История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

В Сирии найдена древнейшая роспись

Можно сколько угодно говорить, будто ничто под солнцем и луной не ново. Однако это открытие ошарашило всех. Ещё бы! Когда археологи нашли в Сирии одну настенную роспись, то поняли, что она самая древняя на Ближнем Востоке. Но вот в чём беда: это изображение оказалось удивительно похожим на картину известного художника XX века! Как не удивиться? Как не испугаться?

Джаде аль-Мухара (Djade al-Mughara) — одно из мест, давно интересующих археологов. Тут, у левого берега Евфрата, некогда находилось поселение эпохи неолита, располагавшееся к северо-востоку от исторического города Халеба (Aleppo).

Регулярные раскопки ведутся здесь с начала 1990-х сирийско-французской группой археологов под руководством Эрика Кокеньо (Éric Coqueugniot), исследователя из института Востока и Средиземноморья ( Maison de l'Orient et de la Méditerranée).

Примерно год назад археологи рассказали миру о своей неожиданной удаче: в результате долгой работы они смогли отыскать в Джаде аль-Мухара древнее культовое сооружение.

От него остались лишь высокие стены, а также множество разных мелких предметов, которые, видимо, имели отношение к ритуалам, совершавшимся в здании. В частности, там обнаружилось большое количество фрагментов охотничьих орудий, наконечников стрел — в основном кремнёвых и обсидиановых.

В том, что это помещение было как-то связано с религией, сомнений нет. Судя по размерам, здание предназначалось для больших собраний.  

Опубликовав в прошлом году статью в Science, исследователи удивились древности находки, но никаких сравнений на ум им тогда ещё не приходило (фото Éric Coqueugniot).
Опубликовав в прошлом году  статью  в Science, исследователи удивились древности находки, но никаких сравнений на ум им тогда ещё не приходило (фото Éric Coqueugniot).

Интересно и то, что возраст здания, согласно данным учёных, немаленький — оно было построено около 8,8 тысячи лет до нашей эры.

Точно неизвестно, какие действа отправлялись в храме. Насчёт этого вопроса пока есть только одна гипотеза.

Больше всего учёных заинтересовала эта стена размерами 2×2 метра (фото Reuters).
Больше всего учёных заинтересовала эта стена размерами 2×2 метра (фото Reuters).

На расчищенных стенах исследователи обнаружили роспись, сделанную красной, чёрной и белой красками, на которой есть изображение головы быка. Кроме этого, часть «планировки» здания имеет форму черепа этого животного.

Всё это убедительно свидетельствует о том, что жители древнего Джаде аль-Мухара исповедовали какой-то «бычий культ». О том, что это был за культ и какова была его роль в культуре, говорится мало. Однако вскоре после того как находку предали огласке, министр культуры Сирии Рияд Насан Ага (Riyad Nasan Agha) сказал, что «это уникальное открытие, которое может привести к пересмотру культуры».

Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, исследует древне-современные изображения (фото Reuters/Khaled al-Hariri).
Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, исследует древне-современные изображения (фото Reuters/Khaled al-Hariri).

Министр говорил, конечно же, про культуру своей страны.

Но вот археологи ещё немного расчистили место раскопок и неожиданно поняли, что «это уникальное открытие» заставит задуматься о его месте не только в сирийской, но и вообще в мировой культуре. А то и не только в ней…

Проблемы появились сразу, как археологи занялись тщательной обработкой стен.

Как мы сказали, храм украшен трёхцветной росписью. Но когда рабочие стали к ней присматриваться, они заметили нечто неожиданное.

Живопись на стенах выполнена в виде странного хаотичного орнамента, состоящего в основном из четырёхугольников. Причём эти фигуры не ровные, и закрашены они также не в определённой последовательности, а как будто бы произвольным образом. Одним словом, изображения эти очень нетипичны для древнего Востока. 

Вверху слева: найденные фрагменты инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: обнаруженная там же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции. Внизу — бычий череп, применявшийся в ритуалах (фото Reuters/Khaled al-Hariri и с сайта terraeantiqvae.blogia.com).
Вверху слева: найденные фрагменты инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: обнаруженная там же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции. Внизу — бычий череп, применявшийся в ритуалах (фото Reuters/Khaled al-Hariri и с сайта terraeantiqvae.blogia.com).
Общий вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо говорит, что работа здесь продвигается крайне медленно. Но результаты впечатляют! (фото с сайта flickr.com).
Общий вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо говорит, что работа здесь продвигается крайне медленно. Но результаты впечатляют! (фото с сайта flickr.com).

