История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты
Восстание Бар-Кохбы
Иудея капта

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Представляем адаптированный для сайта вариант статьи, опубликованной в Альманахе российских коллекционеров № 2

Первое еврейское восстание переросло в полномасштабную войну против Рима и длилось приблизительно 8 лет 66 по 73 гг. новой эры). Отношения с Римом стабильно портились в течение более полувека. После Агриппы I вернулись прокураторы. Эти люди, совершавшие ужаснейшие преступления, были защищены от правосудия властью, данной им для поддержания закона и порядка.

Правление Порция Феста и Луция Альбина было скандальным. Чрезмерные налоги ослабили общество. Тысячи были заключены в тюрьмы ради получения выкупа от родственников за их освобождение. Представители власти открыто грабили, а зачастую и убивали евреев. Но еще хуже была политика, проводимая Гессием Флором. Он ответственен за ряд событий в 66 г., которые не могли не привести к настоящей войне. В Кейсарии он принял сумму в 8 талантов за разрешение спора о месте для новой синагоги. Получив деньги, он не стал принимать решения и арестовал несогласных. Он изъял из сокровищницы Иерусалимского Храма 17 талантов, что еще подлило масла в огонь. Протесты против этих действий в Иерусалиме были жестоко подавлены. Слухи о том, что Флор планирует ограбить Храм, увеличили волнения. Флор ответил на это приказом римским легионам, расквартированным в городе, разграбить рынок. Тысячи были убиты. Евреи, многие из которых были высокого положения и с римским подданством, подверглись публичному битью кнутом и распятию. Евреи никогда не видели такой жестокости в мирное время от римлян. Легионеры врывались в дома, убивая и грабя.

Сестра царя Агриппы II, Береника, просила Флора остановить бойню, но в ответ получила только оскорбления. Дополнительные силы были переведены из Кейсарии. Вызванные в Иерусалим, эти римляне присоединились к бойне. Затем римляне направились к Храму.

Евреи, вначале потрясенные, стали объединяться для защиты. Они развернулись к нападавшим, блокируя их продвижение. Они взобрались на крыши и забрасывали камнями римлян, пока те не отошли. Опасаясь новой атаки, евреи перекрыли все входы в Храм. Тогда Флор и его легионеры отступили.

В этот момент Агриппа II попытался остановить восстание. Он объяснял, что не время сражаться за свободу, которой они пожертвовали, запросив помощи римлян во время гражданских войн Хасмонеев. Он утверждал, что любая нация, даже бОльшая и с бОльшими естественными ресурсами, покорилась бы Риму. Если будет война, то у евреев не окажется союзников. Он заявил, что не присоединится к восставшим в этом самоубийстве и будет сотрудничать с теми, кто ищет мира. Ему удалось уговорить восставших прекратить бунт, но когда он стал призывать повиноваться Флору, пока не приедет сменщик, то толпа закидала его камнями.

Но были и евреи, которые последовали совету царя. Они послали две делегации к Флору с просьбой о защите от еврейских повстанцев, которых они не поддерживали. Флор, обрадованный отсутствием единства среди евреев, проигнорировал их просьбу и защиты не предоставил. Агриппа выслал помощь, но вскоре восставшие захватили Иерусалим. Восстание распространялось.

Летом 66 г. еврейские силы заняли Масаду, убив занимавших ее римлян. Масада была одной из наиболее сильных оборонительных позиций в регионе.. Новость об этой победе воодушевила восставших.

После того, как еще один из основных римских гарнизонов был сломлен еврейскими повстанцами, последовала резня евреев в Кейсарии. Было убито более 20 тысяч жителей. Волна убийств прокатилась по всему востоку. Невинных евреев, которые не принимали участия в восстании, убивали от Сирии до Египта. Целые общины, насчитывающие сотни тысяч, исчезали. И, наоборот, в городах с преобладающим еврейским населением атакам подверглись меньшинства.

Повстанцы продолжали наступление в Иудее, Галилее и в районе Декаполиса. Их победы над Римом и его союзниками поднимали дух еврейских общин и вносили смятение в ряды сторонников Рима. Римский гарнизон в районе Иерихона отступил, население Сидона и Антиохии воздержалось от вступления в конфликт с изолированной, но сильно еврейской общиной.

«Так как с иудеями везде и повсюду велась война, то и Цестий [наместник провинции Сирия Цестий Галл] не считал уже возможным больше медлить. Он выступил из Антиохии с полным двенадцатым легионом и с двумя тысячами солдат, избранных им из остальных легионов, кроме того еще с шестью когортами пехоты и четырьмя конными отрядами. К этим силам присоединились еще вспомогательные отрады царей, а именно: от Антиоха две тысячи всадников и три тысячи пеших солдат, исключительно стрелков; от Агриппы—такое же число пехоты, всадников же меньше двух тысяч; Соем также прислал четыре тысячи солдат, третья часть которых состояла из всадников, а большая— из стрелков» ИВ, 2-18-9. Набирая наемников по пути, Цестий собрал силу примерно в сорок тысяч человек.

