История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Достойно царицы: печать царицы Иезавель

Представляем вашему вниманию перевод статьи Марьо С. А. Корпель (Marjo C.A. Korpel)

Перевод: © JUDAEA.RU - 2008 г.

На древнем Ближнем Востоке были найдены тысячи и тысячи печатей и оттисков (bullae), в том числе экземпляры с ивритскими надписями в Израиле. Документы перевязывались шнурком, поверх которого налеплялся кусок глины, на него ставилась печать для идентификации отправителя и обеспечения безопасности документа. Или печать ставилась на ручку кувшина, чтобы идентифицировать владельца, например, т.н. ручки l'melekh ( «принадлежащие царю» ( «[belonging] to the king»)), которых насчитывается несколько тысяч. Или печать могла использоваться для предотвращения доступа посторонних в кладовые. Второзаконие 32:34 говорит о Б-жественных символах: «Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих?»  

Из тысяч экземпляров с надписями на иврите только около 35 принадлежат женщинам. Тем не менее, эта малочисленность указывает на две вещи. Во-первых, некоторые женщины действительно имели собственные печати и пользовались ими. Во-вторых, это было справедливо для очень немногих женщин. В древнем Израиле, как и соседних государствах, общество было патриархальным. Женщины, владевшие печатями, очевидно, принадлежали к высшим классам. На двух печатях, принадлежавших женщинам, написано «дочь царя». По сравнению с 24 свидетельствами о печатях с надписью «сын царя» это еще раз демонстрирует, что женщинам, даже если они были принцессами, было гораздо труднее стать влиятельными персонами, чем мужчинам.

 Печать царицы Иезавель

 © The Israel Museum, Jerusalem/Courtesy Israel Antiquities Authority
Принадлежит царице? Тщательно украшенная символами и буквами, эта каменная печать несомненно принадлежала представителю высшего класса. Печать была в частной коллекции, которая была передана в дар Израильскому Управлению Древностей (Israel Department of Antiquities) в начале шестидесятых годов прошлого века. Она необычайно крупная (~3.2 см в длину), египетские и финикийские символы царствования и божественности говорят в пользу того, что она принадлежала царю или царице.

Одна из самых известных цариц древнего Израиля — Иезавель (Jezebel), дочь финикийского царя Ефваала (Ethbaal), жена еврейского царя Ахава (872-851 г. до н.э.) и синоним грешницы. Я полагаю, что у нее была печать, и это установлено, хотя до сих пор не доказано достоверно.

Иезавель, несмотря на то, что была женщиной, играла значительную роль — но тайно. Ее влияние на мужа, царя Ахава, было безгранично. В тексте Библии говорится: «не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель;» (3Цар. 21:25). Она никогда не предавала ни финикийскую религию, ни свою приверженность Ваалу (Baal). Ахав был грешен не только тем, что взял в жены служительницу Ваала, но и тем, что под ее влиянием сам молился ему. Несомненно, это строгое осуждение в Библии строится на более поздней теологии Второзакония, но можно сделать вывод, что Иезавель каким-либо образом заслужила подобную репутацию.

Иезавель пошла много дальше. Она стала убивать пророков Г-спода. Около сотни были спасены Овадией (Obadiah), который спрятал их в две пещеры. «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою„ (3Цар. 18:4).  Тогда пророк Илья (Elijah) предстал перед царем, встретившего его известной фразой: «Ты ли это, смущающий Израиля?» (3Цар. 18:17).

Илья тогда устроил состязание на горе Кармель: «450 пророков Ваала и 400 пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели» (3Цар. 18:19) против одного Ильи. На алтарь Ваала положили быка, но, сколько ни пытались, даже нанося себе раны ножами, пророки Ваала не могли зажечь огонь. Илья же приказывает воде излиться на пищу, предназначенную Г-споду. Потом Илья обращается с молитвой к Г-споду и огонь сходит с небес, поглощая предложенную пищу и даже воду. (3Цар. 18:23-38).