Зато подобный изобразительный порядок характерен для Пауля Клее… Как, вы не знаете, кто такой Пауль Клее? Сейчас расскажем.

Вот так выглядит сверху таинственный храм — самый древний на Ближнем Востоке с самой старой в этом регионе живописью. Заметим на всякий случай, что вымершие коровы с египетской росписи древнее. И всё же он старше древнейшего убийства, колеса и уж тем более письма Нового Света (фото Reuters/Khaled al-Hariri).  Сходство с полотнами Клее стало проявляться сразу, как только археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Photothèque).
Вот так выглядит сверху таинственный храм — самый древний на Ближнем Востоке с самой старой в этом регионе живописью. Заметим на всякий случай, что вымершие коровы с египетской росписи древнее. И всё же он старше древнейшего убийстваколеса и уж тем более письма Нового Света (фото Reuters/Khaled al-Hariri) Сходство с полотнами Клее стало проявляться сразу, как только археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Photothèque).

Пауль Клее ( Paul Klee) — швейцарский художник, по большей части работавший в жанре экспрессионизма. Вообще, его творчество сложно однозначно отнести к какому-либо течению в искусстве, но оно оказалось столь выразительным и впечатляющим, что существенно повлияло на дальнейшее развитие экспрессионизма, кубизма и сюрреализма.

Для экспрессионистского творчества характерно стремление автора выразить свои эмоции или изобразить чьи-нибудь. Естественно, показать эмоции с помощью обычных предметов, обычной графики невозможно, поэтому экспрессионистское изображение часто не имеет ничего общего с реальным миром. Такие картины вполне могут состоять из простых или сложных фигур самых невероятных форм и расцветок.

Пауль Клее. «Сицилийский пейзаж». 1924 год (иллюстрация с сайта news.aol.com).
Пауль Клее. «Сицилийский пейзаж». 1924 год (иллюстрация с сайта news.aol.com).

Заметная часть картин Клее как будто бы составлена из разных геометрических кусочков, близких по форме к четырёхугольным фигурам, заполняющих собой всё полотно или основную его часть. Как вы уже догадались, эта особенность один в один подходит к описанию и того, что нарисовано в том самом сирийском храме.

Само собой, Клее этих росписей не видел — созданы они были, получается, примерно 11 тысяч лет назад. А при его жизни они находились глубоко под землёй. Так что этот странный орнамент никак не мог оказать на него хоть какое-то влияние.

Пауль Клее. «Древний звук». 1924 год. Название картины наталкивает на подозрения в том, что идея этой картины как-то связана с древним искусством. Кроме того, налицо сходство этого произведения с изображениями в древнем сирийском храме (иллюстрация с сайта humanitiesweb.org).
Пауль Клее. «Древний звук». 1924 год. Название картины наталкивает на подозрения в том, что идея этой картины как-то связана с древним искусством. Кроме того, налицо сходство этого произведения с изображениями в древнем сирийском храме (иллюстрация с сайта humanitiesweb.org).

Конечно, можно сказать, что сходство весьма формальное. Однако эти сомнения оказываются ни к чему: достаточно посмотреть на фотографии росписи и на картины великого художника. Сходство такое очевидное, оно так бросается в глаза, что моментально становится ясно — эта древняя живопись как-то повлияла на современную.

Но как? Ведь тех древних сирийских художников и современного швейцарского разделяют и пространство, и время. Они жили на Востоке, он — на Западе. Они в неолите, он — в XX веке. Всё что остаётся применять в такой ситуации — это истолкования с точки зрения паранормальных возможностей: мощнейшей интуиции, телепатии или даже мистических экспериментов.

Пауль Клее. «Монумент в плодородной стране». 1929 год (иллюстрация с сайта abcgallery.com).

По-другому связать Клее и этот образец искусства из седой старины пока что невозможно.

Единственное рациональное объяснение, которое могло бы что-то прояснить, дал Мустафа Али ( Mustafa Ali) — знаменитый современный художник из Сирии. Он заметил, что похожий геометрический «дизайн» можно найти в узорах на килимах — коврах ручной работы, которые с давних времён по сей день делают в Ливане и Персии.

Мустафа Али (на снимке слева) полагает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, как видите, мягко говоря, неочевидное (фото с сайтов mostafali.com и imx.ir).
Мустафа Али (на снимке слева) полагает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, как видите, мягко говоря, неочевидное (фото с сайтов mostafali.com и imx.ir).

