История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

Александр Эльяшов

26 июня 363 г., от ран полученных в бою с персами, скончался император Флавий  Клавдий Юлиан, с которым евреи связывали надежды на избавление и возрождение Храма1. Уже на следующий день императором провозгласили Флавия Иовиана, молодого человека знатного происхождения. Вскоре после этих событий к персам перебежал знаменосец императора  и сообщил царю Шапуру2, что его грозный противник Юлиан умер, а войско избрало лишь призрачную тень императорской власти в лице Иовиана, человека бездеятельного и слабого. По мнению Аммиана Марцеллина3, причиной измены стали какие-то давние столкновения личного характера между этим воином и отцом будущего властителя. Римляне скоро убедились, что без такого талантливого и целеустремленного вождя, каким был Юлиан, им не добиться победы и поспешили заключить крайне невыгодный мир с персами сроком на тридцать лет. Война была проиграна, но христиане ликовали по поводу гибели Юлиана.

Иовиан был человек доброжелательный, малообразованный, склонный к вину, обжорству и сладострастию. Он не только отменил все эдикты Юлиана по религиозным вопросам и восстановил господствующее положение христианства, но и свернул все начатые Юлианом реформы внутренней жизни страны.

Именно в период недолгого правления Иовиана христиане разрушили много еврейских поселений  на юге Эрец-Исраэль, где евреи составляли меньшинство. Одновременно Эрец-Исраэль становится ареной ожесточенных споров между евреями и христианами, нашедшие свое отражение, как в еврейской литературе того времени, так и в писаниях отцов церкви. В основе споров лежало стремление христианства, признающего свое происхождение от иудаизма, отодвинуть последний в сторону, заняв первенствующее место в диалоге, который Бог, согласно обеим религиям,  ведет с человечеством. В незапамятные времена Бог выбрал еврейский народ своим собеседником (или посредником по отношению ко всему человечеству) и даровал ему Откровение – Тору, известную христианам по Библии как Пятикнижие Моисеево. Но затем, по мнению христиан, Он отказался от общения со своими избранниками и передал новое послание, адресованное не только евреям, но и всему человечеству. С тех пор, как считают христиане, условия Завета, т.е. Договора, который Бог заключил с миром, изменились: если раньше непосредственным собеседником Всевышнего был еврейский народ, то теперь его место заняла интернациональная община христиан. И потому христиане считают себя Новым Израилем, т.е. «истинным» и «современным» Израилем, само существование которого в значительной степени уничтожает смысл отдельного существования еврейского народа. В период III – IV вв. образ еврея, убийцы Христа, стал получать все большее распространение, а нападки на иудаизм превратились в  неотъемлемую часть христианских проповедей. Неблагоприятное положение евреев Эрец-Исраэль, потерпевших военное и политическое поражение, еще более осложнилось: во-первых, императоры-христиане рассматривали Эрец-Исраэль в качестве колыбели своей религии и, во-вторых, христианская церковь, полагая себя законной правопреемницей Богоизбранного народа (о чем уже упоминалось ранее), претендовала на все, чем Бог одарил праотцев, в том числе и Эрец-Исраэль.  Таким образом, в конце IV – начале V вв.  римские власти под влиянием победившего христианства были готовы не только преследовать еврейство как религиозную и этническую общность, но и, в первую очередь, умалить до крайности его значение как народа составляющего основу населения Израиля. Начался процесс активного вытеснения евреев из Святой Земли. Их место занимают христиане. Под покровительством властей новая религия проникает и в еврейские селения. Воздвигаются церкви, всеми способами поощряется переход евреев в христианскую веру. Характерным явлением того времени стало распространение в Эрец-Исраэль церковной литературы на сирийском языке. По мнению большинства исследователей, она предназначалась для новообращенных из числа язычников и евреев, говоривших на арамейском языке.

Однако, несмотря на то, что христианство постепенно превратилось в государственную религию Империи,  иудаизм не был запрещен полностью, как это произошло с язычеством. С одной стороны, отцы церкви преследовали цель сохранения евреев как носителей библейской традиции для доказательства истинности христианства, а с другой стороны, попытка искоренить иудаизм неизбежно вела к изнурительной и затяжной войне с непредсказуемыми в условиях общего ослабления государства последствиями. Таким образом, закон по-прежнему признавал иудаизм, но церковь и  государство насаждали вражду и ненависть к евреям.