В другом эпизоде Ахав решает расширить свой дворец, приобретя соседний виноградник, который принадлежал Навуфею (Naboth). Однако, тот отказался продавать независимо от цены. Расстроенный и разочарованный, Ахав рассказывает об этом Иезавели. «Я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина», — говорит она ему (3Цар.21:7). Она действует от имени Ахава, пользуясь его печатью вместо своей. Она подстраивает, чтобы Навуфей был несправедливо обвинен, после чего его казнили, забросав камнями. Когда Иезавель узнает, что дело сделано, она подталкивает Ахава: «Встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро» (3Цар.21:15). 

 

 © Russell-Cotes Art Gallery And Museum, Bournemouth, UK/The Bridgeman Art Library

«Подстрекаемый «Иезавель, женой его», царь Ахав жаждет ивнградников Навуфея Изреелита — 1879 г. холст, масло, ангглийский художник Томас Мэтью Рук (Thomas Matthews Rooke). Иезавель интригами добилась смерти Навуфея, чтобы Ахав мог забрать виноградник себе (3Цар. 21). Когда все свершилось, пророк Илья пришел к Ахаву с известной фразой: «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?» (3Цар. 21:19)

Илья производит суд именем Г-спода: и Ахава, чью кровь будут слизывать псы, и Иезавели: «псы съедят Иезавель за стеною Изрееля» (3Цар. 21:19-23).

Жизнь Иезавели действительно закончилась трагически. Когда Элиша (последователь Ильи) помазывает Иеху, наследника Ахава, то наказывает ему, что следует уничтожить политику  Ахава: «чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели» (4Цар.9:7).
Когда Иеху прибывает в Изреель, где находится резиденция Ахава, Иезавель готовится встретить его. Она «получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою» и появляется в верхнем окне, вероятно надеясь соблазнить Иеху (4Цар. 9:30). Однако, Иезавель выбрасывают из окна. «И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (4Цар. 9:33).

Иеху приказывает похоронить ее. «И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель. (4Цар. 9:35-37).

Печать, о которой здесь пойдет речь, принадлежала частной коллекции, и неизвестно, где и когда она была найдена. В некоторых американских и израильских кругах одно это уже обрекло бы на забвение. Несомненно, критики запретили бы публикацию о такого рода предмете. По-моему, это нонсенс. Да, надо быть осторожными, берясь за определение непровенансных находок, но  мы не можем забраковать все сразу только потому, что источник недостаточно надежен. Профессор Отмар Кил (Othmar Keel) недавно указал, что даже в высоко ценимом Своде западно-семитских печатей (Corpus of West Semitic Stamp Seals, опубликованном Нахманом Авигадом и Беньямином Сассом (Nahman Avigad and Benjamin Sass) (Иерусалим, 1997), только 10% приведенных печатей обнаружены в процессе профессиональных раскопок.

 

 © The Israel Museum, Jerusalem

«Положи меня, как печать, на сердце твое.» Тысячи древних печатей были найдены в Израиле и Ближнем Востоке. Обычно они вырезаны из известняка или полудрагоценного камня, но некоторые сделаны из кости, стекла, бронзы или серебра. Многие печати были вставлены в перстни-печатки. Обычно с нанесенным на них именем владельца, печати использовались в древнем мире для идентификации, удостоверения и защиты содержимого документов и сосудов.
Небольшое количество женских имен на печатях показывает, что очень немногие женщины владели печатями, и эти женщины, вероятно, принадлежали к царскому роду или имелы высокий социальный статус. На фотографии печать Иезавель находится примерно посередине этой коллекции из Израильского Музея (Israel Museum).

