сопровождал пояснениями, что возможны и другие выводы. На меня это произвело очень большое впечатление. 

Во- вторых, то, что мы видели - реально передний край современной библейской археологии.

 Павел Бернштам

ИзраильраскопкиэкскурсияХирбет-Кейяфаархеология 

05.12.2008 16:21:12

Новые находки на могиле царя Ирода

Археологи, исследующие могильный комплекс царя Ирода неподалеку от Иерусалима, обнаружили редкие римские росписи, а также саркофаги, в которых могли находиться останки сыновей Ирода.

ИудеяИродианыИродионраскопкинаходки 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

25.10.2007 23:12:16

Находки на Храмовой Горе

Не впервые мы обнаруживаем артефакты периода Первого храма, — сказал профессор Баркаи. – Мы создали экспериментальный проект (по просеиванию «строительного мусора», сбрасываемого с Храмовой горы) и обнаружили сотни, а то и тысячи керамических предметов, печати, надписи, печатки, наконечники стрел, гири и другие артефакты периода Первого храма…»

ИерусалимнаходкиХрамовая гора 

24.07.2011 09:50:42

В Шхеме завершены 100-летние раскопки древнего города

Город Шхем, расположенный в низине между горами Гризим и Эйваль, и прижатый равниной Аскар с востока, был важным региональным центром более 3,500 лет назад. Как показали сохранившиеся остатки, он располагался за укреплениями из массивных камней. Войти в город можно было через монументальные ворота. В его центре располагался храм со стенами в 4,5 метра толщиной.

ИзраильраскопкиШхем 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100