История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Иерусалим. Виа Долороса

Наш путь лежит в сердце Арабского Квартала, за рынок, туда, где за высокой каменной стеной укрыт дворик Эль Омари Медресе, где и начинается Крестный Путь, - Via Dolorosa.

Первая Станция (в русской традиции - Стояние) Крестного пути - место, где Иисус был осужден Пилатом в Претории, во Дворце Мощеных Камней, находится в настоящий момент на территории мусульманской религиозной школы Эль Омари Медресе, за тяжелыми, вечно закрытыми воротами. То есть, говорят, что иногда туда можно зайти. На мою долю такого счастья не выпадало ни разу. Поэтому нашу экскурсию мы начнем во дворике, находящемся как раз напротив, и принадлежащем францисканскому монастырю Бичевания.

Здесь расположена Вторая Станция Крестного Пути - место Возложения Креста. Проход под аркой во дворик монастыря. Купол на снимке - это купол часовни Возложения Креста.

В монастыре Бичевания расположена Школа библейской археологии и небольшой, но интересный музей. Под ногами оказываются древние камни Иерусалима времени Иисуса. Здесь можно увидеть выбитые на камнях мостовой "сетки" для древней азартной игры в кости, за которой частенько коротала время городская стража. В такую же игру римские солдаты разыграли одежды Иисуса.

Монастырская галерея

Здесь же, во дворике, расположены две часовни. Собственно Часовня Возложения Креста (Вторая Станция Крестного Пути)

И, по другую сторону дворика - Часовня Бичевания, с великолепными витражами, стоящая на месте капеллы крестоносцев, превращенной арабами в конюшню, заново отстроенная францисканцами на деньги Дюка Баварии Максимилиана (1839) и реставрированной архитектором Барлуззи (1929). Купол часовни украшает шедевр мозаичного искусства - Терновый венец.

Двигаясь от францисканского монастыря к Третьей станции Крестного пути, мы вскоре оказываемся у монастыря "Ecce Homo" сестер Богоматери Сионской. Место это не является канонической Станцией Крестного Пути, тем не менее оно весьма примечательно. Согласно современным археологическим изысканиям, здание монастыря стоит на остатках крепости Антония, воздвигнутой Иродом Великим в 30 г.д.н.э. Уже начиная с эпохи Крестовых походов здесь происходили поминовения страданий Христа от рук римских солдат и суда над ним Пилата. Отсюда - и название монастыря: "Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, человек!"

Часовня монастыря

Под зданием монастыря находится принадлежавшая крепости Антония водяная цистерна Стратион, резервуар ее был вырыт в северном рву крепости по приказу Ирода Великого, позднее Адриан (первая половина второго века) заключил резервуар под своды и превратил в цистерну. Вода в цистерну поступала по каналу, проведенному в эпоху Хасмонеев (2 в.д.н.э) для нужд Храма.

Так же под зданием монастыря мы можем видеть участки римской мостовой с нацарапанными сетками для игр и водостоками.

Чуть ниже монастыря "Ecce Homo" минуем греческий ортодоксальный монастырь с надписью у входа: «Тюрьма Иисуса». В подземельях монастыря находятся несколько искусственных гротов. Скорее всего, здесь были римские конюшни, и даже сами греки-монахи сегодня предпочитают упоминать это место как тюрьму Вараввы.

Третья Станция Крестного пути - место, где Иисус падает в первый раз под тяжестью Креста.
Когда-то на этом месте стояла Византийская часовня и церковь времен крестовых походов, впоследствии разрушенные. До 1947 года это место отмечала лежащая на земле колонна. В 1947 году на деньги польских солдат в Палестине была построена новая часовня. Часовня на месте Третьей Станции обновляется - на сводах видны наброски фресок.

В двух десятках метров дальше по улице находится Четвертая Станция, также реставрированная поляками. На этом месте Иисус встретился со своей матерью, которую он не видел, по крайней мере, год.

Пятую Станцию Крестного Пути, где легионеры охраны, раздраженные медленным продвижением их пленника, заставили прохожего, Симона из Керинаики, нести крест Иисуса, отмечает францисканская молельня (1895 г.).

Торчащий из стены камень, отполированный прикосновениями тысяч ладоней, по легенде, послужил опорой для руки Иисуса. Легенда или не легенда - а камень сочится влагой. Круглый год и в любую погоду.