Вот только с Клее такое объяснение, извините, не клеится. Ну, не занимался коврами знаменитый экспрессионист, не занимался… К тому же достаточно посмотреть на эти килимы, чтобы понять главное отличие: узоры на них более-менее симметричные, и, честно говоря, на картины швейцарца и на рисунки из Джаде аль-Мухара они непохожи.

Вдобавок ко всему Мустафа Али окончательно запутал журналистов, добавив ещё один комментарий к той храмовой росписи, из-за которого дело становится ещё более замутнённым. «Мы не должны терять из виду то, что эта живопись археологическая, но в то же время она и современная», — сказал он.

Пауль Клее, родившийся в 1879 году и скончавшийся в 1940-м, продолжает удивлять своим творчеством до сих пор (фото Aufnahme Fotopress).
 Пауль Клее, родившийся в 1879 году и скончавшийся в 1940-м, продолжает удивлять своим творчеством до сих пор (фото Aufnahme Fotopress).

Кроме того, Клее был экспериментатором, для него несколько хаотичное творчество — в порядке вещей. Но вот в древнем мире подобное могло бы просто вызвать возмущение и наверняка считалось чем-то совершенно ненормальным.

Из этой таинственной находки напрашиваются вывод о том, что связь между культурами разных уголков Земли намного прочнее, чем можно себе представить, и даже может тянуться через тысячелетия. Но как работает эта связь — загадка.

С сайта Membrana.ru  (Из рубрики «Испорченый телефон») 

Сириянаходки 

16.10.2007, 7133 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

14.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Периоды халколита, ранней и средней бронзы

Артефакты периода средней бронзы, обнаруженные при проведении различных раскопок, неопровержимым образом свидетельствуют об истинности письменных источников, утверждающих, что Иерусалим того периода был главным управляющим городом южной части горного района страны. Явным подтверждением этого факта также служат  впечатляющие укрепления, найденные Райхом и Шукроном вокруг источника Гихон.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

05.04.2011 21:40:40

К вопросу о находке "Свинцового кодекса"

В последней декаде марта 2011 года со ссылкой на Лондон и исследования «британских ученых» из Оксфорда появилось большое количество  сообщений о сенсационной находке  в Иордании некоего «Свинцового кодекса». 70 табличек из свинца и меди, с надписями  на иврите, греческом и  «иероглифами» датируется 1-м веком новой эры. Эта находка, по сообщениям  отдельных СМИ, может перевернуть все наши   представления о зарождении христианства, вплоть до того, что  докажет происхождение  христианства  не от   иудаизма. Там, якобы, расшифрованы отдельные  фрагменты текста, говорящие о  жизни  Христа. В общем, «Свинцовый кодекс» сравнивают  ни больше ни меньше как   с  находкой кумранских рукописей.

Предлагаем Вашему вниманию  мнение  реальных специалистов. А именно перевод переписки Питера Тонеманна с человеком, поведавшим миру об этой, безусловно, сенсационной находке. Переписка эта шла примерно за полгода до  публикации «Свинцового кодекса»

находкиИорданиябиблияподделканадписиивритгреческийверсии 

21.07.2008 23:15:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2B, периоды Второго Храма, Византии и раннего ислама

Гемарияху сын Шафана наиболее известен среди хозяев булл, найденных в городе Давида. Он многократно упоминается в Библии как писец и официальное лицо во время правления Иехоакима во дни пророка Иеремии. Обнаружение буллы Иехухаля сына Шелемияху добавляет еще один пример реального существования людей, которых упоминает Библия. Совпадения библейского текста в именах этих двух официальных лиц не только изумительно само по себе, но и показывает нам точность, аккуратность и огромную важность библейских источников.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

28.12.2011 22:47:07

Найденная печать подтверждает связь евреев с Иерусалимом

Предмет был обнаружен несколько дней назад в ходе раскопок у Стены Плача, проводимых Управлением древностей, по завершении расчистки территории и процесса просеивания и сортировки грунта, в котором приняли участие тысячи израильских студентов.

находкиИерусалимпечати 

24.07.2011 09:50:42

В Шхеме завершены 100-летние раскопки древнего города

Город Шхем, расположенный в низине между горами Гризим и Эйваль, и прижатый равниной Аскар с востока, был важным региональным центром более 3,500 лет назад. Как показали сохранившиеся остатки, он располагался за укреплениями из массивных камней. Войти в город можно было через монументальные ворота. В его центре располагался храм со стенами в 4,5 метра толщиной.

ИзраильраскопкиШхем 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100