История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты
Восстание Бар-Кохбы
Иудея капта

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Ключевые моменты в истории права на выпуск Хасмонеями собственных монет

Йегошуа Злотник (Yehoshua Zlotnik)

Перевод © JUDAEA.RU -2009 г.

Краткий обзор

Ученые спорят о порядке появления хасмонейских монет, так как они не датированы. Автор данной статьи основывает свое исследование на процессах и развитии полномочий по выпуску хасмонейских монет, описанных у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» и других источниках.

Статья сочетает ссылки на источники и развитие характерных признаков суверенитета династии Хасмонеев согласно надписям на монетах и их типам, которые являются свидетельствами политической или царской независимости, которая преобладала в Иудее во время выпуска этих монет и часто распространялась на тех, для кого эти монеты предназначались.

Монеты Хасмонеев

На всех, кроме одной, монетах Хасмонеев присутствует имя правителя и отсутствует дата. В этой статье предлагаются даты появления этих монет на основании изображений на них и редких источников, имеющихся в наличии.

На монетах Хасмонеев встречается четыре еврейских имени: первосвященник Иехоханан (Yehohanan), первосвященник Иуда (Judah), царь Иехонатан (Yehonatan), первосвященник Иехонатан и первосвященник Маттафия (Mattathias). Греческое имя Александр (Alexander) встречается на монетах параллельно с именем Иехонатана, а имя Антигон (Antigonus) – с Маттафией.

Последовательность хасмонейских правителей была следующей: Иоанн Гиркан I (John Hyrcanus I) (135-104 г.г. до н.э.), Иуда Аристобул I (Judah Aristobulus I) (104-103 г.г. до н.э.), Александр Яннай (Alexander Jannaeus) (103-76 г.г. до н.э.), Саломея Александра (Salome Alexandra) (76-67 г.г. до н.э.), Аристобул II (Aristobulus II) (67-63 г.г. до н.э.) и Маттафия Антигон (40-37 г.г. до н.э.). Ранее монеты с именем Иехоханан приписывали Гиркану II, а сейчас – Гиркану I.

Монеты, чеканившиеся в Персидский и Птолемейский периоды

В Персидский период, в четвертом веке до н.э., как часть права на самоуправления, предоставленного евреям в Иудее, персидские власти разрешили в Иудее чеканить мелкие серебряные монеты в один обол (0,7 г.), пол-обола и четверть обола. С одной стороны на монетах изображался еврейский символ – цветок лилии, на другой стороне – сокол с распростертыми крыльями и надпись "YHD" или портрет персидского царя, монарха в короне. Монета с лилией будет использоваться в качестве отправной точки для всех остальных хасмонейских монет.

Несколько лет назад в Бейт Цуре (Bet Zur) к югу от Иерусалима была обнаружена мелкая монета того же периода. На ней изображена сова и надпись «Иехоханан первосвященник». Эта надпись свидетельствует, что первосвященник в Иерусалиме имел право чеканить мелкие монеты.

Александр Великий завоевал Израиль в 332 г. до н.э. После его смерти и конца правления его наследников (диадохов) местная монетная система изменилась. Во время правления Птолемеев Египет контролировал огромную территорию, куда входила и Иудея. Царь Птолемей II Филадельф (Ptolemy II Philadelphus) (286-245 г.г до н.э.) заново позволил иудейским лидерам чеканить мелкие монеты номиналом в обол с надписью "YHDH" примерно того же размера, что и в персидский период. На одной стороне монеты был изображен портрет Птолемея I, на другой – орел Птолемеев. Выпуск собственных еврейских монет прекратился при Птолемее II или III, который ввел бронзовые монеты, постепенно заменявшие мелкие серебряные до выхода их из обращения.

В 200 г. до н.э. после битвы при Панионе (Paneion), в которой армия Птолемеев была разбита, началось правление Селевкидов (Seleucid), производившееся из Сирии. Они правили в то время огромной империей, куда входила большая часть Месопотамии, Малая Азия и части Индии. Их царство состояло из многих областей, в том числе и Иудеи.

С возвышением Антиоха IV (Епифана) (Epiphanes) разгорелась бешеная борьба между носителями еврейской и эллинистической культур. В 168 г. до н.э. Иерусалим был захвачен Антиохом IV, который захватил Храм в Иерусалиме и разграбил его сокровища. Рядом с ним он возвел крепость Акра (Akra), где расположил гарнизон.

Еврейские монеты периода Хасмонеев

Группа религиозных деятелей из Модиина (Modi‘in) восстала против власти Селевкидов и добилась освобождения Иерусалима. Семья Маккавеев (Maccabean family) из дома Хасмонеев стала новыми правителями Иудеи. Сыновья были назначены и служили первосвященниками, а также осуществляли связи с Римом. В 141 г. до н.э. Симон Маккавей (Simon Maccabaeus) захватил Иерусалим и разрушил Акру. Начиная с этого поворотного для истории Иерусалима момента, Иудея стала временно независимой, и военное присутствие Селевкидов в Иерусалиме закончилось. 

Историческое окружение

Иосиф Бен Матитьяху (Yosef Ben Matityahu), он же Иосиф Флавий, описывает в «Иудейских древностях» события в следующем порядке. Симон завоевал Яффо (Jaffa) и Гезер (Gezer), которые были под властью Селевкидов, и был впоследствии убит вместе со своей семьей. Иехоханан Гиркан (Yehohanan Hyrcanus) выжил и был назначен первосвященником в 135 г. до н.э. Антиох VII пришел в Иудею и осадил Иерусалим. Во время осады Гиркан предложил Антиоху переговоры по случаю праздника Суккот. Антиох согласился, и договор был подписан. В качестве жеста доброй воли Антиох передал быка для принесения жертвы в Храме.