Шестая Станция Крестного Пути - место, где вмурованный в стену обломок колонны обозначает место расположения домика Св. Вероники, которая отерла окровавленное лицо незнакомца платком, смоченным холодной водой. Лик Иисуса, запечатлевшийся на платке - Спас Нерукотворный - творил чудеса и даже исцелил императора Тиберия.

Настоящее имя этой девушки мы не знаем, ибо Вероника - это не что иное, как латинское Vero Icone - Лик истинный.
От Шестой Станции подъем становится круче, и вскоре Иисус вновь упал под тяжестью Креста.

Седьмая Станция Крестного Пути - место второго падения Иисуса - отмечается двухэтажной францисканской капеллой, внутри которой находится красный монолит - часть тетрапилона, стоявшего на перекрестке центральной улицы города 2-го века Кардо Максимус.

Пересекаем шумную улицу рынка и продолжаем подниматься к Восьмой Станции по невозможно узкой улочке, в толчее ищем на стене справа камень с латинским крестом и греческой надписью NIKA, вработанный в стену греческого ортодоксального монастыря.

Здесь Иисус, обращаясь к оплакивающим его женщинам, сказал: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям". 70-й год, кровь и разрушение Иерусалима были не за горами.

Девятая Станция и Голгофа - в двух шагах, но улица заблокирована стеной еще в 19 в., и придется сделать обход по рынку Сук хан эль Заит, который крестоносцы - ребята, в общем-то не слишком разборчивые и привередливые, - звали Malcuisinata, или, по-русски, Улица дрянной еды. Дойдя до лестницы, поднимаемся на 28 ступеней и продолжаем путь по петляющей улочке до входа в Коптский Монастырь, где прямо под нами в Гробе Господнем находятся пять последних Станций Крестного Пути.

Девятая Станция Крестного Пути - место третьего падения Иисуса по пути на Голгофу - отмечена колонной, расположенной около ворот эфиопского монастыря, входящего в храмовый комплекс Гроба Господня.

Это место - своеобразный "дворик на крыше", он стоит немножко в стороне от протоптанной туристической тропы, поэтому большинство гидов туристов туда не водят, а просто неопределенно машут рукой в сторону Девятой Станции и сообщают о возможности подойти туда как-нибудь потом. Отсюда через эфиопский придел Храма можно пройти насквозь, попав в центральный дворик перед главным входом в Храм. Главное - не заорать с перепугу слишком громко, когда, ослепленный ярким Иерусалимским солнышком, входишь в сумрачную и темную древнюю эфиопскую часовню - и вдруг в полуметре от тебя вспыхивает приветливая белозубая улыбка одетого в черное эфиопского священника, которого ты сослепу совершенно не заметил.

Храм Гроба Господня.

Краткая хронология

325 г. - Император Византии Константин I Великий принимает решение о строительстве Храма на месте Воскресения Христова.
335 г. - окончание строительства Храма. 14.09 Храм освящён.
614 г. - Храм разрушен персами.
630 г. - Храм реконструирован.
1009 г. - Храм разрушен в период правления халифа аль-Хакима (996 - 1021 гг.).
1042 - 1048 гг. - Император Византии Константин Мономах переделал Ротонду в церковь.
1149 г. - новый Храм освящен крестоносцами 15.07.
1244 г. - Храм разрушен мусульманами.
1719 г. - Храм восстановлен.
1808 г. - Храм сильно поврежден пожаром.
1810 г. - Храм восстановлен.

Современный Храм Гроба Господня - это не церковь в привычном понимании, а комплекс храмовых сооружений, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия ("Царская опочивальня" в переводе, то есть, собственно Гроб Господень), Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии - Коптской церкви. Но главные святыни - Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

Часто возникает вопрос - почему Храм находится в пределах городской стены, если известно, что Голгофа находилась за стенами города? Ответ прост: до 42 года н.э. территория, на которой расположен Храм, действительно находилась вне городской стены.

Задержимся еще немного во дворе перед Храмом. Слева от нас расположены: церковь Св.Иакова, посвящённая брату Иисуса, первому епископу Иерусалима, соединённая проходом с храмом Марии Магдалины; церковь Сорока мучеников. Справа: капелла Франков и часовня Св.Марии Египетской; капелла Архангела Михаила; капелла апостола Иоанна и монастырь Авраама.

