История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

В Сирии найдена древнейшая роспись

Можно сколько угодно говорить, будто ничто под солнцем и луной не ново. Однако это открытие ошарашило всех. Ещё бы! Когда археологи нашли в Сирии одну настенную роспись, то поняли, что она самая древняя на Ближнем Востоке. Но вот в чём беда: это изображение оказалось удивительно похожим на картину известного художника XX века! Как не удивиться? Как не испугаться?

Джаде аль-Мухара (Djade al-Mughara) — одно из мест, давно интересующих археологов. Тут, у левого берега Евфрата, некогда находилось поселение эпохи неолита, располагавшееся к северо-востоку от исторического города Халеба (Aleppo).

Регулярные раскопки ведутся здесь с начала 1990-х сирийско-французской группой археологов под руководством Эрика Кокеньо (Éric Coqueugniot), исследователя из института Востока и Средиземноморья ( Maison de l'Orient et de la Méditerranée).

Примерно год назад археологи рассказали миру о своей неожиданной удаче: в результате долгой работы они смогли отыскать в Джаде аль-Мухара древнее культовое сооружение.

От него остались лишь высокие стены, а также множество разных мелких предметов, которые, видимо, имели отношение к ритуалам, совершавшимся в здании. В частности, там обнаружилось большое количество фрагментов охотничьих орудий, наконечников стрел — в основном кремнёвых и обсидиановых.

В том, что это помещение было как-то связано с религией, сомнений нет. Судя по размерам, здание предназначалось для больших собраний.  

Опубликовав в прошлом году статью в Science, исследователи удивились древности находки, но никаких сравнений на ум им тогда ещё не приходило (фото Éric Coqueugniot).
Опубликовав в прошлом году  статью  в Science, исследователи удивились древности находки, но никаких сравнений на ум им тогда ещё не приходило (фото Éric Coqueugniot).

Интересно и то, что возраст здания, согласно данным учёных, немаленький — оно было построено около 8,8 тысячи лет до нашей эры.

Точно неизвестно, какие действа отправлялись в храме. Насчёт этого вопроса пока есть только одна гипотеза.

Больше всего учёных заинтересовала эта стена размерами 2×2 метра (фото Reuters).
Больше всего учёных заинтересовала эта стена размерами 2×2 метра (фото Reuters).

На расчищенных стенах исследователи обнаружили роспись, сделанную красной, чёрной и белой красками, на которой есть изображение головы быка. Кроме этого, часть «планировки» здания имеет форму черепа этого животного.

Всё это убедительно свидетельствует о том, что жители древнего Джаде аль-Мухара исповедовали какой-то «бычий культ». О том, что это был за культ и какова была его роль в культуре, говорится мало. Однако вскоре после того как находку предали огласке, министр культуры Сирии Рияд Насан Ага (Riyad Nasan Agha) сказал, что «это уникальное открытие, которое может привести к пересмотру культуры».

Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, исследует древне-современные изображения (фото Reuters/Khaled al-Hariri).
Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, исследует древне-современные изображения (фото Reuters/Khaled al-Hariri).

Министр говорил, конечно же, про культуру своей страны.

Но вот археологи ещё немного расчистили место раскопок и неожиданно поняли, что «это уникальное открытие» заставит задуматься о его месте не только в сирийской, но и вообще в мировой культуре. А то и не только в ней…

Проблемы появились сразу, как археологи занялись тщательной обработкой стен.

Как мы сказали, храм украшен трёхцветной росписью. Но когда рабочие стали к ней присматриваться, они заметили нечто неожиданное.

Живопись на стенах выполнена в виде странного хаотичного орнамента, состоящего в основном из четырёхугольников. Причём эти фигуры не ровные, и закрашены они также не в определённой последовательности, а как будто бы произвольным образом. Одним словом, изображения эти очень нетипичны для древнего Востока. 

Вверху слева: найденные фрагменты инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: обнаруженная там же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции. Внизу — бычий череп, применявшийся в ритуалах (фото Reuters/Khaled al-Hariri и с сайта terraeantiqvae.blogia.com).
Вверху слева: найденные фрагменты инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: обнаруженная там же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции. Внизу — бычий череп, применявшийся в ритуалах (фото Reuters/Khaled al-Hariri и с сайта terraeantiqvae.blogia.com).
Общий вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо говорит, что работа здесь продвигается крайне медленно. Но результаты впечатляют! (фото с сайта flickr.com).
Общий вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо говорит, что работа здесь продвигается крайне медленно. Но результаты впечатляют! (фото с сайта flickr.com).