Его наступление в Галилее носило смешанный характер, он одержал несколько незначительных побед вдоль побережья. Когда он продвинулся на восток, выяснилось, что большая часть евреев переместилась в Иерусалим для празднования Суккота. Он сжег их дома и разграбил имущество, убивая всех недовольных и сопротивляющихся.

Когда он подошел к Иерусалиму, евреи прекратили праздновать и приготовились воевать. «Как только иудеи увидели, что театр войны приближается к столице, они приостановили празднование и взялись за оружие. Упорствуя в своей надежде на свою многочисленность, они с воинственными кли­ками бросились беспорядочными толпами в битву, не взирая на седьмой день, который, как день отдыха и покоя, они всегда соблюдали наистрожайшим образом. Воинственная ярость, заглушившая в них чувство религиозности, была также причиной того, что они выиграли сражение. С такой неудержимой быстротой они ринулись на римлян, что прорвали их замкнутые ряды и, убивая направо и налево, протеснились сквозь них. Вся армия Цестия погибла бы тогда, если б конница и свежая еще часть пехоты не поспешили бы на помощь той части войска, которая удерживала еще поле сражения. Римлян пало пятьсот пятнадцать, а именно четыреста пеших, а остальное — всадников; иудеи же потеряли лишь 22 человека». ИВ, 2-19-2

Когда римляне стали отступать, они были с тыла атакованы другим отрядом евреев, который продолжил бойню, захватив значительную часть их припасов.

Царь Агриппа, бывший в составе римских войск, послал для переговоров с восставшими парламентариев, но им не дали возможность обратиться к народу, убив одного и ранив второго. После чего Цестий начал осаду Иерусалима, но неожиданно ее прекратил и стал отводить войска. Чем дольше он медлил, тем больше восставших иудеев собиралось вокруг. Легко вооруженные, они преследовали римлян на всем пути их следования, нанося ощутимые потери.

«Чтобы ускорить бегство, он [Цестий] приказал уничтожить все, что может отягчать войско в пути. Были убиты поэтому мулы и вьючные животные за исключением тех, которые носили орудия стрельбы и машины; последние они сохранили на случай надобности, а главным образом для того, чтобы они не попались в руки иудеев и не были ими обращены против римлян. … На открытом поле иудеи их меньше беспокоили; но каждый раз, когда им приходилось спускаться вниз по узким крутизнам, одна часть иудеев, быстро забегая вперед, загораживала им выход, другая часть сзади гнала их в лощину, а главная масса, растягиваясь по отлогим сторонам дороги, обдавала войско градом стрел. Тяжело было пехоте, не знавшей как обороняться, но в еще большей опасности находилась конница: совершать спуск сомкнутыми рядами не дозволяла ей беспрерывная стрельба, но вместе с тем непроходимые крутизны мешали им набрасываться на неприятеля; с другой же стороны дороги зияли овраги и пропасти, в которые они падали при каждом неосторожном движении. Не имея таким образом возможности ни бежать, ни сопротивляться, они в своей нужде разражались громкими воплями и криками отчаяния. Им в ответ раздавались победные звуки, ликующие крики и призывы мщения иудеев. …..

Иудеи гнались за римлянами до Антипатриды, но так как не застали уже их здесь, то возвратились назад, взяли с собою машины, ограбили трупы, собрали покинутую римлянами добычу и с победными песнями вступили в столицу. Сами они потеряли очень немного людей в то время, как римлян и их союзников они убили пять тысяч триста пеших солдат и триста восемьдесят всадников» ИВ, 2-19-8,9

Повстанцы, контролируя теперь всю свою страну, выбрали руководителей на местах. Укреплялись города, создавались и обучались дисциплине армии. Кроме того, эти люди занимались текущими делами и контролировали соблюдение закона и порядка. В частности, эмиссаром повстанцев в Галилее, стратегически наиболее важной части, был выбран Иосиф бен Матитьягу (бен Маттафия). Он был из аристократической священнической семьи. За два года до начала восстания (64 г. н.э.) в возрасте 26 лет поехал в Рим со специальной миссией, целью которой было добиться освобождения нескольких священнослужителей, арестованных и отправленных в Рим прокуратором Антонием Феликсом. Поручение было успешно выполнено, но сам Рим произвел на Иосифа неизгладимое впечатление… После победы восставших над Цестием Галлом Иосиф был вынужден к ним присоединиться.

Кроме того, повстанцы начали чеканить свою монету. Никогда еще в независимой Иудее не чеканилась монета из серебра. Более того, никогда еще не было монеты с названием  «шекель». До этого шекель был только весовой единицей. Впервые шекель как отдельная монета отчеканен во время Первого восстания.

Выпускались серебряные монеты номиналом в 1 шекель около 14 грамм и полшекеля массой 7 грамм. Известен уникальный экземпляр монеты в четверть шекеля. Масса монет соответствует тирским тетрадрахмам (они же шекели Тира), которыми выплачивался храмовый налог. На монетах были изображены на аверсе ритуальная чаша, на реверсе ветка гранатового дерева с тремя гранатами. Встречается мнение, что это не ветка, а жезл Первосвященника. Надпись, сделанная на древнем иврите – «Святой Иерусалим». Кроме того, также на древнем иврите был написан номинал и год (Первый год [восстания], второй год и т.д.). Язык надписи выбран не случайно. В то время на территории Иудеи говорили на арамейском. Древний иврит использовался, в основном, в религиозных целях. Но во времена независимости – при Хасмонеях – легенда на монетах была на древнем иврите. 