Иосиф Флавий упоминает осаду Иерусалима Селевкидами и указывает в своей книге, что «именно сдержанность Антиоха покорила сердце Гиркана». Гиркан отправил посланников к Антиоху, и те передали ему, что осажденные должны сдать оружие и заплатить налог за Яффо и Гезер, которые были захвачены Симоном. (1)

В действительности же Антиох получил 300 серебряных талантов сверх обещанных 500. Кроме того, он взял в заложники членов семьи Гиркана, которые были альтернативой его запросу на размещение гарнизона в Иерусалиме, или он мог захотеть заполучить их, чтобы поселить в отдаленных областях своего царства. С тех пор, как Симон, отец Гиркана, сровнял крепость Акра с землей и выслал ее гарнизон, больше гарнизона до момента осады Антиохом или после нее, в свете соглашения между Гирканом и Антиохом, по которому заложники использовались вместо гарнизона, не было.

Впоследствии Антиох в 132 г. до н.э. снял осаду с Иерусалима, и Гиркан подписал с ним выгодное соглашение. Это произошло в 131 г. до н.э. Также известно, что долгая осада Иерусалима Антиохом завершилась при посредничестве Рима.

Согласно тому же источнику, вероятно Антиох частично разрушил стены Иерусалима. Иосиф Флавий пишет: «…и разрушил полностью стены города». («Иудейские древности» 13-8). Однако, из его описания видно, что «…привел его внутрь города и обеспечил его армию изобильно и дружественно» (это не значит, что «Антиох вошел в город», потому что подразумевает отсутствие стен города). Иерусалим не превратился в неукрепленный город. Вполне вероятно, что Антиох во время осады начал разрушать части городских стен на севере.

В соответствии с мнением большинства исследователей, Антиох VII Сидет (Antiochus VII Sidetes) устроил жестокую и продолжительную осаду Иерусалима, которая завершилась заключением соглашения о сдаче. По мнению автора статьи, подход исследователей к данным Иосифа Флавия в качестве источника жесток, хотя длительная осада Иерусалима Антиохом продемонстрировала повторяющуюся гибкость и готовность идти навстречу Гиркану. Именно этой линии автор будет придерживаться в данной статье. 

Исследование права чеканить монеты, предоставленного Симону

Согласно книге Маккавеев 1.13 (Maccabees 1.13), первосвященник Симон в 143 г. получил письмо от Деметрия II (Demetrius II), который искал у евреев поддержки в кровавых распрях, которые происходили при дворе Селевкидов и которые ослабляли царство. Послание содержало предложение о самоуправлении Иудеи и налоговых льготах. Нестабильность при дворе Селевкидов продолжилась при Антиохе VII Сидете (Antiochus VII Sidetes) (138–129 г.г. до н.э.), и прорыв в чеканке еврейских монет произошел как раз в момент получения Симоном письма от Антиоха, в котором последний разрешил чеканить собственные монеты. В послании 139 г. до н.э., адресованном Симону, первосвященнику и этнарху евреев, было написано «и я позволяю тебе делать собственные монеты, монеты в твоей стране».

Право чеканить монеты не было использовано во время правления самого Симона. Им воспользовался его сын, Иехоханан Гиркан I (Yehohanan Hyrcanus I), он же Иоанн Гиркан I. В любом случае, разрешение, данное Антиохом Симону, было ключевым моментом в монетном деле.

В конце концов, установление права чеканить монеты подтверждает монетные и политические изменения в Иудее. Однако, в то же самое время продолжали использоваться стандартные монеты Селевкидов, которые тогда были наиболее широко распространены.

В более ранних нумизматических исследованиях монеты с именем Симона аттрибутировались как монеты Симона из Хасмонеев в качестве свидетельства его авторитета. Сейчас известно, что эти монеты были отчеканены Симоном Бар-Кохбой (Simon bar Kokhba), который возглавил восстание против Римской империи во время правления Адриана (Hadrian) (132-135 гг. н.э.). Неизвестно, почему Симон не воспользовался правом чеканить монеты, данным ему Антиохом. Это могло быть по техническим причинам – нехватка ресурсов и знаний, могло из-за разницы во мнениях Антиоха и Симона по поводу внешнего вида монет. Может быть, Антиох потребовал, чтобы на монетах было изображение царей-селевкидов и другие языческие символы, противоречащие еврейским законам.

Большинство исследователей рассматривает разрешение, данное первосвященнику Симону, как исключительное и закончившее свое действие с его смертью. Некоторые, интерпретируя письменные источники, утверждают, что некоторое время спустя Антиох отозвал обратно данное Симону разрешение и, соответственно, право чеканить монеты закончилось. Согласно следующим строкам послания, Симон не получил такого разрешения персонально, как лидер, но как занимающий должность первосвященника или этнарха: «Царь Антиох приветствует Симона, первосвященника и этнарха, и еврейский народ» (2). Первосвященник и этнарх – это власть, а еврейский народ – те, для использования кем предназначались отчеканенные монеты. Далее в письме есть упоминание о сущности самоуправления: чеканке монет в стране Симона. Таким образом, когда первосвященник умирает, следующий первосвященник с этого момента продолжает пользоваться правом самоуправления. С другой стороны, право не распространяется на чеканку монет для других народов, например, сирийцев, греков и представителей иных народов, живших в Израиле, но только на евреев.

