История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

17.03.455 г. императором провозгласили Петрония Максима, человека отмеченного многими достоинствами, как в частной, так и в государственной жизни. Но, захватив власть, он совершил роковую ошибку, принудив императрицу Евдоксию выйти за него замуж. Однажды император признался супруге, что из мести организовал убийство Валентиниана. Евдоксия пришла в ярость и на следующее утро отправила в Карфаген послание, умоляя повелителя вандалов Гензериха33 напасть на Рим и покарать мужа. Гензерих откликнулся на ее зов и с сильным флотом отплыл к берегам Италии. Петроний Максим даже не пытался отразить нашествие варваров.  Когда 12.06.455 г. вандалы высадились в устье Тибра, он попытался спастись бегством. Но когда император показался на улице, разъяренная толпа напала на него и побила камнями. На этот раз никто даже не пытался защищать Рим. На третий день после высадки Гензерих вошел в Вечный Город и дал своим воинам четырнадцать дней на его разграбление. Вандалы угнали в Африку тысячи римлян, в том числе императрицу Евдоксию  с двумя дочерьми и Гауденция, сына полководца Аэция.

К сожалению, до нас не дошли документы, описывающие жизнь евреев, проживавших на Западе, в последние десятилетия существования  агонизирующей империи. Но вполне очевидно, что на их  долю выпали  страдания не меньшие, чем те, которые пришлось испытать другим жителям Запада. Одни пали от варварского меча, других угнали в плен, иные стали жертвами неизбежных спутников  войны – голода и эпидемий.

Государство неотвратимо приближалось к своей гибели. С 455 по 476 гг. на троне сменилось около десятка императоров, обладавших лишь призрачным подобием былого могущества, а реальная власть окончательно перешла в руки предводителей наемных варварских дружин. Исключение составил лишь император Юлий Майориан (457 – 461 гг.). Он оказался последним римским императором, обладавшим умом и чувством ответственности государственного деятеля. Майориан предложил ряд реформ, которые должны были вывести экономику из состояния разрухи. Кроме того, императору удалось на короткое время восстановить римское господство в Галлии и Испании.

Стремясь восстановить внешний облик Рима, он издал грозный эдикт, запрещающий разрушение существующих зданий, в котором говорилось: «…Поэтому мы устанавливаем как общеобязательный для всех закон, что все те здания, которые были воздвигнуты в древности для общественного блага не должны быть никем разрушаемы, и никто не должен к ним прикасаться» [19]. Эдикт Майориана затрагивал интересы христианской церкви, ибо со времен Константина I вошло в обычай строить церкви, разрушая с этой целью древние храмы и другие общественные здания.

Казалось, империя возрождается, но в сильном государстве уже не были заинтересованы ни вырождающаяся римская знать, ни входившая в силу варварская аристократия. 7.08.461 г. Майориана убили, и императорский трон окончательно превратился в игрушку для полководцев-варваров.

31.10.475 г. военачальник Орест, служивший в свое время секретарем у Аттилы, провозгласил императором своего сына, вошедшего в историю как Ромул Августул (Augustulus – уменьшительное Августик или Августишка). К тому времени империя окончательно пришла в упадок. Толпы варваров, называя себя императорским войском, безнаказанно грабили Италию.

В 476 г. предводитель одной из наемных дружин – Одоакр34 потребовал от императора, чтобы его воинам выделили для поселения третью часть территории Италии. Получив отказ, он поднял мятеж, в результате которого императора  низложили и выслали в Неаполь на пожизненное поселение.

23.08.476 г. под нажимом Одоакра римский сенат принял официальное решение о ликвидации Западной Римской империи, внешне выглядевшее как восстановление единого государства, политический центр которого окончательно переместился на Восток. Но де-факто Италия уже не зависела от власти Константинополя, и евреям, проживающим в западных провинциях, отныне пришлось иметь дело с нарождающимися христианскими королевствами варваров. Восточная Римская империя (Византия) просуществовала еще около тысячи лет, постоянно угрожая евреям духовной смертью и физическим уничтожением.

До полного освобождения оставалось еще пятнадцать веков.