Что же значат все эти изображения и надписи?

Чаша

Как ни странно, но сложнее всего идентифицировать чашу. Ее изображение, несмотря на прекрасное качество, не дает представления о ее размерах. Если оригинальный сосуд маленький, то это может быть чаша для питья, например для вина. Если же большой, то предназначение иное. В частности, это может быть золотая чаша, в которой приносили в Храм омер — (עוֹמֶר, עֹמֶר, буквально «сноп», полнее — омер ха-тнуфа — «сноп возношения» — приношение, совершавшееся в Храме ежегодно 16 нисана (второй день праздника Песах)). Об обряде и сроках приношения омера в Библии говорится: «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите сноп из начатков жатвы вашей к священнику, и вознесет он этот сноп пред Господом… во второй день празднования…» (Лев. 23:10–11; буквальный перевод: «… на следующий за субботой день»). На сегодня эта версия принята большинством нумизматов.

Ветка граната

Поскольку гранат содержит в себе множество сочных зерен, и корни его легко закрепляются в почве и быстро прорастают, во многих древних культурах его считали символом изобилия.

Гранат играет исторически важную роль в еврейском искусстве и оформлении, его изображают на глиняных лампах, стенах зданий и погребальных принадлежностях, таких, как саркофаги и оссуарии. В Библии гранат часто украшает важные предметы религиозного культа – облачение первосвященника и колонны Храма Соломона. Еще в книге Исход говорится об украшении одежды Первосвященника: «по подолу верхней ризы сделали они яблоки из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти]; и сделали позвонки из чистого золота и повесили позвонки между яблоками по подолу верхней ризы кругом; позвонок и яблоко, позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом для служения, как повелел Господь Моисею» (Исход, 39:24-26). Обратите внимание, как в русском синодальном переводе гранаты (на иврите – רִימוֹן — римон, на английском – pomegranates) превратились в простые и понятные русскому человеку яблоки. 

 Гранаты также упомянуты среди семи растений, которыми благословенна Земля Израиля: «…в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед,» (Второзаконие 8:8)

И даже в Иеремии: «И венец на нем медный, а высота венца пять локтей; и сетка и гранатовые яблоки вокруг были все медные; то же и на другом столбе с гранатовыми яблоками. Гранатовых яблоков было по всем сторонам девяносто шесть; всех яблоков вокруг сетки сто.» (Иеремия 52: 22-23) Здесь яблоки стали гранатовыми. Вообще, странно. Вроде, гранат для России XIX века не такой уж экзотический фрукт, чтобы его при переводе менять на яблоки.

Гранаты также появляются в свитках торы, на столе для ритуального хлеба и храмовой меноре.

В частности, ветвь с тремя гранатами, похожая на ту, которая изображалась на шекелях, украшает мраморное панно в синагоге в Хамат-Тверии (Hamat Tiberias) и кольцо, найденное в Иерусалиме.

Мишна также упоминает три граната в связи с нечистотой утвари. «Вся утварь [из дерева], принадлежащая частным лицам [и которая непригодна по причине имеющейся оговоренной нечистоты, вновь получает статус чистой, если ее повреждения], размерами с гранаты [могут пройти сквозь них]. Гранаты, о которых [мудрецы] сказали – три, прилепленные один к другому.» Kelim 17:1 Перевод автора.

Таким образом, ветки использовались в качестве меры пространства, необходимого для определения ритуальной чистоты. 

Более того, иудейское предание утверждает, что в каждом гранате содержится 613 зерен, что соответствует числу заповедей Торы.

Что еще можно добавить. Гранат регулярно появлялся на монетах Иудеи. В частности, на хасмонейских прутах гранат можно найти внутри двойного рога изобилия. У Ирода Великого - на монете в 2 пруты.

Надписи

Все надписи на монетах Первого восстания сделаны палеоивритским шрифтом, использовавшимся, в том числе и в арамейском языке начала новой эры.

Аверс. Надпись на древнем иврите:  «Шекель Израиля — שקל ישראל «. Здесь сразу говорится и о номинале монеты, и о ее весе, и о том, кто ее чеканит. Масса монеты аналогична тирскому шекелю, использовавшемуся, в первую очередь, для оплаты храмового налога. Эти монеты чеканили в городе Тире с 126 г. до н.э. и до 60-х годов новой эры. Есть версия, что последние несколько десятков лет их чеканили в Иерусалиме специально для Храма. Очевидно, что и шекели Израиля использовались в аналогичных целях. 