Для прекращения права на чеканку монет, данного Антиохом или любым другим царем, правившим после него, требовалось направить послание первосвященнику, который был у власти в тот момент, и однозначно прекратить право чеканить монеты. Согласно источникам, такой документ не обнаружен.

Вторая фаза чеканки хасмонейских монет

Чеканка в Иерусалиме монет с лилией и якорем

Монета, о которой пойдет речь, - бронзовая прута. На одной стороне изображен якорь с надписью на греческом «царя Антиоха-Эвергета» (Эвергет (Благодетель) – тронный титул Антиоха VII – JUDAEA.RU) , и одна из двух дат: 181 или 182 г. эры Селевкидов. На другой стороне изображена лилия.

Прута с лилией и якорем
Прута с лилией и якорем

Исследования приводят к одинаковым результатам – она была отчеканена в Иерусалиме.

Если предположить, что войска Селевкидов располагались где-то неподалеку от Иерусалима, то остается вопрос, чеканили ли Селевкиды эту монету с именем Антиоха для внутреннего обращения в войсках. Скорее всего, нет. Эта бронзовая монета чеканилась для постоянного использования на еврейских рынках, которые были подконтрольны Гиркану и, очевидно, не для войск Селевкидов. Куда более вероятно, что солдаты пользовались монетами Селевкидов, которые были широко распространены в данном регионе и использовались на еврейских рынках.

Таким образом, наиболее приемлемым выглядит вариант, что монеты с лилией и якорем чеканились Гирканом I при финансировании или с согласия Антиоха для использования евреями в самоуправляемой в то время Иудее.

Гиркан был первым из Хасмонеев, кто возобновил выпуск еврейских монет. Он был практичным и решительным лидером, а также хорошим стратегом. Он хорошо умел читать политическую карту и осторожно планировать свои действия. Его успех являлся результатом поэтапной работы и соответствовал изменяющимся обстоятельствам. Гиркан использовал политическую ситуацию в регионе для собственной пользы, меняя свою реакцию в зависимости от двора Селевкидов, который постоянно страдал от распрей, ослаблявших его. Гиркан многократно преуспел в мотивировании римлян, имевших интересы в регионе, и они всегда действовали в его интересах в различных ситуациях в процессе взаимодействия с Антиохом Сидетом. По-видимому, в конце концов, Гиркан пришел к компромиссу с Антиохом Сидетом, который сориентировался в изменяющейся ситуации, и в результате Гиркан получил право чеканить монеты. Свидетельство этого и видно на первой монете с еврейским символом - лилией, отчеканенной в Иерусалиме.

Согласно мнению некоторых исследователей монета была отчеканена Гирканом I под покровительством Антиоха VII Сидета. На одной стороне монеты был изображен царский символ Селевкидов – якорь. Символ не вызывал возмущения у евреев. Обычно на этой стороне изображался портрет правителя. Так как чеканка оболов в Иудее в персидский и в начале эллинистического периода, когда евреи не избежали изображения фигур на монетах, видоизменилась, изменился и внешний вид монет. С начала правления Хасмонеев до Филиппа, сына Ирода, который использовал свой профиль для изображения на монетах, никаких еврейских правителей на монетах не изображалось.

Портреты на монетах имеют религиозный аспект для евреев и вступают в противоречие со второй заповедью «Не сотвори себе кумира». Однако, хотя ни на одной из еврейских монет нет портретов еврейских царей, есть подобные мелкие серебряные монеты персидского и птолемейского периодов с надписью "YHD" и "YHDH", на которых изображены портреты Птолемеев и персидских царей. По-видимому, это не наносило оскорбления евреям, хотя эти монеты чеканились в Иудее во время правления Эзры (Ezra) и Нехемии (Nehemia), когда еврейские лидеры строго следовали заповедям Торы.

Портреты царей на еврейских монетах. На монете персидского периода справа надпись "YHD", на монете птолемейского периода слева - "YHDH".

Вышеупомянутая монета похожа по форме и стандарту на другие монеты Селевкидов того времени. Она находилась в обращении при Антиохе и его союзнике Гиркане. Эту гипотезу подтверждают примеры из Иосифа Флавия, который свидетельствует о гибкости Антиоха VII по отношению к евреям. Можно также предположить, что он расширил права, данные евреям, включая право чеканить монеты в Иудее, чтобы привлечь Гиркана в качестве союзника для помощи в других сферах деятельности. Примеры, показывающие гибкий подход Гиркана – окончание осады Иерусалима на Суккот (133 г. до н.э.) и принесение жертв от себя лично в Храм, в котором был главным Гиркан I.

Это наиболее подходящее время и возможность, которые мог выбрать Гиркан для начала чеканки монет в Иерусалиме, на которых были бы объединены символ еврейской независимости и царский якорь Селевкидов. К счастью, эти монеты датированы. Даты на монетах соответствуют 131/132 г. и 130/131 г. до н.э., следующими за осадой Антиоха, как упоминается у Иосифа Флавия.

Право чеканить собственные монеты, данное первосвященнику, который был и этнархом, передавалось по наследству, подобно данному Антиохом IV большому числу городов, особенно в Финикии, чеканить городские бронзовые монеты. Нестабильность в царстве Селевкидов способствовала тому, что множество подконтрольных городов и стран воспользовались возможностью и потребовали большей независимости от Селевкидов. Этот политическая тенденция была достаточным основанием для Гиркана, который только и дожидался его, чтобы начать чеканить собственные монеты. Выпуск монет и хождение их в Иудее обеспечили Гиркану серьезный доход.

