![]() |
||||||||
|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Где Иезавель? Или печать библейской царицы - 2![]() Райан Бирн (Ryan Byrne) Перевод © - JUDAEA.RU 2008 г.
Я оставлю другим библейским исследователям спорить, заставляет ли перевес свидетельств относить эту непровенансную печать к «традиционной» Иезавель. Как археолог и палеограф я предпочитаю фокусироваться в этом вопросе на аспекте материальной культуры. Для меня критерий прост (полагая, что печать не является современной подделкой, вероятность чего есть всегда). Если печать датируется началом 840-ых гг. до н.э., то есть шанс, пусть и небольшой, что царица Израиля ей владела. Если же печать более поздняя, то категорически нет никакой точной связи с библейским персонажем. Трупу, обгрызенному собаками, печать особо не нужна. С тех пор, когда Кристофер Роллстон (Christopher Rollston) написал вдумчивый, авторитетный анализ гипотез Корпель, которые он счел неубедительными, нет больше необходимости повторять его мощную критику связи печати с Иезавель.4 Достаточно сказать, что я во многом согласен с Роллстоном по следующим моментам. Во-первых, он приводит убедительный палеографический довод в пользу датирования восьмым веком, который я бы также учитывал. Во-вторых, он отмечает, что корень zbl является общим в западно-семитских именах начиная со второго тысячелетия. Это снижает статистическую вероятность того, что два имени 'yzbl и yzbl должны относиться к одному и тому же лицу. Также могу заметить, что оба имени ('yzbl и yzbl) могут быть как женскими, так и мужскими, тоже факт, обладающий статистическим весом, против библейской идентификации. В-третьих, он отмечает, что реконструкция имени, сделанная Корпель, - реконструкция по отломанной печати. Возможно ли, чтобы отломанная часть содержала дополнительные буквы? Да, конечно. Могли ли вместо них быть другие буквы или дополнительное изображение? Да, конечно. Для одних отсутствие части печати превращает читателя в предсказателя, видение которого ограничено только собственным воображением. Для других утраченный фрагмент - предупреждение о том, что требуется осторожное и внимательное отношение к неоднозначности. В-четвертых, Роллстон указывает на отсутствие какого-либо указания на происхождение или титула. Владелец печати не объявляет об отце или муже царского рода. Молчание не является ни доказательством, ни отсутствием такового, конечно, кроме предположения, что Корпель основывает большую часть своих аргументов в пользу царственного владельца на странных, художественных толкованиях. «Цветок внизу печати может быть розой или лотосом, - пишет Корпель, - что указывает на тщеславную даму, которой была Иезавель».5 В-пятых, Роллстон признает, что иконографическая датировка Корпель априори зависит от ее гипотезы о принадлежности печати царице Израиля девятого века. Наконец, Роллстон, Амихай Мазар (Amihai Mazar) и другие четко показали, что нет стратифицированной выборки финикийских или еврейских печатей с нанесенными именами из каких-либо археологических источников девятого века. Иными словами, если эта печать (с нанесенным личным именем) датируется 9 в. до н.э., то она самая первая из подобных печатей! Это было бы статистическим выбросом, кроме того, скомпрометированным в дальнейшем отсутствием провенанса. Все провенансные печати этого периода анэпиграфичны, т.е. могут содержать иконографию, но не семитские буквы и уж точно не имена. В поддержку варианта с финикийской принцессой Корпель интерпретирует шрифт как финикийский, но не предоставляет палеографических свидетельств. Сделать заключение об определенной финикийской принадлежности надписи становится еще труднее, если принять во внимание, что из всех опубликованных финикийских печатей Железного Века с личными именами не более трех или четырех являются провенансными. Только один четкий экземпляр из Хорсабада (Khorsabad) соответствует всем строгим стратиграфическим стандартам и датируется, как и следовало ожидать, не ранее, чем восьмым веком до н.э. Необычные печати девятого века из т.н. египто-финикийской разновидности, более напоминающей образцы из Хурбат Рош Зайит (Hurbat Rosh Zayit),6 который не так уж и далеко от Изрееля (Jezreel). Вероятно, поклонники Jezebel могли бы поглядеть поблизости, чтобы составить личное впечатление, лучше отображающее материальную культуру соответствующей эпохи. Почему граверы не начали писать личные имена на печатях до восьмого века, причем именно в Израиле? На этот вопрос трудно ответить, но я очень склонен считать, что нужно учитывать постепенные эпиграфические особенности материала печати в связи с большими изменениями в политике и экономике, о чем говорят археологические доказательства. Конечно, граверы не начали писать в восьмом веке; они просто начали писать личные имена на печатях семитскими шрифтами. Давид Уссышкин (David