На серебряной монете в полшекеля была надпись «Половина шекеля — הצי השקל «   

Дата на серебряных монетах также указывалась буквами палеоивритского алфавита. Алеф – 1, Бейт- 2, Гимел – 3, Далет – 4, Хей – 5. Начиная со второго года еще писали букву „Шин – ש“  (сокращение от слова שָנָה – год)

 Серебряные монеты Первого восстания

Серебряные монеты Первого восстания. 1 — Шекель первого восстания. Год 2.  2. Полшекеля первого восстания. Год 2

 

 Пять разных аверсов шекеля с разными годами. 

 Реверс.

И здесь прослеживается аналогия с тирским шекелем. Греческая надпись на нем гласит – TYROY IEPAΣ KAI AΣYΛOY – Тира святого и неприкосновенного. На шекеле Израиля – „Святой Иерусалим — ירושלם קדשה или полностью ירושלים הקדושה — YRWṦLYM HQDWṦH“. Похоже, не правда ли? Собственно, для тех же целей чеканился – платить Храмовый налог. Святое дело. И вторая цель – подчеркнуть обретенную независимость, что перекликается с надписью на аверсе. Дальше мы увидим, как изменится эта надпись со временем.

В первый год восстания (66/67 гг. н.э.) чеканились только серебряные монеты. Начиная со второго года (67/68 гг н.э.) появляются еще и бронзовые. Прута, которая чеканилась еще со времен Хасмонеев. Но с совершенно иными символами и надписями. На аверсе амфора и надпись на древнем иврите „Год второй“, на реверсе виноградный лист на ветке и надпись „свобода Сиона“.

Обсудим это все подробнее. С надписью на аверсе все понятно. Это просто дата выпуска. На следующий год будет надпись „Год третий“. А вот сосуд, хоть и традиционно называется амфорой, не похож на классические греческие или римские. С учетом того, что на реверсе изображен виноградный лист, это может быть сосуд для вина. А, может, и для воды. Для вина нужна крышка, которой нет на монете второго года. Зато она появляется на монете третьего года. Может, случайно забыли нарисовать?

Виноградный лист на реверсе. Мы уже говорили о растениях, которыми благословенна земля Израиля. Виноград в этом списке, несомненно, присутствует. Виноградный лист является традиционным элементом в иудейском искусстве. А вино – один из продуктов экспорта античной Иудеи. На некоторые религиозные праздники пить большое количество вина не только не возбраняется, но очень рекомендуется. В частности, это праздники Пурим и Симхат-Тора. Вино играло важную роль в обрядах храмового богослужения и возливалось на жертвенник почти при каждом жертвоприношении. Надпись на реверсе „Свобода Сиона — חרת ציון  и позднее חרות ציון “ Сион в данном случае не просто синоним Иерусалима. Это поэтический образ с национальным подтекстом. В Иерусалиме есть Сионский холм, ставший символом города и всей Иудеи. На этом холме находится могила царя Давида. Как основной символ древней родины Израиля слово „Сион“ уже в наше время XIX веке) породило понятие „сионизм“.

Монеты третьего года восстания (68/69 гг. н.э.) мало отличаются от монет второго года. На бронзовой пруте появилась амфора с крышкой и новая дата „Год третий“. Больше ничего серьезного. Пока…

Пруты Первого восстания. 1 – Прута Первого восстания. Год 2; 2 – Прута Первого восстания. Год 3; 3 -Прута прокуратора Иудеи Валерия Грата с тем же сюжетом

 

Продолжим хронологию восстания.

Нерон, очень обеспокоенный новостями, понимал последствия. Если этой небольшой нации будет позволено добиться успеха в борьбе против Рима, заразный дух свободы распространится по всей империи. В связи с важностью ситуации для победного завершения войны был вызван Веспасиан, наиболее опытный римский военачальник. До этого Веспасиан успешно подавил восстания в Британии и Германии.

Получив назначение, Веспасиан отправил своего сына, Тита, в Египет для организации сил на Юге. Сам он направился в Антиохию собирать свою армию. Нерон заверил его, что все ресурсы империи в его распоряжении. В Антиохии Веспасиан встретил Тита, который прибыл с южными армиями. Собрав все силы Рима, он позднее присоединил основные войска всех союзных царств, включая войско Агриппы II.

Первым направлением удара Веспасиана была Галилея. Евреями командовал Иосиф Бен Маттафия, который укрепил регион и очень грамотно выстроил его оборону. Несмотря на явный перевес сил Рима, регион героически сопротивлялся в течение трех месяцев. Последней точкой сопротивления стала Иотапата. Несмотря на отчаянное сопротивление, город был взят римлянами (летом 67 г.) после сорокадневной осады и разрушен до основания. Защитники города и большинство жителей погибли, однако Иосиф предпочел сохранить жизнь и сдаться римлянам. Во время разговора с Веспасианом он предсказал, что тот станет императором. Веспасиан оставил Иосифа при войске, а после того, как предсказание исполнилось, дал свободу и свою фамилию. В результате мы знаем великого историка Иосифа Флавия.