Церковь Св. Иакова и Храм Марии Магдалины недавно отреставрированы и хотя их нечасто показывают публике - нам удалось там побывать. К сожалению, архив с фотосъемкой этого места исчез, испарился совершенно мистическим образом. Впрочем, всякие странные происшествия совершенно не кажутся странными, когда речь идет о Храме Гроба Господня. Странно, если ты пришел - и не случилось ничего странного.

Коптская капелла Св. Михаила (копты считаются истинными потомками древних египтян - тех самых, что строили пирамиды и обожествляли кошек, в отличие от населяющих Египет в настоящее время арабов), как правило, открыта для посещений. Она примечательна старыми образами, писанными в наивной, но обаятельной манере на оливковых досках. А еще из нее можно спуститься по узким влажным ступенькам в древнюю цистерну-водохранилище. Причем, это одна из редких цистерн, в которую вода не поступала по искусственно прорытым каналам, а собиралась в сезон дождей фильтрацией через почву. Поэтому вода в цистерне есть и по сей день.

Внутри Франкской капеллы находится Десятая Станция Крестного Пути, Придел Деления Риз. На фото - это маленькая капелла с крутыми ступенями в правой части снимка.

У входа в Храм - расколотая мраморная колонна.

История ее такова:
В 1578 году, при смене турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви.

Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую Субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха.

У входа в Храм.

Прямо перед собой входящий видит Камень Помазания. Камень источает жидкость, оставляющую слабый приятный запах - ладан-не ладан, что-то похожее. Здесь, на Камне, обычно святят крестики, четки - и другие мелкие предметы, призванные стать верными оберегами для верующих. Арка с крутой лестницей наверх - поднимается на Голгофу.

Импозантный джентельмен, стоящий у двух колонн - шейх Ваджих Нусейбе, Хранитель Ключей Храма, мусульманин, по образованию - инженер-электронщик. Очень приятный и обходительный человек, обладающий, видимо, фотографической памятью. Заприметив наш серьезный интерес к окружающему, шейх Нусейбе стал раскланиваться с нами при каждой встрече, и всегда старается обратить наше внимание на разные редкости, иногда доступные только в этот день. Именно благодаря его приглашению нам удалось осмотреть церковь Марии Магдалины с прилегающими к ней хранилищами Храма. Ключи от Храма хранятся в семье Нусейбе с середины 7 века, переданы ей на хранение халифом Омаром ибн аль-Хаттабом. Каждое утро в четыре часа шейх Нусейбе отпирает двери Храма, и запирает их каждый вечер в шесть. Кроме того, в его обязанности входит опечатывать Кувуклию перед церемонией Снисхождения Благодатного Огня.

Склонившись, пройдем под низкой аркой, и по 18 крутым ступеням поднимемся на Голгофу. Здесь расположены 11, 12 и 13 Станции Крестного Пути. Странное место - Голгофа. Богато, по-царски изукрашенная, в золотых мозаиках, можно сказать - усыпанная драгоценностями, она оставляет тяжкое, давящее впечатление. Дышать там тяжело.

Одиннадцатая Станция - Прибитие к Кресту. В алтаре хранятся драгоценные дары Храму, в том числе серебряный ковчег, дар герцога Тосканского. На его шести плоскостях изображены сцены Страстей Господних.

Очередь на поклонение стоит между Одиннадцатой и Двенадцатой Станцией (Местом Распятия). Между ними, как раз под аркой, расположен небольшой алтарь. Стекло укрывает деревянную статую Скорбящей Девы с драгоценными дарами паломников. Это - Тринадцатая Станция, Место Снятия со Креста.

Двенадцатая Станция - Смерть Иисуса на Кресте. Станция принадлежит греческой ортодоксальной церкви. Обилие росписей, лампад, икон. Но, наклонившись под алтарь, через отверстие можно коснуться самого камня скалы. Мероприятие рискованное - ощущения довольно неприятные даже у людей, не считающих себя особо верующими. От онемения в пальцах и головокружения до чего-то наподобие электрического разряда. У людей чувствительных и впечатлительных - случались сильные боли. Впрочем, наверное, это часть процесса катрасиса...

Тринадцатая станция - Снятие тела Иисуса с Креста. Латинский алтарь, посвящённый Скорбящей Богоматери. На фото вы видите его под аркой, разделяющей латинский и православный приделы. Здесь написаны слова: "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Под стеклом, на алтаре, установлена деревянная статуя Богородицы, подаренная королевой Португалии Марией I Браганской (годы правления 1777 - 1816) в 1778 году.