Коротко об авторе:  Александр Эльяшов. Родился в 1954 году в Харькове. С 1974 по 2000 год проходил службу в Вооруженных Силах. С 2000 года работал на государственном предприятии, одновременно руководил культурной программой "Еврейский Мир в Интернете" харьковского Еврейского Культурного Центра "Бейт Дан". В настоящее время работает менеджером небольшой коммерческой фирмы. Написал ряд статей посвященных вопросам иудаизма ("Загадки и приключения Каббалы", опубликована в журнале "Истоки" в 2002 году) и историии еврейского народа в античные времена   ("Триумф и трагедия династии Хасмонеев",  "Взлет и падение  "Сына Звезды" (о Симоне Бар-Кохбе), "Евреи и Рим. Крушение надежды", охватывает период примерно с 235 по 363 гг. нашей эры, сокращенный вариант опубликован на страницах портала davar.org.ua; "Евреи и Рим. Накануне великого кризиса" (охватывает период с 192 г. до 235 г.)  Евреи и Рим. Накануне Темных Веков" (охватывает период с 363 г. н. э. и до момента окончательной гибели Западной Римской империи).

ПРИМЕЧАНИЯ 

1 Юлиан видел в христианстве разрушительную силу, наносящую серьезный вред империи. С тем, чтобы доказать ложность христианства, считавшего себя наследницей иудаизма, он принял решение восстановить Храм. Контроль над ходом работ по восстановлению Храма император возложил на своего соратника Элипия, служившего до тех пор наместником Британии.

 2 Шапур II (умер в 379 г.). Царь  Сасанидской Персии в 309 – 379 гг. Сплотил государство и поднял авторитет царской власти., подорванный его предшественниками. Успешно воевал с Римом в 359 –379 гг. Ко времени Шапура II относится первое гонение на христиан в государстве Сасанидов (339 – 340 гг), после того как христианство стало превращаться в государственную религию Римской империи.

3 Аммиан Марцеллин (ок. 330 – ок. 400 гг.). римский историк греческого происхождения. В 353 – 363 гг. участвовал в войнах с персами и германцами. Автор «Деяний» в 31 книге,  в которых описаны события, происходившие в период с 96 по 378 гг. н.э. До нас дошли книги с 18 по 31, охватившие события с 353 по 378 гг.

Наси – глава рода, племени. Этот титул носил глава Санхедрина. Возможно, что в этом значении титул Наси вошел в употребление со времени Йехуды ха-Наси, а деятели более ранней эпохи не титуловались так прижизненно. По другой версии титул Наси впервые был применен в 30 г. до н. э. во времена Гиллеля.

5 Колоны были арендаторами земли, преимущественно мелкими. Выплачивали землевладельцу денежную аренду или выполняли в его пользу натуральные повинности, получая взамен право на обработку арендованного участка земли. В поздней империи были прикреплены к земле своего хозяина. Наличие экономически самостоятельного хозяйства сближало их со средневековыми крепостными, а в классовом отношении их положение   было сравнимо с  положением рабов.

6 Сальвиан Марсельский (ок. 390 – ок. 484 гг.). Христианский проповедник и писатель, священник в Марселе. В своем сочинении «Об управлении Божьем или провидении» он рисует острый кризис, охвативший Римскую империю в V веке, резкие социальные контрасты, грабеж и гнет римских чиновников, восстания рабов и колонов, упадок и разложение высших эшелонов римского общества.

7 Децим  Магний Авзоний (ок. 310 г., Бурдигала – ок. 395 г.). В начале карьеры – учитель грамматики и риторики в родном городе.   С 365 г. – наставник будущего императора Грациана. В 379 г. стал консулом. После убийства Грациана в 383 г. вернулся в родной город. Его поэтическое дарование высоко ценили современники.

8 Со времён императора Константина I высшая гражданская должность в префектуре. Всего было четыре префектуры: Восток, Иллирия, Италия и Галлия.

9 Филон Александрийский (ок. 20 г. до н. э. – 50 г. н. э.). представитель еврейско-эллинистической философии. Оставил ряд   религиозно-философских трактатов, в которых стремился установить связь между иудаизмом и эллинистической философией. Ориген из Александрии (ок. 185 – 234 гг.). раннехристианский богослов и философ. Руководитель христианской школы в Александрии (до 231 г.), а затем в Кесарии (Эрец-Исраэль). Автор большого числа богословских и философских работ (сохранилось около 100).

10 Феодосий I (11.01.347 г. – 17.01. 395 гг.). Император в 379 – 395 гг.  Родом из северной Испании. Его отец Феодосий Старший вел свой род от императора Траяна. С юных лет проявил себя как талантливый полководец. После казни по ложному доносу отца, был лишен всех должностей, уволен в отставку и поселился в своем имении на правах частного лица. Конец недолгой опале Феодосия положил неудачный для римлян исход сражения при Адрианополе.

11 Андрогафий спрятался в императорской дорожной колеснице, а проводникам велел объявить, будто едет супруга императора. Грациан, пылавший страстью к своей жене, поспешил увидеть ее и таким образом попал в руки своих врагов.