Здесь опять немного про монеты. Точнее, про одну. Шесть экземпляров этой монеты, отчеканенных одной парой штемпелей, были найдены при раскопках Гамлы – города на Голанских высотах. В город, расположенный на склоне холма, и сейчас добраться можно только по единственной тропе. А дальше цитаты из Иосифа Флавия: „сама природа сделала город почти неприступным. Но Иосиф укрепил его еще больше подземными ходами и окопами. … Благодаря всему этому, он и прежде мог держаться семь месяцев против осадного войска Агриппы. [Сначала уговорить или иным способом прекратить восстание в Гамле пробовал царь Иудеи Агриппа II]“. И только подошедшие войска Веспасиана и, позднее, Тита смогли взять эту крепость. Началась осада, продлившаяся, впрочем, недолго. Уже через месяц был предпринят первый штурм. Римлянам удалось преодолеть крепостную стену и ворваться в город. Однако взять его удалось лишь со второй попытки.

«… Вершина, обрамленная кругом скалами и едва доступная, подымавшаяся на ужасную высоту и окруженная пропастями, кишела людьми. Иудеи оттуда убивали тех, которые хотели взлезать наверх, других они поражала стрелами и камнями, между тем как их самих, вследствие высокой позиции, занятой ими, стрелы не достигали. Но вдруг, как бы по Божественному велению, на их гибель поднялся противный им ветер, подымавший против них стрелы римлян и уклонявший от цели их собственные стрелы, давая последним косое направление. Гонимые этой бурей, они не могли устоять на лишенном всякой опоры краю обрыва и не могли также уследить за взбиравшимися вверх врагами. Таким образом римляне взлезли и окружили их прежде, чем они успели оказать сопротивление или просить о пощаде. Воспоминание о павших при первом штурме усилило ярость римлян против всех. Многие в отчаянии, обняв своих жен и детей, бросались с ними в бездонную пропасть, зиявшую под крепостью. Ожесточение римлян далеко еще уступало изуверству пленников против самих себя: римляне уничтожили 4000, между тем как в лощине найдено свыше 6000, которые сами бросились туда.» ИВ 4-1  Было это осенью 67 г. н.э.

Вероятно, руководство города, чтобы показать свою независимость и поддержку восстания против Рима, выпустило эту монету своими силами. Как могло, и чем было. Ужасный, грубый стиль, разбегающиеся буквы, жалкое подобие чаши, в которой с трудом угадывается рисунок с шекеля… Но какая надпись!!! СПАСЕНИЕ СВЯТОГО ИЕРУСАЛИМА. На монетах, чеканенных в Иерусалиме, подобная надпись появится позже.

Монета Гамлы. Рисунок из книги Якова Мешорера

 Вскоре после взятия Иотапаты вся Галилея оказалась подконтрольна Риму. Многие города сдавались без боя. Этому в немалой степени способствовали евреи, отказавшиеся поддержать восстание. И, в первую очередь, Агриппа II.

Веспасиан успешно уменьшал размеры территории, находившейся под контролем евреев. В 67 г. евреи продолжали контролировать Иудею и большую часть Идумеи. Война продолжилась, и к 69 г. у евреев остались только Иерусалим и Масада. Все это вызывало брожение в рядах повстанцев, обвинявших в провале центральное руководство. Кровавые столкновения зимой 68/69 г. в Иерусалиме, куда стекались наиболее радикально настроенные элементы, закончились уничтожением умеренно настроенных руководителей. Власть в городе захватили лидеры радикального толка, которые в придачу ко всему еще и воевали между собой.

Разобщенность между различными еврейскими партиями в Иерусалиме достигло пика. Хотя они договорились об объединении при непосредственной угрозе римского вторжения, их вражда серьезно ослабляла повстанцев. Узнав об этом, Веспасиан решил позволить евреям убивать друг друга до начала долгой тяжелой осады.

Нерон покончил жизнь самоубийством (9 июня 68 г.), оставив империю в состоянии гражданской войны. Эта новость побудила войска провозгласить Веспасиана императором. Оставив Тита заканчивать компанию против евреев, он уехал в Рим.

Нерадостная ситуация находит свое отражение в монетах четвертого года восстания (69/70 г. н.э.). Серебра не хватает. Шекель продолжает чеканиться, но уже в значительно меньшем количестве. Но увеличивается чеканка медной монеты. Более того, появляются новые номиналы и совершенно другие надписи. Итак, все по порядку.

Серебряный шекель не изменился. Только дата другая – год четвертый. Как уже отмечалось, он встречается значительно реже, чем шекели предыдущих годов восстания. Серебряные полшекеля и снова появившиеся четверть шекеля известны в единичных экземплярах.

Основные изменения произошли в чеканке бронзы. Появились номиналы полшекеля, четверть шекеля и одна восьмая шекеля. Монета номиналом прута практически не чеканится. На новых монетах новые изображения и новые надписи, соответствующие изменившейся ситуации.

На монетах изображены традиционные символы праздника Суккот – связанные в пучок лулав, ветви вербы и мирта, этрог, пальма с корзинами фиников, ритуальная чаша, аналогичная изображенной на серебряном шекеле. Лулав – это веерообразный пальмовый побег, этрог – единственный цитрус, культивировавшийся на территории Иудеи в то время.