Есть различные трактовки значения лилии на монете. Согласно одной из них, это знак первосвященства, который последовательно появлялся на многих храмовых принадлежностях в Иерусалиме. Вторая гласит, что лилия была символом Иерусалима в персидский и эллинистический период. Третья – что это символ царского дома Иудеи. По мнению автора статьи, лилия на монетах использовалась во времена Гиркана в качестве символа независимости и первосвященства в противовес обратной стороне, на которой был якорь Селевкидов и надпись о правителе Антиохе. (3)

Этот метод полунезависимого выпуска монет, когда на одной стороне изображался независимый символ, а на другой - символ правителя, был принят в персидский период. Есть несколько образцов монет, отчеканенных в Иудее, которые его подтверждают. Например, на серебряной монете на одной стороне написано "YHD", изображение сокола с расправленными крыльями и надпись на арамейском, как один из символов самоуправления. На другой – изображение персидского царя с короной в качестве символа персидского правления или цветка лилии. По мнению автора статьи в персидский период комбинация сокола и еврейской надписи "YHD" была одним из символов самоуправления в Иудее так же, как в Сидоне (Sidon) одним из таких символов был военный корабль, а другим – стены и башни Сидона, которые изображены на одной из монет.

В поддержку этого предположения говорят обнаруженные в Финикии монеты Сидона, на которых применена та же комбинация символов, когда на одной стороне нанесен символ персидского правителя, такой, как персидский царь, сражающийся со львом, а на другой – независимый символ Сидона, такой, как корабль с веслами.

Серебряный обол Сидона персидского периода. На одной стороне – персидский царь со львом – символ правителя. На другой – военный корабль Сидона – символ самоуправления

Вполне вероятно, что использование цветка лилии или сокола с распростертыми крыльями и арамейской надписи "YHD" на иудейских оболах в персидский период подчеркивало символ или символы автономии государства. Символ использовался вновь подобным образом Антиохом VII Сидетом, и, что подтверждает предположение, лилия изображена на одной стороне бронзовой пруты. На этой монете нет никакого упоминания о лидере самоуправляемой территории, первосвященнике Иехоханане. 

Третья фаза процесса развития независимой чеканки монет

Согласно «Иудейским древностям» Гиркан I и Антиох VII сотрудничали в нескольких разных областях и даже заключили договор. Иосиф Флавий указывает, что Иехоханан Гиркан был первым евреем, который создал армию из наемников. Он подписал договор с Антиохом, привел его в город и щедро обеспечил его армию («Иудейские древности» 13-8-4). Стоит заметить, что фраза «привел его в город» (Иерусалим) подразумевает, что Иерусалим был окружен стенами.

Это была именно та возможность, которую ждал Гиркан, и, напомнив о заключенном договоре, он запросил разрешение чеканить собственные монеты. На новой монете, отчеканенной Гирканом, была греческая буква «альфа» - первая буква имени Антиоха. Остальные элементы, изображенные на монете, среди которых надпись на древнееврейском, плод граната и прочее, свидетельствуют о практически полной политической независимости еврейского правителя Иудеи Гиркана.

В 130 г. до н.э., когда Антиох был в состоянии войны с парфянами, Гиркан присоединился вместе со своими солдатами к нему. «После победы над парфянским генералом … остался (Антиох) там два дня по просьбе Гиркана-еврея по причине праздника Шавуот, когда религиозные законы не позволяют путешествовать.» Иосиф Флавий приводит Николая Дамаскского (Nicolaus of Damascus) в качестве источника: «Антиох воздвиг на реке Локос (Locos) мемориал в честь победы, после победы над парфянским генералом, и оставался там два дня по просьбе Гиркана-еврея». Это описание демонстрирует, что Селевкид не диктовал свою волю и был деликатен по отношению к религиозным нуждам Гиркана. Это наиболее удобное и подходящее время, которое Гиркан I выбрал для чеканки монет с греческой буквой альфа.

Таким образом, период войны объединенных сил Антиоха и Гиркана против парфян было подходящим для окончания выпуска монет с лилией и якорем, общих для Гиркана и Антиоха, и начала чеканки новых собственных монет Гирканом. Среди таких монет есть по меньшей мере три разных типа с буквой альфа.

Один из типов, которые чеканил Гиркан, номиналом в половину пруты из бронзы похож по размеру на мелкую монету номиналом в обол, имевшую хождение в Иудее в персидский период, которую чеканил Иехоханан, бывший тогда первосвященником. Нельзя утверждать с уверенностью, но, похоже, что это длительная традиция в чеканке. Те, кто чеканил монеты в период Селевкидов, перенимали и использовали элементы, характерные для персидского периода такие, как лилия и еврейская надпись по вертикали «Йоханан первосвященник» ("Yohanan the priest"). Эти элементы встречаются на монетах двух первосвященников по имени Йоханан. Особенно интересно совпадение, что два первосвященника по имени Йоханан вначале чеканили монеты со своим именем. На одной стороне полупруты, которую чеканил Гиркан, изображена лилия и вдоль нее, по мнению автора статьи, греческая буква альфа. Также вдоль лилии видна греческая буква лямбда (по мнению автора статьи). На другой стороне монеты – пальмовая ветвь и еврейская надпись по вертикали «первосвященник Иехоханан глава сообщества евреев» ("high priest Yehohanan head of Hever of the Jews"), разделенная на четыре столбца, по сравнению с мелкой серебряной монетой персидского периода с вертикальной еврейской надписью «Йоханан первосвященник» ("Yohanan / the priest"), разделенной на два столбца.

Полпруты Гиркана I с лилией, пальмовой ветвью и надписью «первосвященник Иехоханан глава сообщества евреев».