Зато подобный изобразительный порядок характерен для Пауля Клее… Как, вы не знаете, кто такой Пауль Клее? Сейчас расскажем.

Вот так выглядит сверху таинственный храм — самый древний на Ближнем Востоке с самой старой в этом регионе живописью. Заметим на всякий случай, что вымершие коровы с египетской росписи древнее. И всё же он старше древнейшего убийства, колеса и уж тем более письма Нового Света (фото Reuters/Khaled al-Hariri).  Сходство с полотнами Клее стало проявляться сразу, как только археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Photothèque).
Вот так выглядит сверху таинственный храм — самый древний на Ближнем Востоке с самой старой в этом регионе живописью. Заметим на всякий случай, что вымершие коровы с египетской росписи древнее. И всё же он старше древнейшего убийстваколеса и уж тем более письма Нового Света (фото Reuters/Khaled al-Hariri) Сходство с полотнами Клее стало проявляться сразу, как только археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Photothèque).

Пауль Клее ( Paul Klee) — швейцарский художник, по большей части работавший в жанре экспрессионизма. Вообще, его творчество сложно однозначно отнести к какому-либо течению в искусстве, но оно оказалось столь выразительным и впечатляющим, что существенно повлияло на дальнейшее развитие экспрессионизма, кубизма и сюрреализма.

Для экспрессионистского творчества характерно стремление автора выразить свои эмоции или изобразить чьи-нибудь. Естественно, показать эмоции с помощью обычных предметов, обычной графики невозможно, поэтому экспрессионистское изображение часто не имеет ничего общего с реальным миром. Такие картины вполне могут состоять из простых или сложных фигур самых невероятных форм и расцветок.

Пауль Клее. «Сицилийский пейзаж». 1924 год (иллюстрация с сайта news.aol.com).
Пауль Клее. «Сицилийский пейзаж». 1924 год (иллюстрация с сайта news.aol.com).

Заметная часть картин Клее как будто бы составлена из разных геометрических кусочков, близких по форме к четырёхугольным фигурам, заполняющих собой всё полотно или основную его часть. Как вы уже догадались, эта особенность один в один подходит к описанию и того, что нарисовано в том самом сирийском храме.

Само собой, Клее этих росписей не видел — созданы они были, получается, примерно 11 тысяч лет назад. А при его жизни они находились глубоко под землёй. Так что этот странный орнамент никак не мог оказать на него хоть какое-то влияние.

Пауль Клее. «Древний звук». 1924 год. Название картины наталкивает на подозрения в том, что идея этой картины как-то связана с древним искусством. Кроме того, налицо сходство этого произведения с изображениями в древнем сирийском храме (иллюстрация с сайта humanitiesweb.org).
Пауль Клее. «Древний звук». 1924 год. Название картины наталкивает на подозрения в том, что идея этой картины как-то связана с древним искусством. Кроме того, налицо сходство этого произведения с изображениями в древнем сирийском храме (иллюстрация с сайта humanitiesweb.org).

Конечно, можно сказать, что сходство весьма формальное. Однако эти сомнения оказываются ни к чему: достаточно посмотреть на фотографии росписи и на картины великого художника. Сходство такое очевидное, оно так бросается в глаза, что моментально становится ясно — эта древняя живопись как-то повлияла на современную.

Но как? Ведь тех древних сирийских художников и современного швейцарского разделяют и пространство, и время. Они жили на Востоке, он — на Западе. Они в неолите, он — в XX веке. Всё что остаётся применять в такой ситуации — это истолкования с точки зрения паранормальных возможностей: мощнейшей интуиции, телепатии или даже мистических экспериментов.

Пауль Клее. «Монумент в плодородной стране». 1929 год (иллюстрация с сайта abcgallery.com).

По-другому связать Клее и этот образец искусства из седой старины пока что невозможно.

Единственное рациональное объяснение, которое могло бы что-то прояснить, дал Мустафа Али ( Mustafa Ali) — знаменитый современный художник из Сирии. Он заметил, что похожий геометрический «дизайн» можно найти в узорах на килимах — коврах ручной работы, которые с давних времён по сей день делают в Ливане и Персии.