Все три новых монеты содержат изображения, связанные с Суккотом — праздником в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. Это говорит о распространенности и особой важности этих символов. Что и не удивительно. Суккот праздновался с большим размахом и религиозным усердием. Ведь сам господь рассказал, как это делать.  «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних“. Лев 23:39-44 вот они – эти лулавы, этроги, пальмовые ветви и другие растения в Синодальном переводе. 

Что касается финиковой пальмы, то это, фактически, визитная карточка страны. Мед, упомянутый среди семи фруктов земли обетованной, ассоциируется с продуктом из фиников. А две тысячи лет назад Плиний Старший описывал иудейские финики, как необычайно вкусные и особенно крупные. Они обладали также целебными свойствами. Не зря Клеопатра так хотела себе Иерихонскую долину. Кстати, сейчас на территории, о которой мы говорим, растут совершенно другие пальмы – из Ирака, Марокко, Египта. Той, которая прославилась в античные времена, нет. Не сохранилась. Но совсем недавно появились шансы на ее возрождение. Удалось прорастить одно из четырех найденных при раскопках в Масаде зернышек, которым уже те самые две тысячи лет.  

Полшекеля – это большая бронзовая монета массой 14-15 грамм. На реверсе надпись “חצי – половина» и «год четвертый»

Четверть шекеля – то, что называется «средняя бронза“. В данном случае монета массой около 9 грамм. Надпись на реверсе “רביע – четверть» и «год четвертый»

Восьмая часть шекеля – «малая бронза». Масса около 5 грамм. Надпись «год четвертый»Номинал не написан, но можно говорить, что это половина от четверти.

Теперь про надпись на аверсе бронзовых монет четвертого года. Она изменилась и теперь переводится как  «Спасение Сиона». К этому лозунгу вместо чеканившегося на прутах второго и третьего года «Свобода Сиона» отражает изменение политической ситуации. «Свобода» говорит надежде восставших на скорое окончание римского правления. Но на четвертый год войны под контролем восставших остались только Иерусалим и Масада. «Спасение» тесно связано с изображением на монетах символов Суккота, праздника в память о житье евреев в пустыне во время сорокалетнего блуждания по пустыне и мечты о собственной земле и независимости. Восставшие надеялись, что Бог оценит новые изображения и легенды на монетах, добавит им уверенности, поможет в борьбе. Надежда умирает последней… 

Монеты четвертого года восстания. 1 — Полшекеля; 2 — Четверть шекеля; 3 — Одна восьмая шекеля; 4. Серебряный шекель

 Тит в Кейсарии подготовил кампанию против Иерусалима. В его войско входили четыре легиона (5-ый, 10-ый, 12-ый и 15-ый), пять тысяч пеших пикейщиков из Египта и армии союзных царей. 

Из всех союзников никто не помог Титу больше, чем три враждующие партии, ведущие гражданскую войну в Иерусалиме. Каждую возглавлял человек сомнительных моральных качеств, хотя и грамотный в военном деле. Иоанн, Симон и Элиэзер возглавляли каждый собственную армию и использовали ресурсы города, чтобы уничтожить друг друга. Людям хоть сколько-нибудь заметным оставалось только быть убитыми или покинуть город. Военные запасы были истощены в этих стычках. Продовольственные склады горели, и несчетные тысячи гибли насильственной смертью и от голода.

Когда римляне начали осаду города, междоусобица в городе не только не прекратились, но, напротив, еще более усилились после резни, учиненной людьми Иоанна, в результате которой была уничтожена группировка Элиэзера. Лишь после первой атаки римлян на северную стену города Иоанн и Симон пришли к соглашению о совместных действиях. Стычки между еврейскими партиями внезапно прекратились. Симон, у которого было наибольшее войско примерно в пятнадцать тысяч человек, занял оборону на северной, западной и южной стенах. Иоанн и Элиэзер с десятью тысячами защищали восточные подступы к внутреннему городу и Храму.

Тит при осаде активно использовал боевые приспособления и механизмы. Тараны, разбивающие стены, катапульты бросающие снаряды, которые разрушали все вокруг, и осадные башни, поднимавшие осаждавших выше городских стен, демонстрировали силу Рима.

Римляне поставили три отдельных лагеря. 10-ый легион располагался на Масличной горе, контролируя Иерусалим сверху и подходы со стороны Иерихона. 12-ый и 15-ый легионы, запирали город с северо-востока. 5-ый легион был на востоке от внутреннего города и Храмовой горы.

Еврейские защитники успешно отбивали первые атаки. Они совершали вылазки за пределы стен, разгоняя нападавших и разрушая их боевые машины.

Самой смелой из всех была атака евреями лагеря десятого легиона. Их натиск был так стремителен, что римляне были отброшены, и даже жизни Тита угрожала опасность. Когда римляне отступили на Масличную гору, евреи кинулись их преследовать. Обе стороны несли большие потери в битве. Наконец, римляне перегруппировались и организовали оборону на холме, тогда евреи отступили назад под защиту городских стен.