Спустившись с Голгофы, мы вновь оказываемся у Камня Помазания, на котором тело Иисуса готовилось к погребению по еврейскому обряду.

К Четырнадцатой и последней Станции Крестного Пути - Кувуклии, или Часовне Гроба Господня, - мы пойдем позже. Сейчас мы просто повернем направо - и тихонько пойдем по Храму...

Итак, мы снова у входа в Храм. На секунду поднимем голову вверх: разные пространства Храма фантастически переплетаются в сводах.

И снова вернемся взглядом вниз, ко входу в Храм и Камню Помазания:

Считаем дверки справа налево: первая - арка со ступенями - это подъем на Голгофу. Вторая, деревянная, дверь ведет в реликварий. Третья - арка, от которой мы на снимке видим лишь небольшую часть, ведет в Придел Адама под Голгофой. Там, в основании Голгофы, можно увидеть причудливый камень, считающийся окаменевшим черепом Адама. Кровь Иисуса, через трещину в скале, возникшую во время распятия, пролившаяся на череп Адама, смыла первородный грех...

У входа в Придел Адама - две простых гладких прямоугольных мраморных плиты, которые усталые паломники зачастую принимают за скамейки. На самом деле - это надгробия Протектора Иерусалима Готфрида Бульонского(Готфрид в свое время отказался принять титул Короля Иерусалимского, заявив, что в этом месте король один - Господь Всеблагой, и согласился лишь на звание Почетного Протектора Иерусалима) и его преемника Короля Иерусалимского Балдуина Первого. К сожалению, останки Иерусалимских королей утрачены при пожаре 1808 года, но надгробия восстановлены, хотя и перенесены немного относительно первоначального положения. Придел Адама служил королевской усыпальницей Латинского королевства в 1100-1187 годах. А с 1131 года в Храме Гроба Господня происходили и коронации. Именно в это время возник план переделки существовавшей около Гроба Господня византийской церкви.

Основные работы проводились в 1140-х годах. Программа была очень впечатляющей: Святые Места оформлялись в контексте единого архитектурного комплекса, сосредоточенного вокруг эдикулы Гроба Господня, Голгофы и Темницы Христовой (где, по преданию, находился Христос вместе с двумя разбойниками во время приготовления орудий казни). Был разработан план паломнической церкви ("паломническими церквями" называли романские храмы, в которых хранились ценные реликвии, привлекавшие большое число паломников) в форме неравноконечного креста (по западному образцу) - с средокрестием, трансептом, хором, крытой внутренней галереей и системой радиусных часовен, - который позволял включить уже существующую ротонду в строение с двумя куполами, колокольней и великолепным новым южным главным входом. Храм был освящен 15 июля 1149 года, спустя 50 лет после захвата Иерусалима и стал образцом для последующих подобных проектов, например в Вифлееме и Назарете.

Выйдя из Придела Адама, мы оказываемся в длинной сумрачной галерее, которая опоясывает по периметру Соборный Храм. В галерее в нишах расположены алтари, посвященные Страстям Христовым.

Из галереи широкая лестница ведет вниз, в подземную церковь Св. Елены.

Эта церковь является старейшей частью Храма. Ее первоначальная постройка относится к 4 веку, некоторая перестройка - к 6 веку. Спускаясь из церкви Св. Елены еще ниже - мы попадаем в цистерну, в которой, по преданию, и был найден Животворящий Крест.

В цистерне стоит алтарь, посвященный Св. Елене, и еще один - на месте, где был найден Крест. Собственно, согласно легенде, дело обстояло следующим образом. Царица Елена, мать императора Константина, делом своей жизни считала поиски Гроба Господня, Голгофы и Креста. Довольно долго поиски ее не были успешны, но однажды ночью она увидела во сне, что Крест следует искать в одной из заброшенных водяных цистерн, ставших к этому времени, в общем-то, свалками. Поскольку разгребать свалки собственноручно царице, вроде как, не к лицу, к процессу было привлечено местное население, а чтобы населению работалось веселее, Елена горстями забрасывала в цистерны золотые. Мусор из цистерн довольно быстро выгребали, а чтобы спускаться ниже - строили леса. И вот действительно, в одной из цистерн обнаружили три старых креста, но те ли это кресты, и есть ли среди них Тот Самый - было непонятно. Кресты решили поднять из цистерны, в процессе один из рабочих оступился на лесах, упал в цистерну и сломал себе спину. Беднягу подняли наверх и, в попытке облегчить его страдания, по очереди приложили к крестам. При прикосновении Истинного Креста он чудесным образом излечился, отчего Крест был назван Животворящим.