Когда то, что, по моему мнению, является печатью царицы Иезавель, привлекло внимание ученых в начале 60-х, оно было подарено и с благодарностью принято Управлением Древностей (Department of Antiquities). Другое было время! В 1964 г. появилась публикация ведущего на тот момент палеографиста Нахмана Авигада (Nahman Avigad) в Israel Exploration Journal.*1

Несмотря на надпись на печати YZBL (יזבל), которая произносится на иврите как Jezebel, как транскрибировал Авигад, он, тем не менее, пришел к выводу, что «нет оснований считать эту печать принадлежавшей известной женщине [царице Иезавель], хотя», — как полагает Авигад, — «они могут быть современницами, и печать выглядит достойной царицы». Кроме того, Иезавель — редкое финикийское имя. Далее, прочтение «Иезавель» и возможное определение печати как принадлежавшей царице Иезавель было отвергнуто, т.к. произношение имени на печати отличается от произношения имени в Библии. То, что на печати, как отмечалось, произносится YZBL, в Библии же произносится 'YZBL ('יזבל), где ' соответствует, по существующему соглашению в научных кругах, ивритской букве «алеф» (א), гортанному звуку, похожему на звук, когда пытаются прочистить горло. *2 

Я полагаю, что могу объяснить данную проблему.
Как отмечает Авигад, это очень красивая печать. Она крупная, как многие подобные предметы, (примерно 3,2 см от верха до низа). Печать покрыта характерными египетскими символами, которые часто также использовались в то время в Финикии. c В верхней части изображен припавший к земле крылатый сфинкс с женским лицом и (частично) женской короной Изис/Хатор (Isis/Hathor). Тело у сфинкса — львицы (ср. Иезекииль 19), что явно подходит для печати царицы. Слева изображен египетский анкх (ankh), символ жизни. Ниже линия отделяет эти символы от нижней части. Под ней изображен крылатый диск (который, кстати, также обнаруживается на многих еврейских «царских» ручках). Под ним — сокол в египетском стиле. По обе стороны от сокола расположен ураеус (uraeus) — кобра, наиболее часто изображаемая на головных уборах египетских царей и божеств. Каждая из змей «смотрит» наружу. Змееподобный символ под соколом — это лотос, относящийся к роду, но одновременно и типичный женский символ вообще, особенно для женщин царского рода. Плотно заполненное пространство печати отображает horror vacui ( «боязнь» пустого места), что типично.

 

 На печати нанесены четыре буквы (YZBL), расположенные вокруг изображения. Хотя ученые давно признали похожесть надписи на имя Иезавель (Jezebel), они обычно воздерживаются от того, чтобы связывать его с печально известной царицей Иезавель, финикийской женой израильского царя Ахава. Вместе с реконструкцией двух дополнительных букв (L') на поврежденной части вверху автор Марьо Корпель (Marjo Korpel) доказывает, что изначально надпись читалась как L'YZBL, или «принадлежащая Иезавель», и несомненно была личной печатью этой библейской царицы.

Еще один момент, который может показаться странным: четыре буквы надписи выглядят расположенными в промежутках символов, которые почти полностью заполняют пространство. Две буквы (Y and Z) находятся точно под крылатым диском. Слева внизу поместилась B. Справа внизу — L. На самом деле, ничего странного, как может показаться на первый взгляд. Есть много печатей, на которых буквы, идентифицирующие владельца, расположены по кругу, чтобы придать законченный вид украшению, что полностью соответствует печати Иезавели.

Но как насчет критично отсутствующего алефа в начале имени Jezebel на иврите? В действительности, есть две буквы, которые можно ожидать увидеть на подобной печати. Кроме алефа, предположительно еще L, или ламед, стоящий перед именем, как, например, на «царских» (l'melekh) ручках (сосудов). Ламед наиболее часто переводят как «принадлежащий» (англ. — « (belonging) to»). Если коротко, то ламед означает право собственности и стоит на большинстве печатей перед именем владельца.