Тит решил передвинуть войска ближе к городу. Во время этого перемещения евреи атаковали с севера 15-ый легион, нанеся тяжелые потери. Римляне, потрясенные тем, что осажденные их атакуют, мгновенно запаниковали, давая большое преимущество евреям. Тит, восстановив порядок в войсках, собрал их для отражения атаки. Евреи продолжали такие вылазки постоянно, мешая атакам римлян.

Приспособления и военные машины, используемые римлянами, были наиболее крупными и наилучшими из существовавших на тот момент. Двигатели, приводимые в движение людьми при помощи сложной системы приводов и блоков, перемещали стенобитные орудия с силой, способной разрушить стены Иерусалима. Другие катили вперед и назад десятиярусные осадные башни. Эти осадные башни наносили наибольший ущерб, так как поднимали атакующих выше его стен. Самое большое стенобитное орудие, именуемое Виктор, использовалось против внешней западной стены. Удары Виктора были такой силы, что сотрясали внутренний город как повторяющиеся землетрясения.

Мощные катапульты бросали камни столь большие, что они могли пробивать стены и дома. Они также были эффективны против групп атакующих. К несчастью для римлян, у евреев было много таких приспособлений, захваченных у Цестия Галла. Теперь они эффективно использовались для разрушения осадных башен и других римских машин.

Виктор пробил первую стену к концу мая 70 г. Это было приблизительно через год с момента начала кампании из Кейсарии. Римляне вошли в верхний город. Дважды они были отброшены. Вторая стена пала в июле 70 г, но римлян снова отбросили назад.

Когда внешняя западная стена перед огромным лагерем 5-го, 12-го и 15-го легионов была практически разрушена, дальнейшая осада была уже под стенами нижнего города и Храма

В августе римляне вошли в Храмовый двор. Храм пал и был сожжен к сентябрю вместе с нижним городом. В еврейской традиции считается, что Храм был разрушен 9-го ава – в тот же день, когда в 586 г. до н.э. был разрушен Навуходоносором Первый Храм (Храм Соломона). Поэтому 9-е ава – день траура в память этих событий. Последнее еврейское сопротивление сосредоточилось на небольшой южной окраине, где и было сломлено через месяц. Рим теперь владел Иерусалимом после почти полугодовой осады, а вся кампания, включая сбор войска, подготовку и передвижения, заняла почти полтора года.

Очевидно, что монеты пятого года восстания являются наиболее редкими. Время их чеканки  всего около четырех месяцев от нисана (апрель-май) до ава (август-сентябрь). Удивительно, что они вообще существуют. Представьте ситуацию: Иерусалим осажден вражеской армией, гражданская война, постоянные удары римских таранных машин. Кроме того, отсутствует не только серебро для чеканки, люди погибают от голода. Еще более удивительно, что это не самые редкие монеты в нумизматике античной Иудеи.

Шекель 5-го года восстания

Собственно, серебряный шекель отличается только датой – «год пять». Их известно менее 30 штук. Причем они чеканены разными штемпелями. Не так давно – в середине 80-х годов прошлого века появилась теория о существовании нескольких мест чеканки. Связана она с исследованием нескольких монет, ранее считавшихся подделками.

Победа стоила Риму больших трудов. Часто целые месяцы требовались, чтобы продвинуться на сотни метров. Многочисленные ловушки и диверсии стоили жизни тысячам захватчиков.

Самой страшной бедой во время осады Иерусалима был голод. От голода погибло больше, чем в боях. Сокращение рациона было таким большим, что тысячи были убиты за кусок хлеба. Мера пшеницы стоила 3000 шекелей.

Тит при каждом удобном случае предлагал условия сдачи. И тысячи евреев были убиты при попытке сдаться. До последнего момента после разрушения Храма переговоры даже не рассматривались. Даже когда Тит обещал оставить жизни, осажденные продолжали сражаться.

На каждом захваченном участке римляне вырезали жителей и забирали все ценное. Иерусалим был настолько богат, что стоимость золота по всей империи уменьшилась на 60%. Многие из евреев, которые сдались, глотали золото, пытаясь спрятать его от захватчиков. Когда это стало известно, сирийские наемники начали резать пленников, чтобы порыться у них во внутренностях. Это произошло, несмотря на обещание помилования.

Предполагается, что в Иерусалиме погибло более 1 200 000 евреев. В это число входят мирные жители, а также те, кто погиб от голода и был убит. Как пишет Иосиф Флавий «… мостовую не было видно под телами… не было ни одного уголка города не покрытого их телами…». В конце римляне спотыкались о груды тел, чтобы добить тех, кто еще был жив. Мертвых просто сваливали в кучи на улицах.

Из 250 000 выживших, несражавшихся мирных жителей города половине было позволено идти на все четыре стороны и селиться где-нибудь еще. Другая половина была продана в рабство. Их было так много, что цены на рынке рабов достигли абсолютного минимума всех времен. Предводители и сражавшиеся были казнены, распяты или отправлены гладиаторами в театры по всей империи. Самые высокие и сильные были отправлены в Рим на победные торжества. Симон, один из захваченных руководителей восстания, был казнен во время этих торжеств.