12 Ариане были сторонниками и приверженцами александрийского пресвитера Ария, который утверждал, что сын Божий  Христос не истинный Бог, а лишь «превосходнейшее творение» Бога-отца.

13 Орозий Павел (ок. 380 – 420 гг.) – римский историк, испанец по происхождению. Автор «Истории против язычников в 7 книгах» (очерк всемирной истории от «сотворения мира» до 417 г.). В своем сочинении стремился доказать, что бедствия, обрушившиеся на Рим в  V веке, - расплата за злодеяния прошедших  веков.

14 Эдикт о максимальных ценах представлял собой попытку законодательного регулирования цен в целях борьбы со спекуляцией и предотвращения голодных бунтов. Устанавливал цены практически на все виды сельскохозяйственной продукции и ремесленных изделий, расценки на транспортные услуги и размер заработной платы. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.

15  Комит – один из высших административных чинов в поздней империи. Подразделялся на три ранга.

16 Куриалы входили в городской совет и ведали городским самоуправлением. Во времена поздней империи отвечали лично, и всем имуществом за сбор различных налогов и исполнение повинностей, налагаемых государством. Распространенный в Египте обычай объявлять имущество «безхозяйным» для того, чтобы избежать необходимости занимать общественные должности или выполнять другие функции в городских сенатах, и даже бегство от принудительных назначений на должности распространились в III в. н. э. и на Эрец-Исраэль. Еврейский Закон разрешал бегство в зарубежье тем,  кого назначали в городские сенаты.

17 Дигесты – главнейшая часть свода римского гражданского права составленная при императоре Юстиниане  I и опубликованная в 533 г. В Дигестах собраны извлечения из сочинений римских юристов, состоявшие из трех частей: отрывки из сочинений юристов по исконно римскому праву, отрывки из сочинений по судебному праву и отрывки из сочинений практического характера.

18 Амораи первоначально выполняли функции помощников танаев. В последствии стали учителями Закона, создателями Талмуда, интерпретаторами  и комментаторами Мишны.

19 Нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев.

20 Созомен Ермий  Саламанкский – эллинский церковный историк. Его «Церковная история» охватывает период с 323 по 439 гг. н. э.

21 Евнапий – (ок.347 – после 414 гг.) – римский философ и софист, родом из г. Сард. Известны два его сочинения: «Жизнеописания софистов» и сохранившееся в отрывках «Продолжение истории Дексиппа» в 14 книгах, содержавших историю Рима от смерти императора Клавдия II (270 г. н. э.), по 404 г.

22  Ибн Верга Шломо (кон. XV -  нач. XVI вв.) видный еврейский историк. Родился в Испании, где получил разностороннее образование. После изгнания евреев из Испании в 1492 г. поселился в Лиссабоне. В 1497 г. подвергся насильственному крещению.  В 1506 г. переехал в Италию. Между 1520 и 1530 гг. написал исторический труд «Шевет Йехуда» (Бич Йехуды) – летопись о преследованиях евреев со времени разрушения Второго Храма до его дней. Повествование прерывается размышлениями автора, в которых он обсуждает причины породившие ненависть к евреям и их изгнание.

23 Птолемеи (Лагиды) – царская династия, правившая в эллинистическом Египте в 305 – 30 гг. до н. э. Основана Птолемеем, сыном Лага, бывшим телохранителем и полководцем Александра Македонского.

24 Синезий из Кирены (370/375 – 413/414 гг) – эллинский философ. Выходец из языческой семьи зажиточных землевладельцев. Изучал неоплатонизм у Ипатии. Оказал большие услуги своему городу. В 410 г., хотя и не был крещен, избран епископом Птолемаиды (Ливия). Его труды представляют смесь христианских и неоплатонических элементов. Интересно отметить, что случай выразить свои чувства к евреям представился Синезию в послании к брату Евпотию, в котором он описывает свое морское путешествие из Александрии в Кирену. Синезий сообщает, что капитаном судна был еврей по имени Амарант, а большую часть команды (причем наиболее опытную) также составляли евреи. Синезий не слишком симпатизирует еврею-капитану, подвергает сомнению правильность принятых им решений. Кроме того, он с возмущением отмечает сколь щепетилен был Амарант в соблюдении субботы: в пятницу вечером он бросил управление судном, и никакие угрозы  находившихся на борту солдат не могли побудить его изменить свое решение – к исполнению своих обязанностей  капитан вернулся лишь тогда, когда убедился в том, что судно действительно находится в чрезвычайной опасности [20].