Поэтому стоит предположить наличие двух дополнительных букв перед четырьмя, которые уже есть на печати — ламед и затем алеф. Хотя теоретически любая буква алфавита может стоять второй, только алеф дает разумное имя для такой законченной печати. Самая верхняя часть печати повреждена. Она достаточно велика, чтобы там поместилось две буквы: ламед и алеф. С моей точки зрения, на утраченной части печати были именно эти две буквы.*3  Короче говоря, имя Иезавель (Jezebel) выглядит именно так, как и должно: L'YZBL, или «принадлежащий Иезавель». 

Есть дополнительные причины полагать, что эта Иезавель — царица, которая фигурирует в Библии. Конечно, печать не содержит имя ее отца или титул «царица». Необычно крупный размер, однако, предполагает очень богатую и влиятельную особу. Крылатый сфинкс, солнечный диск с крыльями и особенно сокол являются хорошо известными символами царей в Египте. Женская корона Isis/Hathor на крылатом сфинксе (символе царя) предполагает, что владелец печати — женщина. Элегантный египто-финикийский стиль указывает на персону, которой нравился такой тип искусства, — обстоятельство, соответствующее тому, что Иезавель была финикийской принцессой (3Цар. 16:31).

Двойной ураеус (кобра) в нижней части — типичный символ цариц, играющих выдающиеся религиозные и политические роли в египетских династиях, начиная с 18-ой. Египетская царица Тийи (Tiye) стала примером для подражания для последующих цариц. Часто ее изображают с короной Isis/Hathor или короной с двойным ураеусом (uraei). Таким образом, независимо от имени владельца, иконография предполагает царицу. Хотя отдельные лица использовали эти символы, чтобы показать свою близость к трону, ни одна печать не снабжена всеми ими одновременно.

 

 © The Israel Museum, Jerusalem
Зеркальное отображение. Из-за того, что большинство печатей оттискивались на влажной глине или небольших глиняных шариках, используемых для защиты свитков, что служило подписью, символы и буквы часто вырезались перевернутыми. Когда на глине ставилась печать, картинка и надпись получались изображенными правильно. Это фотография печати Иезавель и ее оттиска, или буллы, показывает перевернутое и нормальное положение.

Еще один, чуть более сложный аргумент говорит в пользу того, что печать принадлежала царице Иезавель: ее имя является частью мифа о Ваале. Иезавель (Jezebel) значит «Где Его Высочество (=Ваал)?» ( «Where is his Highness (=Baal)?») Имя Иезавель подходило принцессе вроде дочери финикийского царя Эсбаала (Ethbaal), потому что оно объединяло ее с богиней Анат (‘Anat) (ханаанский аналог египетской богини Изиды/Хатор (Isis/Hathor), возлюбленной Ваала. Эта богиня, которая послана высшим богом, Илу (Ilu), из упоминаемого выше мифа о Ваале. Как полагает Авигад, имя Иезавель было редким в Финикии. Вероятно, только принцессам (которые, очевидно, становятся царицами) давали имя Иезавель. В угаритском (Ugaritic) ритуале культа Ваала царица изображала ‘Anat, которая должна была пережить своего возлюбленного мужа Ваала. Точно также фараон в смерти ассоциировался с Осирисом (Osiris), а Изида (Isis) должна была вернуть его к жизни с помощью своей сестры Нептис (Nephtys). Эти две богини часто изображались в виде ураеуса (uraei). Поместив на свою печать двух кобр, анкх (ankh) и крылатый солнечный диск, Иезавель желала охарактеризовать себя в качестве живительной силы, находящейся за троном.

С финикийской точки зрения у нее было полное право стремиться к такому (полу)божественному статусу. Похожие замыслы обнаруживаются на финикийских надписях. Финикийский царь назывался «супругом Астарты» ( «consort of Astarte“), сестры-близнеца ‘Anat. В арамейских надписях царица описывает себя как жену бога Бела (Ваала (Bel (Baal)). Согласно Иезекииль 28:2, 9 царь Тира (Tyre) считал себя богом. Хорошо известно, что в Израиле также божественная природа царей иногда признавалась (например, Псалтирь 2:6f., 45:7 [Hebrew verse 8], 110). Печать подтверждает ее стремление к божественному статусу, и, возможно, именно это разожгло гнев в библейских описаниях ее.