Также в Рим были отправлены сокровища из Храма. Менора Ирода, отлитая из золота, была главным трофеем. Другие трофеи включали в себя монолитные столы из золота, многочисленные золотые сосуды, шелка, специи и пожертвованные деньги. О размерах сокровищ до сих пор напоминает Триумфальная арка Тита в Риме.

Одержав полную победу, Тит щедро наградил свои войска. После трех дней пира и торжеств он перераспределил свои легионы. 5-ый и 15-ый он направил в Египет. 12-ый был отправлен в Малую Азию вместо Сирии за первое поражение от евреев. 10-ый легион он оставил в Иерусалиме.

Тит затем объехал север региона до самой Антиохии. Там он утихомирил требования выслать евреев и лишить их прав. Несмотря на восстание, он восхищался их прежними достижениями, и большим количеством евреев, которые оставались лояльными к Риму, несмотря на зверства Флора. Завершив свою неторопливую доброжелательную поездку, он направился на юг в Египет, а оттуда в Рим.

Понятно, что такое событие как очередная победа Рима над малым народом не могло не найти свое отражение в монетах. Было выпущено огромное количество разных видов ауреусов, денариев, сестерциев, ассов и т.д. Их чеканили в Риме, в разных провинциях от Испании до Эфеса. Отдельно можно говорить о чеканке монет в Кейсарии. Основными сюжетами на них были: богиня победы Виктория, военные трофеи, плачущая женщина, изображавшая Иудею, она же и римский воин (император), триумфальная колесница… Могли быть сопровождающие сюжет надписи: IVDAEA, IVDAEA CAPTA, VICTORIA AVGVSTI. Монеты чеканились от имени Веспасиана, Тита, а, позднее, и Домициана.

Масада

Последним очагом еврейского сопротивления оставалась Масада. Доступ в крепость, расположенную к западу от Мертвого моря на вершине горы, был затруднен. Основанная Александром Яннаем, она была перестроена Иродом. Характерно для архитектурного стиля Ирода крепость на Масаде была окружена стеной высотой 6 и толщиной 4 метра. Над стеной возвышалось 37 башен, некоторые их которых достигали высоты 25 метров. Многочисленные казармы примыкали к стенам. Центр внутреннего двора с богатой почвой был пригоден для земледелия. В объемных цистернах собиралась вода. Прекрасный дворец с роскошными апартаментами был воздвигнут на южном склоне под защитой стены с тридцатиметровой башней. Ирод строил крепость в качестве личного убежища на случай смещения его народом или Марком Антонием, который мог уступить требованиям Клеопатры отдать ей Иудею. Это было, возможно, единственное ее требование, которое не было удовлетворено.

Главный подарок, оставленный Иродом Масаде, были запасы. Военные машины и приспособления были в достатке. Запасов зерна и сушеных фруктов, масла и даже вина могло хватить на многие годы. Они прекрасно сохранялись почти сто лет в уникальной атмосфере Мертвого моря.

Еврейские силы внутри крепости насчитывали менее пятисот человек. Во времена Ирода это было бы достаточно, чтобы выдержать долгую осаду. Но за прошедшее со времени Ирода время римляне разработали новые военные машины, которые открывали иные возможности. Командующий римлянами полководец Сильва использовал лишь одну из них. С небольшого холма на 150 метров ниже вершины он возвел гигантский пандус и башню. Так он достиг вершины и пробил стену.

Элиезер, который командовал еврейскими силами, понимая, что не сможет сдерживать натиск десятков тысяч, вынужден был выбирать между смертью и бесчестьем. Зная, что попади они в плен, их жен ждет рабство и бесчестье, Элиезер был вынужден в 73 году положить трагический конец Первому восстанию.

Когда римляне, готовые к сражению, вошли сквозь пробитую стену, они обнаружили 960 человек, совершивших самоубийство. Каждый мужчина неподвижно опекал любимую жену и детей. Так закончилось Первое еврейское восстание.

Опубликовано в Альманахе российских коллекционеров № 2

Каталог монет Первого восстания

История и археология

08.06.2010 22:19:20

Археологическая находка: предметы культа 3500-летней давности

Археологи, работающие на раскопках у подножия холма Тель-Касис возле Йокнеама, сделали неожиданную находку: в древнем колодце были обнаружены около 100 языческих предметов культа, возраст которых оценивается в 3,5 тысячи лет.

Израильнаходки 

06.12.2013 10:32:06

Ханукальная находка в Иерусалиме – уникальное здание эпохи Хасмонеев

В ходе археологических раскопок в иерусалимском Граде Давида были обнаружены руины каменного строения, датируемого вторым веком до нашей эры. По словам археологов, это первое здание Хасмонейского периода, обнаруженное в Иерусалиме.

Речь идет о массивном строении, толщина стен которого достигает одного метра, а площадь помещений – 64 кв.м. В здании обнаружено значительное количество керамики, а также монеты, благодаря которым удалось установить, что оно было возведено в начале II века до н.э. - в эпоху селевкидского царя Антиоха Третьего.

ИерусалимГрад Давидараскопки 

Архив "История и археология"


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100