При Месте Обретения Креста в 4 веке и была воздвигнута первая из церквей Храма - вместе с часовней Гроба Господня образовавшая первый вариант Храма Гроба Господня.

Церковь(Придел) Св. Елены.

На полу видны византийские мозаики, датирующиеся 4-6 веком. Служат в приделе армяне-ортодоксы.

Стены вдоль лестницы густо покрыты резными крестиками - метками паломников.

Отряды крестоносцев отмечались маленькими крестиками, нарезанными четким строем - и крестиком побольше - за командира подразделения. Среди таких "отрядных" отметок мы нашли даже группу крестиков, выстроившихся боевым порядком - "свиньей".

Поднявшись по лестнице из Придела Св. Елены, мы продолжаем путь по галерее.

По правую руку у нас оказывается Часовня Уз Христовых. Мрачное, тёмное место, в полу которого видны отверстия для кандалов, которыми заковывались заключённые во время подготовки казни. Было ли здесь действительно место заключения Христа перед казнью - не доказано, но что здесь в принципе частенько держали осужденных на казнь - точно. Типичный зиндан местного образца. Мне доводилось видеть подобные помещения, раскопанные и в других местах Старого Города. Само помещение, алтарь и икона, изображающая Иисуса в оковах, принадлежат грекам-ортодоксам.

Кое-где видны остатки старинных фресок, чудом уцелевших при пожаре 1808 года.

Алтарь и Часовня Явления Христа Марии Магдалине принадлежат ордену францисканцев и оформлены в современном стиле. Помещение в теперешнем его виде освящено в 1965 году.

Соседняя дверь ведёт во францисканскую Ризницу, являющуюся своеобразным небольшим музеем различных реликвий. Она закрыта для посещений, но, как правило, монахи не отказывают в просьбе их осмотреть. Здесь можно увидеть меч и шпоры Готфрида Бульонского, рыцарские кольчуги и доспехи, облачения монахов различных периодов.

И вот, обойдя по кругу Кафоликон, мы вышли к, наверное, главной части Храма - Ротонде.

В центре большой Ротонды (диаметр - 32 м.), называемой по-гречески "Анастазис" - "Воскресение", находится древнейшая святыня христианства - Гробница Иисуса Христа. Она помещена в небольшую часовню (католическое название - "эдикула", православное - "кувуклия"), возведенную на том месте, на котором когда-то находилась подлинная иудейская гробница.

Купол Ротонды

Четырнадцатая Станция Крестного Пути: Положение во Гроб. На снимке Кувуклия. Луч, между прочим, настоящий, не нарисованный.

Металлический внешний скелет Кувуклии сделан во времена Британского Мандата, после землетрясения, когда возникли опасения, что здание следующего землетрясения может не выдержать.

Размеры Кувуклии - 8 х 6 м. Она состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (в ней размещён Святой Гроб), и восточной, почти прямоугольной (3.4 м. х 3.9 м.), где находится Придел Ангела. С противоположной от входа западной стороны расположена маленькая коптская капелла, к которой тоже выходит подножие гробницы.

Коптская капелла

Над дверью Кувуклии размещены на греческом языке слова Ангела: "Что ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он воскрес". В приделе Ангела, в мраморном ларце, хранится святыня - остаток камня, некогда прикрывавшего входную дверь в Гробницу. А в стенах проделаны два отверстия, через которые на Пасху подаётся Святой Огонь трепетно ожидающим его верующим. Сама Пещера Гроба (207 см. х 193 см.) занята наполовину каменным ложем, "лавицей", на котором покоилось тело Христа. На мраморном пологе находятся три иконы "Воскресения": от латинской, греческой и армянской Церквей, как основных христианских исповеданий. Поэтому здесь и совершаются ежедневно три литургии. Под средней иконой - надпись на греческом языке: "Христос Воскресе!".

Очередь паломников: Пещера Гроба может одновременно вместить лишь несколько человек.