25 Кровавый навет – обвинение евреев в убийстве иноверцев (главным образом христиан) для употребления их крови в ритуальных целях. Открытое обвинение евреев и ранних христиан в принесении человеческих жертв с вышеупомянутой целью возникло в Римской империи и восходит к первым столетиям н. э.

26 Сотрудники императорской тайной политической полиции. Во времена ранней империи функции политического сыска выполняли frumentarii, изначально занимавшиеся вопросами снабжения армии. Они выродились в клику, которая, сочиняя ложные обвинения, шантажировала наиболее уважаемых граждан и фабриковала материалы для политических преследований. Во времена Диоклетиана их деятельность была прекращена. При Константине презренную роль политических шпионов и провокаторов стали исполнять управители императорских перевозок, называвшиеся  agentes in rebus или  veredarii.

27 Феофан Исповедник (ок. 752 – 812 гг.) – византийский хронист. Монах Сигрианского монастыря. Его хронография написана приблизительно в 810 – 812 гг. и охватывает события с 284 по 812 гг. н. э.

28 Монофизиты в противовес официальной христианской догме утверждали, что Христос имел не две природы – Божественную и человеческую, а только одну – Божественную. Наибольшее распространение ересь  получила в восточных провинциях Восточной Римской империи (Византии).

29Аларих  I (ок.370 – конец 410 г.) – король вестготов с 395 г. Вторгся во Фракию, взял Афины, опустошил Коринф, Аргос и Спарту. В 410 г. вошел в Рим и подверг его трехдневному разгрому. Умер в Южной Италии, во время подготовки  к походу в Сицилию и Африку.

30 Аэций Флавий ( ок. 390 – 454 гг.) видный полководец и политический деятель, один из последних защитников Западной Римской империи. Родился в семье начальника конницы Гауденция в Дуросторуме (Силистрия). В 451 г. в сражении на Каталаунских полях во главе войска состоявшего из римлян, германцев и аланов одержал победу над предводителем гуннов Аттилой. 21.09.454 г. во время аудиенции на Палатинском холме убит императором Валентинианом III, так как настойчиво добивался обещанной его сыну руки императорской дочери Евдокии.

31 Аттила (умер в 453 г.). Предводитель гуннов в 434 – 454 гг. Имея резиденцию в Паннонии (совр. Венгрия), распространил свою власть от Кавказа на востоке до Рейна на западе. В северном направлении достиг датских островов, на юге пределом его владений был правый берег Дуная. В 452 г. опустошил Северную Италию. Внезапно скончался во время подготовки очередного похода в Италию. Вскоре после его смерти союз гуннов и подвластных им племен распался.

32 Однажды, император надругался над супругой почтенного сенатора. Женщина вскоре умерла. Огорченный происшедшим, Петроний Максим задумал нечто против императора. Для начала он внушил Валентиниану III мысль  о физическом устранении Аэция. После убийства Аэция, сенатор сумел ввести в императорскую охрану бывших телохранителей полководца. В тот момент, когда император наблюдал за воинскими упражнениями на Марсовом поле, они внезапно обнажили мечи и закололи Валентиниана на глазах у многочисленной свиты. 

33 Гензерих (умер в 477 г.). Король вандалов. В 429 г. вандалы, возглавляемые Гензерихом, вторглись из Испании в Африку, где при поддержке восставших рабов и колонов создали свое государство. В 455 г. построил мощный флот и совершил поход на Рим, подвергнув его страшному опустошению. В последующие годы успешно воевал с объединенными силами императоров Запада и Востока, которые пытались ликвидировать государство вандалов.

34 Одоакр (ок. 431 – 15.03.493 гг.) – предводитель одной из наемных германских дружин на службе у императора Западной Римской империи. Происходил из племени скиров. 23.08.476 г. низложил последнего императора Запада Ромула Августула, а знаки императорского достоинства (мантию и диадему) отправил в Константинополь императору Зенону. Получил от императора Востока титул патриция империи и право на управление Италией, но фактически основал независимое от империи государство. В 493 г. государство Одоакра завоевали готы, а сам он был вероломно убит ими во время сдачи Равенны.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аммиан Марцеллин. Римская история Спб. 1997 г.

2. Иордан. О происхождении и деяниях гетов.GETICA. Спб. 1997 г.

3. С. Ковалев. История Рима. Ленинград. 1948 г.

4. Ю. Кулаковский. История Византии. Т.1 Спб. 1996 г.

5. К. Рыжов. Все монархи мира. Греция, Рим, Византия Москва. 2002 г.

6. З. Рубин. Иерусалим в веках. Ч.4. Иерусалим в византийский период. Тель-Авив. 1997 г.

