История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

Александр Эльяшов

26 июня 363 г., от ран полученных в бою с персами, скончался император Флавий  Клавдий Юлиан, с которым евреи связывали надежды на избавление и возрождение Храма1. Уже на следующий день императором провозгласили Флавия Иовиана, молодого человека знатного происхождения. Вскоре после этих событий к персам перебежал знаменосец императора  и сообщил царю Шапуру2, что его грозный противник Юлиан умер, а войско избрало лишь призрачную тень императорской власти в лице Иовиана, человека бездеятельного и слабого. По мнению Аммиана Марцеллина3, причиной измены стали какие-то давние столкновения личного характера между этим воином и отцом будущего властителя. Римляне скоро убедились, что без такого талантливого и целеустремленного вождя, каким был Юлиан, им не добиться победы и поспешили заключить крайне невыгодный мир с персами сроком на тридцать лет. Война была проиграна, но христиане ликовали по поводу гибели Юлиана.

Иовиан был человек доброжелательный, малообразованный, склонный к вину, обжорству и сладострастию. Он не только отменил все эдикты Юлиана по религиозным вопросам и восстановил господствующее положение христианства, но и свернул все начатые Юлианом реформы внутренней жизни страны.

Именно в период недолгого правления Иовиана христиане разрушили много еврейских поселений  на юге Эрец-Исраэль, где евреи составляли меньшинство. Одновременно Эрец-Исраэль становится ареной ожесточенных споров между евреями и христианами, нашедшие свое отражение, как в еврейской литературе того времени, так и в писаниях отцов церкви. В основе споров лежало стремление христианства, признающего свое происхождение от иудаизма, отодвинуть последний в сторону, заняв первенствующее место в диалоге, который Бог, согласно обеим религиям,  ведет с человечеством. В незапамятные времена Бог выбрал еврейский народ своим собеседником (или посредником по отношению ко всему человечеству) и даровал ему Откровение – Тору, известную христианам по Библии как Пятикнижие Моисеево. Но затем, по мнению христиан, Он отказался от общения со своими избранниками и передал новое послание, адресованное не только евреям, но и всему человечеству. С тех пор, как считают христиане, условия Завета, т.е. Договора, который Бог заключил с миром, изменились: если раньше непосредственным собеседником Всевышнего был еврейский народ, то теперь его место заняла интернациональная община христиан. И потому христиане считают себя Новым Израилем, т.е. «истинным» и «современным» Израилем, само существование которого в значительной степени уничтожает смысл отдельного существования еврейского народа. В период III – IV вв. образ еврея, убийцы Христа, стал получать все большее распространение, а нападки на иудаизм превратились в  неотъемлемую часть христианских проповедей. Неблагоприятное положение евреев Эрец-Исраэль, потерпевших военное и политическое поражение, еще более осложнилось: во-первых, императоры-христиане рассматривали Эрец-Исраэль в качестве колыбели своей религии и, во-вторых, христианская церковь, полагая себя законной правопреемницей Богоизбранного народа (о чем уже упоминалось ранее), претендовала на все, чем Бог одарил праотцев, в том числе и Эрец-Исраэль.  Таким образом, в конце IV – начале V вв.  римские власти под влиянием победившего христианства были готовы не только преследовать еврейство как религиозную и этническую общность, но и, в первую очередь, умалить до крайности его значение как народа составляющего основу населения Израиля. Начался процесс активного вытеснения евреев из Святой Земли. Их место занимают христиане. Под покровительством властей новая религия проникает и в еврейские селения. Воздвигаются церкви, всеми способами поощряется переход евреев в христианскую веру. Характерным явлением того времени стало распространение в Эрец-Исраэль церковной литературы на сирийском языке. По мнению большинства исследователей, она предназначалась для новообращенных из числа язычников и евреев, говоривших на арамейском языке.

Однако, несмотря на то, что христианство постепенно превратилось в государственную религию Империи,  иудаизм не был запрещен полностью, как это произошло с язычеством. С одной стороны, отцы церкви преследовали цель сохранения евреев как носителей библейской традиции для доказательства истинности христианства, а с другой стороны, попытка искоренить иудаизм неизбежно вела к изнурительной и затяжной войне с непредсказуемыми в условиях общего ослабления государства последствиями. Таким образом, закон по-прежнему признавал иудаизм, но церковь и  государство насаждали вражду и ненависть к евреям.

