История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

Александр Эльяшов

26 июня 363 г., от ран полученных в бою с персами, скончался император Флавий  Клавдий Юлиан, с которым евреи связывали надежды на избавление и возрождение Храма1. Уже на следующий день императором провозгласили Флавия Иовиана, молодого человека знатного происхождения. Вскоре после этих событий к персам перебежал знаменосец императора  и сообщил царю Шапуру2, что его грозный противник Юлиан умер, а войско избрало лишь призрачную тень императорской власти в лице Иовиана, человека бездеятельного и слабого. По мнению Аммиана Марцеллина3, причиной измены стали какие-то давние столкновения личного характера между этим воином и отцом будущего властителя. Римляне скоро убедились, что без такого талантливого и целеустремленного вождя, каким был Юлиан, им не добиться победы и поспешили заключить крайне невыгодный мир с персами сроком на тридцать лет. Война была проиграна, но христиане ликовали по поводу гибели Юлиана.

Иовиан был человек доброжелательный, малообразованный, склонный к вину, обжорству и сладострастию. Он не только отменил все эдикты Юлиана по религиозным вопросам и восстановил господствующее положение христианства, но и свернул все начатые Юлианом реформы внутренней жизни страны.

Именно в период недолгого правления Иовиана христиане разрушили много еврейских поселений  на юге Эрец-Исраэль, где евреи составляли меньшинство. Одновременно Эрец-Исраэль становится ареной ожесточенных споров между евреями и христианами, нашедшие свое отражение, как в еврейской литературе того времени, так и в писаниях отцов церкви. В основе споров лежало стремление христианства, признающего свое происхождение от иудаизма, отодвинуть последний в сторону, заняв первенствующее место в диалоге, который Бог, согласно обеим религиям,  ведет с человечеством. В незапамятные времена Бог выбрал еврейский народ своим собеседником (или посредником по отношению ко всему человечеству) и даровал ему Откровение – Тору, известную христианам по Библии как Пятикнижие Моисеево. Но затем, по мнению христиан, Он отказался от общения со своими избранниками и передал новое послание, адресованное не только евреям, но и всему человечеству. С тех пор, как считают христиане, условия Завета, т.е. Договора, который Бог заключил с миром, изменились: если раньше непосредственным собеседником Всевышнего был еврейский народ, то теперь его место заняла интернациональная община христиан. И потому христиане считают себя Новым Израилем, т.е. «истинным» и «современным» Израилем, само существование которого в значительной степени уничтожает смысл отдельного существования еврейского народа. В период III – IV вв. образ еврея, убийцы Христа, стал получать все большее распространение, а нападки на иудаизм превратились в  неотъемлемую часть христианских проповедей. Неблагоприятное положение евреев Эрец-Исраэль, потерпевших военное и политическое поражение, еще более осложнилось: во-первых, императоры-христиане рассматривали Эрец-Исраэль в качестве колыбели своей религии и, во-вторых, христианская церковь, полагая себя законной правопреемницей Богоизбранного народа (о чем уже упоминалось ранее), претендовала на все, чем Бог одарил праотцев, в том числе и Эрец-Исраэль.  Таким образом, в конце IV – начале V вв.  римские власти под влиянием победившего христианства были готовы не только преследовать еврейство как религиозную и этническую общность, но и, в первую очередь, умалить до крайности его значение как народа составляющего основу населения Израиля. Начался процесс активного вытеснения евреев из Святой Земли. Их место занимают христиане. Под покровительством властей новая религия проникает и в еврейские селения. Воздвигаются церкви, всеми способами поощряется переход евреев в христианскую веру. Характерным явлением того времени стало распространение в Эрец-Исраэль церковной литературы на сирийском языке. По мнению большинства исследователей, она предназначалась для новообращенных из числа язычников и евреев, говоривших на арамейском языке.

Однако, несмотря на то, что христианство постепенно превратилось в государственную религию Империи,  иудаизм не был запрещен полностью, как это произошло с язычеством. С одной стороны, отцы церкви преследовали цель сохранения евреев как носителей библейской традиции для доказательства истинности христианства, а с другой стороны, попытка искоренить иудаизм неизбежно вела к изнурительной и затяжной войне с непредсказуемыми в условиях общего ослабления государства последствиями. Таким образом, закон по-прежнему признавал иудаизм, но церковь и  государство насаждали вражду и ненависть к евреям.