Существует другой тип бронзовых монет с греческой буквой альфа. На одной стороне изображены два рога изобилия, на другой - шлем. Шлем может символизировать военную деятельность армии Гиркана, который объединил силы с армией Антиоха в войне против парфян. Надо отметить, что Антиох VII чеканил похожие монеты в Ашкелоне (Ascalon).

На монетах Гиркана третьего типа на одной стороне изображены два рога изобилия, а на другой – еврейская надпись «первосвященник Иехоханан и сообщество евреев» ("high priest Yehohanan and Hever of the Jews"), над которой изображена буква альфа. Согласно некоторым исследователям два рога изобилия есть результат влияния раннего периода Селевкидов. Похожие монеты с рогами изобилия чеканились в Газе в 143-142 г.г. до н.э. во времена Деметрия II (Demetrius II) (146-138 г.г. до н.э.). Этот тип подтверждает, что Хасмонеи чеканили монеты по подобию монет Селевкидов, которые имели тогда широкое обращение. Между рогами изобилия изображен плод граната, который часто использовался в качестве еврейского символа. На другой стороне монеты изображена буква альфа, являющаяся начальной в имени Антиоха.

Монета Гиркана с греческой буквой альфа над еврейской надписью

Появление аббревиатуры имени Антиоха имеет три значения: во-первых, царский знак Селевкидов, во-вторых, подтверждение того, что Гиркан принял стандарт веса, применяемый Селевкидами для монет, и, в-третьих, может быть, буква альфа означает, что монета является законным платежным средством и в других областях империи Селевкидов, а не только подконтрольных Гиркану, в отличие от исходного права, которое позволяло Симону чеканить монеты только для еврейского населения. 

Дополнительные мнения исследователей о значении буквы альфа на монетах Гиркана

Некоторые исследователи склонны относить букву альфа к позднему периоду правления Гиркана или последующих правителей. Согласно Киндлеру (Kindler) (1985) греческая буква альфа на монетах Гиркана – это первая буква имени царицы Александры (Саломея Александра – JUDAEA.RU), которая, как он полагает, чеканила монеты от имени своего сына, Гиркана II. Другие ученые относят эту монет к Антипатру Идумейскому (Antipater the Idumean) или Антиоху VIII Грипу (Antiochus VIII Grypus) (121–96 г.г. до н.э.) и Аристобулу I, сыну Гиркана I. Другое мнение состоит в том, что эта монета была отчеканена в первом году (год А) царствования Гиркана I (135 г. до н.э.). Предположение автора о связи буквы с первой буквой имени Антиоха VII Сидета уже было сделано Де Солси (De Saulcy) (1854), который счел, что это сокращение от имени Александра Забины (Alexander Zebina) (128-123 г.г. до н.э.). Количество монет с буквой альфа, обнаруженных при раскопках, намного меньше, чем без нее.

Согласно историческим свидетельствам наиболее предпочтительно аттрибутировать чеканку этих монет концом правления Антиоха VII и не позднее, так как у Гиркана была соответствующая возможность. В противоположность исследователям, утверждающим, что Гиркан чеканил монеты только в конце жизни, а большую часть его правления его подданные пользовались только монетами Селевкидов.

Четвертая фаза: монеты Гиркана после смерти Антиоха VII

После смерти Антиоха VII в 129 г. до н.э. Гиркан прекратил изображать букву альфа над еврейской надписью на монетах. Надпись «первосвященник Иехоханан и сообщество евреев» ("high priest Yehohanan and Hever of the Jews") осталась. Эта ситуация свидетельствует в пользу полной независимости. Согласно Иосифу Флавию в «Иудейских древностях» завоевания Гиркана с целью расширения царства начались сразу после смерти Антиоха. С учетом такой позиции Гиркана и его независимости от правителя-Селевкида Деметрия II (Demetrius II) монеты с буквой альфа могут быть датированы 130 г. до н.э., а монеты без этой буквы – 129 г. до н.э., когда Гиркан начал завоевание Израиля, или годом позже – 128 г. до н.э.

Монета Гиркана без буквы альфа над еврейской надписью

Небольшая часть монет Гиркана с надписью «глава сообщества евреев» ("head of Hever of the Jews") похоже, была отчеканена одновременно с монетами без альфы. «Глава сообщества евреев» могло означать главу еврейской общины, этнарха, - титул, который Гиркан, вероятно, унаследовал от своего отца или же что «Сообщество евреев» было структурой, возглавляемой первосвященником. Учитывая новый тип монет, которые чеканил Гиркан I, его политический статус улучшился, поскольку на новых монетах нет знаков правителей-Селевкидов. Таким образом, этот маркер можно использовать для указания полной политической независимости, которая наступила при нем и продолжилась при его наследниках.

Деметрий II (Никатор) (Demetrius II (Nicator)), который пришел к власти в 129 г. до н.э., косвенно способствовал созданию государства Гиркана I. Согласно Иосифу Флавию «Царь Деметрий, который страстно желал пойти войной на Гиркана, не нашел времени или подходящего момента для этого, так как сирийцы и солдаты не любили его…» В качестве подтверждения того, Гиркан не смог расширить границы своих владений и заново овладеть городами, которые некогда были его, приходится полагаться на свидетельство Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» - когда он услышал о смерти Антиоха и немедленно выступил войной против городов в Сирии, потому что полагал, что в них не будет воинов и он захватит Мабаду (Madaba). Через шесть месяцев он захватил Мисгав (Misgav) и его окрестности, а также Наблус (Nablus) и Геризим (Gerizim). Гиркан также захватил Адору (Adora) и Марешу (Maresha), эдомитские города, и убил всех эдомитов».