Панорама вверх

За Кувуклией, напротив коптской капеллы, расположен вход в гробницы старца Никодима и Иосифа Аримафейского, предоставившего купленную, в общем-то, для себя пещерку, для погребения Иисуса. Если помните, дело было срочное, нужно было закончить погребение до наступления Субботы. В конце концов и сам Иосиф оказался похоронен неподалеку. Фотографировать там нечего - маленькие погребальные пещерки, очень традиционной для иудеев тех времен формы. К погребальным пещерам примыкает крохотная часовенка с обгоревшим, сильно пострадавшим при пожаре 1808 года алтарем.

Прямо напротив входа в Кувуклию расположен вход в греко-православную Церковь Вознесения, называемую Кафоликон. Кафоликон - двупрестольный (с престолами для Греческого и Русского Православного Патриархов) соборный Храм.

Купол Кафоликона:

В Кафоликоне внимание туристов привлекает маленькая круглая деревянная тумбочка - Пуп Земли, этакий мистический центр мира. Идея его фотографировать меня не окрылила, но по сети достаточно снимков, если кому интересно - тот найдет легко.

Итак, почти завершив полный круг, мы движемся к выходу из Храма. Из прелюбопытных мест нам, пожалуй, осталось увидеть маленькую часовню, расположенную по внешней стороне Храма между Камнем Помазания и Пещерой Гроба. Это капелла Трёх Марий. Она принадлежит армяно-григорианской Церкви.

"Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему, между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Заведеевых". От Матфея, (27:55/56).

Экскурсовод и фоторгаф: WhiteRabbit. NetLab

Несколько снимков Sidorini

 

ИзраильИерусалимСтарый городбиблияпрогулкаэкскурсияхристианство 

02.11.2008, 24865 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

18.09.2010 20:53:18

Тель Акко

Этот холм находится примерно в 700 метрах восточнее морского побережья несколько севернее ручья Нааман (Балус). Его площадь составляет порядка 200 дунамов, а наибольшая высота около 35 метров над уровнем моря. Нет сомнения, что в своё время ручей подходил гораздо ближе к холму, что давало возможность судам, заходившим со стороны моря, подплывать достаточно близко к находившемуся на холме поселению. Это, собственно, и способствовало существованию на этом месте важного порта, защищённого как от высоких морских волн, так и нападений неприятеля. А находящиеся вокруг сельскохозяйственные угодья давали возможность прокормиться его населению. 

Юрий Полторак

АккоФиникияИзраиль 

28.11.2007 14:53:29

Вади Далия (Вади Далиех)

Когда я узнал о готовящемся походе в Вади Далия, мне было трудно в это поверить. Туда же никто не ходит!
Первой мыслью было, что в объявление вкралась ошибка, и речь идёт о небольшой речке Нахаль Далия к югу от Хайфы. Но личность экскурсовода Михаила Эзера
не позволила усомниться в намерении организаторов.
Да, известный краевед Самарии собрался вести нас в то самое знаменитое в научном мире и в тоже время почти неисхоженное туристами Вади Далия на стыке самарийских гор и долины реки Иордан.

Евгений Озеров

ИзраильСамарияВади Далияэкскурсия 

20.02.2008 21:12:04

Иерусалим. Раскопки у Магрибских ворот

Каких только метаморфоз не происходило с этим местом! Ведь каких то 40 лет назад вместо площади был район, состоящий из уродливых построек мамлюкского периода. Около cамой Cтены (Стена Плача, Западная стена Храма — JUDAEA.RU), метрах в четырех, на травке паслись козы.

Сейчас там величественная площадь. С блестящим от света полом. Именно полом, выложенным из иерусалимского камня. Только на моей памяти за 5 лет площадь перестраивали и достраивали раза три. А сейчас там ведутся раскопки. И сколько ещё тайн скрывается за приобретенными временем культурными слоями?

Олег Струэнзе. осень 2006 г.

раскопкиИерусалим 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

11.08.2010 22:32:45

Найдена самая ценная в истории Израиля монета

Археологи объявили, что нашли самую ценную в истории Израиля золотую монету. Она же и самая тяжелая, - монета, которой 2,200 лет весит 28 граммов. Она была найдена на раскопках Тель-Кадеш вблизи ливанской границы.

Израильнаходкинумизматика 

18.07.2007 10:24:00

Петра в опасности!

«Выбор Петры новым чудом света заставил общество осознать необходимость сохранить это уникальное наследство, которое у нас есть» — сказал Харьех Амр (Khairieh Amr), старший археолог Министерства туризма и древностей Иордании.

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100