В силу сложившихся обстоятельств, из-за опасения, что угасавшая община Эрец-Исраэль не сможет больше определять календарь для евреев всего мира, еще в 358 г. н. э. Наси4 Гиллель II сделал публичное оглашение математических правил, использовавшихся для вычислений календаря, который до того базировался на прямых наблюдениях Санхедрина за фазами Луны. Введение и рассылка постоянного календаря привели к прекращению многовековой зависимости диаспоры от решений Санхедрина. Влияние Эрец-Исраэль на диаспору, и без того расшатанное в этот период, еще более ослабело.

Неспокойной была обстановка и внутри самой христианской церкви. Начались гонения против групп, обвиненных в «иудео-христианстве». Последние являлись иудействующими христианами, язычниками, рассматривающими соблюдение предписаний иудаизма как неотъемлемую часть христианства. Быстро множились и другие ереси.

Обострение межконфессиональных  распрей и отмена незавершенных реформ Юлиана привели внутреннюю жизнь империи в совершенное расстройство. Одновременно пришел в движение окружающий Рим  варварский мир: «Словно по боевому сигналу труб, поднялись самые свирепые народы и стали переходить самые ближайшие к ним границы. Галлию и Рецию одновременно грабили алеманны, сарматы и квады – обе Паннонии; пикты, саксы и атракотты терзали непрерывными бедствиями Британию; австорианы и другие племена мавров сильнее обычного тревожили Африку; Фракию грабили разбойничьи шайки готов» - писал Аммиан Марцеллин [1].

В разгар этих событий внезапно умирает император Иовиан.  Его смерть при невыясненных обстоятельствах наступила 16.02.364 г.

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

23.02.2010, 24504 просмотра.

Читать дальше:
1 2 3 4 5 6



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

04.02.2009 10:28:14

Царь Ирод. Дальновидный строитель Святой земли

В восьми милях к югу от Иерусалима, где последние низкорослые оливы и каменистые кукурузные поля растворяются в голых бесплодных землях Иудейской пустыни, резко выделяется холм в виде острого конуса со срезанной вершиной, как небольшой вулкан. Это Иродион - одно из великих архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудеи, который на месте небольшого холма воздвиг прекрасный памятник из белоснежного камня и окружил его великолепными дворцами, журчащими бассейнами и террасными садами. Хитроумный и щедрый правитель, блестящий военачальник и один из наиболее впечатляющих и энергичных строителей в древнем мире, Ирод вел свое царство к новому процветанию и мощи.

Том Мюллер (Tom Mueller)

археологияИродионраскопкиИудеяИродианы 

12.11.2008 14:05:31

Неизвестная Саломея

Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей. Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Ее имя......

Кеннет Аткинсон (Kenneth Atkinson)

ИудеяХасмонеибиографии 

02.03.2008 10:23:36

Кейсария, первый век нашей эры

Город, который начнет строить Ирод рядом с портом, он назовет Кейсарией (Цезария, в русской традиции) в честь своего высокого покровителя императора Августа Октавиана, официально именовавшегося — Император Цезарь. А чтобы отличить Кейсарию Ирода от других «Кейсарий», построенных в те же годы, город называли Caesarea Maritima (Кейсария Приморская), или Caesarea Palestine. Пятым наместником в Иудеи, этой римской провинции, уже после смерти царя Ирода станет Понтий Пилат.

Аркадий Таль

КейсарияИродИзраильРимраскопки 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

05.06.2012 16:28:01

Под Кирьят-Гатом найден клад золота и серебра времен восстания Бар-Кохбы

Археологи управления древностей, проводившие раскопки перед строительными работами в районе промышленной зоны Кирьят-Гата, нашли клад золота и серебра, зарытый в землю около 1900 лет назад. Клад был обнаружен в земле на территории раскопанной археологами виллы римской и византийской эпохи.По словам археолога Эмиля Альджема, возглавляющего раскопки, клад, состоящий из 140 золотых и серебряных монет Римской империи, а также из серебряных и золотых женских украшений той же эпохи, был обернут в отрез ткани, от которого сохранились отдельные нити.

раскопкиИзраильнаходки 

30.08.2012 16:36:02

Израильские археологи обнаружили статуэтки, возраст которых составляет 9500 лет

9.500 лет - примерно столько лет фигуркам животных, которые были найдены археологами при расширении трассы. Археологи обнаружили фигурки барана и дикого быка в Тель-Моза, богатом археологическом раскопе в Иудейских горах неподалеку от Иерусалима.

ИзраильнаходкиТель-Моза 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100