Царь-вассал не принимает участия в завоеваниях без вмешательства своего соверена. Свидетельства, касающиеся завоеваний Гиркана, говорят о его положении независимого правителя во всем, что касается Иудеи. У наследников Антиоха не было силы, чтобы пойти войной против Иудеи, и этот период характеризуется постоянной борьбой между претендентами на трон Селевкидов. Эти претензии поддерживает источник Иосифа Флавия «Иудейские древности»: «…после смерти Антиоха он восстал против македонян и не поддерживал их больше ни в чем, ни как друг, ни как подданный». Гиркан стал независимым правителем подконтрольной территории и полностью независимым от всех Селевкидов. В то же время знаки независимости видны на монетах, отчеканенных в других городах. Например, Арад (Aradus) чеканил монеты в 137 г. до н.э., и Акко-Птолемаида (Akko-Ptolemais) снова начал чеканить городские монеты в 132 г. до н.э. Тир (Tyre) чеканил монеты со 125 г. до н.э., Ашкелон – со 104 г. до н.э., Газа – со 103 г. до н.э.

Согласно свидетельству Иосифа Флавия Гиркан послал свои войска возобновить договор с Римом в 125 г. до н.э. В письме в римский сенат говорилось, что посланцы были отправлены «еврейским народом». Возможно, по мнению некоторых исследователей термин «еврейский народ» или «все евреи» соответствует еврейскому термину «сообщество евреев», который сначала появился на монетах Гиркана с буквой альфа и мог, согласно некоторым ученым, означать важный институт, возглавляемый первосвященником.

Если предположить, что "Hever of the Jews" означает всех евреев, то эта точка отсчета (4), согласно монетам Гиркана произошла до 125 г. до н.э. Это является дополнительным свидетельством в поддержку того, что монета с буквой альфа была отчеканена в 130 г. до н.э., а монета без нее – в 128 г. до н.э., после смерти Антиоха Сидета в 129 г. до н.э., когда Гиркан стал независимым правителем.

После убийства Деметрия II к власти пришел Александр II Забина (Alexander II Zebina) (127-122 г.г. до н.э.), и время его правления также устроило Гиркана. Иосиф Флавий пишет, что «…тогда Александр получил трон и заключил договор с Гирканом-первосвященником».

Надо учесть, что после смерти Александра Забины в 122 г. до н.э. Гиркан продолжил чеканить монеты последних типов.

Гиркан воспользовался борьбой при дворе Селевкидов и продолжил успешную кампанию, во время которой продолжал независимо чеканить монеты. Согласно некоторым исследователям, включая Уриеля Раппапорта (Uriel Rappaport), завоевания Гиркана делятся на два: первые – между 129 и 113 г.г. до н.э., и остальные – в 113-110 г. до н.э. Дан Бараг (Dan Barag) утверждает возможность того, что Гиркан начал завоевания в более поздний период своего правления. В 111 г. до н.э. он начал завоевывать Идумею (Idumea) и Наблус (Nablus) и гору Геризим (Gerizim). Город Самария (Samaria) мог быть им завоеван в 110 г. до н.э. Гиркан принялся завоевывать Бет-Шеан (Bet-She’an) и части Изреельской долины (Jezreel valley). К момент смерти в 104 г. до н.э. он мог расширить свое влияние до нижней Галилеи и, возможно, Гамлы (Gamla).

В это время Гиркан возобновил связи с домом Птолемеев, и его политическое положение упрочилось. Однако, по свидетельству Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» Антиох IX (Кизикен) (Cyzicenus) удерживал крепости и порты, которые он отбил у евреев. Он также держал войска в Яффо (Jaffa), это значит, что у Гиркана было меньше территорий в регионе в 113-112 г. до н.э., а в то же время Антиох IX чеканил монеты в Ашкелоне. Согласно Иосифу Флавию, Римляне были орудием в отступлении Кизикена с побережья, что привело к прекращению там чеканки монет.

Монеты Гиркана, обнаруженные в кладах и раскопках

Клады с монетами, которые были обнаружены в процессе археологических раскопок позволяют датировать монеты, которые не могут быть датированы исходя из уровня (strata), на котором они были найдены. Если, например, клад содержит только монеты Гиркана, этоможет быть трактовано одним из следующих способов: во-первых, редкость типа, во-вторых, определенный тип еще не был представлен.

Ниже следует список раскопов, где были обнаружены монеты Гиркана I:

А) В Галилее был найден клад в 700 монет, большая часть которых хасмонейские пруты, а меньшая - монеты Селевкидов. На всех хасмонейских монетах присутствует имя Иехоханана. Все остальные монеты датируются не позднее 110 г. до н.э. Исходя из этого, все монеты относят к Гиркану I. Монеты Гиркана были обнаружены в десятках раскопов в Галилее. Эти находки позволяют нанести на карты распределение монет Гиркана I и сделать вывод о площади его владений, подконтрольных территорий и/или территорий влияния. Находки подтверждают масштабы чеканки монет Гиркана и/или использование в обращении этих монет в более позднее время.

Б) Раскопки на горе Геризим. Исходя из исторических и археологических свидетельств, самаритянский храм был разрушен в 113-111 г.г. до н.э. Большая часть монет, обнаруженных на раскопках, отчеканена при последних царях-Селевкидах до 113 г. до н.э. Основная часть – монеты Гиркана I, что подтверждает указание Иосифа Флавия о том, что сразу после смерти Антиоха Гиркан завоевал Наблус и гору Геризим.