В силу сложившихся обстоятельств, из-за опасения, что угасавшая община Эрец-Исраэль не сможет больше определять календарь для евреев всего мира, еще в 358 г. н. э. Наси4 Гиллель II сделал публичное оглашение математических правил, использовавшихся для вычислений календаря, который до того базировался на прямых наблюдениях Санхедрина за фазами Луны. Введение и рассылка постоянного календаря привели к прекращению многовековой зависимости диаспоры от решений Санхедрина. Влияние Эрец-Исраэль на диаспору, и без того расшатанное в этот период, еще более ослабело.

Неспокойной была обстановка и внутри самой христианской церкви. Начались гонения против групп, обвиненных в «иудео-христианстве». Последние являлись иудействующими христианами, язычниками, рассматривающими соблюдение предписаний иудаизма как неотъемлемую часть христианства. Быстро множились и другие ереси.

Обострение межконфессиональных  распрей и отмена незавершенных реформ Юлиана привели внутреннюю жизнь империи в совершенное расстройство. Одновременно пришел в движение окружающий Рим  варварский мир: «Словно по боевому сигналу труб, поднялись самые свирепые народы и стали переходить самые ближайшие к ним границы. Галлию и Рецию одновременно грабили алеманны, сарматы и квады – обе Паннонии; пикты, саксы и атракотты терзали непрерывными бедствиями Британию; австорианы и другие племена мавров сильнее обычного тревожили Африку; Фракию грабили разбойничьи шайки готов» - писал Аммиан Марцеллин [1].

В разгар этих событий внезапно умирает император Иовиан.  Его смерть при невыясненных обстоятельствах наступила 16.02.364 г.

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

23.02.2010, 23684 просмотра.

Читать дальше:
1 2 3 4 5 6



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

16.03.2008 20:03:54

Могила Ирода Великого

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме, археолог Эхуд Нетцер (род. 1934г) на протяжении 35 лет своей профессиональной деятельности изучал всё, что связано с деятельностью Ирода. Заветной мечтой ученого было найти могилу царя. Ведь о месте его погребения было известно довольно точно — Иродион.

Аркадий Таль

ИзраильИродионИродианыраскопкинаходкиИудея 

04.09.2009 15:06:28

Диплом о демобилизации и римском гражданстве 160 г. н.э.

Император Цезарь Т Аэлий Адриан Август Пий, сын божественного Адриана, внук божественного Траяна Парфиция, правнук божественного Нервы, Понтифика Максимуса в двадцать третьем году его властвования трибуном, дважды император, четырежды консул, отец этой страны дарует римское гражданство кавалеристу и пехотинцу, который до сих пор им не обладает, который служил в ....

РимАдрианвосстаниеБар-Кохба 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

10.11.2009 23:22:12

В пустыне Сахара нашли пропавшую армию персидского царя Камбиса II

Итальянские археологи обнаружили в пустыне Сахара останки армии персидского царя Камбиса II, сообщает Discovery News. По утверждению братьев Альфредо и Анджело Кастильони, сделанное ими открытие является первым научным подтверждением истории, которая ранее считалась легендой.

История исчезновения армии царя Камбиса II, старшего сына Кира Великого из династии Ахеменидов, описана у Геродота. По свидетельству древнегреческого историка, в 525 году до нашей эры Камбис направил армию, состоявшую из 50 тысяч солдат, в оазис Сива, чтобы уничтожить храм оракула Амона. Жрецы этого храма отказывались признавать власть Камбиса II над Египтом

Персиянаходкиверсии 

09.08.2011 11:44:30

Археологи нашли в Иерусалиме меч римского легионера

Израильские археологи сообщили о двух новых находках, сделанных в Иерусалиме: при раскопках в древней сточной канаве был обнаружен меч римского легионера и камень с выбитым на нем изображением светильника (меноры).Археологи отмечают, что светильник сделан не с семью подсвечниками, как традиционная менора, стоявшая в иерусалимском Храме, а с пятью. Они указывают, что изображение представляет большую важность, так как автор, вероятно, своими глазами видел храмовый светильник. Это изображение дает любопытные сведения об опоре светильника, который, вероятно, стоял на чем-то вроде треножника.

ИерусалимнаходкиРимвосстание 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100