7. Г. Аллон. История евреев в Эрец-Исраэль в Талмудическую эпоху. Т.2 Иерусалим. 1994 г.

8. Л. Шиффман. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. Москва. 2000 г. 

9. Ш. Эттингер. Очерк истории еврейского народа. Т. 1 Иерусалим. 1994 г. 

10. П. Полонский. Евреи и христианство. Несовместимость двух подходов к миру. Сборник статей. Иерусалим-Москва 5755 (1994) г. 

11. А.Н. Бадак и др. Древний Рим. Минск. 2000 г. 

12. В. Вегнер. Рим. Начало, распространение и падение всемирной империи римлян. Т. II. Минск. 2002 г.

13. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 3 Иерусалим. 1986 г.

13. Брокгауз и Ефрон. Еврейская энциклопедия. ТТ. II, III,IV,VI, VII, IX. Репринтное издание. Москва 1991г.

15. Дж. Трахтенберг. Дьявол и евреи. Иерусалим. 5760 г. Москва. 1998 г.

16. Джонс А.Х.М. Правосудие поздней Римской империи. Сайт: www. lib.userline.ru.

17. Христианско- иудейский диалог. Антииудейское законодательство. Сайт: www.school.ort.spb.ru

18. Адин Штейнзальц. Мудрецы Талмуда. Сайт: www.judaica.ru

19. Е. Федорова. Императорский Рим в лицах. Москва. 1979 г.

20. М. Штерн. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т. II Москва –Иерусалим 2002(5762) г.

21.Очерки по истории еврейского народа. Талмудический период. Евреи в Палестине в Талмудический период от начала периода анархии в Римской Империи до упразднения патриархата (235 – 429 гг.). Сайт: www. il4u.org/history/jew.-book/safrai/(safrai-4html)

 

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

23.02.2010, 26379 просмотров.

Читать дальше:
2 3 4 5 6 7



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

01.03.2008 11:21:20

Иерусалимский Храм царя Ирода и... Римский Колизей

Разрушение Иерусалимского Храма царя Ирода и строительство амфитеатра императоров Флавиев (Колизей) что же ещё, кроме времени, связывает эти два исторических события?

 Аркадий Таль

ХрамРимИерусалимИзраиль 

04.02.2009 10:28:14

Царь Ирод. Дальновидный строитель Святой земли

В восьми милях к югу от Иерусалима, где последние низкорослые оливы и каменистые кукурузные поля растворяются в голых бесплодных землях Иудейской пустыни, резко выделяется холм в виде острого конуса со срезанной вершиной, как небольшой вулкан. Это Иродион - одно из великих архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудеи, который на месте небольшого холма воздвиг прекрасный памятник из белоснежного камня и окружил его великолепными дворцами, журчащими бассейнами и террасными садами. Хитроумный и щедрый правитель, блестящий военачальник и один из наиболее впечатляющих и энергичных строителей в древнем мире, Ирод вел свое царство к новому процветанию и мощи.

Том Мюллер (Tom Mueller)

археологияИродионраскопкиИудеяИродианы 

02.11.2008 23:38:52

Иерусалим. Виа Долороса

Наш путь лежит в сердце Арабского Квартала, за рынок, туда, где за высокой каменной стеной укрыт дворик Эль Омари Медресе, где и начинается Крестный Путь, - Via Dolorosa.

ИзраильИерусалимСтарый городбиблияпрогулкаэкскурсияхристианство 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

05.06.2012 16:28:01

Под Кирьят-Гатом найден клад золота и серебра времен восстания Бар-Кохбы

Археологи управления древностей, проводившие раскопки перед строительными работами в районе промышленной зоны Кирьят-Гата, нашли клад золота и серебра, зарытый в землю около 1900 лет назад. Клад был обнаружен в земле на территории раскопанной археологами виллы римской и византийской эпохи.По словам археолога Эмиля Альджема, возглавляющего раскопки, клад, состоящий из 140 золотых и серебряных монет Римской империи, а также из серебряных и золотых женских украшений той же эпохи, был обернут в отрез ткани, от которого сохранились отдельные нити.

раскопкиИзраильнаходки 

29.01.2009 09:44:06

В Израиле найден бюст античного боксера

При раскопках в древнейшей части Иерусалима - Городе Давида археологи обнаружили древнеримский бюст, который был изготовлен во II-III веках н. э. Античный скульптор вытесал голову кудрявого бородатого мужчины с крупными миндалевидными глазами. Авторы исследования из Израильского управления древностями IAA полагают, что бюст изображал знаменитого атлета, скорее всего, боксера. Изваяние весьма миниатюрное - в длину всего 5 см.

ИзраильИерусалимнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100