В силу сложившихся обстоятельств, из-за опасения, что угасавшая община Эрец-Исраэль не сможет больше определять календарь для евреев всего мира, еще в 358 г. н. э. Наси4 Гиллель II сделал публичное оглашение математических правил, использовавшихся для вычислений календаря, который до того базировался на прямых наблюдениях Санхедрина за фазами Луны. Введение и рассылка постоянного календаря привели к прекращению многовековой зависимости диаспоры от решений Санхедрина. Влияние Эрец-Исраэль на диаспору, и без того расшатанное в этот период, еще более ослабело.

Неспокойной была обстановка и внутри самой христианской церкви. Начались гонения против групп, обвиненных в «иудео-христианстве». Последние являлись иудействующими христианами, язычниками, рассматривающими соблюдение предписаний иудаизма как неотъемлемую часть христианства. Быстро множились и другие ереси.

Обострение межконфессиональных  распрей и отмена незавершенных реформ Юлиана привели внутреннюю жизнь империи в совершенное расстройство. Одновременно пришел в движение окружающий Рим  варварский мир: «Словно по боевому сигналу труб, поднялись самые свирепые народы и стали переходить самые ближайшие к ним границы. Галлию и Рецию одновременно грабили алеманны, сарматы и квады – обе Паннонии; пикты, саксы и атракотты терзали непрерывными бедствиями Британию; австорианы и другие племена мавров сильнее обычного тревожили Африку; Фракию грабили разбойничьи шайки готов» - писал Аммиан Марцеллин [1].

В разгар этих событий внезапно умирает император Иовиан.  Его смерть при невыясненных обстоятельствах наступила 16.02.364 г.

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

23.02.2010, 26375 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4 5 6



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

16.03.2008 20:03:54

Могила Ирода Великого

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме, археолог Эхуд Нетцер (род. 1934г) на протяжении 35 лет своей профессиональной деятельности изучал всё, что связано с деятельностью Ирода. Заветной мечтой ученого было найти могилу царя. Ведь о месте его погребения было известно довольно точно — Иродион.

Аркадий Таль

ИзраильИродионИродианыраскопкинаходкиИудея 

05.12.2008 16:21:12

Новые находки на могиле царя Ирода

Археологи, исследующие могильный комплекс царя Ирода неподалеку от Иерусалима, обнаружили редкие римские росписи, а также саркофаги, в которых могли находиться останки сыновей Ирода.

ИудеяИродианыИродионраскопкинаходки 

21.10.2008 14:40:26

На звук! Как встретились строители туннеля Езекии.

Путешествие по туннелю - первый шаг в воду, наклон для продвижения под менее чем 5-ти футовым потолком, обнаружение места встречи двух бригад, исследование «ложных» туннелей, осмотр места, где была высечена знаменитая Силоамская надпись, взгляд на потолок примерно в 17 футах над полом, выход к древнему Силоамскому бассейну - может быть одним из самых захватывающих приключений во время поездки в Иерусалим. При длине более 1700 футов (533 метра) он был самым длинным туннелем, сооруженным в то время без промежуточных шахт искусственного происхождения.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ИерусалимЕзекияИудеябиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

13.09.2009 19:49:45

Обнаружена главная улица древнего Иерусалима

Исследователи Управления древностей обнаружили новый участок улицы в Иерусалиме эпохи Второго храма. Речь идет об улице, ведущей от бассейна Шилоах (Силоам) к Храмовой горе.

Иерусалимраскопки 

11.12.2012 23:09:38

Ханукальная находка в Иерусалиме – ферма эпохи Хасмонеев

В ходе раскопок в иерусалимском районе Кирьят-Ювель были обнаружены руины крестьянского хозяйства, самая старая часть которого датируется эллинистической эпохой - II-IV веками до новой эры. Другая часть относится к периоду правления династии Хасмонеев – I-II веками до новой эры.

Иерусалимраскопки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100