В) В кладе в Бет-Цур (Bet-Zur) было найдено 16 монет Йоханана, две – Александра Янная (Alexander Jannaeus) и 183 – Селевкидов. Самая поздняя принадлежит к эпохе Клеопатры Теи (Cleopatra Thea) и Антиоха VIII, между 125 и 121 г.г. до н.э. Промежуток времени между ранними и поздними монетами составляет более 25 лет и показывает, что монеты уже умерших и иностранных правителей были все еще платежным средством и находились в обращении иногда десятки лет. Дальнейшее изучение этой находки в направлении сравнения типов и сохранности может предоставить свидетельство о величине территории, подконтрольной Гиркану.

Г) Клад в Бет-Сахуре (Bet Sahur) около Вифлеема (Bethlehem) преподнес 63 монеты Гиркана I в очень хорошей сохранности и вряд ли бывших в обращении. 15 монет в кладе были с буквой альфа, 15 монет того же типа – без нее, 10 – с надписью «…Глава сообщества евреев» ("… head of Hever of the Jews "). Оставшиеся были с надписью «Сообщество евреев» ("Hever of the Jews"). В кладе не было других хасмонейских монет, что в основном соответствует факту принадлежности их Гиркану I, а не Гиркану II.

Д) На раскопках в Гезере (Gezer) обнаружили 10 монет Селевкидов, датируемых 133-132 г.г. до н.э. Несмотря на слухи о том, что Макалистер (Macalister) нашел монеты Иехоханана, хасмонейских монет обнаружено не было. Это вполне может означать, что Гезер был заброшен с эпохи Гиркана I.

Е) В Самарии было найдено 97 монет Александра Янная и Маттафии Антигона (Mattatya Antigonus). Монет Гиркана обнаружено не было. Поселение было разрушено Гирканом ближе к концу правления.

Ж) В Кумране (Qumran) было обнаружено 6 монет Гиркана и 143 - Янная.

 Пятая и последняя фаза. Чеканка наследниками Гиркана.

Гиркан I правил 31 год, укрепил царство и раздвинул его границы за пределы Иудеи. Сын Гиркана I, Аристобул, перенял один из типов монет, которые чеканил его отец, и выпускал монеты с надписью «Первосвященник Иуда и сообщество евреев» ("High Priest Yehuda and Hever of the Jews"). Иуда был первым из Хасмонеев, который был признан царем, но царский титул не был упомянут на его немногих монетах.

Монета Иуды Аристобула

Пятая и последняя фаза развития права чеканить монеты началась во времена Александра Янная (103-76 г.г. до н.э.). Чеканка независимых монет продолжилась, в надписях на монетах присутствовал титул первосвященника. Позднее, на других типах монет, Александр начал использовать титул «царь». Развитие чеканки и, возможно, добавление новых типов монет началось во время его завоеваний, которые значительно расширили границы царства Хасмонеев. Александр Яннай много сражался и захватил много провинций в Эрец-Исраэль, которые были населены язычниками. Монеты, которые он чеканил, были приспособлены к нуждам покоренного населения.

Александр произвел последовательные изменения в чеканке. В дополнение к типам монет, которые чеканили его предшественники, он чеканил царские монеты, в том числе и монеты с надписями на двух языках. Надписи были на древнееврейском (5) или арамейском и греческом, общепринятым в царстве. Новые типы проявились на монетах Александра Янная с надписями на двух языках. На надписях был титул, якорь на его монетах использовался в качестве царского знака. Также было выпущено небольшое количество свинцовых монет, большинство из которых с надписью «царя Алекснадра» ("of Alexander the king") на греческом. Надо отметить, что были обнаружены два оттиска печатей с надписью «царь Иехонатан» ("Yehonatan the king") и «Йехонатан первосвященник Иерусалима» ("Yehonatan the high priest Jerusalem").

Царская монета Александра Янная. Надпись на греческом "Царя Александра"
Якорь и надпись на греческом: «царя Александра». Звезда с еврейской надписью «Царь Иехонатан».

 Резюме фаз развития монетного дела Хасмонеев

Фаза А – письмо с разрешением чеканить собственные монеты, данное Антиохом VII Симону.

Фаза B – чеканка общей для Антиоха VII и Гиркана монеты с еврейской лилией и якорем Селевкидов.

Фаза С – монета с еврейской надписью «первосвященник Иехоханан и сообщество евреев». Над надписью буква альфа – первая буква имени Антиоха.

Фаза D – исчезновение буквы альфа, как знак независимой еврейской чеканки.

Фаза Е – выпуск Александром Яннаем двуязычных монет с использованием трех языков.

На одном из типов монет Александра Янная изображен цветок лилии и царский якорь. Эта монета особенно интересна и существует в двух вариантах: на одной надчекан на стороне с лилией надписи «Царь Иехонатан» ("King Yehonatan"). Вторая, более распространенная с цветком лилии и царским якорем без надчекана. Монеты упомянутого выше типа весьма похожи на «общие» монеты Антиоха VII и Гиркана, на которых также изображена лилия и якорь, которые чеканились в Иерусалиме, как доказал Хувер (Hoover) в 1994 г.

Итак, рассмотрен полный цикл, начавшийся с чеканки монет типа "YHD", совмещавших еврейскую лилию в качестве символа полунезависимости в персидский период. Затем возобновление полуавтономного выпуска монет во время эллинистического периода с еврейской лилией и якорем царского дома Селевкидов во время правления Антиоха Сидета. Развитие монетного дела продолжилось при Гиркане и достигло кульминации при Александре Яннае: монета с цветком лилии и царским якорем, но в этот раз отчеканенные царем из династии Хасмонеев Йехонатаном/Александром.