Ussishkin) и Джон Вудхед (John Woodhead) даже обнаружили то, что оказалось остраконом девятого века на раскопках в Изрееле, поэтому вопросов по собственно культуре письма в девятом веке в Израиле нет.7 Важные вопросы касаются материала, на котором граверы применяли свои умения, когда, зачем и для кого.8 С точки зрения материальной культуры развитие небольших южнолевантийских государств демонстрирует некоторые радикальные отклонения в политической централизации, интенсификации торговли, международных отношений, урбанизма и социального расслоения. Это не значит, что эти социально-экономические элементы не существовали в некотором виде тогда, но характерные для восьмого века печати с надписями, рыночные меры веса, захоронения и другие аспекты археологических памятников прошлого указывают преимущественно на произведенные и распределенные показатели статуса, богатства и кросс-культурного контакта. Появление имен владельцев на личных печатях как-то переплетается с другими изменениями, свидетелями которых мы становимся в середине Железного Века II (Iron Age II).9
Большая часть обнаруженных печатей восьмого века и их оттисков происходит из разрушенных слоев 701 г. до н.э., то есть они представляют самый конец столетия и допускают (на данный момент) неизвестные предыдущие типологические изменения в предыдущих декадах на любом образце (обнаруженный или нет), где можно видеть такой yod (а также zayin, о чем пойдет речь чуть ниже); девятый век - единственный период в который мы можем поместить специфичный yod или zayin. Черепки из Самарии не являются исключением (некоторые графемы с хвостиками, некоторые - нет); мы также не можем исключать возможность того, что этот образец включает в себя смешанные написания из начала и середины восьмого века, навечно соединенные вместе под ассирийскими культурным слоем 720 г. до н.э. Большая часть того, что известно о материальной культуре восьмого века в основном базируется на культурных слоях в Израиле и Иудее последней трети века, последовательность которых является смутным знанием типологии керамики, как части палеографии конца девятого - начала восьмого веков. Иначе говоря, знание палеографической типологии должно быть привязано к контексту в рамках знаний материальной культуры, которое часто является менее внятным, чем хотелось бы. Просто нет в наличии достаточного количества найденных образцов надписей за сравнительно долгий период, чтобы определить как именно выглядела печать с надписью девятого века (если она вообще существовала).
Имя 'yzbl означает «Где принц?» ("Where is the Prince?"). Этот тип имен является общим в семитских языках, что указывает на отношение к божественному отсутствию.13 Как и западно-семитские соседи и наперекор средневековым теологам иудеи не имели слова, обозначающего вездесущесть. Когда бог типа Яхве (Yahweh), Кемоша (Kemosh), Эля (El) или Ваала (Baal) грозил покинуть своих приверженцев на разные напасти, которые их ожидали, его явно ловили на слове. Когда те, кто клялся в верности верховному богу, навлекал каким-либо образом на себя его гнев, бог мог просто взять назад все обещания покровительства. Есть много примеров этого древнего иудейского верования в еврейской библии, но одно стоит особняком как особенно заслуживающее внимания из-за памятного имени в эпилоге. В 1 Самуил 4 (1 Samuel 4) Яхве оставляет евреев перед армией филистимлян по видимости в качестве наказания за грехи сыновей Илии, Финееса и Офни. Он специально приносит в жертву ковчег, свой боевой талисман или «колесницу», который филистимляне забирают в качестве трофея. Финеес и Офни погибают. Зубы скрежещут. Поскольку ковчег остается видимым присутствием бога (kabod, который большая часть английских библий переводит, как «слава»), евреи считают потерю ковчега символом ухода Яхве с поля боя. Когда беременная жена Финееса получает весть о потере ковчега и смерти мужа, то от шока у нее начинаются роды. Разгневанная тем, чтоб бог покинул, она называет сына Ichabod ('ykbwd), что значит «Где Слава?» ("Where is the Glory?"). Позднее иудо-христианские теологические традиции расходятся в мнении, где живет бог, но надо помнить, что древние западно-семитские стандарты защиты были довольно относительно эмпирическими в этом вопросе. Когда kabod удалился, также удалился и его «хозяин». Где Слава? Где Принц? То, что предполагается отсутствующим, обнаруживает мало того, что полагается присутствующим. В случае с печатью из серого кварца, отколотой в верхней части, что предполагается и что полагается? И с каким эмпирическим свидетельством удастся пролить свет на темноту лакуны печати? Наконец, где Царица? Райан Бирн - семитолог, эпиграфист и ко-директор археологических раскопок в Тель Дане (Tel Dan). Он преподает в Rhodes College в Мемфисе (Memphis). Статья Марио Корпель "Достойно царицыю Печать царицы Иезавель" на