Наконец, форма букв на печати, особенно «Y», финикийская или имитирует финикийское письмо. *4  «L» также выглядит древнефиникийской.

Если говорить кратко, то я полагаю весьма вероятным, что данная печать — печать царицы Иезавель.

Марьо С. А. Корпель (Marjo C.A. Korpel)

Перевод: © JUDAEA.RU - 2008 г.

Где Иезавель? Или печать библейской царицы - 2. Анализ печати Райана Бирна

Оригинал статьи в журнале Biblical Archaeology Review

Примечания

1. Vol. 14, p.274.
2. Это интересно с учетом подлинности печати. Вряд ли фальсификатор стал бы делать аутентично выглядящую печать, на которой имя царицы Иезавель читалось с ошибкой, или, наоборот, правильно, но со специально уничтоженной верхней частью печати.
3. Лоуренс Мыкытюк предполагает, что алеф был сколот, но подвергает сомнению связь с царицей Иезавель. Lawrence J. Mykytiuk, Identifying Biblical Persons in Northwest Semitic Inscriptions of 1200-539 B.C.E. (Atlanta: Society for Biblical Literature, 2004), p.216.
4. Андрэ Лемэр «Египетские божества в финикийской ономастике» (André Lemaire, «Divinitées égyptiennes dans l'onomastique phénicienne,» in C. Bonnet et al., eds., Studia Phoenicia, vol. 4: Religio Phoenicia, Namur: Société des Études Classiques, 97.)

Об авторе: Marjo C.A. Korpel  is associate professor of Old Testament at Utrecht University in the Netherlands. Her research includes Ugaritic language and religion, as well as text delimitation in ancient Bible manuscripts. She is currently preparing monographs onthe books of Ruth, Esther and Isaiah 40-55.

 

печатибуллыбиблияИезавель 

27.03.2008, 19593 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

21.11.2008 19:03:20

В поисках древнего названия Хирбет Кейафы

Что может подтвердить идентификацию Хирбет Кейафы? История сражения Давида с Голиафом описывает арену битвы следующим образом (1 кн. Царств 17:1-2): «Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.»

NADAV NA'AMAN

ИзраильраскопкиверсиибиблияХирбет-Кейяфа 

22.10.2010 23:45:34

Универсализм Иерусалима

...в еврейской устной традиции, книге называемой Агада, говорится, что святость Иерусалима выше святости всех других мест земли Израильской, поэтому и говорят евреи, что в Иерусалим восходят. Это верно и с географической точки зрения , так как город находится на горных образованиях, высотой от 600 до 830м.

Марк Гершем

ИерусалимХрамбиблия 

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

20.05.2009 01:24:19

В Граде Давида найдена печать Шауля

Во время раскопок в Граде Давида найдена костяная печать времен Первого Храма с выгравированной на ней надписью Шауль.

Фрагмент правой верхней части костяной печати утрачен. Поверхность печати разделена на регистры двумя параллельными линиями, и в середине выгравированы ивритские буквы. Под именем выгравирован растительный рисунок. Имя владельца (Шауль) сохранилось полностью

печатираскопкиИзраиль 

29.02.2012 13:25:13

Арестованы палестинские "черные археологи", охотившиеся за сокровищами Второго Храма

Судя по всему, "черные археологи" пытались найти клад сокровищ Второго Храма, пользуясь в качестве указателя древним списком, обнаруженным ранее в Иудейской пустыне. В списке, предположительно, указаны места хранения сокровищ. Они проникали в подземные ходы, прорытые во время восстания Бар Кохбы, где, якобы, был спрятан клад.

Израильраскопки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100