С выпуском этой монеты Хасмонеями были использованы все возможные права в области чеканки монет.

 Йегошуа Злотник

Перевод © JUDAEA.RU -2009 г.

 Каталог монет Хасмонеев

Примечания

1. Согласно Иосифу Флавию «Яффо и порты, и Гезер, и Пегай, и другие города и провинции, которые взял Антиох (у них) во время войны не под (римским) сенатом будут возвращены (им)». Это указывает на то, что (а) Антиох отбил у Гиркана Яффо и Гезер, и что Гиркан был позднее обязан заплатить налог за контроль над этими городами с момента их завоевания Симоном до момента завоевания Антиохом. (б) Эта завоевательная деятельность была осуществлена Антиохом вопреки решению сената. («Иудейские древности» 13.гл. 8-10).

2. Существует вероятность, что еврейский народ, упоминаемый как "hever ha-yehudim"(חבר היהודים ) и ошибочно переведеный как «сообщество евреев», которое упоминается на монетах Гиркана I.

3. На монете, отчеканенной Александром Яннаем, изображены те же символы – цветок лилии, символ первосвященства, а на другой стороне – царский якорь, избранный Селевкидами в качестве царского символа.

4. Hever of the Jews: могло означать politeuma= сообщество = группа людей общего происхождения, пользующаяся определенными политическими привилегиями, которые ей предоставляет режим, такими, как право на самоуправление. Гиркан пользовался широкими политическими привилегиями. Теперь по поводу термина "head of Hever of the Jews " на монете. Совершенно случайно использование термина еврейского сообщества похоже на politeuma, нечто вроде общины или собрания, возглавляемой кем-то наподобие этнарха (Ethnarch), или же это организованное сообщество, подобное Синедриону (Sanhedrin), или другой гражданский институт, некий вид правительства, и Гиркан был его главой, представлявшей его перед правителем из династии Селевкидов.

5. Древнееврейский шрифт в то время не был известен евреям, большая часть которых не умела даже читать. Для письма использовался арамейский. Использование древнего шрифта для письма подходило для ритуальных (священные книги) и политических целей (монеты) для того, чтобы сохранить еврейскую близость к Первому Храму. Этот древнееврейский шрифт уже использовался во время персидского правления на монетах "YHD".

ИудеяСелевкидыХраммонетыисследованияХасмонеинадписиИерусалимАнтиох 

15.08.2009, 9393 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

31.01.2009 10:05:18

Музей Кадмана в Тель-Авиве

Музей античной нумизматики Лео Кадмана в северной части Тель-Авива. Любой турист, у которого есть свободное время, может легко добраться сюда. И сделать это стоит. Несмотря на его небольшой размер - около 45-50 стендов, сооружен он с точки зрения коллекционеров "по уму". И это понятно, идея принадлежала коллекционеру, который пожертвовал свою коллекцию, и чье имя собственно павильон носит.

Алексей Ивлиев (соб. кор. НТВ на Ближнем Востоке)

Израильмонетымузей 

10.10.2008 10:51:37

Эллинистическое влияние на отношение Хасмонеев к идолам и шекели Тира

Несмотря на то, что на большей части монет эллинистического периода изображены местные правители, древние еврейские монеты известны малым количеством портретов на них. Особенно характерно это для монет Хасмонеев (Hasmoneans). Причины еврейского нежелания помещать определенные изображения прямо связаны с религиозными ограничениями, описанными в Торе. Интересный парадокс периода Хасмонеев - широкое использование и терпимость к серебряному шекелю Тира (silver shekel of Tyre) для оплаты ежегодного Храмового налога.

Ронн Беррол (Ronn Berrol)

ХасмонеишекельТирХрамИудеярелигиятетрадрахманалог 

06.01.2012 13:16:36

Страницы Первой иудейской войны: вопросы уникальной чеканки восставшей Гамлы

Древний город Гамла отмечается исследователями Первой иудейской войны (или Великого восстания) как символ наивысшего героизма, исключительной самоотверженности в борьбе с римлянами.

Главными вопросами работы являются история сопротивления Гамлы римлянам, а также найденные в Гамле монеты, среди которых центральное место занимают уникальные шекели периода восстания, отчеканенные непосредственно в городе.

Евгений Валленберг

ГамлаИудеяРимвосстание 

История и археология

25.10.2007 17:39:21

Подлинность царской печати признали через 40 лет

Древняя печать, датированная 9 веком до н.э., была обнаружена в 1964 году археологом Нахманом Авигадом. Несмотря на присутствовавшее имя «Иезавель» записанное на печати на иврите, ученые сомневались в том, что речь идет о царской атрибутике. 

библияпечативерсии 

10.06.2008 09:44:14

В Иордании найден древнейший в мире христианский храм

По всей видимости, археологам удалось найти самый древний христианский храм в мире. Он находится в пещере.
Уникальный культовый объект найден в Иордании, в районе Рихаб, который расположен в 50 километрах на юг от Аммана и в 50 километрах на восток от реки Иордан.

«У нас есть все основания полагать, что в этом храме собирались первые христиане, 70 учеников Иисуса Христа», — заявил газете Jordan Times руководитель Центра археологических исследований в Рихабе Абдул Кадер Хусан.

Он добавил, что церковь была обустроена в пещере приблизительно в 33-70 годы, что позволяет считать ее одним из наиболее древних христианских храмов в мире.

Иорданияхристианствонаходки 

Архив "История и археология"


Copyright © 2007-2019 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100