Мустафа Али (на снимке слева) полагает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, как видите, мягко говоря, неочевидное (фото с сайтов mostafali.com и imx.ir).
Мустафа Али (на снимке слева) полагает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, как видите, мягко говоря, неочевидное (фото с сайтов mostafali.com и imx.ir).

Вот только с Клее такое объяснение, извините, не клеится. Ну, не занимался коврами знаменитый экспрессионист, не занимался… К тому же достаточно посмотреть на эти килимы, чтобы понять главное отличие: узоры на них более-менее симметричные, и, честно говоря, на картины швейцарца и на рисунки из Джаде аль-Мухара они непохожи.

Вдобавок ко всему Мустафа Али окончательно запутал журналистов, добавив ещё один комментарий к той храмовой росписи, из-за которого дело становится ещё более замутнённым. «Мы не должны терять из виду то, что эта живопись археологическая, но в то же время она и современная», — сказал он.

Пауль Клее, родившийся в 1879 году и скончавшийся в 1940-м, продолжает удивлять своим творчеством до сих пор (фото Aufnahme Fotopress).
 Пауль Клее, родившийся в 1879 году и скончавшийся в 1940-м, продолжает удивлять своим творчеством до сих пор (фото Aufnahme Fotopress).

Кроме того, Клее был экспериментатором, для него несколько хаотичное творчество — в порядке вещей. Но вот в древнем мире подобное могло бы просто вызвать возмущение и наверняка считалось чем-то совершенно ненормальным.

Из этой таинственной находки напрашиваются вывод о том, что связь между культурами разных уголков Земли намного прочнее, чем можно себе представить, и даже может тянуться через тысячелетия. Но как работает эта связь — загадка.

С сайта Membrana.ru  (Из рубрики «Испорченый телефон») 

Сириянаходки 

16.10.2007, 6863 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

21.07.2008 23:15:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2B, периоды Второго Храма, Византии и раннего ислама

Гемарияху сын Шафана наиболее известен среди хозяев булл, найденных в городе Давида. Он многократно упоминается в Библии как писец и официальное лицо во время правления Иехоакима во дни пророка Иеремии. Обнаружение буллы Иехухаля сына Шелемияху добавляет еще один пример реального существования людей, которых упоминает Библия. Совпадения библейского текста в именах этих двух официальных лиц не только изумительно само по себе, но и показывает нам точность, аккуратность и огромную важность библейских источников.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

21.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2А

Когда я предполагала начать здесь раскопки в поисках дворца царя Давида, передо мной был план современного Давиду дворца в Мегидо (1723) размерами 23х21.5 м. Очевидно, что большая каменная постройка на вершине холма значительно превосходит все соответсвующие ожидания.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

31.03.2009 22:08:37

Древний акведук соединил города под землёй

Римляне прославились не только военными походами. Они были неплохими инженерами. Чего только стоят их изящные акведуки, взмывающие каменными арками в воздух. Немало таких сооружений сохранилось до наших дней. Однако самый необычный акведук римляне построили на глубине в десятки метров под землёй. "Тайный" суперводопровод, протянувшийся из современной Сирии в Иорданию едва ли не на пару сотен километров, обнаружили немецкие учёные.

туннельРимАдрианакведукИорданияраскопкинаходки 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

18.02.2009 09:01:48

"Греческая" находка проливает свет на историю Маккавеев

Три фрагмента греческих надписей, которые считаются частью "Стелы Гелиодора", были недавно обнаружены при раскопках в Израиле. Археологи работали в национальном парке Бейт Гуврин. Стела Гелиодора датируется 178 годом до н.э. На этом изваянии из известняка начертаны 23 строки, которые считаются одними из самых важных древних надписей, найденных в Израиле.

Израильнаходкинадписи 

17.08.2009 21:27:19

В Иерусалиме раскопан дом римских времен

Израильское управление древностей сообщило, что в ходе раскопок у стен Старого города в Иерусалиме обнаружен великолепный особняк, постройки примерно 360 года н.э.

Речь, по всей видимости, идет о доме принадлежавшем богатому высокопоставленному сановнику времен римского протектората.

По мнению экспертов, здание ушло под землю в результате землетрясения, произошедшего в 4 веке н.э. Верх дворца полностью обрушился, но нижний этаж разрушения практически не затронули.

РимраскопкиИерусалим 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100