нашем сайте Примечания 1 Печать Jezebel непровенасна. Позвольте заметить в сноске, что BAR (Biblical Archaeology Review - журнал, в котором опубликована статья Корпель) имеет полное право публиковать провокационные истории о противоречивых предметах. Прозрачность гуманитарных наук позволяет публике походя глазеть на то, как мы работаем, даже если наши ошибочные шаги несут некий опыт наблюдений, которых многие предпочли бы избежать. Я тоже согласен с Кристофером Роллстоном, Франком Кроссом и другими выдающимися эпиграфистами по поводу того, что профессиональные журналы могут публиковать непровенансные материалы только в случае, если они анонсируются как непровенансные и бросающимися в глаза фактором вероятности аутентичности в интерпретации. Есть значительная разница между объяснением непровенансной надписи по ее собственным палеографическим достоинствам (сделать которое меня попросил здесь BAR) и использованием непровенансной надписи в качестве отправной точки для датирования провенансных надписей палеографически (чего я не делаю). Я не сомневаюсь, что печать Jezebel, будучи непровенансной, аутентична, но это всего лишь мое мнение. Я оставляю за собой право поменять его. Мало какие из странностей на печатях (безотносительно к данной статье) могли бы при более внимательном исследовании выдать сомнительные подробности. 2 M. C. A. Korpel, "Seals of Jezebel and Other Women in Authority," Journal for Semitics 15 (2006) 349-71; idem, "Fit for a Queen: Jezebel's Royal Seal," BAR 34/2 (2008). 3 N. Avigad, "The Seal of Jezebel," Israel Exploration Journal 14 (1964) 274-76. Авигад рассматривает произношение yzbl как двойственное от 'zbl, но хватается за «любую зацепку, чтоб идентифицировать владельца этой печати с этой известной дамой». 4 C. A. Rollston, "Problems with Proposing That the Seal of Yzbl Was Queen Jezebel's," 5 Korpel, "Seals of Jezebel," p. 360. 6 Z. Gal, "A Phoenician Bronze Seal from Hurbat Rosh Zayit," Journal of Near Eastern Studies 53 (1994) 27-31. 7 D. Ussishkin and J. Woodhead, "Excavations at Tel Jezreel 1994-1996: Third Preliminary Report," Tel Aviv 24 (1997) 63-64. Я мог бы отметить также, что шрифт на Jezreel ostracon (обнаруженных в заполняющем материале) выглядит более архаичным, чем на печати Jezebel. 8 См. развернутую дискуссию по этим вопросам у R. Byrne, "The Refuge of Scribalism in Iron I Palestine," Bulletin of the American Schools of Oriental Research 345 (2007) 1-31. 9 Я рассматриваю политические стороны археологических последовательностей и непоследовательностей Железного века II в готовящейся к публикации книге Statecraft in Early Israel, Volume 1: An Archaeology of the Political Sciences (Eisenbrauns). 10 Заинтересованные могут ознакомиться с самой изощренной дискуссией, посвященной семитскому ductus-у в замечательной книге Ады Йардени (Ada Yardeni) Textbook of Aramaic, Hebrew and Nabataean Documentary Texts from the Judaean Desert and Related Material (Jerusalem: Dinur Center, 2000). 11 Ср. развитие of Hieratic and Demotic from Egyptian hieroglyphs or the gradually simplified cuneiform wedges evolving from pictographs and ideographs. 12 Несложно просмотреть это важное различие; ср. A. G. Vaughn, "Palaeographic Dating of Judaean Seals and Its Significance for Biblical Research," Bulletin of the American Schools of Oriental Research 313 (1999) 62, n. 11. 13 См. сравнительный анализ J. S. Burnett, "The Question of Divine Absence in Israelite and West Semitic Religion," Catholic Biblical Quarterly 67 (2005) 215-35.
05.10.2008, 7310 просмотров.
Также читайте:19.10.2007 23:33:46
Иерусалим. Как рождаются великие открытия. ![]() Там, в захоронении времён Первого Храма, нашим проводником была сделана одна из самых выдающихся находок в археологии Святой Земли, которую можно по значимости сравнить, пожалуй, лишь с Кумранскими рукописями. Я предвкушала его рассказ несколько недель! Зоя Брук 02.07.2011 22:49:16
![]() Улица Via Dolorosa, она же путь страданий, она же Крестный ход - самая популярная аттракция для паломников всех мастей в Иерусалиме. Когда то давным-давно, лет 10 назад, первый раз оказавшись в Старом городе, я знала только о существовании двух мест: о Стене плача возле Храмовой горы и о Храме Гроба на Виа Долороса. Стену плача мне удалось найти довольно легко. А вот с Виа Долороса вышла заминка. С одной стороны, я ее вроде нашла, с другой стороны, я ее сразу потеряла. Натали Палант 01.04.2010 09:17:00
Древние Ближневосточные печати ![]() Сельскохозяйственная революция эпохи неолита привела к образованию оседлых общин на Ближнем Востоке. Такие общины обеспечили беспрецедентные возможности для владения материальными благами, и появилась необходимость развития системы маркировки, кто чем владеет. Роберт Б. Мейсон (Robert B. Mason)
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|