![]() |
||||||||
|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Пустыня Негев. Тель-Шева![]() Мы снова в Негеве. На этот раз у нас два «неклассических» теля — Тель-Шева и Тель-Арад. Стоп! На всякий случай сразу отвечаю на два незаданных вопроса: во-первых, что такое «тель»? Во-вторых, почему это вдруг Тель-Шева и Тель-Арад — неклассические? «Тель» в литературе обычно переводят, как «курган». Но сие не совсем точно. Вернее было бы определить его, как городище, состоящее из некоторого количества культурных слоёв, один на другом. То есть, попросту, тель — это неприродный (слово «искусственный» не употребляю намеренно, оно не совсем верно)холм, состоящий из некой последовательности городов, в разные эпохи существовавших на том же месте. Помните, как у Роллинг Добби, домовой эльф, надел на голову одновременно все шапочки, которые связала Гермиона? Они такой неустойчивой колонной балансировали у него на макушке. Так вот, голова Добби в этот момент представляла собой классический тель. Почему два этих теля неклассические? Потому что слоёв в них очень немного. По крайней мере, слоёв, представляющих интерес для историков. И в этом, как ни странно, их привлекательность. Потому что в многослойных телях, таких, как тель Бейт-Шеан или Тель-Мегиддо, невозможно увидеть древний город таким, каким он был в какую-то одну эпоху. Там можно найти кусочек, раскопанный до построек поздней бронзы, а рядом — израэлитская крепостца, скажем. Здесь же перед нами город, каким он был в некий исторический момент. Моментальная фотография через тысячелетия… Две такие «моментальные фотографии»… Первая из них — ТЕЛЬ-ШЕВАРаскопки здесь начал в конце 60-х археолог Йоханан Аарони. Его семья сумела в 30-е выбраться из нацистской Германии, брат, Цви Аарони, был сотрудником Моссада и участвовал в знаменитом похищении Эйхмана.
Радиальная планировка, улицы, идущие по окружности в параллель со стенами, и другие улицы, радиусами сходящиеся к центру. Под каждой улицей — система водостоков, собирающих дождевую воду. Часть водостоков собирала воду с кровель домов. У входа, снаружи — колодец. Не для жителей города (а точнее — царских чиновников и солдат), отнюдь! Для посетителей. Ну, точно как в нашем жарком климате в приёмных разных рангов для ожидающих аудиенции ставится автомат с холодной водой. Разница только в том, что из этого колодца приходилось поить не только посетителей, но и их скот. Колодец, кстати, настоящий, артезианский. И ещё пикантный момент: в этот же колодец из города сбрасывались ливневые стоки, смывавшие по пути, должно быть, всякое… Так что водичка видимо, не всегда отличалась чистотой. Но, как и сейчас, если «пипл хавает»… Не для себя же, чего там… Глина сверху покрывалась штукатуркой, чтобы не так размывалась дождями: Стен, собственно, было две. Первая, времён Шломо, была цельной, сплошной, и состояла из отрезков, то выступающих вперёд, то «отступающих» назад: Позднее была построена стена совсем другого типа. Двойная, с полуметровым примерно промежутком внутри и с перпендикулярными перемычками, делящими этот промежуток на комнатки-камеры. Внутренняя часть стены одновременно была одной из стен примыкавших домов, и хозяин каждого дома отвечал за сохранность своего участка. А вот эти здания (их два, около синенького щита) - яблоко раздора между двумя знаменитыми археологами — Йохананом Аарони и Игаэлем Ядином. Видите? Каждое здание состоит из 3-х удлинённых «отсеков», причём пол двух крайних вымощен камнями. На разделительной бровке стоят какие-то не то столбики, не то колонны. Очень похожие сооружения есть и в Мегиддо, и в других местах. Здесь, в Тель-Шеве, при раскопках внутри были найдены осколки множества разных глиняных сосудов. Но самое интересное в этом городке — потрясающая система водоснабжения. Тель-Шева стоит точно в месте слияния двух речушек — Нахаль-Хеврон и Нахаль-Лахиш: В русле Нахаль-Хеврон была построена дамба, превращавщая часть его во временный водосборник. Когда на Хевронском нагорье шли дожди, речка переполнялась, водосборник собирал воду, и по вот этому крытому камнями каналу: вода поступала в гигантскую систему подземных водохранилищ. В систему входили отстойники, проводящие каналы и огромные резервуары. Инженерный расчёт сооружения потрясает. В-четвёртых, набирать воду можно было только изнутри города. К воде вёл глубокий облицованный камнями конический суживающийся книзу колодец с каменными же ступенями. Значит, инженеры древности, ещё начиная копать, знали точно, на какую глубину им придётся спуститься, и, исходя из этого, расчитали уклон стен и внешний диаметр раскопа! Более того: в каменной облицовке стен были ими специально оставлены отдушины — для снятия внутреннего напряжения в кладке из-за перепадов влажности и температур! Вот! А напоследок — один из обитателей пустыни. Не совсем, правда, ожидаешь встретить в Негеве подобное создание, но — что есть, то есть…
21.10.2007, 9228 просмотров.
Также читайте:21.07.2008 23:15:00
Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2B, периоды Второго Храма, Византии и раннего ислама ![]() Гемарияху сын Шафана наиболее известен среди хозяев булл, найденных в городе Давида. Он многократно упоминается в Библии как писец и официальное лицо во время правления Иехоакима во дни пророка Иеремии. Обнаружение буллы Иехухаля сына Шелемияху добавляет еще один пример реального существования людей, которых упоминает Библия. Совпадения библейского текста в именах этих двух официальных лиц не только изумительно само по себе, но и показывает нам точность, аккуратность и огромную важность библейских источников. Эйлат Мазар 23.10.2007 00:03:38
![]() Почему люди оставили Город? Война? Нет. Точно — нет. Во-первых, «пишпашим» остались незаложенными. Во-вторых, грязевые стены Города и отдельных домов не были разрушены. Их просто смыло дождём, развеяло ветром. Что же случилось? Зоя Брук 13.01.2009 18:09:25
![]() Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh). Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|